Развитие связной речи, как устной, так и письменной.
Занятия по устранению недостатков письма и чтения проводятся на протяжении всего учебного года. Необходимым условием их эффективности является развитие письменной и устной речи.
Коррекция недостатков письма и чтения требует постоянных систематических занятий, отнимает у детей много сил и времени, в результате чего может снизиться общая успеваемость. Поэтому значительно легче и целесообразнее предупреждать нарушения письма и чтения, чем их преодолевать.
Предупреждение нарушении письма и чтения
Одно из необходимых условий предупредительного воздействия — раннее распознавание настораживающих признаков речевого недоразвития.
Ключевым моментом в определении возможных затруднений в письме и чтении и в организации коррекционных мероприятий является изучение фонематического развития детей с речевой патологией.
На основе всестороннего анализа и оценки роли отдельных компонентов речевой деятельности в структуре различных дефектов речи в 60-х гг. была выделена особая категория детей дошкольного возраста с недостаточными предпосылками для обучения письму и чтению.
К этой категории относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
Известно, что самым распространенным дефектом у детей среднего и старшего дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения (см. гл. «Дислалия»). К данной группе относятся дети, у которых наблюдается неправильное произношение отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков (например, свистящих, свистящих и шипящих; свистящих и аффрикат) при нормальном физическом слухе. Более тщательное изучение звуковой стороны речи этих детей показывает несформированность у некоторых из них всей совокупности ее элементов — звукопроизношения, ритмико-слоговой структуры слова, восприятия фонем (речевых звуков). Характер подобных отклонений является фактором риска по отношению к овладению навыками письма и чтения.
Что же представляет собой фонетико-фонематическое недоразвитие?
Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Можно выделить основные проявления, характеризующие это состояние.
1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков. Например, мягкий звук т' произносится вместо звуков с', ч, ш («тюмка», «тяска», «тяпка» вместо сумка, чашка, шапка).
2. Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию и представляющими поэтому меньшую произносительную трудность для ребенка. Обычно звуки, сложные для произнесения, заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р, звук ф — вместо звука ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т и д («табака» вместо собака и т. п.).
3. Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других — заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в речевых высказываниях произносит, например, «Сторял стлогает дошку» вместо Столяр строгает доску.
Отмеченные особенности могут сочетаться и с другими недостатками произношения: звук р — горловой, звук с — зубной, боковой и т. д.
Подобный характер нарушений звуковой стороны речи должен насторожить воспитателя и родителей, так как он свидетельствует о недоразвитии фонематического слуха (способности различения фонем). Существует система приемов, помогающих в таких случаях определить степень его несформированности. Это задания типа:
1) определить разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи. Нередко дети не улавливают различия между своим неправильным произношением и произношением окружающих. Это происходит из-за ослабленного слухового контроля;
2) воспроизвести за взрослым 3 — 4 слоговых сочетания из легких для произнесения звуков типа па-по-пу; па-ба-па. Затруднения при воспроизведении вызываются неправильным восприятием слогов с оппозиционными звуками и слабым различением последовательности звуков;
3) выделить определенный звук из «цепочки» звуков (например, звук с среди звуков т, ц, ч, з, с, ш, р и др.);
4) выделить слог с определенным звуком из ряда слогов (например, слог са из слогов за, ша, са, ча, ща, са и др.);
5) определить наличие звука в слове (например, звука с в словах санки, шуба, носки, зонт, нос, щука). В подобных заданиях от ребенка не требуется произнесения звука, так как это может его затруднить. Важно выяснить состояние восприятия речевых звуков, поэтому ребенок реагирует определенным действием (поднимает руку, фишку или картинку), если услышит заранее обусловленный звук.
Названные, задания позволяют с большой определенностью выяснить возможности восприятия звуков, дефектных в произношении.
Важно обратить внимание и на состояние восприятия тех звуков, которые ребенок произносит достаточно правильно. Нередки случаи, когда нарушается или не развивается в должной степени восприятие так называемых «сохранных» звуков (т. е. произносимых с соблюдением необходимого артикуляционного уклада).
У детей, входящих в эту группу, при внешне благополучном произношении наблюдаются значительные затруднения в восприятии звуков, которые без внимательного изучения могут остаться незамеченными. Именно такие дети часто неожиданно для окружающих оказываются неуспевающими по письму и чтению.
