Как основа сочинения сюжета сказки
Вернемся к истории Светы. Мы определили цели наще. го героя или героини в будущей сказке. Это освобождение ох чувства вины и стыда, преодоление страха, возвращение себе самоуважения.
Что может помочьгероине на пути к цели? Каковыее скрытые ресурсы?Ими могут оказаться: ■©" обнародование скрываемого; Ф мужество, необходимое, чтобы признаться в совершенном
поступке; "0" силы для преодоления страха; ■0" обретение веры в себя; ■©" возмещение нанесенного ущерба.
Прочитайте еще раз наш список того, что может помочь героине на пути к цели. Подумайте, какими символами можно было бы эти понятия передать.
Обнародование скрываемого.Какие ассоциации у вас возникают при этих словах? У каждого возникнут свои ассоциации, но что-то будет общим для большинства. Например, это могло бы быть: Ф открытие пещеры; Ф зажигание света в темном помещении; Ф снятие маски;
■©• зачитывание свитка на площади; Ф разрушающийся замок кого-то злого.
Мужество для признания.Что может символизировать мужество? Ф Богатырь;
"©" трава тимьян (древние войны применяли ее для поддержания боевого духа); Ф цветок ириса (ирис — символ мужественности, считается, что его острые листья, похожие на мечи, пробуждают в мужчинах воинский дух); ■©" боевой конь.
&12
Силы для преодоления страха.Что приходит в голову при этих словах? ф Волшебный эликсир; ф канатоходец; ф укротитель львов; ф сам лев; Ф волк; ф драгоценный камень.
Обретение веры в себя.ф Путеводная звезда; ф клубочек, ведущий к цели; •$■ волшебное кольцо.
Возмещение ущерба.Ф Денежная компенсация; ■©• подарок; Ф работа, служба.
Мы набросали понятия и символы, которые могут ассоциироваться с тем, что может помочь нашей героине на пути к цели. Возможно, у вас появились свои идеи. Это очень хорошо. Вы можете их использовать при сочинении сказки.
А сейчас попробуем свободно поиграть с этими понятиями и символами. Как они могут быть связаны с повествованием сказки и с главной героиней? Переходим к этапу создания ситуаций для обретения героиней цели.
Выбираем по одному или нескольку понятию из каждо-Го списка, составляем возможный сюжет. Вариантов может "ьггь много. Вот только несколько примеров.
1. Снятие маски — богатырь — путеводная звезда — подарок.
2. Зажигание света — трава тимьян — волшебный эликсир.
3. Цветок ирис — лев — укротитель льва — работа.
4. Конь — драгоценный камень — волк — разрушающийся замок кого-то злого.
5. Волшебное кольцо — открытие пещеры — канатоходец.
Из получившейся цепочки составляем сюжет. Что могд0 бы происходить с этими персонажами и символами в сказке?
Возьмем первый пример. Это мог бы быть богатырь, но-сивший все время маску. Он с помощью путеводной звезды нашел дорогу к мудрецу, который помог избавиться от маски и вручил подарок. Или это была бы героиня, которая должна была сорвать с кого-то маску, чтобы снять заклятие. И она повстречала богатыря, который ей подарил подарок, с помощью которого она нашла свою путеводную звезду и сняла заклятье.
Чем необычнее сюжет, тем более захватывающая сказка получается. А символы, которые мы используем, неизменно приведут нас к задуманному содержанию сказки.
Сочиняем сказку, используя сочетания симво-лов.
Возьмите любой из приведенных примеров сочетания символов или придуманное вами сочетание, сделайте несколько набросков сюжета. Выберите тот, который вам больше всего понравился, и сочините по нему сказку.
Сказкотерапия для тех ребят, которые ведут себя агрессивно из-за неуверенности в себе
Мы до сих пор рассматривали применение сказкотера-пии, опираясь на конкретные примеры. Помните мальчика Сашу, который дрался с другими ребятами детского сада? Он это делал потому, что был уверен: по доброй воле с ним играть никто не захочет, «он же такой толстый». Какие сказкотера-певтические методы мы можем использовать в таком случае?
Рассказывание сказки
Возникают ли ассоциации с какими-то известными сказками, которые напоминают ситуацию Саши?
Гадкий
Утенок
Конечно, первое, что приходит в голову, «Гадкий уте-
0к» Ганса Христиана Андерсена. Гадкий утенок был слишком
'льшим для нормального утенка. И его не принимали в свой
УГ- ^ все вокруг столько раз твердили ему, какой он гадкий,
он и сам в это поверил. Много ему пришлось вытерпеть,
° потом!.. Во-первых, оказалось, что он никакой не утенок,
этому утячьи мерки к нему не подходили. А во-вторых,
алось, что он прекрасная птица и все им восхищались.
И между прочим, для этого совсем не надо было драться, что сообщает нам сказка в интересующем нас аспекте.
После рассказывания или чтения сказки «Гадкий ут( нок» мы могли бы поговорить с ребенком о приключен утенка. В обсуждении могли бы помочь следующие вопро* Ф Как ты думаешь, утенок действительно был гадкий? ■©" Интересно, утенок был действительно утенком? А кем? "Ф Почему другие птицы не принимали его в свой круг? Ф Надо ли было утенку драться с другими птицами, чтобы
они приняли его в свой круг? "О" Как отнеслись к нему лебеди? Ф Как остальные стали к нему относиться, когда поняли, что
он не утенок?
Текст сказки «Гадкий утенок» вы найдете в приложении.