Социальная неопределенность и потребность в самоуважении
Дополнительно мы использовали метод анализа оценок, которые участники присваивали различным пунктам опросника. Эти оценки были переведены в цифровые показатели от 1 до 5, соответствующие мнениям субъекта (от «Совсем нет» до «Много»). Таким образом, это перевод качественных оценок в количественные. Мы разделили индивидов на основе самых высоких и самых низких оценок с целью проверки: существуют ли подгруппы в соответствии с типом контрастных профилей. Наш вопрос был таков: существуют ли подгруппы индивидов, которые имеют склонность оценивать свой опыт участия в арт-терапевтической студии наиболее позитивно ^наиболее негативно?
Результаты показали, что можно объединить участников студии в определенные подгруппы, которые противоположны друг другу по характеру их оценки своего участия в студийной группе — наиболее часто дающих саму высокую (5) и самую низкую (3) оценки. Сравнение показывает большой контраст в способе оценки, в присвоении максимального значения (5 =• «Много») между:
1) мужчинами и женщинами;
2) участниками, которым больше 35 лет и меньше 35 лет;
3) лицами иностранного происхождения и французами.
Можно заметить, что чаще всего максимальную оценку дают женщины, лица, которым больше 35 лет, лица иностранного происхождения. Представляется, что результаты отражают тенденцию к возможно более положительной самооценке участников, у которых самое невыгодное положение на рынке труда. Действительно, речь идет о лицах, длительно не работающих, с низкой квалификацией или без квалификации: женщины, иностранцы, лица старше 35 лет. Это категории, наиболее уязвимые для безработицы.
Работа в студии художественной экспрессии наиболее полезна для людей тогда, когда они поставлены в неблагоприятные социальные условия на рынке труда потому, что экспрессивная активность помогает им в позитивной переоценке своих возможностей. Можно сделать предположение, что художественная активность в той форме, в какой она протекала в художественной студии, способствует восстановлению положительной самооценки или, по меньшей мере, восстановлению доверия к себе и другим, что позволяет преодолеть навязываемое обществом стереотипное восприятие безработного как ни на что не годного неудачника.
Студия как инструмент социальной интеграции
Рассмотрев среду студии и анкеты, мы можем заключить, что изобразительная деятельность воспринимается участниками как совершенно новый вид активности. Большинство участников отнеслись к студии очень положительно. В качестве эффектов наиболее часто отмечались: удовольствие, раскрепощение, пробуждение воображения. Эти ответы убеждают нас в том, что в тревожной ситуации потери работы организованная в студии работа явилась глотком свежего воздуха, подтолкнула людей к активному поиску путей активного выхода из создавшегося положения. Мы можем отметить также некоторые усвоенные участниками студийных групп знания и навыки, которые служили положительным изменениям в их
настроении и отношении к жизни. Они постепенно приходили к «открытию» самих себя, других, художественных техник (развитие умений, когнитивной компетенции и технических приемов) — именно это вызывало наибольший интерес во время сеансов.
Заключение
Для людей, посещающих художественную студию, она является источником ресурсов. Для организаторов и методистов по занятости студийная работа может быть оригинальным инструментом, дополняющим более традиционные подходы, направленные на преодоление социальной депривации безработных. Какое влияние может оказать студия на участников по окончании интеграционной программы через короткое или более продолжительное время? Те, кто смог найти работу или пройти переобучение, и те, кто не смог вырваться из своей ситуации долгосрочной безработицы, оценивают плоды своего участия в художественной студии, видимо, по-разному.
Литература
Аррау, В. & Thebaud-Mony, A. 1997, (Ed.) Precarisation social, travail et sante, Paris, Ed. de 1'IRESCO. 1997.
Bouchayer, Francoise. 1994. (Ed.) Trajectoires sociales et inegalites: Recherches sur les conditions de vie, Paris, Ed. MIRE/ INSEE, ERES. 1994.
Camilleri, C., Kastersztein,}., Lipiansky, E-D., Malewska-Peyre, H., Taboada-Leonetti, I.,Vasquez, A. 1990. Strategies identi-taires. Paris: PUF. 1990.
Insertion et desinsertion. Paris: Desclee de Brouwer. 1994.
Meyerson, 1.1948. Les Fonctions psychologiques et les ouvres. Paris: Vrin. 1948.
