Образы различных видов в сновидениях
Сновидения являются сложными психическими процессами. Они составляются из накопленных в памяти человека психических образов. Уже поверхностное знакомство со сновидениями парадоксального сна убеждает нас в том, что они состоят главным образом из зрительных представлений. Для более глубокого понимания характера психической активности во сне необходимо иметь некоторое понятие о том, какое участие принимают различные виды представлений в процессах образования сновидений и какие индивидуальные различия наблюдаются у людей в этом отношении. Многие исследователи сновидений сообщают интересные данные по этому вопросу. Этот вопрос подробно исследовал известный американский психоаналитик Стэнли Холл, который классифицировал элементы содержаний около 1000 сновидений '.
Он представил следующий график (рис. 2), отражающий содержание сновидений средних американцев.
В среднем, в каждом сновидении появляется 2-3 персонажа (кроме самого сновидца). Около 20 % сновидных событий происходят в комнатах (чаще — в комнате самого сновидца). 43 % действующих лиц — незнакомые люди. В сновидениях мужчин другие мужчины появляются в два раза чаще, чем женщины, тогда как в сновидениях женщин появляется примерно равное число мужских и женских образов.
Около 30 % сновидений содержат цветные образы, остальные состоят из черно-белых представлений. Сексуальных сновидений очень много,
Hall С. What people dream about? // Scientific American, 1951. — P. 60-63.
17
но дело до оргазма чаще всего доходит у мужчин. Кошмарных сновидений сравнительно мало. Замечено, что чаще всего кошмарными бывают те сновидения, которые появляются в конце ортодоксальных фаз сна. Кошмарные сновидения несколько более часто появляются-у психически нездоровых взрослых, а также у детей.
Рис. 2. Содержание сновидений
Русский исследователь В. Н. Касаткин записал 10240 сновидений у 1020 лиц, из них 9758 — при наблюдениях (по самоотчетам сновидцев после пробуждения) и 482 — во время опытов. Здоровых среди испытуемых было 126 человек (92 мужчины и 34 женщины), больных — 832 человека (667 мужчин и 165 женщин), слепых 49 (17 мужчин и 32 женщины), глухонемых — 13 (8 мужчин и 5 женщин). Среди больных было 202 психотика, 26 невротиков, 34 человека с органическими поражениями спинного мозга и 282 индивида с различными соматическими болезнями. Всего у больных записано 5678 сновидений. Среди испытуемых представители 20 национальностей самых различных возрастных групп (с 4 до 80 лет)'.
Зрительные образы и сцены были во всех сновидениях, или в 100 % случаев, из них 77,6 % — теневые и 22,4 % — цветные. Температурные ощущения отмечались в 496 сновидениях, или около 5 % случаев всех
Касаткин В. Н. Теория сновидений. — Л., 1972. — С. 36-37.
сновидений. При этом ощущение тепла отмечалось в 252, а ощущение холода — в 244 сновидениях. Звуковые впечатления встречались в 397 сновидениях, или около 4 % всех сновидений. Болевые ощущения отмечались в 5,2 % всех сновидений. Ощущение давления — в 2,2% случаев, вкусовые — в 2 % сновидений, обонятельные — в 0,5 % всех сновидений. Другие ощущения (тактильные и парестезии) — около 4,3 % всех сновидений1.
При воздействии на спящего внешних раздражителей преимущественно появлялись зрительные образы сновидений, под воздействием внутренних раздражителей, также в преобладающем большинстве случаев, возникали зрительные образы, однако относительное число образов других модальностей становилось больше (особенно при нарушениях органических и физиологических функций организма и при неврозах). Очень часто зрительные сцены ассоциировались с соответствующими образами и ощущениями других модальностей.
Так, в 65 % сновидений со зрительными актами мочевыделения и дефекации были также соответствующие, связанные с этими актами, ощущения. Половые ощущения были в 58% сновидений, содержащих зрительные сцены соответствующего содержания. Ощущение жажды отмечалось в 52 % сновидений со зрительными образами питья, воды и т. п. Ощущение голода отмечалось в 36 % сновидений с образами, связанными с процессами подготовки и принятия пищи. Ощущение боли — в 14% сновидений со зрительными сценами с болевыми локализованными воздействиями и т.д.
