Этапы проведения ретроспективного анализа

1. Составление программы исследования

Начальным этапом ретроспективного анализа является разработка и уяс­нение его программы. Под программой исследования следует понимать опре­деление задач, которые должны быть решены в ходе ретроспективного анализа, и соответственно им определены направления его проведения.

Четкая программа исследования наименьшими 'Затратами сил, средств и времени обеспечивает скорейшее достижение цели анализа.

Программа исследования зависит от различных обстоятельств, наиболее важными из которых являются:

  • Специфика обслуживаемого контингента.
  • Исходный уровень 'Знаний "факторов риска", определяющих заболеваемость различных групп населения.
  • Возможность получения необходимой информации

2. Сбор и первичная обработка, информации

Информационное обеспечение ретроспективного анализа предусматрива­ет следующие работы:

А) получение информации о заболеваемости обслуживаемого населения;

Б) получение демографических сведений и информации об эпидемически зна­чимых условиях труда и быта различных контингентов;

В) первичную статистическую обработку: проверку полноты и достоверности информации, первичную сводку и группировку.

Источником информации о заболеваемости является существующая в стране система учета и отчетности в лечебных и профилактических учрежде­ниях. Основным документом является журнал учета инфекционных заболева­ний (уч. ф № 060/у), в который заносятся данные о всех больных и носителях, выявленных на данной территории. Больше информации содержит карта эпидемического обследования очага инфекционного заболевания (уч. ф. № 375/у). Однако необходимо помнить, что этот документ заполняется лишь в тех случаях, когда обследование является обязательным.

Источником дополнительных сведений могут послужить: экстренное извещение (уч. ф. № 058/у), история развития ребенка (уч. ф. № 112/у), карта амбулаторного больного (уч. ф. № 025/у), карта диспансерного наблюдения (уч. ф.№ 30/у), история болезни и другие документы.

Данные микробиологических, паразитологических, биохимических, иммунологических исследований больных и здоровых лиц, а также объектов внешней среды содержатся в журналах лабораторий лечебно-профилактических учреж­дений и «Роспотребнадзора».

Важным источником сведений являются отчетные документы прошлых лет и, в частности, отчеты по формам статистической отчетности № 1 и 2.

Демографические сведения (данные о рождаемости, смертности, миграции населения, численности отдельных возрастных, социально-бытовых и профессиональных групп) можно получить в статистических отделах админи­страций городов и районов. Кроме того, сведения о численности различных возрастных групп детского населения имеются в детских поликлиниках.

3. Изучение информации по соответствующим направлениям

При проведении анализа в полном объеме при каждой инфекции предусматривается последовательная разработка материала по четырем направлениям:

  • Анализ многолетней динамики заболеваемости совокупного населения.
  • Анализ годовой (помесячной, внутригодовой) динамики заболеваемости совокупного населения.
  • Анализ заболеваемости в группах населения, выделенных по эпидемиологическим признакам.
  • Анализ качества и эффективности противоэпидемических мероприятий.

4. Постановка эпидемиологического диагноза

Этот этап является заключительным при проведении ретроспективного анализа заболеваемости отдельной инфекцией. На этом этапе окончательно ос­мысливаются все полученные данные, а результат диагностической работы эпидемиолога оформляется в виде эпидемиологического диагноза,

В эпидемиологическом диагнозе должно быть отражено решение задач, поставленной программой исследования. Если анализ проводился в полном объеме, то в диагнозе должны быть отражены следующие вопросы:

  • проявления эпидемиологического процесса с указанием «времени риска», «территории риска» и «группы риска»,
  • «социальные и (или) природные факторы риска», включая и каче­ство противоэпидемических мероприятий,
  • прогноз развития эпидпроцесса на следующий год (годы) как по со­вокупному населению, так и по эпидемически значимым группам на­селения.

5. Выявление наиболее актуальных проблем инфекционной патологии на обслуживаемой территории

В общем виде работа на этом этапе сводится к ранжированию всех инфекций по степени их эпидемиологической и социальной значимости. Наи­большую актуальность будут иметь инфекции, у которых показатели, характе­ризующие эпидемиологическую, экономическую и социальную значимость наиболее высоки,


Наши рекомендации