Значение для психопедагогики

РТС является ценным инструментом психопедагогической оценки, что связано с его способностью динамической, интег-ративной оценки состояния испытуемых, в особенности у тех из них, у которых имеются познавательные нарушения. На­блюдая за ответами испытуемых, можно понять особенности их мышления и переживаний, что позволяет клиницисту по­лучить в ходе психотерапии ценную информацию.

Стандартизация РТС позволяет проводить оценку и после­дующие интервенции с учетом когнитивных способностей, вы­явленных с помощью каждого из заданий. Тестируя клиента до и после проведения психотерапевтических интервенций, мож­но оценить происходящие изменения в его состоянии и раз­витии.

Применение РТС позволяет получить о клиенте важную информацию и сформулировать гипотезы, что необходимо делать на протяжении всего процеса психотерапии.При рабо­те с клиентами с познавательными нарушениями необходимо оценивать их мотивацию, уровень интеллектуального разви­тия и эмоциональную сферу.

РТС может использоваться в образовательных учреждени­ях для тестирования новых учащихся и студентов, поскольку

он является инструментом невербальной диагностики и позво­ляет оценивать эмоциональную динамику (Allessandrini, Dupas & Bianco, 1995). При использовании в клиническом контексте РТС помогает лучше разобраться в механизмах познаватель­ных нарушений, дополняя другие диагностические методики, а также понять особенности познавательной деятельности ре­бенка, подростка или взрослого. РТС позволяет оценивать способность испытуемого к классификации предметов, фор­мированию представлений о последовательности развития со­бытий, запечатлеванию образов, разработке и интернализации понятий о пространстве и времени, а также к установлению

Значение для психопедагогики - student2.ru

Рис. 3.6.Различия в эмоциональном содержании рисунков, связанные с уровнем образования

взаимосвязей между элементами системы на основе общей идеи. Все это можно считать фундаментальными когнитивными способностями, являющимися слагаемыми успешного обуче­ния. Данное представление основано на теории Пиаже и Ин-хельдер (Piaget & Inhalder, 1980), которые исследовали разви­тие когнитивных функций, ответственных за усвоение ребен­ком знаний и, следовательно, успешное обучение в школе.

Заключение

Результаты проведенного нами исследования, представ­ленные в данной статье, свидетельствуют о связи показателей теста с типом школы. Связь с- полом, однако, не была сколь-либо значимой. Высокое качество полученных данных явля­ется гарантом того, что они могут рассматриваться в качестве нормативных.

Приведенные в таблице 3.9 данные о корреляции результа­тов отдельных заданий друг с другом и общей оценкой подтвер­ждают американские наблюдения и свидетельствуют о том, что РТС оценивает различные аспекты познавательной деятель­ности. Таблица 3.10 показывает высокую корреляцию между результатами первичного и повторного тестирования.

Интересным наблюдением, сделанным нами в ходе иссле­дования, было то, что показатели эмоционального содержания свидетельствуют о том, что взрослые, у которых образование было прервано в начальных или старших классах, имели более низкие показатели РТС, чем дети и подростки, чей процесс обучения протекал непрерывно. С другой стороны, показатели РТС у студентов колледжа были близки к показателям стар­шеклассников. Другим интересным наблюдением была высокая частота появления рисунков с отрицательным эмоциональ­ным содержанием среди учащихся 7-х и 8-х классов, о чем сви­детельствуют результаты задания по исследованию воображе­ния. Данные наблюдения нуждаются в проведении дальней­ших исследований.

РТС представляет большую ценность для использования в бразильской образовательной системе. Он помогает лучше

понять динамику развития когнитивной сферы и предпосыл­ки успешного обучения. Результаты исследования подтверж­дают нашу исходную гипотезу и открывают возможности для разработки психотерапевтических и образовательных программ на базе использования РТС. Все это повышает социальную зна­чимость нашего исследования.

Литература

Allessandrini, С. D., Dupas, M.A., & Bianco.M. P. F. (1995). A abor-dagem cognitiva em arte-terapia e о SDT enquanto instrumento de avalicao psicopedagogoca (The Cogni­tive Approach in Art Therapy and the SDT as an Inst­rument of Psychopedagogical Evaluation). Arteterapia: reflexoes. № 1(1). p. 25-32.

