Диагностика речевой акустической агнозии
При исследовании данного вида слуховой агнозии ребенку предъявляются ряды «оппозиционных» [б]—[п], [д]—[т] или «коррелирующих» [г]—[к], [к]—[г], [р]—[л], [л]—[р] фонем, а также ряды слогов («ба-па», «да-та»). Диагност предлагает ребенку внимательно прослушать предъявляемые звуки, а затем повторить их. По данным методики выясняется, что дети, страдающие речевой акустической гнози-ей, воспринимают звуки речи как нечленораздельные шумы, не могут отличить близкие, отличающиеся только одним признаком фонемы (больные повторяют «ба-па» как «ба-ба» или «па-па»). При этом они ощущают какое-то отличие, которое не в состоянии уяснить.
Задание
Охарактеризуйте основные виды слуховых агнозий.
Тест 5
1. Основными причинами слуховой агнозии являются поражения:
а) слухового анализатора;
б) вторичных отделов височной коры головного мозга;
в) затылочной области коры.
2. Слуховая агнозия — это гностическое расстройство, отражающее нарушение слухового восприятия:
а) при сохранной элементарной чувствительности;
б) нарушенной элементарной чувствительности;
в) нарушении элементарной слуховой чувствительности.
3. К основным видам слуховой агнозии относят:
а) аритмию, амузию, соматоагнозию, собственно слуховую агнозию, речевую акустическую агнозию;
б) буквенную агнозию, оптико-пространственную агнозию, амузию, нарушение интонационной стороны речи, аритмию;
в) речевая акустическая агнозия, аритмию, амузию, собственно слуховую агнозию, нарушение интонационной стороны.
4. Вид слуховой агнозии, который является основным источником сенсорной афазии:
а) речевая акустическая агнозия;
б) нарушение интонационной стороны речи;
в) собственно слуховую агнозию.
5. Нарушение, для выявления которого ребенку предлагается пропеть фразу:
а) амузия;
б) нарушение интонационной стороны речи;
в) речевая акустическая агнозия.
6. Вид слуховой агнозии, сходный с явлениями нарушения фонематического слуха:
а) аритмия;
б) собственно слуховая агнозия;
в) речевая акустическая агнозия.
7. Явление дефекта слуховой памяти заключается в том, что:
а) ребенок не может выбрать слуховые дифференцировки;
б) не способен различить сходные звуки;
в) не способен узнать знакомую мелодию.
8. Форма нарушения слухового гнозиса, при которой больной не может определить смысл простых, бытовых звуков
а) собственно слуховая агнозия-
б) аритмия;
в) речевая акустическая агнозия.
ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Затылочная область больших полушарий мозга обеспечивает, как известно, процессы зрительной перцепции При этом собственно зрительную перцептивную деятельность (зрительный гнозис) обеспечивают вторичные отделы зрительного анализатора в их взаимосвязи с теменными структурами. При поражении затылочно-теменных отделов мозга (как левого, так и правого полушария) возникают различные нарушения зрительно-перцептивной деятельности прежде всего в виде зрительных агнозий.
Виды зрительных агнозий
Самостоятельное диагностическое значение в нейропсихологии имеют предметная, симультанная, лицевая символическая и цветовая агнозии.
Предметная агнозия
Предметная агнозия возникает при поражении «широкой зоны» зрительного анализатора и может быть охарактеризована как отсутствие процесса узнавания или как нарушение целостности восприятия предмета при возможном опознании отдельных его признаков или частей Она может иметь различную степень выраженности — от максимальной (агнозия реальных предметов) до минимальной (трудности опознания контурных изображений в зашумленных условиях или при наложении друг на друга) Как правило, наличие развернутой предметной агнозии свидетельствует о двустороннем поражении затылочных отделов.
При односторонних поражениях структура зрительной предметной агнозии различается. Поражение левого полушария в большей степени проявляется нарушением восприятия объектов по типу перечисления отдельных деталей, в то время как патологический процесс в правом полушарии приводит к фактическому отсутствию акта идентификации.
Симультанная агнозия
Симультанная агнозия возникает при дву- или правостороннем поражении затылочно-теменных отделов мозга Суть этого феномена в крайнем его выражении состоит в невозможности одновременного восприятия нескольких зрительных объектов или ситуации в комплексе. Воспринимается только один предмет, точнее, обрабатывается, только одна оперативная единица зрительной информации, являющаяся в данный момент объектом внимания. Симультанная агнозия не всегда имеет отчетливую выраженность. В ряде случаев наблюдаются лишь трудности в одновременном восприятии комплекса элементов с потерей каких-либо деталей или фрагментов. Эти трудности могут проявляться при чтении, рисовании. Нередко симультанная агнозия сопровождается нарушением движений глаз (атаксия взора).
Лицевая агнозия
Лицевая агнозия проявляется при поражении правого полушария мозга (средних и задних его отделов). Степень ее выраженности различна: от нарушения запоминания лиц в специальных экспериментальных заданиях (неузнавание знакомых лиц или их фотографий) до неузнавания самого себя в зеркале. Кроме того, возможно избирательное нарушение либо собственно лицевого гнозиса, либо запоминания лиц.
В чем специфика «лица» как зрительного объекта по сравнению с предметом? Интерпретация нарушения лицевого гнозиса как дефицитарности целостного восприятия объекта подтверждается данными о трудностях игры в шахматы, имеющих место у больных с поражением правого полушария.
К тому же в восприятии лица всегда содержится вклад индивидуальности воспринимающего, усматривающего в лице нечто свое, субъективное, даже если это портреты известных людей. Специфика воспринимаемого лица и в его неповторимой целостности, отражающей индивидуальность «образца», и в отношении воспринимающего к оригиналу.
Символическая агнозия
Одностороннее поражение левой затылочно-теменной области может привести к расстройству восприятия символов, характерных для знакомых пациенту языковых систем. Нарушается возможность идентификации букв и цифр при сохранении их написания. Это явление называется символической агнозией. Изолированно буквенная и цифровая агнозия встречается достаточно редко. Обычно при более широком поражении с «захватом» собственно теменных структур с их функцией пространственного анализа и синтеза нарушается не только восприятие, но и написание и списывание графем. Тем не менее важно, что этот симптом имеет левополушарную локализацию.
Цветовая агнозия
Цветовая агнозия — наименее изученная форма нарушения зрительного восприятия. Однако имеются данные о расстройствах восприятия цвета при поражении правого полушария мозга. Они проявляются трудностями в дифференцировке смешанных цветов (коричневый, фиолетовый, оранжевый, пастельные тона). Кроме того, можно отметить нарушение узнавания цвета реальных предметов по сравнению с сохранностью узнавания цветов, предъявляемых на отдельных карточках.
В заключение описания синдромов нарушения зрительной перцепции следует сказать, что, несмотря на достаточно тонкий их анализ в клиническом нейропсихологическом аспекте, в этой области существует достаточно «белых пятен», главным из которых является определение факторов, нарушение которых при локальных поражениях мозга приводит к формированию столь разнообразных расстройств зрительноперцептивной деятельности.