III. Вопросы
Использования
Рисуночных
Тестов в арт-
Терапевтической
Практике
Основные темы и понятия раздела
• Использование теста «Рисования фигуры человека» Маховера для подтверждения перенесенного сексуального насилия
• Рисуночный тест Сильвер: результаты стандартизации в Бразилии
• Адаптация РТС в России
Рашель Лев-Визелъ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТА
«РИСОВАНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА»
МАХОВЕРА ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ
ФАКТОВ ПЕРЕНЕСЕННОГО
СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ1
Одной из проблем в психотерапевтической работе со взрб-слыми является определение фактов перенесенного сексуального насилия в тех случаях, когда отсутствуют подтверждающие это симптомы. Сексуальное насилие детей рассматривается как весьма серьезная травма (American Psychiatric Association, 1994), Джонс (Jones, 1990) отмечает редкое наличие физических симптомов насилия. Оно подтверждается, исходя из имеющихся у взрослого или ребенка поведенческих и эмоциональных симптомов, в частности самодеструктивных проявлений (Sedney & Brooks, 1984; Young, 1990), познавательных нарушений и трудностей в трудоустройстве (Lisak & Luster, 1994), затруднений в сексуальных отношениях, эмоциональных нарушений, переживании одиночества и сниженного настроения (Berliner, Blick & Bulkley, 1981), патологического фантазирования (Riggs, 1982), обсессивно-компульсивных проявлений, тревоги, дис-социативных нарушений, враждебности, сниженной самооценки, нарушений сна, затруднений в социальных отношениях, суицидных тенденциях и переживаниях вины и страха (Briere, Evans, Runtz & Wall l988,Fromuth & Buskhart 1989, Hunter, 1991). Все эти симптомы могут сопровождаться виной за перенесенную травму.
В литературе описаны некоторые подходы к выявлению перенесенного сексуального насилия с использованием рисуночных тестов (DiLeo, 1996, Jacobs, Hashima & Kenning, 1995; Pinto & Bombi, 1996); в этой связи ставится вопрос их валидно-
1 JIee-Визель Р. Использование теста «Рисование фигуры человека» Махо-вера для подтверждения фактов перенесенного сексуального насилия // Исцеляющее искусство. - 1999. - Т. 3, № 1. - С. 19-32.
ста. Чентлер, Пелко и Мертин (Chantler, Pelco & Mertin, 1993) сравнивают изображения человеческих фигур, выполненных двумя группами детей — перенесших и не перенесших сексуальное насилие. Эти авторы указывают на значительно более частое наличие в рисунках детей, пострадавших от насилия, таких признаков изображений, как: «обрезанные» или укороченные руки, плохая интегрированность частей тела и отсутствие ног. Кауфман и Вольф (Kaufman & Wohl, 1992) изучали рисунки детей предпубертатного возраста, перенесших сексуальное насилие. Результаты их исследования свидетельствуют о более частом наличии при изображении человеческих фигур таких признаков, как: «обрезанные» конечности, заштрихованный или отсутствующий рот и глаза, неровная поза, заштрихованные или оторванные гениталии и плохая интегрированность частей тела.
Проводя психотерапевтическую работу со взрослыми, я использую рисуночные техники для постановки диагноза и для лечения. Я обратила внимание на значимость таких графических индикаторов перенесенного сексуального насилия, как: двойные контуры лица в области подбородка и щек, «пустые», заштрихованные или отсутствующие глаза, заштрихованный или отсутствующий рот. Эти особенности изображений характерны для рисунков тех взрослых, которые перенесли сексуальное насилие в детстве. Проверке данных особенностей было посвящено проведенное мной пилотное исследование.
Введение
Некоторые современные подходы к интерпретации рисунков связаны с представлениями К. Юнга (Jung, 1964), который подчеркивал значение символов, относя их к неосознаваемым проявлениям психической жизни. Фуре (Furth, 1988) отмечает, что системный анализ рисунков во многом напоминает анализ сновидений и может способствовать прояснению материала бессознательного. Анализ рисунков позволяет определить слабости, страхи и негативные аспекты переживаний, равно как и сильные стороны психики и здоровый потенциал личности, позволяя человеку лучше понять самого себя (Bach, 1969; Groth-Mamat, 1990; Oster & Could, 1987). Абрахам (Abraham, 1989),
подчеркивает, что процесс рисования во многом определяется личностью человека, а не его отдельными психическими качествами, такими, например, как воля.
Одной из широко распространенных проективных рисуночных техник, используемых для психологической оценки (Pihl & Nimrod, 1976), является тест Маховера «рисование фигуры человека». Исходя из представления о том, что нарисованная фигура символизирует самого субъекта, а фон — его окружение, Маховер (Machover, 1949) разработал тест, направленный на исследование бессознательных импульсов и внутрипсихи-ческих конфликтов, а также тех способов компенсации, которые характерны для того или иного субъекта.
