Непосредственное наблюдение.
Третий метод изучения человеческого сексуального поведения — это непосредственное наблюдение.Исследователи наблюдают и регистрируют реакции испытуемых. И хотя этот метод широко используется в таких социальных науках, как антропология, социология и психология, он редок в области сексологии. Это, в свою очередь, объясняется крайне индивидуальной и интимной природой человеческих сексуальных проявлений.
Непосредственное наблюдение. Метод исследования, при котором ведется наблюдение за испытуемыми, участвующими в том или ином виде поведения или деятельности.
Наиболее известным примером использования метода непосредственного наблюдения является общепризнанное исследование Уильяма Мастерса и Вирджинии Джонсон (William Masters and Wirginia Johnson). Наряду с работами Кинси исследование сексуальных реакций человека Мастерса и Джонсон, вероятно, является наиболее часто цитируемым исследованием в сфере сексуальности. В нашей книге вы также обнаружите массу ссылок на него. Эти исследователи использовали метод непосредственного наблюдения в лабораторных условиях. Их целью было определить характер физиологических изменений в состоянии сексуального возбуждения. (Их исследование до сих пор остается единственной значительной работой, посвященной изучению этого вопроса.) Результаты, опубликованные в книге «Сексуальные реакции человека» (Human Sexual Response, 1966), базировались на лабораторных наблюдениях 10 тысяч полных циклов сексуальных реакций. Результаты этих наблюдений представлены в главе «Сексуальное возбуждение и реагирование».
Использованная Мастерсом и Джонсон исследовательская выборка состояла из сексуально восприимчивых добровольцев. Это были 382 женщины и 312 мужчин, отобранные преимущественно из университетской среды. Их уровень интеллекта и социально-экономического положения превышал средний. Такая выборка с очевидностью не является репрезентативной по отношению ко всему американскому населению. Однако предметом данного исследования были чисто физические признаки сексуального возбуждения. А это достаточно стабильный показатель, свойственный широкому кругу людей независимо от их социальной среды.
Мастерс и Джонсон применили целый ряд техник регистрации физиологических сексуальных реакций. В их число входило использование фотографического оборудования, а также приборов, измеряющих мускульные и сосудистые изменения в организме. Кроме того, они использовали непосредственное наблюдение, а также специальные измерительные приспособления, регистрирующие изменения, происходящие в половых органах. (Электронные устройства, использующиеся для измерения сексуального возбуждения, описываются далее в этой главе.) Мастерс и Джонсон регистрировали в своей лаборатории реакции, возникающие в различных ситуациях-стимулах: при мастурбации, коитусе с партнером, искусственном половом акте, а также при стимуляции одних только грудных желез. По окончании регистрации наблюдений с каждым участником проводилось подробное интервью.
{Уильям Мастерс и Вирджиния Джонсон использовали метод непосредственного наблюдения при изучении физиологических сексуальных реакций мужчин и женщин}
Использованный Мастерсом и Джонсон метод наблюдения обеспечил получение огромного количества информации об особенностях физиологических сексуальных реакций женщин и мужчин на сексуальное возбуждение. Среди других результатов исследования следует отметить тот факт, что учеными не было обнаружено биологических различий между женским оргазмом, возникающим в результате вагинальной и клиторальной стимуляции. Данное наблюдение (как и противоречивые результаты, полученные другими исследователями) будут более подробно рассмотрены в главе «Сексуальное возбуждение и реагирование».
При корректном использовании метод непосредственного наблюдения обладает явными преимуществами в качестве метода исследования. Это мы можем видеть в исследовании Мастерса и Джонсон. При изучении паттернов сексуальных реакций возможно непосредственное зрительное восприятие сексуального поведения и надежные измерения его проявлений. А это, безусловно, позволяет получить более надежные данные, чем субъективные отчеты участников исследований о своем предыдущем опыте. Факт непосредственного наблюдения практически исключает возможность искажения данных вследствие погрешностей памяти, хвастливых преувеличений или замалчиваний, вызванных чувством вины. Кроме того, результаты регистрации поведения можно бесконечно долго хранить на видеокассетах или кинопленке.
