Тема С. Юридическая информация.
Этот раздел содержит основные знания о юридических мерах защиты от насилия и о других формах поддержки женщин и их детей, повергающихся насилию.
• Какие важнейшие законодательные акты защищают пострадавших?
• Каковы мои права и обязанности как представителя данной профессиональной группы?
• Каковы обязанности других профессиональных групп, с которыми я сотрудничаю (милиция, обязательные обращения к медицинским работникам и т.п.)?
Рекомендуется пригласить на это занятие профессионального юриста, который мог бы рассказать не только о правах пострадавших, но и правовой ситуации, связанной с соответствующей профессиональной группой.
Тема D. Сотрудничество.
Комплексный подход позволит понять направления межведомственного сотрудничества. Именно в связи с этой темой уместно рассказать о ресурсах и услугах, которые могут совместно использоваться и оказываться в случаях насилия.
УПРАЖНЕНИЕ 6: Сотрудничество — комплексный подход.
Краткое содержание: Работа с системной ориентацией
Методика: Анализ конкретных ситуаций, обсуждение.
Выберите конкретный случай и обсудите его с группой.
Что может предпринять профессиональный социальный работник для оказания поддержки?
Примечание для тренера:
Расскажите об ограничениях вмешательства и трудностях, которые испытывают профессионалы, сталкиваясь с проявлениями насилия в отношении женщин (профессионалы также могут являться пострадавшими, поэтому они могут «неохотно» вникать в динамику насилия).
Тема Е. Возможности и ограничения профессиональной группы.
Введение
Курс подготовки следует завершить обсуждением возможностей и ограничений, связанных с работой соответствующей профессиональной группы. Участники должны сознавать пределы своих возможностей, а также слабые места и проблемы их учреждений и сферы деятельности, но в то же время после тренинга они должны быть готовыми к работе с проблемой домашнего насилия.
Задачи:
- Осознать пределы своих возможностей как личности и «профессионала»
- Обсудить проблемы, которые возникают в работе с обидчиками
- Разработать / переработать конкретные планы безопасности
- Улучшить свою подготовку во время проведения группового обсуждения
УПРАЖНЕНИЕ 7: Консультация.
Краткое содержание:Моделирование консультации
Задачи:
- Обсудить и отработать навыки консультирования
- Обсудить вопросы обеспечения безопасности и обстановку на месте консультации
Методика: ролевая игра: 1 посетитель, 1 консультант, как минимум 1 наблюдатель, последующее обсуждение
В пункт / консультативный центр приходит женщина и рассказывает, что она подверглась насилию. Социальные работники или психолог консультируют ее.
Вопросы для посетительницы.
• Что я испытывала? Достаточно ли доверяла специалистам, чтобы рассказать о том, что со мной случилось?
• Что было хорошо, а что плохо?
• В чем еще я нуждалась?
Малая группа составляет список потребностей, ожиданий и ощущений избитой женщины, которая обратилась за помощью. Затем малая группа рассказывает большой группе о том, каким образом консультант может вселить в женщину чувство безопасности и уверенности. Во время последующего обсуждения тренер должен подчеркнуть необходимость плана безопасности.
Примечание для тренера:
Ролевую игру проще проводить со студентами; профессионалы часто неохотно демонстрируют свое умение консультировать. Кроме того, ролевую игру проще проводить в небольших группах, которые меньше ей сопротивляются. Если тренер хочет убедить участников в необходимости ролевой игры, то она должна нравиться ему самому! В то же время ролевая игра очень хорошо помогает понять чувства посетителя.
Важно:
• Рассказывая о том, какое впечатление произвела на Вас ролевая игра, и какую роль Вы в ней сыграли, говорите от третьего лица.
• Во время ролевой игры следите за своими ощущениями.
• После ролевой игры свои впечатления и полученный опыт необходимо обсудить в большой группе.
Вариант:
Ролевая игра: 4 роли и 1 наблюдатель: социальный работник, милиционер, врач и т.п.
Проводится в форме конференции: «Как вы боретесь с насилием в отношении женщин?»