Недоразвитие фонематического слуха отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов. Так, дети затрудняются:
а) в выделении первого гласного, согласного звука (называют или первый слог, или все слово);
6) в подборе картинок, включающих заданный звук. В предлагаемый ребенку набор входят картинки, в названиях которых есть нужный звук, — шапка, кошка, душ; нет нужного звука — почка, окно, ракета; есть звук, смешиваемый с заданным, — сапога, чайник, щетка;
в) в самостоятельном придумывании и назывании слов с заданным звуком.
Своевременное выявление детей с фонетико-фонема-тическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения в условиях детского сада позволяет не только исправить речевой дефект, но и полностью подготовить их к обучению в школе:
Содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
Основными задачами коррекционного обучения являются следующие:
!. Формирование звукопроизношения.
2. Развитие фонематического слуха.
3. Подготовка к обучению грамоте.
Логопедическая работа начинается с уточнения артикуляции имеющихся у детей (сохранных) звуков.
Организационно занятия проводятся как фронтально (со всей группой), так и индивидуально.
Фронтальные занятия проводятся на протяжении всего года в определенной системе по единому плану с учетом индивидуальных особенностей детей. На этих занятиях прежде всего отрабатывается произношение гласных звуков: у, а, и, э, о, затем простых согласных: п, п', к, к', л', х, с, с', з, з' и вновь поставленных звуков: ц, т, б, б', д, д', г, г', ш, л, ж, р, р', ч, щ.
В процессе развития звукопроизношения у детей воспитывается внимание к звуковой стороне речи. Исправляя произношение звуков, логопед учит детей вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и исправлять свои ошибки. Наряду с упражнениями на закрепление поставленных звуков постепенно вводятся упражнения на дифференциацию звуков по следующим признакам: глухие и звонкие (ф-в, с-з, п-б, т-д, к-г, ш-ж); свистящие и шипящие (с-ш, з-ж)', фрикативные и аффрикаты (с-ц): плавные и вибранты (р-л, р'-л'), мягкие и твердые (с-с', з-з' и др.).
С целью воспитания внимания к звуковой стороне речи и слуховой памяти в системе обучения предусматриваются специальные упражнения, которые можно разделить на две группы. Одна группа упражнений направлена только на восприятие речи — дети отвечают на вопросы при помощи действий, показа картинок. Сюда относится запоминание воспринятых на слух рядов слов, специально подобранных инструкций и другого речевого материала. Эти упражнения особенно необходимы в самом начале обучения, когда активный, правильно произносимый словарь детей ограничен. Вторая группа упражнений, имея те же цели, предусматривает не только правильное восприятие лексического материала, но и его воспроизведение. Сюда относится повторение воспринятых на слух слоговых рядов, рядов слов, предложений; заучивание наизусть различного речевого материала в связи с закреплением правильного звукопроизношения.
По мере овладения новыми звуками детей постепенно знакомят с изменением форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Так, например, при закреплении правильного произношения звуков с, с', з, з' дети подбирают существительные к прилагательным (синий... автобус, синяя... ваза, зеленая... скамейка).
При дифференциации звуков р-л логопед подбирает словосочетания, в которых дети употребляют существительные в определенных падежах (Дрова рубят... топором. Дрова пилят... пилой).
В это же время вводятся разнообразные упражнения на составление и распространение предложений по вопросам, опорным словам, по демонстрации действий.
Постепенно в предложения включают предлоги, особенно те, которые не всегда правильно употребляются детьми: над, из-за, из-под, между, через.
Далее логопед начинает включать в занятия упражнения в пересказе, заучивании текстов, составлении рассказов по картине, серии картин.
На каждом фронтальном занятии проводятся упражнения по подготовке детей к анализу звукового состава слова. Сначала внимание дошкольников привлекают к отдельным звукам и звукам в составе слова («Хлопни в ладоши, если услышишь звук у, если услышишь слово со звуком т, слог со звуком и» и т. п.; «Отбери кар-Гинки, в названии которых есть звук к» и т. п.).
Постепенно от умения слышать отдельный звук в составе слова детей подводят к овладению навыками полного звукового анализа простейших односложных слов.
