Нарушенная идентичность долгосрочных безработных
Недавние исследования показали, что длительное отсутствие места работы грозит риском нарушений здоровья (Аррау & Thebaud-Mony, 1997). Эти исследования показывают более высокий уровень заболеваемости у безработных по сравнению с занятыми. Отсутствие работы в течение длительного времени часто сопровождается такими симптомами, как головные боли, нарушения сна, тревожность, приступы страха, фобии, агрессия, депрессия, алкоголизм, табакокурение, токсикомания.
Со своей стороны, мы работаем с долгосрочными безработными, то есть с теми, кто находится без работы более года. Они не являются лицами, полностью маргинализированными, по- . скольку они вовлечены в профессиональный проект по социальной интеграции на добровольной основе. Между тем многие из них борются с процессами выключенное™, психологически очень хрупки, что приводит к потере самоуважения, печали или чувству стыда, усталости, ожиданию постоянных неудач, сильной вины оттого, что не могут найти работу и так далее. Жизненный путь, о котором мы узнали у участников арт-терапевтического проекта, часто содержит травматические события, среди которых болезнь, утраты, расторжение брака, акты насилия. В этом контексте долгосрочная безработица, к которой добавляются более или менее видимые страдания,
приводит к тому, что идентичность участников, с которыми мы работали, часто нарушена. Исследования показывают, что, с одной стороны, социальная идентичность связана с профессиональной принадлежностью, а с другой стороны, группа, к которой эти индивиды могут себя отнести — это категория, негативно определяемая («незанятый», «эрмист»1, «долгосрочный безработный»).
Разумеется, существуют важные различия между лицами, которые имеют доход от включенности в срциальную сеть, и теми, кто должен много сделать, чтобы преодолеть изоляцию и быть включенным. Можно выделить общий профиль популяции, с которой мы работали на основе: (1) низкой квалификации, (2) отсутствия длительной занятости. Нащ подход можно определить как психологическую поддержку с тренингом повышения самооценки, способствующие улучшению навыков поиска работы, что в целом отвечает установке на их интеграцию в общество. Уместно заметить, что «договор», который заключает индивид в состоянии нестабильности с представителями государственной программы по интеграции, предполагает совместные усилия индивида и общества.
Поддерживающая среда для психологически уязвимого населения
Заботясь о благополучии лиц, с которыми проводится работа, студия стремится к поиску новых путей, которые бы благоприятствовали позитивным изменениям в их поведении. Мы можем заметить, что, если до того, как приступить к своей первой работе в студии, участники негативно оценивали свои способности к рисованию, их позиция в дальнейшем менялась и они начинали положительно оценивать свои возможности. Неожиданность, удивление и любопытство, вызванные результатами своего творчества, смешивались с чувством гордости оттого, что им удалось нечто в условиях художественного ателье.
1 Эрмист (от RMI) — человек, получающий минимальное пособие для социальной интеграции. (Прим. перев.)
В этом контексте мы думаем, что роль арт-терапевта состоит в следующем:
• в том, чтобы начать сессию с предложения понятной группе работы;
• в обучении техникам, показе основных приемов для решения творческой задачи;
• в фасилитации дискуссии и обмена впечатлениями в группе перед завершением сеанса.
Студия художественной экспрессии оказывает поддержку лицам, имеющим трудности в социальной интеграции. Приоритетной задачей работы арт-терапевта является возвращение человека к труду. Арт-терапевтический подход вызывает, однако, определенные.вопросы относительно его эффективности для решения этой задачи. В первую очередь это вопрос о механизмах достижения положительных психологических и социальных эффектов применения арт-терапии.
Студия как место открытий
Мы провели измерение влияния студии на состояние безработных. По завершении работы в студии всем участникам предлагалось ответить на ряд вопросов. Опросник имел целью собрать информацию на основе самооценки участников. Вопросы были сформулированы таким образом, чтобы оценить различные аспекты студийной работ сообразно трем доминирующим критериям:
• удовлетворенность от совместной работы с другими людьми;
• удовлетворенность собой;
• удовлетворенность участием в художественной работе.
Тридцать пять человек ответили на вопросы нашей анкеты. Средний возраст респондентов равнялся 39,2 года. Самому молодому участнику было 26 лет, самому старшему 51 год. Все участники не имели работы в течение года или чуть больше. Выборка состояла на 60% из женщин и на 40 % из мужчин. Лица моложе 35 лет составляли 26% группы, а те, возраст которых был больше или равен 35 годам, составили 74% группы.
Рис. 2.45. Соотношение испытуемых по полу, возрасту и национальности
Лица французского происхождения представляли 40% респондентов, а иностранцы — 60% респондентов (см. рис. 2.45)
Мы провели контент-анализ ответов респондентов. Результаты анкетирования показали, что ответы группируются вокруг понятия «открытие». Термин «открытие» описывает доминирующий интерес группы к опыту художественной экспрессии: открытие других, самого себя, художественных техник (см. рис. 2.46).
Рис.2.46. Схема взаимодействия различных типов открытий в работе в студии |
То, что вызвало самый большой интерес у участников, касалось их отношения к другим в терминах открытия, вызываемого обменом мнений, общностью деятельности, выступлениями, возможностью увидеть и быть увиденным. Выражение
чувств относилось к понятиям деятельности и групповой динамики. Открытия, которые можно было сделать относительно самих себя, разместились между глаголами «быть способным» и «хотеть» и относились к понятиям свободы, экспрессии, сильных чувств, интроспекции. Открытие самого себя располагалось между понятиями «быть способным» и «хотеть». Технические навыки, исследование материала и цвета, необычный характер такого опыта представлялись участникам как то, что может быть самым интересным в художественной работе.
В общем, понятие открытия связано с идеей обнаружения человеком того, что ранее было в нем спрятано и неосознанно. Художественная работа, которая состоит из покрытия поверхности живописным материалом слой за слоем, вызывает в свою очередь обратное движение — «снимание одного слоя за другим?»