Исследования показали, что рисование человеческой фигуры является ценным приемом, позволяющим выявлять соматические и психические нарушения (Gillespie, 1994; Furth, 1988; Kaplan, 1994). Лакин (Lakin, 1956); например, для рисунков взрослых характерно ощущение «сжимания» фигуры, что заметно отличается от рисунков подростков, на которых фигура представляется «растущей». Джонсон (Johnson, 1989) отмечает, что нарушения слуха в рисунках глухих детей проявляются в отсутствии, увеличении или искаженном изображении ушей. По утверждению Гиллеспи (Gillespie, 1994), Фурса (Furth, 1988) и Каплана (Kaplan, 1994), просьба нарисовать человека предполагает свободный выбор возраста, пола, позы, действий и состояния изображенного персонажа, которые в большинстве случаев соответствуют представлению испытуемого о самом себе. На основе изучения рисунков детей Коппиц (Koppitz, 1968) выделил графические признаки и разделил их на три основные группы с целью дифференциации здоровых субъектов и лиц с эмоциональными нарушениями. Первая группа включает признаки, характеризующие качество изображения: плохую интегрированность частей тела, заштриховывание лица, тела, шеи или конечностей, значительную асимметрию конечностей, наклон фигуры в 15 или более градусов от вертикальной оси, маленький или слишком крупный размер фигуры, а также искажение схемы тела. Вторая группа включает такие признаки, как: маленькая голова, зачеркнутые глаза или зубы, слишком короткие или длинные руки, руки, цепляющиеся за тело, кисти, столь же крупные по размеру, как и голова, отсутствие
рук, соединенные вместе ноги, изображение гениталий, гротескные фигуры, спонтанное изображение трех или более фигур, облаков или дождя. Третья группа включает отсутствие по крайней мере восьми основных элементов, обычно присутствующих при изображении человеческой фигуры: глаз, носа, туловища, рта, рук, ног, ступней и шеи.
Эмпирические наблюдения свидетельствуют о высокой корреляции результатов применения теста рисования фигуры человека и опросника для оценки темперамента Гилфорда-Циммермана (Cull & Hardy, 1971), индекса тревожности (Sop-chak, 1970) и шкал для диагностики депрессии и эмоциональных нарушений (Koppitz, 1968; Glutting & Nester, 1986; Halinova, McLeodova & Sulkotia, 1987'Johnson, 1989). В то же время, Маховер (Machover, 1949) отмечал, что, несмотря на тесную взаимосвязь изображений человеческой фигуры и личности автора рисунка, многообразие способов интерпретации требует весьма осторожного подхода к оценке результатов его применения (Groth-Mamat, 1990). Коппиц (Koppitz, 1968) подчеркивает, что причины популярности и применимости рисуночных техник следует связывать скорее с их прагматическими возможностями, нежели с подтвержденными показателями их валид-ности (Bieliauskas, 1980, Nilikovitck & Irvine, 1982).
Проведенное мной пилотное исследование является попыткой выявления некоторых графических признаков в изображениях человеческой фигуры, позволяющих различать взрослых лиц, не перенесших и перенесших сексуальное насилие. Эти признаки были выявлены на основе анализа клинических данных, а также ранее проведенных исследований, в которых описываются графические индикаторы стресса, тревоги, депрессии и нарушений во взаимоотношениях (DiLeo, 1996; Gil-lespi, 1994; Furth, I988;jacobs, Hashima & Kenning, 1995; Kaplan, 1994; Pinto & Bombi, 1996).
Материал и методы
Испытуемые в возрасте от 27 до 43 лет составляли три группы: Первая группа включала десять мужчин, проходящих ле-ч«ийе от алкоголизма и наркомании и признавшихся в перенесенном ими в детстве сексуальном насилии. Вторая группа
включала десять женщин, также перенесших сексуальное насилие и наблюдающихся в центре семейной психотерапии в связи с поведенческимиили семейными проблемами. Третья rpyip па была контрольной и включала десять мужчин и десять женщин (последние также являлись клиентками центра семейной психотерапии), считавших, что условия их воспитания были вполне удовлетворительными, и отрицавших факты сексуального или физического насилия в детстве. По возрасту, уровню образования и семейному положению лица третьей группы соответствовали испытуемым первой и второй групп. Поскольку за пределами реабилитационной программы подобрать испытуемых мужского пола, перенесших в детстве сексуальное насилие, было трудно, мы не стремились достичь полного соответствия между испытуемыми первой и контрольной групп по признаку алкогольной или наркотической зависимости.
В таблице 3.1 представлены характеристики лиц, входящих в три вышеназванные группы. Что касается уровня образования, то 30% представителей первой группы и 70% второй группы имели среднее образование, что примерно соответствовало уровню образования мужчин и женщин третьей группы. Из таблицы также видно, что в большинстве случаев насильниками являлись отцы, и что большинство лиц первой и второй групп испытывали насилие на протяжение нескольких лет. На момент исследования 40% мужчин и 20% женщин второй группы были разведены.