Предусматривается определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа. Так, первоначальная подготовка к анализу включает в себя следующие разделы:
1) выделение первого ударного гласного звука (а, о, у, и) в начале слова. На материале этих звуков детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности. Дети определяют количество звуков и их последовательность в звукосочетаниях;
2) выделение первого и последнего согласного звука в односложных словах (кот, мак): анализ и синтез обратного слога типа an, ут, ок;
3) выделение в слове ударного гласного из положения после согласного (кот, танк);
4) овладение звуковым анализом и синтезом прямых слогов типа са, а также односложных слов типа суп, сок, сук.
По мере овладения детьми этими навыками во фронтальные занятия включают все большее количество упражнений, сочетающих в себе закрепление поставленных звуков с осознанным анализом и синтезом звукового состава слов. Эта работа помогает быстрейшему введению в речь поставленных звуков.
Постепенно основной единицей изучения становится слово. Детей учат делить слово на слоги, используя в качестве зрительной опоры схему. Сначала обозначается все слово: , затем слоги: и далее звуки: . Дети овладевают полным звукослоговым анализом односложных, двусложных и трехсложных слов без стечения согласных и со стечением (ваза, панама, стул, кошка, стакан, капуста и др.). Дети узнают, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков. По мере обучения осуществляется переход к полному анализу и синтезу слов без помощи схемы. Параллельно проводятся упражнения на преобразование слов путем замены одного звука другим (Мура — Шура, кот — рот и т. п.). В это же время дети усваивают термины «слог», «слово», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый», «мягкий», «звонкий», «глухой» (согласные звуки).
В результате многочисленных упражнений на правильное произношение звуков, на анализ и синтез звукового состава речи дети оказываются хорошо подготовленными к овладению чтением. Теперь перед ребенком ставятся новые задачи: освоить буквенные обозначения звуков, научиться сливать буквы в слоги, усвоить сознательное, беглое, послоговое чтение.
Эффективным приемом обучения является чтение по следам анализа: слово после предварительного анализа складывается из букв разрезной азбуки, затем оно делится на слоги и звуки и далее следует обратный процесс — соединение звуков в слоги и чтение слова по слогам. Необходимо строго следить за тем, чтобы ребенок читал слитно. Сначала воспитывается навык одновременного восприятия двух букв, затем трех. Очень важно следить, чтобы дети понимали каждое прочитанное ими слово, а позднее и предложение, небольшой текст. Для тренировочных упражнений рекомендуется использовать составленные из букв слоговые ряды, специально подобранные слоги и слова, оформленные в виде таблиц.
Обучение складыванию слов из разрезной азбуки сочетается с обучением письму. По следам звукового анализа и синтеза дети пишут печатными буквами, а потом читают написанное (слова, предложения, небольшие рассказы).
Большое внимание уделяется разнообразным упражнениям на преобразование слов (составить из данных букв ряд слов; путем добавления букв сложить новые слова; вставить в слово недостающие буквы и др.).
Итак, к концу обучения дети должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка, владеть навыками осознанного звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры, уметь читать и писать слова, предложения и небольшие тексты с последующим объяснением смысла прочитанного. Кроме того, в детском саду дети практическим путем усваивают некоторые правила правописания: раздельное написание слов, постановка точки в конце предложения, употребление заглавной буквы в собственных именах и в начале предложений. Вся система коррекционных занятий позволяет сформировать у дошкольников полноценную речь, дает возможность не только преодолеть речевые недостатки ребенка, но и подготовить его к школе.
Обучение в общеобразовательной школе после такой поэтапной подготовки не представляет специфических трудностей. Более того, наблюдения показывают, что дети, закончившие коррекционное обучение в полном объеме, нередко оказываются лучше подготовленными к усвоению грамоты, чем их сверстники.
Контрольные вопросы
1. Что вы знаете о причинах, вызывающих дисграфию и дислексию у детей?
2. Как можно установить дисграфию у ребенка?
3. Как выявляется дислексия у детей?
4. Какие категории дисграфических и дислексических ошибок вы знаете? Почему они иначе называются диагностическими?
5. Может ли дисграфия проявляться у детей изолированно (при отсутствии дислексии)? Обоснуйте вывод.
6. В чем состоит тесная взаимосвязь между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения?
7. В чем заключается единство системы работы по преодолению дефектов устной речи, письма и чтения?
8. Может ли принести пользу в устранении дисграфии упражнение детей в списывании? Обоснуйте вывод.
9. Могут ли дать положительный результат при устранении дислексии упражнения в запоминании начертаний букв путем их обводки, раскрашивания, вырезывания? Обоснуйте вывод.