Allessandrini, C. D. 1996a. Oficina Criativa e psicopedagogia (The Creative Workshops and Psychopedagogy). Sao Paulo: Casa do Psycologo Editora.

Allessandrini, C. D. 1996b. Oficina criativa e psicopedagogia na perspectiva dos coordenadores cognitivos (The Crea­tive Workshop and Psychopedagogy in the Perspecti­ve of the Cognitive Coordinators). Psicopedagogia, Revista da Associacao Brasileira de Psicopedagogia. № 15(39.). P. 28-33.

Allessandrini, C. D. 1994a. A criatividade e a im,agetica na per­spectiva de aprendizagem (Creativity and Imagery in the Perspective of Learning). Construcao Psicopedacogica. № 2(2). P. 15-20.

Allessandrini, C. D. 1994b. О elemento criador na aprendizagem (The Element of Creation in Learning). Psicopedagogia. Revista de Associacao Brasileria de Psicopedagogia. № 13(28). P. 23-24.

Angelini, A. L, Alves, I. С. В., Custodio, E. M., Duarte, W. F., Duarte, J. L. M. 1998. Matrizes progressives coloridas de Raven: Manual (Padronizicao Brasileira) (Manual of Raven's Colored Progressive Matrices) Sao Paulo: CETEPP.

Brooke, S. L. 1996. A Therapist's Guide to Art Therapy Assessments. Springfield, IL: Charles Thomas.

Coll, С. 1986. Psicologia у curriculum — Una aproximacion psico-pedagogica a la elaboration del curriculum escolar. (Psy­chology and Curriculum — Psychopedagogical Approach Elaboration of the School Curriculum). Mexico City: Editorial Mexican Paidos.

GuilfordJ. P. & Fruchter, B. 1978. Fundamental Statistics in Psy­chology and Education, (6th ed.). New York: McGraw-Hill.

Macedo, L. de. 1994. Ensaios construtivistas (Essays on Construic-tivism) Sao Paulo: Casa do Psicologo Livraria e Editora.

Piaget,J. et al. 1980. Recherches sur les correspondences (Research on Correspondences). Paris: Presses Universitaires de France.

PiagetJ. & Inhelder, B. 1966/1977. A imagem mental na crianca. (The Child's Mental Imagery). Trad. Antonio Cuoto Scares. Porto: Livraria Civilizacao Editora.

Piager,J. & Inhelder, B. 1981/1993. A representacao do Espaco na Crianca (Space Representation in the Child). Porto Alegre: Artes Medicas.

RoscoeJ. T. 1969. Fundamental Research Statistics for the Be­havioral Sciences. New York: Holt, Reinhart, and Win-ston.

Scoz, B.J. L. 1992. A identidade do psicipedagogo: Formacao e atuacao profissional (The Identity of the Psychologist: Formation and Professional Experience). In Scoz, J. L. Psicopedadodia — contextualizacao, formacao e atuacao profissional. Porto Alegre: Artes Medicas.

Silver, R. 1978/1989. Developing Cognitive and Creative Skills Through Art — Program for Children with Communi­cation Disorders or Learning Disabilities. New York: Ablin Press.

Silver, R. 1987. A Cognitive Approach to Art Therapy. In Rubin, J. A. (ed.). Approaches to Art Therapy, Theory and Tech­niques. New York: Brunner-Mazel. P. 233-250.

Silver, R. 1996a. Teste do desenho de Silver — Cognicao e emocao. Padronizacao bazileria (Silver Drawing Test — Cogni­tion and Emotion. Brazilian Standartisation). Cristina Dias Allessandrini, Jose Luciaano Miranda Duarte, Mar-garida Azevedo Dupas e Maria Pires Fernandes Bianco. Sao Paulo: Casa do Psicologo. (original in English 1996).

Silver, R. 1996b. Silver Drawing Test of Cognition and Emotion, (3rd ed. Rev.). New York: Ablin Press.

Silver, R. 1990. Silver Drawing Test of Cognitive Skills and Adjust­ment. New York: Ablin Press.

Александр Копытин

Наши рекомендации