Методика «Неоконченные сказки
Большое количество информации о малыше вы, конечно, получаете с помощью наблюдения за ним, его игрой, предпочитаемыми формами общения. Однако за кадром остается внутренний мир ребенка. Как на него влияют происходящие события, какие выводы он из них делает о жизни и о себе? В частности, сейчас нас интересует, почему он стал вести себя агрессивно. Спросите вы его напрямую — он не ответит. Не потому, что скрывает что-то, просто он еще не владеет в достаточной мере речью, чтобы рассуждать о чувствах и переживаниях, а уж тем более объяснить причины своих импульсов. И не каждому взрослому такое под силу. А сказки любят и понимают все дети, ведь мышление детей основано на оперировании образами. Именно с помощью образного языка сказки можно общаться с ребенком на очень глубоком уровне. Вы можете сами в этом убедиться. ^6
Мы сейчас говорим о диагностике, но на самом деле сказкотерапия уже начинается. Ведь сам факт общения на языке ребенка, языке сказки, уже терапевтичен. Кроме того, нас ждет удивительный мир совместного творчества, который преодолевает все преграды.
Суть методики заключается в том, что вы рассказываете ребенку маленький фрагмент сказки. При этом, описывая сказочную семью, вводите персонажей, соответствующих вашей семье: кто такие мама и папа, сколько детей в семье, какого они пола. Вы сможете потренировать ваши творческие способности. Потому что надо не просто рассказывать сказку, а на ходу ее видоизменять и продолжать сюжет в направлении, выбранном ребенком. Так называемая «рыба» должна быть неизменна. Затем задаете ребенку вопрос: «Как ты думаешь, что было дальше»?
Провести методику несложно, поскольку все дети любят слушать сказки и с удовольствием вам помогут в ее сочинении. Значительно труднее будет интерпретировать полученные результаты, но и это дело навыка.
Два важных момента при проведении методики. Во-первых, ребенок не должен чувствовать, что вы что-то пытаетесь диагностировать. Нужно выбрать удобный момент. Может быть, стоит дождаться, чтобы он сам попросил рассказать сказку, особенно если это принято в вашей семье. Во-вторых, никак не комментируйте ответы малыша. Постарайтесь их подробно запомнить, а потом записать и подумать о значении. И не надо сразу рассказывать все сказки: и сами запутаетесь, и ребенок устанет.
Обращайте внимание на то, как ребенок слушает сказ-КУ- Если ребенок проявляет волнение, прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, появляются покраснение или бледность, потли-в°сть, тики, если он отказывается отвечать на вопрос — все То признаки остроты проблемы. В таком случае желательно ьРатиться к детскому психологу.
Тяжелые времена
или-были в лесу зайчики. Заяц-папа, зайчиха-мама и зайчонок-сынок (дочка). Вот однажды говори? заяц-папа зайчихе-маме: «Ты знаешь, наступили тяжелые времена. Я долго думал, как нам выжить. И придумал. Давай-ка мы...» Как ты думаешь, что сказал заяц-папа?
Эта сказочная завязка позволяет нам понять, как себя чувствует малыш в семье. Нас насторожат ответы ребенка вроде «Давай-ка мы избавимся от зайчонка». Это может говорить о том, что он чувствует себя нежеланным, недостойным. Сюжет зависит только от вашей фантазии. Получайте удовольствие от совместного с ребенком творчества.
Для примера привожу вариант сказки «Тяжелые времена», придуманную нами на одном из занятий.
зрослый:
или-были в лесу зайчики. Заяц-папа, зайчиха-мама и зайчонок-сынок. Вот однажды говорит заяц-папа зайчихе-маме: «Ты знаешь, наступили тяжелые времена. Я долго думал, как нам выжить. И придумал. Давай-ка мы...» Как ты думаешь, что сказал заяц-папа? Ребенок;
—Ну не знаю, может быть, отправиться на рыбалку? Взрослый:
—Точно. Заяц-папа так и сказал: «Отправимся-ка мы с зайчонком на рыбалку». Собрали они удочки, накопали червяков и пошли на речку. Идут они, идут... А дальше что было?
Ребенок:
—И пришли к речке. Взрослый:
—Да. Сели они себе на бережку, закинули удочки, сидят-ждут. Вдруг видят — клюет...