Все авторы согласны с тем, что преобладают зрительные образы, несмотря на то, что в их исследованиях могут быть значительно различающиеся количественные данные о соотношениях образов различных видов в сновидениях, Это важная особенность работы «спящего» мозга в парадоксальные фазы сна, и к ней мы еще вернемся.
Следует иметь в виду, что все записанные В. Н. Касаткиным сновидения люди рассказывали сразу же после пробуждения из естественного сна: исследователь не следил за их ночным сном и не прерывал его. Полученные им данные, безусловно, поучительны, тем более, что количество записанных сновидений довольно велико. Однако для получения более точных статистических данных следует собрать и проанализировать большое количество тех сновидений, которые испытуемые рассказывают после искусственного пробуждения из парадоксального сна. Не исключено, что в таком случае удастся обнаружить значительные раз-
Касаткин В. Н. Теория сновидений. — Л., 1972. — С. 273.
личия не только между сновидениями ортодоксального и парадоксального периодов сна, но и между сновидениями различных парадоксальных периодов одной ночи.
При ознакомлении с образами, из которых состоят сновидения, возникает естественный вопрос: каким образом спящий воспринимает их и какую роль в этом играют анализаторы? В целом нам представляется справедливым утверждение, что когда в сновидении появляется образ определенной модальности (зрительный, слуховой и т. п.), активизируется соответствующий анализатор. При этом активность наблюдается как в центральных, так и в периферических частях анализаторов. Особенно высокая активность регистрируется в зрительных зонах коры головного мозга человека, когда он оказывается в парадоксальных фазах сна.
Получены интересные данные, свидетельствующие о том, что механизмы восприятия образов сновидений, по сравнению с процессами восприятия в бодрствующем состоянии, претерпевают изменения, обусловленные преобладающей активностью зрительных центров. Существует точка зрения, согласно которой во сне голоса действующих лиц воспринимаются сновидцем не ухом, а благодаря раздражению двигательных центров речи. В сновидениях нередко встречаются такие ситуации: сновидец воспринимает находящегося перед ним человека, понимает содержание его речи, но это — немая, неслышимая речь, она воспринимается не слуховым анализатором, а благодаря наблюдению за движениями губ сновидного собеседника. Это часто встречающееся в сновидениях явление, по нашему мнению,.доступно для научного объяснения. Дело в том, что в сновидениях речь других действующих лиц по существу является результатом психической активности самого сновидца. Для того, чтобы последний понимал эту речь, нет никакой необходимости в ее «объективации» во внешней речи. Любопытная деталь: в самом процессе переживания сновидения человек одновременно понимает, что голос собеседника отсутствует и только его губы безмолвно двигаются. Можно предположить, что переживающий такие сновидения человек уже находится в состоянии перехода на уровень бодрствования, т. е. пробуждения сознания. Иначе говоря, такие сновидения протекают на границе между сознанием и подсознательной сферой психики. Вот маленький пример из книги И. Е. Вольперта, хорошо иллюстрирующий выдвинутое нами положение: «Снится, что дочь говорит мне: "Надо идти за булкой". Вижу движения ее губ; слова, произносимые ею, беззвучны, но я их воспринимаю» '.
Волъперт И. Е. Сновидения в обычном сне и гипнозе. — Л., 1966. — С. 122.
Между образными зрительными процессами и речью существуют тесные связи. Клинические наблюдения показывают, что визуализация (представление с помощью зрительных образов) и вербализация (речевое выражение) сновидных мыслей осуществляется с помощью теснейшим образом взаимосвязанных механизмов. В связи с этим И. Е. Вольперт пишет: «Мы наблюдали, например, несомненную связ^, между склонностью к "спонтанным" (невнушенным) сновидениям и сноговорениям в гипнозе. Б. Г. Ананьев на основе наблюдений над больными и ранеными, страдавшими афазией, пришел к заключению о глубокой связи, существующей между функцией речи и визуализацией образов в сновидениях. Он наблюдал у страдавших афазией резкое оскудение сновиднои деятельности, которая восстанавливалась по мере восстановления речи»'.