Однако данному подходу также присущи и свои недостатки. Основная проблема кроется в вопросе о степени влияния на поведение испытуемых присутствия даже самого корректного наблюдателя. Этот вопрос неоднократно задавался с момента публикации исследований Мастерса и Джонсон. И до сих пор он остается без ответа. Исследователи, использующие метод непосредственного наблюдения, пытаются минимизировать эту потенциальную проблему. Они, стремясь быть максимально незаметными, выбирают укромное место для наблюдения, используют односторонне прозрачные зеркала и даже дистанционно управляемые видеокамеры. Тем не менее испытуемые в любом случае осознают, что за ними ведется наблюдение.
Хотя критика метода непосредственного наблюдения отчасти и справедлива, исследования Мастерса и Джонсон продемонстрировали, что данный метод выдерживает проверку временем. Данные, полученные этими исследователями, и сегодня находят практическое применение во многих областях. Эти области включают консультирование по борьбе с бесплодием, контроль зачатия, сексуальную терапию и сексуальное образование. Применение этих знаний и по сей день приносит вполне ощутимые результаты.
Экспериментальный метод.
Четвертый метод, экспериментальное исследование,все чаще используется при изучении человеческого сексуального поведения. Данный метод включает предъявление участникам исследований определенных событий (стимулов) в контролируемых условиях, позволяющих проводить надежные измерения реакций испытуемых.
Экспериментальное исследование. Исследование, проводимое в строго контролируемых лабораторных условиях, при которых реакции испытуемых поддаются надежному измерению.
Используемый, как правило, в лабораторной обстановке, экспериментальный метод обладает значительными преимуществами перед другими методами. Это связано с тем, что он обеспечивает контролируемую среду, из которой могут быть исключены все возможные влияния на реакции испытуемых, кроме факторов, составляющих предмет исследования. Исследователь, использующий данный метод, манипулирует определенной совокупностью условий, или переменных, и отслеживает воздействие своих манипуляций на поведение испытуемых. Экспериментальный метод особенно пригоден для установления причинно-следственных отношений между переменными.
В любой схеме экспериментального исследования существует два типа переменных (форм поведения или условий, которым можно придавать (приписывать) различные значения). Это независимые и зависимые переменные. Независимыми переменныминазываются условия или компоненты эксперимента, находящиеся под контролем исследователя. Он может манипулировать ими или определять их значения по своему усмотрению. Соответственно зависимые переменныепредставляют собой результат манипуляции или результирующее поведение, которое экспериментатор наблюдает и регистрирует, но не контролирует.
Независимая переменная. В схеме экспериментального исследования условия или компоненты, находящиеся под контролем исследователя, манипулирующего ими или определяющего их значения.
Зависимая переменная. В схеме экспериментального исследования результат манипуляции или результирующее поведение, которое экспериментатор наблюдает и регистрирует, но не контролирует.
На фоне этого краткого описания экспериментального метода давайте рассмотрим, как данная техника может прояснить характер отношений между сексуально агрессивной продукцией СМИ и установками, а также формами поведения сексуальных насильников. Результаты ряда исследований убедительно свидетельствуют о некоторых фактах. Например о том, что сцены насилия в средствах массовой информации иногда могут повлиять на смену установок в сторону большей терпимости по отношению к сексуально агрессивному поведению, а также фактически способствовать проявлению агрессии со стороны насильников. Мы рассмотрим три эксперимента, первый из которых проводился с участием студентов колледжа, а в двух других в качестве испытуемых выступали осужденные за изнасилование.
Первое исследование проводилось с участием 271 мужчины. Все они были студентами колледжа. Их распределили на две группы. Участникам первой группы показывались фильмы ненасильственной сексуальной тематики. Участникам же второй группы демонстрировались фильмы, маркированные как не предназначенные для просмотра несовершеннолетними. В этих фильмах изображались мужчины, совершающие сексуально агрессивные акты по отношению к женщинам (по ходу фильма превращавшихся из жертв насилия в добровольных сексуальных партнерш). Спустя несколько дней после просмотра фильмов всем испытуемым предлагался вопросник на выяснение установок. Результаты показали, что мужчины, смотревшие фильмы со сценами насилия, в целом в значительно большей степени допускали возможность совершения сексуального насилия по отношению к женщинам, чем те участники исследования, которым показывались фильмы, где оба партнера добровольно участвовали в ненасильственных эротических сценах (Malamuth & Check, 1981).