&«
ребенок:
—Ага, стал зайчонок тянуть рыбу, а никак. Позвал он тогда папу Вместе они и вытянули огромную рыбину на сто тысяч килограммов. Отнесли домой, а мама пожарила и супу наварила. Взрослый:
—И не страшны им больше были тяжелые времена. Стали они жить-поживать и добра наживать!
О чем сказка?
Любому начинающему сказкотерапевту необходимо научиться быстро и безошибочно определять суть сказки. О чем сказка? Что стоит за сюжетом? Иногда это просто, а иногда придется потрудиться, чтобы уловить скрытый смысл сказки. Помните?
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам (а также девицам)
урок»!
Сказка всегда получается о ребенке. Прочитайте еще раз сказку.
Как вы думаете, о чем получилась эта сказка?1
Обратите также внимание на роль взрослого при диагностической работе со сказкой. Он только поддерживает сказочный дух («Точно. Заяц-папа так и сказал»), подкидывает завязку, где возможен поворот сюжета, но делает это деликатно («Идут они, идут... А дальше что было?»): ни на чем не настаивает и не намекает.
Не забывайте про сказочный антураж, без которого сказка — не сказка. Сказочные обороты, прибаутки только усиливают эффект.
Следующая сказка позволит нам выяснить, достаточно ли внимания получает ребенок.
Подсказка: сказка о том, как сын тянется к общению с отцом и как ему нуж-5 его поддержка.
3*$
Сказка про часы
огда-то давным-давно, в одной далекой стране жил один часовых дел мастер. Он за свою жизнь изготовил множество часов. Но те, которые ему больше всего нравились, он оставлял себе. И вот в его доме поселилась целая семья часов: Маятник, Часы с кукушкой и маленький (маленькие) Будильник (будильники) (перечисляете членов вашей семьи). Маятник был самый важный, еще бы, ведь по нему сверял время сам часовых дел мастер. Маятник все время торопился на работу, ему надо было считать секунды, минуты, часы. Часы с кукушкой тоже часто были заняты — ведь кукушке надо было все свежие новости срочно передать другим кукушкам, из других домов, а также следить за домом. А между прочим, никто не освобождал ее и от работы — отсчитывать время.
А маленькому Будильнику иногда было скучно и даже грустно... Как ты думаешь, почему маленькому Будильнику было иногда даже грустно?.. Однажды...
Какая получилась сказка? Не сделал ли Будильник чего-то разрушающего, чтобы отвлечь Маятника и Часы с кукушкой от их дел и забот? Сюжет пошел по другому руслу? Ну и хорошо, значит, у малыша особых проблем с недостатком внимания нет.
Садовник и кустик
одном саду посадил садовник маленький кустик. Садовник очень любил свой маленький кустик, регулярно поливал, окучивал. А еще он подрезал время от времени кустик, чтобы придать кустику красивую форму. А у кустика веточки все время отрастали в разные стороны. «Непорядок», — говорил садовник и снова подрезал кустик. И вот в один прб'
к-
красный день... Как ты думаешь, что произошло в один прекрасный
день?
В этой сказке нас интересует, не испытывает ли ребенок давления, чрезмерного контроля, подавляющего всякую инициативу. В сказке это может выразиться в протесте, бунте кустика.
Ворон
некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. И был (была) у них сыночек (дочка) царевич (царевна). Жили они поживали, лиха не знали. Да тут, на беду, пролетал над их королевством черный ворон. Увидал он царевича (царевну), в саду играющего, схватил, да и уволок в свое царство. Стал(а) просить царевич (царевна) ворона: «Отпусти ты меня, я хороший (хорошая)». А ворон и говорит: «Ладно, отпущу я тебя, только при одном условии. Если назовешь мне по правде три своих хороших качества. Если поверю тебе, отпущу...» Как ты думаешь, какие свои хорошие качества назвал (назвала) царевич (царевна)?
С помощью этой сказки мы изучаем самооценку ребенка, его уверенность в себе. Считает ли малыш, что он хороший, красивый, умный, сильный?
Подбадривайте ребенка, нерешающегося сказать о себе хорошее. Надо же спасти царевну (царевича). После благополучного перечисления черт ворон относит царевну (царевича) домой.
Заколдованный принц (принцесса)
некотором царстве, в некотором государств жил-был (жила-была) принц (принцесса). Н жизнь у него была невеселая, потому что бьи он (она) заколдован(а). Как ты думаешь, за что его заколдовали?