10. Почему в начале занятий по устранению нарушений письменной речи рекомендуется заменять написание слов складыванием слов из разрезной азбуки?
11. Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие речи?
12. К чему приводит сниженный фонематический слух? Каковы специфические ошибки письма?
13. Каковы задачи коррекционного обучения в группе с фонетико-фонематическим недоразвитием?
14. В какой последовательности проводится работа по подготовке к звуковому анализу и синтезу с детьми, страдающими фонетико-фонематическим недоразвитием речи?
15. Как у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи осуществляется переход к овладению чтением и письмом?
16. Какими знаниями, умениями овладевают дети к концу обучения?
Контрольные задания
1. Составьте план логопедического обследования детей, имеющих нарушения письма и чтения.
2. Составьте специальные тексты для обследования письма и чтения у первоклассников.
3. Познакомьтесь в любом логопедическом учреждении с протоколами обследования фонематического восприятия у детей. Проанализируйте характер и степень нарушения фонематического слуха у каждого ребенка. Выпишите звуки речи, которые ребенок не дифференцирует на слух, сгруппировав их по оппозиционности.
4. Раскройте особенности произношения и восприятия звуков у детей 6-летнего возраста с фонетнко-фонематическим недоразвитием.
5. Расскажите, какие требования предъявляются к построению фронтального занятия в группе детей с фонетико-фонематическнм недоразвитием.
6. Используя рекомендуемую литературу, составьте примерный конспект занятия на закрепление звука с.
7. Используя рекомендуемую литературу, составьте примерный конспект занятия на дифференциацию звуков с и ш.
8. Используя рекомендуемую литературу, составьте примерный конспект занятия по обучению грамоте.
9. Составьте примерный конспект занятия с применением схем разбора слов (на любом звуковом материале).
10. Проанализируйте в соответствии с предъявляемыми требованиями составленный вами конспект занятия.
11. Познакомьтесь с образцами письменных работ детей, имеющих дисграфию и дислексию. Проанализируйте характер специфических ошибок в их письме. Систематизируйте эти ошибки, обозначив их специальными терминами.
12. Составьте 1 — 2 конспекта логопедических занятий по устранению нарушений письменной речи у детей, использовав пособие Л. Н. Ефименковой и И. Н. Садовниковой «Исправление и предупреждение дисграфии у детей» (М., 1972. — С. 35 — 112) и другие пособия.
13. Проведите тщательное детальное логопедическое обследование устной и письменной речи ребенка, имеющего дисграфию и дислексию. Составьте подробную речевую карту. Напишите заключение.
14. Составьте конспект урока по развитию словарного запаса у детей, имеющих нарушения письменной речи.
15. Составьте конспект урока для учащихся первого класса по развитию грамматического строя речи.
16. Составьте конспект урока по развитию навыков звукового анализа и синтеза на начальных этапах обучения грамоте.
17. Составьте перспективный план работы по устранению дисграфии и дислексии, использовав материал гл. «Нарушения письма и чтения у детей с недоразвитием речи» из книги «Основы теории и практики логопедии» (под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1968).
Литература
Ефименкова Л. Н., Садовникова И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. — М., 1972.
Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников. — М.,1971. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М., 1985. Колповская И. К., Никашина Н. А., Спирова Л. Ф. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1968.
Правдина О. В. Логопедия. — М., 1969. Чиркина Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата.-- М., 1969.
Глава XI. Нарушения речи у детей с недостатками слуха
Для развития речи ребенка решающее значение имеет полноценный слух. Ребенок слышит речь взрослых, подражает ей и самостоятельно учится говорить. Глухие дети не овладевают речью без специального обучения. У детей с остатками слуха (слабослышащие дети) речь оказывается грубо нарушенной.
Слух играет большую роль и в интеллектуальном развитии ребенка: слушая объяснения взрослых, малыш знакомится с окружающим миром, овладевает сложным познанием действительности.
Дети усваивают значения многих слов до того, как овладевают умением говорить.
Слуху принадлежит еще одна важная роль: с его помощью ребенок получает возможность контролировать собственную речь и сравнивать ее с речью окружающих. Так, он усваивает не только правильное звукопроизношение, но и лексико-грамматический строй языка. В дальнейшем сохранный физический слух является необходимым условием для успешного овладения детьми чтением и письмом.
