Потребность ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ
Понятие о потребности
Эта потребность в адаптации к условиям жизни с факторами риска, которые отрицательно влияют на физический, психосоциальный и духовный комфорт человека. Нарушение удовлетворения потребности избегать опасности происходит при низком приспособлении человека к условиям жизни с факторами риска. Например, пациент имеет избыточный вес, нерационально питается, курит, мало двигается. Все это факторы риска, к
которым он не приспособлен. Поэтому у него нарушено удовлетворение потребности избегать опасности.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование:
1. Медсестра в беседе с пациентом выясняет:
- наличие в его образе жизни факторов риска и отношение пациента к ним, степень приспособления пациента к условиям жизни с факторами риска;
- знает ли пациент, как эти факторы влияют на его здоровье;
- есть ли у него желание к оздоровлению своего образа жизни.
( 2. Медсестра в беседе с пациентом о состоянии его здоровья, обращает внимание на чувство страха, напряжение и опасения за свое здоровье.
3. Медсестра выясняет, ощущает ли пациент поддержку семьи в своем состоянии.
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
1) безразличие к состоянию своего здоровья;
2) беспокойство за состояние своего здоровья;
3) страх перед операцией или предстоящим обследованием; j 4) отсутствие адаптации к стрессу;
5) дефицит знаний о здоровом образе жизни;
6) угроза здоровью в связи с факторами риска.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра, общаясь с пациентом, поможет ему психологически, используя слово, интонацию, мимику, приемы отвлечения;
2) медсестра обеспечит пациенту должную поддержку со стороны его окружения;
3) медсестра беседует с пациентом о необходимости оздоровления его образа жизни;
4) медсестра вместе с пациентом составляет план мероприятий по оздоровлению: например, план рационального питания или режим дня для пациента;
5) медсестра обучит пациента навыкам устранения или значительного снижения влияния факторов риска на здоровье пациента. Например: имеет место фактор риска "стресс". Необходимы:
- физическая активность
- ежедневное распределение времени и его запас
- открытый "шлюз" для эмоций
- планирование режима дня
- аутотренинг, расслабление
6) медсестра познакомит пациента с другим пациентом, ведущим здоровый образ жизни;
7) медсестра подберет пациенту необходимую литературу о пропаганде здорового образа жизни.
Потребность ОБЩАТЬСЯ:
Понятие о потребности
Человек - существо общественное, для нормальной жизнедеятельности ему необходимо общение. Ему необходимо постоянно получать информацию об окружающей среде и передавать в окружающую среду информацию о себе. Обмен информацией осуществляется при помощи органов чувств (слух, зрение, обоняние и т.д.)
Виды общения:
- разговор;
- чтение;
- музыка;
- телевидение;
- радио;
- религия.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1.Субъективное обследование:
В беседе с пациентом медсестра выясняет желание или нежелание пациента общаться с окружающим миром:
- родственники
- медперсонал
- соседи по палате
- средства массовой информации
- книги
2.Объективное обследование:
Медсестра выясняет возможность пациента общаться:
- нарушение слуха
- нарушение зрения
- нарушение движения
- интеллекта
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
1) дефицит общения с семьей;
2) недоверие медицинскому работнику;
3) дефицит общения, связанный с физическими недостатками;
4) стремление к самоизоляции.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра организует пациенту доступное для него общение.
Потребность ИМЕТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ:
I Понятие о потребности
В своей жизни каждый человек ориентируется на определенные идеалы (ценности). Это убеждение, вера в то, что хорошо или плохо в жизни. Ценности формируются в человеке под воздействием его социокультурного окружения, образования, личного опыта человека. У каждого они разные, свои.
Медсестре необходимо определить жизненные ценности пациента, так как они могут положительно или отрицательные влиять на его здоровье. Например: пациент считает, что самое главное это хорошо (вкусно, обильно) поесть, что отрицательно влияет на его здоровье. Или у пациента главное в жизни - это здоровье, и он старается делать все для его сохранения. Знание жизненных ценностей пациента поможет медсестре найти аргументы для мотивации пациента на оздоровление образа жизни. Например: для пациента мотивацией на оздоровление может служить забота о семье. Он будет стремиться к выздоровлению, чтобы заботиться о семье.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании: 1. Субъективное обследование:
Медсестра в беседе с пациентом выявляет его жизненные ценности и их влияние на здоровье.
Вам предлагается минимум вопросов, которые медсестра должна вы-! яснить, общаясь с пациентом:
1. Что представляет собой пациент, его психическое и физическое здоровье?
2. Что он имеет (социально-производственный, социально-бытовой, семейный статус)?
3. Что человек говорит о себе, своем здоровье, в частности?
4. Что человек делает в плане сохранения или укрепления здоровья (или наоборот, его ухудшения)? Причем выяснить есть ли расхождения слов с делом.
5. Что пациент дает людям, насколько он ценен для семьи, общества?
6. Что человек берет от общества, в чем нуждается? 1. К чему человек стремится, удовлетворен ли он жизнью вообще, собой, окружающими его людьми?
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
1. безразличие:
- к жизни;
- к своему здоровью.
2. необходимость духовного участия и сочувствия
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) с помощью бесед, наглядных примеров, литературы, медсестра переориентирует пациента на главную ценность в жизни - здоровье;
2) многие пациенты замыкаются в себе, стараясь не обременять своими проблемами окружающих, что отрицательно сказывается на их самочувствии. Медсестра должна тактично вызвать пациента на разговор и дать ему выговориться. Например: молодая женщина, имеющая двоих детей, безнадежно больна. Она целыми днями молчит, уставясь в потолок, находясь наедине со своими проблемами. Ей необходимо дать возможность для выхода эмоций (открыть "шлюз" для эмоций), для того, чтобы она обрела духовное равновесие.
