Подход авторов к рассмотрению данной темы.

Обсуждение любой сложной и неоднозначной темы, несомненно, вызывает у людей самые разнообразные реакции. Не многие темы привлекают к себе столь пристальное внимание и порождают такое количество как положительных, так и отрицательных эмоций, как тема разнообразия проявлений и контроля человеческой сексуальности. В любой студенческой аудитории, изучающей вводный курс сексуальности, да и в любой другой среде вы, вероятно, встретите весь спектр отношений к вопросам сексуальности, от наиболее свободного до крайне консервативного. Студенты, изучающие курс человеческой сексуальности, принадлежат к различным возрастным категориям, этническим и религиозным группам и обладают различным сексуальным и жизненным опытом. Некоторые из них уже имели сексуальные контакты с одним или многими партнерами, другие уже длительное время состоят в браке или поддерживают иные формы интимных отношений, а третьи еще не имеют опыта сексуальных отношений с другими людьми. Многие люди связывают понятие сексуальности исключительно с лицами другого пола[1], некоторые ищут сексуальных контактов с представителями своего пола, есть также и те, кто имеет сексуальные контакты с обоими полами. Универсальных установок, форм поведения и предпочтений, касающихся сексуальности, просто не существует.

Поговорим об «этом». Разговоры детей и родителей о сексе

Чтобы расширить свое понимание и опыт в сексуальной области, вы можете путем интервью со своими родителями выяснить их взгляды и опыт в этой сфере.

«ЧТО?!! Поговорить с моими родителями о сексе?!!»

Наши идеи и рекомендации помогут сделать эту перспективу для вас менее пугающей.

«НО мои ма и па никогда не ответят ни на один вопрос о сексе».

Но, возможно, вас удивит, как на самом деле открыты окажутся ваши родители к проявлению вашего интереса. Подход «расскажите им, только когда они спросят» очень распространен среди родителей. Поэтому вам стоит попробовать первыми поднять тему секса. Начните с какого-нибудь достаточно безобидного вопроса, и если они прямо или косвенно ответят вам: «Я не желаю говорить об этом», — прекратите расспрос и смените тему.

Первым шагом является выбор человека, с которым вы проведете интервью.[2] Возможно, вам будет легче всего начать с бабушки или дедушки или с какого-нибудь другого родственника, а не с родителей. Выберите момент, когда ни у вас, ни у него нет срочных дел, а также место, где можно поговорить наедине. (Вместо прямого разговора вы можете воспользоваться обычной или электронной почтой или телефоном. Также может оказаться, что вместо одного длительного разговора для вас будет лучше организовать несколько коротких.) Вы можете начать примерно так: «В этом семестре мы проходим курс человеческой сексуальности, и мне стало интересно, было ли в вашей школе сексуальное образование».

Когда первый шаг сделан и реакция оказалась положительной, вы можете задать более конкретные вопросы о сексуальном образовании вашего собеседника: «Что вы узнали о сексуальности от учителей? От друзей? В церкви или синагоге? От своих собственных родителей? Из книг? Услышали ли вы то, что хотели услышать? Или то, что не хотели услышать?»

{(здесь и далее в фигурных скобках помещены подписи к картинкам) В сцене «разговора о сексе» между отцом и сыном из фильма «Американский пирог» хорошо передана та неловкость, которую и родители и дети часто испытывают при обсуждении вопросов секса}

Дальнейшим развитием вашего интервью может стать вопрос о нормах во взглядах на секс, когда ваши родители были детьми или подростками. Например: «Каково было отношение ваших родителей к сексу? Ваших друзей? Средств массовой информации? Вы думаете, в то время большинство людей были девственниками до свадьбы?» Различались ли стандарты сексуального поведения для мужчин и женщин? Когда вы впервые узнали о гомосексуальности? Каким было отношение ваших знакомых к гомосексуальности? Какие средства использовали люди для контроля рождаемости? В чем вашему поколению было легче, а в чем тяжелее в вопросах секса по сравнению с нашим поколением?

Если разговор идет гладко, вы можете придать ему более личный оттенок: «Что вы чувствовали в период вашего физического созревания и превращения из ребенка в подростка? Насколько быстрым было ваше созревание по сравнению с одноклассниками? Знали ли вы о менструации/эякуляции до того, как это случилось с вами? Когда вы впервые влюбились? Как это произошло? Каким был ваш первый поцелуй? Что бы вы хотели знать в свои детские или юношеские годы из того, что знаете сейчас?»

Если ваше интервью дошло до этой точки, вы, вероятно, уже составили достаточно полное и глубокое представление о некоторых важных аспектах личной жизни вашего собеседника и, мы надеемся, своей собственной. Итак, кто будет вашей следующей жертвой?

---

Учитывая этот факт, мы стремились исповедовать в своей книге открытую философию. Мы надеемся, что часть из написанного ниже будет относиться ко всем нашим читателям, независимо от особенностей их личности и культурной принадлежности. В то же время у нас есть и собственная точка зрения. Поэтому мы считаем необходимым поставить вас в известность относительно наших собственных взглядов, убеждений и предпочтений. Таким образом, вы сможете распознать их в тексте и определить для себя, насколько вы сами их разделяете.

Психосоциальный подход.

Данную книгу отличает психосоциальный подход. Он в достаточной мере отражает наше убеждение, что человеческая сексуальность в большей степени определяется психологическими факторами (эмоциями, установками, мотивами), а также процессом социального обусловливания (процессом, посредством которого мы узнаем об ожиданиях и нормах социальных групп, к которым принадлежим), нежели биологическими факторами, такими как гормоны или инстинкты. В свою очередь психологические и социальные факторы настолько тесно переплетаются, что нередко бывает трудно провести между ними границу.

Психосоциальный. Под этим термином понимается сочетание психологических и социальных факторов.

Возможно, мы далеко не всегда осознаем влияние на наши сексуальные установки и формы поведения как общества в целом, так и отдельных социальных групп, к которым принадлежим (Laumann et al., 1994). Из-за скрытого характера тех механизмов, посредством которых мы усваиваем ожидания общества в отношении сексуального поведения, у нас часто создается впечатление врожденности или естественности наших чувств и форм поведения. Однако были проведены исследования сексуальности в других обществах и даже в различных этнических, социоэкономических и возрастных группах в рамках нашего общества. Результаты этих исследований наряду с рассмотрением данной темы в исторической перспективе свидетельствуют о большом диапазоне общественно приемлемых форм сексуального поведения. Таким образом, становится очевидной относительность того, что мы сами привыкли считать нормой. Такое осознание влияния культуры и индивидуального опыта поможет более объективно оценить нашу собственную сексуальность. Поэтому мы будем уделять первостепенное внимание психосоциальным аспектам человеческой сексуальности.

Также очевидно, что человеческая сексуальность в значительной степени определяется и биологией пола. Поэтому на протяжении всей книги мы будем подробно рассматривать и биологические основы сексуального поведения. Мы обсудим теории, касающиеся воздействия генетического отбора на протяжении многих тысячелетий человеческой эволюции, а также влияния на индивида конкретных генетических переменных. Мы также рассмотрим роль гормонов и нервной системы при обсуждении спора о значении «врожденного и приобретенного» в определении нашей сексуальности.

Наши рекомендации