В процессе нормального развития слуховой функции у ребенка можно выделить ряд этапов:
а) в первые часы после рождения у ребенка возникает простая реакция на звук (по типу безусловных рефлексов), когда в ответ на громкий стук, удар, шумы происходят изменения в сосательных движениях, пульсации, дыхании;
б) на 3-м мес. у ребенка формируется способность различать звуки по высоте и тембру;
в) в 10 — 11 мес. формируется способность к различению слов и фраз по их интонационной и ритмической окраске;
г) в период дальнейшего формирования речи благодаря постепенному совершенствованию слуховой функции улучшается восприятие звукового состава речи, формируется способность к различению на слух всех фонем родного языка. Это является одним из необходимых условий для успешного становления детской речи.
Классификация нарушений слуха
Классификация нарушений слуха определяется характером поражения слуховой функции и состоянием речи. В зависимости от этого выделяются два вида слуховой недостаточности: глухота и тугоухость.
Глухота
Наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Полная глухота встречается редко. В большинстве случаев сохраняются хотя бы небольшие остатки слуха. С их помощью ребенок может воспринимать очень громкие, резкие неречевые звуки (звонок, свисток), отдельные звуки речи, а иногда простые, хорошо знакомые слова, произнесенные громко около ушной раковины.
Глухота может быть врожденной и приобретенной.
Врожденная глухота встречается реже. Причинами ее являются:
1) неправильное развитие слухового органа во внутриутробный период (влияние наследственного фактора);
2) неблагоприятные условия развития плода в результате воздействия вредных факторов в период беременности матери: перенесенные инфекционные заболевания — грипп, корь, травмы и т. д.; употребление матерью алкоголя; лечение стрептомицином и другими лекарственными препаратами; травма плода в первые месяцы беременности.
Приобретенная глухота чаще всего является результатом воспалительных процессов во внутреннем ухе и слуховом нерве при различных заболеваниях: менингите, кори, скарлатине, гриппе, свинке и т. д.
В зависимости от времени возникновения различают раннюю глухоту, возникшую в период доречевого развития, и позднюю, наступившую, когда у ребенка речь уже сформировалась.
Тугоухость
Поражение слуха, при котором возникают трудности в восприятии речи с помощью слуха. Если при глухоте восприятие речи резко ограничено, то при тугоухости в специально создаваемых условиях (усиление голоса, использование специальной звукоусиливающей аппаратуры и др.) возможности восприятия речи возрастают.
Причины возникновения тугоухости разнообразны. Снижение слуха наступает:
1) как результат острого или хронического воспаления среднего уха: происходят патологические изменения в среднем ухе — прободение барабанной перепонки, рубцы, сращения, что приводит к нарушению подвижности барабанной перепонки и цепи слуховых косточек;
2) как результат хронических заболеваний носа и носоглотки (например, аденоидные разращения); при этом нарушается проходимость евстахиевой трубы;
3) как результат перенесенных инфекционных заболеваний (скарлатины, гриппа, кори);
4) как результат врожденных аномалий органов слуха в эмбриональном периоде.
Тугоухость может быть выражена в различной степени — от незначительного нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения возможности восприятия речи разговорной громкости.
Существует несколько классификаций нарушений слуха. Среди них наиболее распространенными являются классификации Б. С. Преображенского и Л. В. Неймана.
Согласно первой классификации выделяются четыре степени снижения слуха: легкая, умеренная, значительная, тяжелая — в зависимости от расстояния, на котором воспринимается разговорная и шепотная речь. Диапазон восприятия при этом значителен.
Так, при легкой степени снижения слуха шепотная речь может восприниматься на расстоянии от 3 до 6 м, при тяжелой степени — на расстоянии от 0 до 0,5 м.
Л. В. Нейман выделяет три степени тугоухости, учитывая не только расстояние, на котором воспринимается речь, но и состояние речи.
Обследование слуха
Наиболее простым методом обследования слуха является исследование слуха с помощью речи шепотной и обычной разговорной громкости. Слова подбирают с низкой и высокой частотной характеристикой. Например:
санки бабушка
шуба ворона
спички лак
снегурочка ворота
щетка лампа
дедушка радуга
В обычных условиях обследования в обстановке относительной тишины восприятие шепотной речи считается нормой на расстоянии 6 — 7 м.
Если ребенок повторяет слова неуверенно, необходимо приблизиться на 1 м. Затем отмечается расстояние, при котором ребенок повторяет слова уверенно.