Причина, по-видимому, состоит в том, что скрытые мысли сновидений имеют в значительной мере речевую, хотя и недоступную для интроспекции форму.
Подобного рода факты могут стать основой для выдвижения целого ряда проблем.
1. Можно, например, предположить, что именно благодаря этой тесной связи функций визуализации и вербализации зрительные содержания сновидений вербализуются без большого труда, т. е. сновидцам удается довольно полно (хотя всегда с потерями части информации) описывать свои сновидения.
2. Можно даже выдвинуть предположение о существовании особых законов кодирования речевой информации в зрительных образах и законов их декодирования, которые действуют частично на сознательном уровне, после пробуждения. Каждый символ сновидения, по-видимому, имеет свои языковые эквиваленты.
Эту проблематику можно и крайне важно расширить, поскольку психолингвистические механизмы образования и течения сновидений, по существу, совсем не изучены. Между тем понимание природы этих механизмов важно для раскрытия закономерностей функционирования психики человека, особенно законов подсознательных процессов. Можно выдвинуть следующую гипотезу: поток сновидных образов есть
Вольперт И. Е. Сновидения в обычном сне и гипнозе. — Л., 1966. — С. 157. Отметим, что афазия — такое нарушение речи, которое наступает вследствие поражения некоторых зон коры головного мозга, имеет несколько разновидностей (эфферентная, афферентная, семантическая и др.).
в значительной мере инобытие потока речи, в частности — речевого воображения (с учетом наличия в сновидениях регрессивных и чисто образных содержаний).
Мы полагаем, что подтверждение этой гипотезы приведет к значительному углублению изучения психолингвистических аспектов сно-видной психической активности человека. Можно предположить, что латентные мысли, выражаемые с помощью сновидных символов и доступные для понимания только при адекватной интерпретации этих символов, имеют понятийно-словесную форму существования с одновременной недоступностью для интроспектирования. В то же время сознательная речевая деятельность даже спонтанно в определенной степени отражается интроспективно.
Некоторые специалисты считают, что ощущение запаха в сновидениях является редким феноменом и чаще всего наблюдается у истеричных. И. Е. Вольперт, придерживающийся такой точки зрения, описывает следующий случай: загипнотизировав больную женщину, он внушил ей появление сновидения (не подсказав определенного содержания). Она видела во сне, как идет по лесу и собирает грибы, а в конце сновидения увидела, как жарит их и даже ощутила запах жареных грибов. После пробуждения, рассказав это сновидение, она призналась, что всегда боялась одна ходить в лес, а в сновидении шла одна и не испытывала никакого страха'.
Автору этого описания удалось выяснить, что это сновидение возникло под влиянием реального события: одна из больных приносила в клинику грибы, и испытуемая видела это.
Следует отметить, что только установление внешней и нередко весьма поверхностной связи с объективным событием реальной жизни еще ни в коей мере не означает подлинного истолкования сновидения. Нередко такое сведение содержания сновидения к внешним событиям просто мотивировано желанием избегнуть тех трудностей, которые связаны с подлинным психологическим истолкованием сновидения и его символов. В данном конкретном случае отсутствие страха в сновидении требует психологического объяснения. Вполне возможно, что сновидение в целом следует понимать не в прямом смысле, а в качестве результата символизации таких мыслей и желаний, которые не только не страшны для сновидца, но даже приятны. Грибы, например, могут символизировать детей или пенис. Тот факт, что травы в лесу было
Вольперт И. Е. Сновидения в обычном сне и гипнозе. — Л., 1966. — С. 169-170.
много, тоже имеет символическое значение. Что касается обонятельного ощущения, то оно, на наш взгляд, возникло уже в процессе пробуждения, т. е. перехода сновидца из полностью подсознательного состояния на уровень сознательной активности. В тех случаях, когда сновидения, как психические процессы, протекают в глубинных слоях подсознательной сферы психики, обонятельные ощущения не возникают.