При проведении наших исследований под понятием сексуального насилия мы имели ввиду вовлечение малолетних в занятия сексом, смысл которых не был им ясен и на участие в которых они не могли дать осмысленного согласия. При этом нарушаются социальные запреты, касающиеся поведения членов семьи (Schecter & Roberge, 1976, с. 15). Использовался тест рисования фигуры человека, разработанный Маховером (1949). Испытуемым давались: лист бумаги, карандаши, после чего их просили нарисовать фигуру человека без каких-либо дополнительных инструкций.
При сравнении рисунков испытуемых трех групп использовались следующие графические признаки: контуры лица (двойной подбородок, двойные скуловые дуги); глаза (точки, пустые окружности вместо глаз, закрашенные окружности);
Таблица 3.1 Распределение демографических показателей в трех группах
Показатели | Группа 1 | Группа 2 | Группа 3 • | |
Муж. | Женщ. | |||
Образование | ||||
< 12 лет | 70% | 30% | 70% | 30% |
> 12 лет | 30% | 70% | 30% | 70% |
Семейное положение | ||||
состоят в браке | 0% | 80% | 40% | 80% |
разведены | 40% | 20% | 60% | 20% |
не состояли в браке | 60% | 0% | 0% | 0% |
Возраст, в котором было перенесено | ||||
сексуальное насилие | ||||
до 6 лет | 70% | 50% | ||
от 6 до 12 лет | 10% | 40% | ||
старше 12 лет | 20% | 10% | ||
Частота актов сексуального насилия | ||||
однократно | 20% | 10% | ||
менее 10 раз | 0% | 0% | ||
многократно | 80% | 90% | ||
Личность насильника | ||||
отец | 80% | 80% | ||
мать | 0% | 0% | ||
другие родственники | 10% | 10% | ||
незнакомые лица | 10% | 10% | ||
Периодичность актов | ||||
сексуального насилия | ||||
один раз в неск. дней | 10% | 10% | ||
один раз в неск. недель | 0% | 10% | ||
один раз в неск. месяцев | 10% | 10% | ||
один раз в неск. лет . | 70% | 60% | ||
один раз за много лет | 10% | 10% |
руки и кисти (очень длинные руки, отсутствие рук или очень короткие руки — «обрубки»; руки, «оторванные» от туловища; интенсивно заштрихованные руки или кисти); гениталий (нижняя часть тела отделена от верхней; интенсивно заштрихованные нижняя часть тела или область гениталий; обведенные или изолированные от других частей тела гениталии).
Все эти признаки были выбраны мной, исходя из собственных клинических наблюдений и эмпирических данных, сви-
детельствующих о тесной связи некоторых особенностей изображений с переживанием беспомощности, бессилия и незащищенности, сексуальными нарушениями и трудностями во взаимоотношениях (Koppitz, 1968; Glutting & Mester, 1986; Hali-nova, McLeodova & Sulcova, 1987; Johnson, 1989).
Техника тестирования
В ходе психотерапевтических сессий испытуемым предлагалось нарисовать человеческую фигуру на листе размером 210 х 297 мм, используя простой карандаш средней твердости. Если испытуемые спрашивали, стоит ли им рисовать всю фигуру, им отвечали: «Рисуйте так, как хотите». В процессе рисования психотерапевт молчал. Сразу после создания изображения рисунки у испытуемых забирались.
Двое социальных работников, ничего не знавших об истории жизни испытуемых, оценивали степень очевидности графических признаков, используя четырехбалльную шкалу. Им давался полный перечень всех признаков (см. выше), которые следовало оценить по степени их очевидности. Итоговые показатели определялись через подсчет среднеарифметических величин по каждому признаку. Усредненные показатели в ответах экспертов (полученные на основе применения корел-ляционной процедуры Персона) составляли: контуры лица г = 0.89; глаза г = 0.56; рот г = 0.38; руки и кисти г = 0.70; поза г = 0.75; контуры тела г = 0.68; интегрированность частей тела г = 0.55; гениталии г = 0.77.
Результаты исследования
Графические показатели, по которым проводились сравнения рисунков испытуемых трех групп, включали: контуры лица, глаза, рот, руки и кисти, позу, интегрированность частей тела и гениталии. Среднеарифметические величины и их отклонения, величина F/VAL и достоверность различий между группами представлены в таблице 3.2.
Величины F/VAL вычислялись путем множественного анализа переменных (MANOVA) в каждой группе. Метод статис-
Таблица 3.2