Если ребенок не слышит ни одного слова, следует выявить способность к восприятию гласных и согласных звуков: м, н, р, д, г, у, о (низкочастотные); шипящие, и, э (высокочастотные) (СНОСКА: Высокочастотные звуки слышатся лучше, чем низкочастотные)
В процессе обследования необходимо учитывать общее состояние ребенка: утомляемость, внимание, готовность к выполнению заданий.
Уставший ребенок легко отвлекается, не воспринимает смысл задания. В таких случаях неточные ответы будут результатом неблагоприятного общего состояния и не дадут объективной картины снижения слуха. Отсюда возникают диагностические ошибки.
Если ребенок не владеет устной речью и не понимает словесных поручений, рекомендуется использовать звучащие (бубен, свисток) и озвученные игрушки (птичка, лающая собачка и др.).
Во время обследования необходимо соблюдать определенное условие: надо создавать такую обстановку, при которой ребенок был бы занят делом (играл с мамой, рассматривал картинки, игрушки). В таком случае исключается угадывание звукового сигнала по манипуляции логопеда с озвученными игрушками.
Каждую реакцию ребенка на поданный звуковой сигнал необходимо тщательно фиксировать: ребенок прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука, совсем не обращает внимание на звук.
Предлагаемые приемы проверки слуха не являются достаточно точными и объективными в определении дозировки силы звука, в отношении конечной оценки результатов. Поэтому при выраженных нарушениях слуха необходимо направлять ребенка к специалисту-отоларингологу и делать аудиограмму (исследование слуха с помощью специального прибора — аудиометра).
Особенности речи слабослышащих детей
Состояние речи детей зависит от разных факторов. Основные из них следующие:
1) степень снижения слуха — чем хуже ребенок слышит, тем хуже он говорит;
2) время возникновения дефекта слуха: если слух был нарушен после 3 лет. у ребенка может быть фразовая речь с незначительными отклонениями в словаре, грамматическом строе, звукопроизношении. Если поражение слуха произошло в школьном возрасте, то при хорошем владении фразовой речью ошибки в основном выражаются в оглушении звонких согласных, невнятном произношении безударных слогов, смазанной артикуляции и т. п. Снижение слуха в раннем возрасте приводит к тяжелому расстройству речи;
3) условия, в которых развивается ребенок после поражения слуха: своевременно начатые занятия дают наибольшую эффективность в работе;
4) физическое и психическое состояние слабослышащего ребенка — у соматически ослабленных детей, психически малоактивных формирование речи происходит менее активно.
Для слабослышащих, потерявших речь в раннем возрасте, в большинстве случаев характерно недоразвитие всех компонентов речевой системы, охватывающее лексику, грамматику, фонетику. Неполноценность восприятия слов на слух приводит к бедности и искаженности словарного запаса, к ограниченности значений слов, даже употребляемых в речи.
Так, наряду с многозначностью, расширенностью значений ряда слов словарю ребенка присуща конкретность: почти отсутствуют обобщающие понятия (транспорт, посуда, животные и т. д.). смешиваются названия целого предмета и его частей, наблюдается взаимозамещение названий предметов и действий (рисовать — карандаш: раскладушка — лежать; обложка — тетрадь и т.п.). Затруднено усвоение служебных слов и слов с отвлеченным значением.
Грамматический строй речи у слабослышащих детей не сформирован в той степени, какая характерна для нормально развивающихся детей того же возраста. Неточность слухового восприятия слов, в особенности их окончаний, суффиксов и приставок препятствует вычленению грамматических форм слова, усвоению грамматических связей между словами. Грубые нарушения проявляются по-разному: от употребления только однословных предложений до развернутой фразы с ошибками в падежах, родовых, числовых, временных согласованиях, в употреблении предложных конструкций («Матык мат» вместо Мальчик бросил мяч).
Не расслышав безударное начало или конечную часть слова, дети либо опускают их, либо употребляют в искаженном виде («купай» вместо купает).
Фонетическая сторона речи изобилует многочисленными ошибками в звукопроизношении, в воспроизведении слов различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Дети со сниженным слухом часто смешивают в произношении слова, фонетически сходные, но различные в смысловом отношении (песок — носок).
Затруднения в дифференциации звуков на слух порождают многочисленные нарушения звукопроизношения.
