Специальные методы обучения верховой езде
Обсуждая вопрос о верховой езде для инвалидов и специальных методах работы, мы упоминали, что они основываются на классическом обучении верховой езде. Помимо этого некоторые методы обучения и проведения занятий развивались в ответ на конкретные нужды людей с определенными нарушениями.
13.4.3.1. Верховая езда для всадников с потерей зрения
Чтобы получить представление о том, что означает потеря зрения, достаточно вообразить себе (а еще лучше - попробовать) езду с закрытыми глазами. С потерей зрения многие важные методы обучения становятся неэффективными, и на занятии по верховой езде следует найти им адекватную замену.
Вместе с потерей зрения всадник теряет возможность:
- получать из окружающей среды зрительные стимулы;
- ориентироваться в пространстве;
- наблюдать за движениями других всадников;
" - проверять с помощью зрения эффективность своих собственных движений.
(а)
Рис. 13.32. Уменьшение объема посторонней помощи при переходе к самостоятельной верховой езде: а - всадника сопровождает только один пеший ассистент; б- границы движения вдоль длинной стены манежа обозначены с помощью кавалетти, у каждой короткой стены манежа стоят двое ассистентов;
б- один ассистент, готовый прийти на помощь, в каждом углу манежа;
г- ассистенты стоят по периферии круга, очерчивая его границы; д - езда в сопровождении одного конного ведущего при работе над более быстрыми аллюрами.
Рис. 13-33· Вариант «ротационного обхвата»: всадник спешивается, совершая кувырок. |
Чтобы компенсировать этот недостаток, всадник опирается на:
- слух и осязание;
- ощущение положения своего тела и чувство равновесия;
- воображение.
Инструктор по верховой езде, принимая во внимание эти факторы, должен предложить всаднику с потерей зрения:
- ясные логичные словесные инструкции, соответствующие его способности концентрировать внимание;
- особенно спокойную атмосферу занятия, где ничто не отвлекает от выполнения поставленной задачи;
- четкую упорядоченную последовательность действий (это касается и работы с лошадью на конюшне);
- помощь ассистентов.
Инструктору, который планирует
работать с такими всадниками, следует посетить учебное заведение для слепых и посоветоваться со специалистами. Существует много ценных
методик и вспомогательных средств обучения слепых; например, когда всадник меняет направление, можно не только описывать его положение словами, но повторять одно слово («правильно, правильно, правильно») или использовать изменение громкости голоса. Следует обсудить детали разных методов с самим всадником и достичь с ним договоренности.
На манеже можно расположить звуковые сигналы (типа метрономов), издающие звуки различной громкости или высоты, что поможет слепому всаднику ориентироваться в пространстве. Однако не следует придавать им слишком большое значение, поскольку, полагаясь исключительно на них, всадник может не обратить должного внимания на ценные сигналы, которые подает ему лошадь. Ощущая положение тела лошади и его сгибание, всадник может получить общее представление о направлении движения. Самую важную информацию передают движения (поступь) лошади. Что еще более важно, лошадь компенсирует недостаток всадника своим собственным зрением. На занятиях в манеже и в поле можно применять технику вождения в поводу с конным проводником.
13.4.3.2. Верховая езда для всадников с потерей слуха
Рис. 13-34-13-35- Пациент самостоятельно ухаживает за лошадью и седлает ее с минимальной посторонней помощью. |
При обучении верховой езде всадники с потерей слуха сталкиваются с проблемами аналогичными тем, которые возникают у всадников с потерей зрения. В этом случае компенсаторную роль играет зрение, и надо заботиться о том, чтобы они не перенапрягали свое внимание из-за избытка зрительных сигналов. Бывает, что у такого всадника развивается неправильная посадка из-за того, что он постоянно старается следить за инструктором. Инструктор должен четко и кратко продемонстрировать очередное задание, а потом предоставить всаднику время для спокойной работы. Нужно следить за тем, чтобы не подавать всаднику сразу слишком большого количества зрительных сигналов; каждый отдельный сигнал должен обладать ясным значением. В этом случае инструктору также стоит предварительно обо всем договориться со всадником и посетить школу для детей с нарушением слуха.
Инструктор по верховой езде, который работает с инвалидами, не только должен в совершенстве знать свой предмет. Он также должен быть хорошим педагогом и чувствовать эмпатию к лошади и всаднику. Эмпатия позволяет инструктору в какой-то мере переживать чувства всадника-инвалида, но при этом смотреть на эти эмоции с нужного расстояния. Глубокие психологические переживания другого понять нелегко, часто внешний наблюдатель их неверно «реконструирует». Инструктор должен оставаться на заднем плане, чтобы дать возможность лошади и всаднику как можно глубже узнать друг друга. Таким образом, он является посредником и катализатором взаимоотношений лошади и всадника; он может, например, объяснять всаднику, почему лошадь повела себя таким-то образом, или может использовать это поведение лошади, чтобы всадника чему-либо научить. Когда всадник с «милой» наивностью приписывает лошади человеческие качества, это искажает фундаментально важные взаимоотношения лошади и человека; инструктор должен оберегать всадника от подобных заблуждений. Не только лошадь, но и всадник, и терапевтическая команда должны относиться к инструктору с глубоким доверием. Доверие - предпосылка и основа для успешного выполнения любой задачи, стоящей перед всадником-инвалидом.