Этап 1: повторное переживание с когнитивным реструктурированием
При переписывании сценария в воображении (например, Smucker и Niederee, 1995), пациента попросили "вновь пережить" травму в воображении. Это означает, что его попросили представить себе травму настолько ярко, насколько это возможно, и получить доступ к своим мыслям и чувствам в ходе этого события. Его работа с травмой должна начаться непосредственно перед возникновением ситуации и продолжаться до тех пор, пока он не почувствует себя в безопасности, при этом его необходимо попросить описать всё то, что произошло, используя для этого настоящее время (например, "я вижу, как ко мне подходит человек"). Чтобы гарантировать тот факт, что пациент остаётся в рамках своих воспоминаний, терапевт обычно задает ему следующие вопросы: "Что вы сейчас видите?", "Что вы ощущаете, вернувшись в своей памяти к прошлому?" и "Что в этот момент происходит с вашим мышлением?" Чтобы выделить самый тревожный момент в травме, терапевт просит пациента оценить уровни дистресса в разные моменты повторного переживания. После завершения упражнения с повторным переживанием терапевт и пациент обсуждают самые проблематичные аспекты травмы и рассматривают конкретные полученные мысли и убеждения. Используя стандартные методы когнитивной поведенческой терапии, можно будет впоследствии вербально оспорить этим мысли и убеждения, а также придать им новое значение. Как только вместе с терапевтом удастся разработать альтернативную точку зрения, эту новую информацию можно будет внедрить в память пациента о травме на следующем сеансе повторного переживания (оживления в памяти).
Этап 2: погружение in vivo
Сеансы погружения in vivo следуют за сеансами повторного переживания. Они включают преднамеренное погружение пациента в те мысли, которые напоминают ему о травме, и которых пациент продолжает избегать (например, посещение того места, где имела место травма).
Цель заключается в следующем: необходимо снизить уровень тревоги пациента в отношении того, что напоминание сигнализирует о непосредственной опасности. Идентификация сходств и различий между прошлым и настоящим помогает пациенту провести различия между стимулами, которые являются безопасными, но были частью места происшествия (например, свет, падающий под определённым углом, объекты в комнате), и теми, которые сигнализируют об опасности (например, голос злоумышленника, звук захлопываемой двери). Посещение места травмы может также дать пациенту и терапевту новую информацию, которая поможет им противостоять некоторым из искаженных убеждений пациента о его собственном поведении в ходе травмы (например, продемонстрировав, что спасение в этом месте было физически невозможным. Работа с излишне обобщенными представлениями об опасности (например, "я нигде не чувствую себя в безопасности"; "на меня могут напасть в любой момент") может проводиться с помощью поведенческих экспериментов, которые включают подверженность этим действиям, а также проверку пугающих результатов и альтернативных вариантов.
Этап 3: идентификация пусковых механизмов навязчивых воспоминаний и эмоций
Внешние стимулы, которые семантически не связаны с травмой, но присутствовали в момент закладывания памяти о травме, могут выступать в качестве пусковых механизмов для навязчивых образов, сильных негативных эмоций и тяжёлых соматических реакций. Например, пациенты могут заметить то, что некоторые запахи или звуки приводят к появлению у них образов травмы (и сильных эмоций). Мы просим пациента уделить особое внимание тем моментам, когда у него возникает ощущение навязывания, а также идентифицировать потенциальные пусковые механизмы такого рода состояний в окружающей среде в прошлом. Как только пациент получит хорошее представление о типах физических внешних стимулов, которые зачастую вызывают у него навязчивые проявления, мы обсудим с ним сходства и различия между теми периодами времени в настоящем и прошлом, когда имели место эти внешние стимулы. Это позволяет пациенту правильно идентифицировать и пересмотреть причину навязывания того источника, который не несёт в себе никакой угрозы (например, "Мои навязчивые воспоминания о травме вызываются запахом бензина, но это не означает, что я в данный момент нахожусь в опасности").