Характерными недостатками при этом являются следующие:
а) смешение звуков, чаще звонких с глухими, шипящих со свистящими, твердых с мягкими;
б) часто встречается замена одних звуков другими, например свистящих с-з взрывными т-д и т. п.;
в) дефекты смягчения («тетушка» вместо дедушка, «тота» вместо тетя); дефекты озвончения;
г) отсутствие одного из составных звуков в связи с поздним формированием аффрикат;
д) искаженное произнесение звуков.
Наряду с этим слабослышащие дети не овладевают произношением сложных по артикуляции звуков (р, л, ч, щ, ц и др.).
Для речи слабослышащих характерна общая смазанность, обедненность интонации. Голос у таких детей глухой и слабомодулированный. Темп речи, как правило, замедленный.
Письменная речь слабослышащих детей по мере ее формирования во многом отражает дефекты устной речи.
Трудности усвоения письма и чтения обусловлены не только неполноценностью слуха, но и недоразвитием фонематического восприятия речи.
К числу характерных ошибок на письме относятся замены букв («капутка» вместо бабушка). Не овладев в достаточной мере звуковым составом слов, дети нередко воспроизводят на письме только ударную часть слова («алок» вместо потолок), а подчас искажают слово до неузнаваемости («дрки» вместо круги).
Ограниченный запас слов и недостаточное овладение грамматическим строем языка влекут за собой и ограниченное понимание читаемого текста.
У слабослышащих детей можно наблюдать и другие дефекты речи, не связанные с состоянием слуха: ринолалию (открытую и закрытую), нарушение темпа речи.
Основные направления коррекционной работы
Работа по формированию правильной речи у слабослышащих детей должна носить систематический характер и начинаться сразу же с момента выявления нарушения слуха.
Определяя последовательность и содержание коррекционной работы, необходимо опираться:
а) на закономерности развития речи ребенка в норме;
б) на имеющийся запас речевых навыков.
При легкой степени снижения слуха оказывается достаточным усиление громкости разговорной речи на занятиях. Это помогает активизировать ослабленный слух ребенка.
При тяжелых степенях снижения слуха необходимо использовать сохранные анализаторы, в первую очередь зрительный: детей приучают считывать с губ, что помогает с наибольшей полнотой понимать речь окружающих. В свою очередь это способствует дальнейшему речевому развитию на основе подражания.
Коррекционно-воспитательная работа со слабослышащими детьми осуществляется по следующим направлениям: развитие понимания речи, уточнение и расширение лексического запаса, формирование грамматрического строя речи, а также звукопроизношения. Одновременно проводятся занятия по обучению грамоте — чтению и письму.
На всех видах занятий обязательно используется остаточный слух детей, который усиливают с помощью специальной аппаратуры.
Коррекционное обучение осуществляется в специальных яслях, детских садах для детей с нарушениями слуха, где они находятся с 2 до 7 лет. С 7 лет они продолжают обучение в школе для слабослышащих детей.
Предупреждение нарушений слуха у детей
Профилактика нарушений слуха у детей осуществляется главным образом родителями и воспитателями детских учреждений.
Профилактические мероприятия необходимо начинать с внутриутробного периода развития ребенка, оберегая мать в период беременности. После рождения ребенка важно тщательно следить за его здоровьем: держать уши в чистоте, предупреждать воспалительные процессы в органах слуха, принимать меры по избежанию бытовых травм. У маленьких детей крайне важно оберегать уши от холода, так как частые простуды могут привести к патологии речевого аппарата.
Надо помнить, что для слуха вредны очень громкие звуки, крик, шум в группе. Поэтому следует создавать детям охранительный, щадящий режим, избегать сильных звуковых раздражителей, общения на повышенных тонах.
В целях предупреждения нарушений слуха врач-отоларинголог должен периодически обследовать детей. Это помогает своевременно устранять малейшие патологические изменения, которые могут привести к снижению слуха.
Если у ребенка уже имеется врожденное или приобретенное поражение органа слуха, необходимо безотлагательное вмешательство врача: от времени начала лечения во многом зависит, какой характер будет носить нарушение слуха и как это повлияет на формирование речевой функции.
Контрольные вопросы
1. Какова роль слуха в формировании личности ребенка?
2. Какие причины вызывают отсутствие или снижение слуха?
3. Как можно проверить слух в условиях детского сада?
4. Как подбирать материал для обследования слуха?
Контрольные задания
1. Расскажите о четырех степенях снижения слуха.
2. Составьте альбом для обследования слуха в домашних условиях.
3. Раскройте о