<Вопрос для критического размышления. Какие независимые и зависимые переменные использовались в данном исследовании?>
<Ответ на вопрос. В качестве независимой переменной в данном эксперименте выступает степень насилия, содержащаяся в фильмах, показываемых участникам. Зависимой переменной являются ответы испытуемых.>
В ходе двух других экспериментальных исследований использовались сходные исследовательские схемы. Только в них сравнивались реакции эрекции (зависимая переменная) аналогичных по демографическим показателям категорий лиц, совершавших и не совершавших изнасилования, на аудиозаписи двух различных звуковых сопровождений сексуальной активности (независимая переменная). В одной из записей звучало изнасилование, в другой половой акт по взаимному согласию (Abel et al., 1979). Пока испытуемые прослушивали записи, набухание полового члена измерялось с помощью специального прибора для измерения физического напряжения, описанного в следующем разделе. В обоих экспериментах насильники испытывали эрекцию при прослушивании записей насильственных сексуальных актов, тогда как у лиц, не совершавших изнасилования, эрекции не наблюдалось. Записи добровольных сексуальных актов вызывали сходную степень эрекции у представителей обеих групп.
Результаты данных исследований, а также ряда других, которые мы рассмотрим далее в этой главе, подтверждают первоначальные гипотезы. Они свидетельствуют о том, что многократное воздействие насильственных сцен через средства массовой информации способствует укреплению насильственных установок по отношению к женщинам. Также это оказывает влияние по крайней мере на некоторых мужчин, которые совершают изнасилование из стремления «сексуализировать» насилие.
Экспериментальный метод также использовался в целях изучения зависимости между употреблением алкоголя и степенью сексуальной восприимчивости. (Хотя данный метод и не применялся при изучении вагинального оргазма.) Было проведено исследование с участием 48 мужчин — студентов колледжа. Прибор для измерения напряжения пениса использовался для оценки степени эрекции, когда испытуемым, не находящимся под воздействием алкоголя, демонстрировался фильм откровенно сексуального содержания. А спустя несколько дней то же было осуществлено после употребления испытуемыми контролируемых доз алкоголя. Результаты показали, что при употреблении алкоголя сексуальное возбуждение снижалось, и что степень возбуждения уменьшалась пропорционально увеличению дозы алкоголя (Briddell & Wilson, 1976). Подобный же эксперимент проанализировал зависимость сексуального возбуждения от употребления алкоголя у женщин. Результаты оказались сходными.
Эти исследования могут послужить иллюстрацией одного из основных преимуществ экспериментального метода. Поскольку исследователь имеет возможность строго контролировать переменные, он может делать выводы о наличии причинно-следственных отношений со степенью уверенности, недостижимой при использовании любых других методов. Однако данный метод также обладает и своими недостатками. Одно из наиболее принципиальных его ограничений связано с искусственностью лабораторных условий. И это может оказывать отрицательное воздействие и даже вносить искажения в реакции испытуемых. Как и в случае использования метода непосредственного наблюдения, сам факт осведомленности людей об участии в эксперименте может изменить их реакции по сравнению с теми, которые они проявляют за пределами лаборатории.
Прежде чем закончить данную главу, мы хотим обратить внимание на ряд других вопросов, связанных с методами получения информации о сексуальных практиках. Прежде всего мы проанализируем две технологии, используемые в исследованиях сексуальности. Затем мы обсудим этические правила проведения сексуальных исследований. Также мы обратимся к роли теории и научной традиции феминизма в современных исследованиях, посвященных сексуальности. И наконец, мы рассмотрим исследования сексуальности, проводимые в средствах массовой информации. Мы завершим эту главу описанием процесса оценки результатов исследований, а также бросим беглый взгляд на будущее сексологии.
<Задайте себе вопрос. Какой из четырех рассмотренных выше методов исследования (исследование конкретных случаев, опрос, непосредственное наблюдение и экспериментальное исследование) с вашей точки зрения был бы наиболее эффективным при изучении воздействия хронических болей на сексуальное функционирование? Почему?>