Потребность ИГРАТЬ, РАБОТАТЬ И УЧИТЬСЯ:
Понятие о потребности
Эта потребность образует в пирамиде Маслоу вершину. Она необходима для самовыражения, самореализации человека.
Взрослый человек реализует себя прежде всего в работе. Для этого ему необходимо учиться, необходимо самообразование, совершенствование. Также каждый человек в своей жизни под влиянием окружающей среды играет какую-то социальную роль: матери, лидера (руководителя), подчиненного. Каждый человек реализует потребность в каких-то увлечениях (хобби). Например: рыбалка, охота, коллекционирование и так далее.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании: 1. Субъективное обследование:
Медсестре необходимо в беседе с пациентом определить, насколько выражена эта потребность у пациента:
- как он относится к своей работе, какое место в его жизни она занимает
- есть ли у него стремление к самообразованию, учебе
- какую социальную роль в жизни он играет
- как он проводит свое свободное время, чем увлекается
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
1. беспокойство из-за невозможности реализовать себя в связи с болезнью:
- в работе
- в семье;
2. принижение чувства собственного достоинства;
3. дефицит организованного досуга.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
На основании собранных данных медсестра должна помочь пациенту организовать его досуг во время болезни и ориентировать пациента на оздоровление.
Например: у пациента воспаление обоих глаз, он мучается от бездеятельности. Медсестра организует досуг пациента: радио, чтение пациенту вслух.
Другой пример: медсестра может использовать сведения о том, какую социальную роль играет в жизни пациент. Допустим у пациента выраженное стремление заботиться, опекать кого-то.. К такому пациенту в палату целесообразно положить другого пациента, нуждающегося в повышенном внимании и поддержке. Также целесообразно, чтобы в палате находился пациент в роли лидера, у которого главная ценность в жизни - здоровье.
ГЛОССАРИЙ
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - эффективный способ удовлетворения человеком своих потребностей. Способ достичь гармонии с окружающей средой
КОМФОРТ - состояние при котором человек самостоятельно удовлетворяет свои потребности
ОБРАЗ ЖИЗНИ - способ удовлетворения человеком своих потребностей
ПОТРЕБНОСТЬ - физиологический или психологический дефицит, который человек испытывает на протяжении всей своей жизни и должен его постоянно восполнять для гармоничного роста и развития
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОКРУЖЕНИЕ - общество, в котором живет человек, с его традициями, законами, культурой
ФАКТОР РИСКА - фактор, отрицательно влияющий на образ жизни человека
Приложение 1
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФАКТОРОВ РИСКА В ЖИЗНИ ПАЦИЕНТА:
1. Занимаетесь ли Вы ежедневно зарядкой?
2. Занимаетесь ли Вы бегом?
3. Ходите ли Вы пешком на работу?
4. Пользуетесь ли Вы лифтом в Вашем доме (если он есть)?
5. Любите ли Вы поесть обильно, вкусно?
6. Предпочитаете сладкое, мучное, сдобное, жирное?
7. Вы плотно ужинаете на ночь?
8. Ваш вес составляет: рост - 100 и больше?
9. Вы курите?
Ю.Вы употребляете алкоголь чаще, чем по официальным поводам? 11.Вы старайтесь придерживаться позиции: меня ничего не касается? 12.Вы бурно реагируете на стрессовые ситуации? 13.Вы все время стараетесь регулировать свои эмоции, пользуясь
приемами самовнушения, расслабления? 14.Вы твердо уверены, что здоровый образ жизни - залог Вашего
благополучия?
15.Вы придерживаетесь позиции - ничто в жизни мне не чуждо? 16.Имеете ли Вы режим дня? 17. Планируете ли Вы свой день?
Примечание: используя эти вопросы можно оценить образ жизни Вашего пациента.
СЕСТРИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ.
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ Студенты должны ЗНАТЬ:
- значение сестринского обследования для выявления проблем пациента и их решения
- содержание информации, собираемой медсестрой о пациенте на I
этапе сестринского процесса
- источники информации
- методы обследования пациента
- виды одышки
- типы физиологического и патологического дыхания
- значение сестринской и врачебной документации
УМЕТЬ:
- провести обследование субъективным методом, опрос пациента и его немедицинского окружения
- интерпретировать полученные знания
- оценить данные физического обследования пациента:
• внешний вид
• сознание
• положение в постели
• опрелости и влажность кожи и слизистых
• наличие отеков
- обучить пациента и его семью измерению АД
- регистрировать данные обследования в примерной учебной сестринской истории болезни
ИМЕТЬ НАВЫКИ:
- общения с пациентом и его родственниками
- обследования объективным методом
- измерения роста
- определения массы тела
- подсчета ЧДД
- исследования пульса
- измерения АД
- измерения температуры тела
- цифровой и (или) графической записи показателей функционального состояния пациента: t, ЧДД, Ps, АД, роста, массы, величины суточного диуреза.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Содержание I этапа сестринского процесса.
2. Источники информации о пациенте
3. Методы обследования пациента.
4. Содержание субъективного метода обследования.
5. Содержание объективного метода обследования.
6. Субъективное и объективное обследование по каждой потребности.
7. Определение антропометрии.
8. Нормальные показатели Ps, АД, ЧДД.
9. Определение водного баланса.
10. Документация полученных данных. Заполнение сестринской истории болезни.