В этой сказке речь идет о чувстве вины. Чувствует Л1 себя ребенок виноватым за прошлые прегрешения? Вы это услышите в рассказе малыша. В этом случае стоит задать себе вопрос: инцидент не был исчерпан? ребенок не был наказан и не получил прощения?
Журавли
ила-была одна журавлиная семья: папа, мама и птенец. Птенчик был маленький, но уже научился летать. Он уже мог самостоятельно перелететь на соседний пруд и очень гордился собой. Вот однажды говорит папа: «Пришло время, мы должны собираться в путь». «Куда?» — удивился птенчик? «В теплые края, — ответил папа, — ведь здесь уже становится холодно, скоро наступит зима, и мы замерзнем». «Но я боюсь. Я не очень хорошо научился летать для дальнего полета», — возразил птенец. «Не бойся, ты уже достаточно подрос, чтобы с этим справиться», — сказала мама. И они полетели. Путь был неблизкий, но птенчик действительно справился. А когда они прилетели на новое место... Как ты думаешь, что там произошло?
Эта сказка направлена на изучение процесса адаптации к новому месту жительства семьи и другим новшествам в жизни ребенка.
рее и воробушек
ил-был пес по имени Барбос. Отправился как-то раз Барбос на прогулку. Бежит он себе по дорожке, вдруг видит — сидит воробушек, нахохлился. Спрашивает Барбос воробушка: «Ты чего, воробушек, сидишь тихо, не чирикаешь»? А воробушек ему отвечает... Как ты думаешь, что ответил Барбосу воробушек?
В данном случае нас интересует текущая стрессовая ситуация, переживаемая (или не переживаемая) ребенком. Как обычно, идем следом за рассказом ребенка, стараемся ничего не упустить. А затем записываем, что получилось, включаем свою интуицию и анализируем результаты.
Итак, у нас теперь есть информация из двух источников: © проявления агрессивности в поведении ребенка, согласованные с возможными причинами их появления; © сказкотерапевтическая диагностика,
то есть внешняя и внутренняя картина эмоционального состояния ребенка.
Самое время приступать к исправлению ситуации.
Для начала разделим полученную информацию на две части — то, что мы можем изменить, и то, что изменить не в наших силах.
Например, темперамент ребенка изменению не подлежит. Или, предположим, вы живете в напряженной эмоциональной обстановке и пока изменить это не представляется возможным.
Так вот, ту часть, которую вы изменить не можете, отложите в сторо-НУ- А ту, которая, на ваш взгляд, подлежит изменению, придвигаем п°ближе.
Ьш.е раз перечитайте ваш список. Выберите из списка тот пункт, ко-°РЬ1Й кажется вам наименее трудным. Просмотрите соответствующие рекомендации из первой части книги. Наметьте себе план дей-твий. И приступайте не откладывая.
Например, вот как выполнила эту работу одна трудолк бивая мама:
/гР\ Причины агрессивности в поведении Коленьки: \^ьУ Внешние:
• эмоциональный климат напряженный (тяжело болеющая бабуц ка);
• имитация поведения взрослых (нервы уже у всех не выдержива ют, кричим друг на друга);
• недостаток внимания (к вечеру уже ни сил, ни желания заниматься с ребенком);
• Коленька поссорился с другом из садика.
Внутренние:
• «Сказка про часы»: маленький будильник сломался и все время звенел (как Коленька — трезвонит без остановки);
• сказка «Заколдованный принц»: принца заколдовали, потому что он всем мешал (неужели он знает, что мешает, а все равно делает?)
Что могу изменить?
1. Все-таки усилием воли находить силы и заниматься с Коленькой не меньше 30 минут в день.
2. Помочь помириться с Мишей в садике.
3. Придумать и рассказать Коленьке сказку про то, как Будильник починили и он, наоборот, всех радовал, вовремя будил утром.
Составьте свой список срочных действий, исходя из списков, которые получились у вас. Хорошо бы, чтоб оба родителя участвовали в составлении, а главное, в претворении плана в действие. Но если нет такой возможности, и один родитель может тоже успешно справиться.
Итак, вооруженные теоретическими знаниями и данными диагностики, мы готовы к освоению методов сказкотера-пии.
Часть2