Дефекты нёбных звуков (к, к'; г, г'; х, х'; й (j)) и их исправление
Недостатки произношения звуков к и к' носят название каппацизма, г и г'-гаммацизма, х и х'- хитизма.Те разновидности дефекта, которые связаны с заменой этих звуков какими-либо другими, называются паракаппацизмом, парагаммациз-мом, парахитизмом. Недостаток произношения звука й (j) называется йотацизмом.
Артикуляция звука к состоит в следующем. Положение губ зависит от последующих гласных. Между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое расстояние. Кончик языка опущен и значительно отдален от нижних зубов, а задняя часть спинки языка смыкается с нёбом. В момент произнесения звука смычка между языком и нёбом взрывается, освобождая путь проходящему позади под давлением воздуху, который с характерным шумом вырывается наружу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты (рис. 26).
Рис. 26. Профиль артикуляции звуков к, г, х
Звук г по механизму своего образования отличается от звука к лишь смыканием и последующей вибрацией голосовых связок уже в момент, предшествующий взрыву (рис. 26).
Особенность артикуляции звука х, отличающая его от звука к, состоит в том, что спинка языка не полностью смыкается с нёбом, оставляя по средней линии щель, проходя через которую струя выдыхаемого воздуха вызывает шум, присущий фонеме х (рис. 26).
Мягкие звуки к', г', х' (рис. 27) отличаются от парных твердых перемещением смычки или щели, образуемой языком и нёбом, вперед, к средней части твердого нёба.
Рис. 27. Профиль артикуляции звуков х', й (j)
Рис. 28. Постановка звука й (j)
Встречаются три основных вида каппацизма. Особенность первого вида состоит в том, что вместо звука к слышится характерный негромкий гортанный щелчок. Он возникает в результате того, что голосовые связки плотно смыкаются, действием дыхательных мышц под ними создается повышенное давление воздуха, после чего смычка взрывается и воздух с шумом прорывается через голосовую щель.
Ко второму виду относится паракаппацизм в виде замены звука к на звук г ("тапуста", "рета", "паут").
В третьем случае взрывной звук к заменяется фрикативным х ("хапуста", "реха", "паух"), что опять-таки характеризует дефект как паракаппацизм.
Аномалией в строении речевого аппарата, предрасполагающей к возникновению каппацизма, является неправильная форма твердого нёба, когда оно оказывается слишком узким и высоким, затрудняющим образование плотной язычно-нёбной смычки.
Исправление каппацизма. Если не удается исправить к на основе подражания с показом артикуляции перед зеркалом, прибегают к механическому способу постановки к от г с помощью шпателя. Ребенка побуждают произнести слоги та-та-та. Повторному произнесению тех же слогов предшествует нажим шпателем на переднюю часть спинки языка и удержание ее за нижними резцами. При таких условиях вместо го получается гя. Далее упражнение проделывается при несколько более глубоком нажиме на язык, в результате чего вместо га должно получиться кя. Наконец, шпатель продвигается еще глубже и получается чистый к (рис. 29).
Проводя упражнения на закрепление звука к в слогах и словах, логопед должен следить за тем, чтобы перед гласными переднего ряда (ке, ки) смычка языка с нёбом перемещалась вперед. В противном случае не будет получено правильное звучание этих слогов, в которых твердый к переходит в мягкий к.
Рис. 29. Профили артикуляции при постановке звука к
Добившись правильного произношения звука к, можно затем без затраты каких-либо дополнительных усилий получить его мягкую пару - к'. В тех случаях, когда исправляют паракаппацизм, выражающийся в замене звука к на тили х, упражнения на материале слогов, слов и фраз должны быть направлены и на закрепление звука к, и на дифференциацию этого звука с его прежним заместителем.
Недостатки произношения звука х могут проявляться либо в нарушении нормального его звучания (хитизм), либо в замене его звуком к (парахитизм). В первом случае обычно слышится ослабленный гортанный шум, который возникает вследствие того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути щель, образуемую не языком и нёбом, а сближенными голосовыми складками. Вместо халва, муха, мох слышится тогда "hалва", "муhа", "моh". Такое образование х, вполне нормальное для многих языков (в том числе украинского), несвойственно русскому языку. Во втором случае язык активно участвует в артикуляции, однако вместо щели образует с нёбом смычку.
Исправление хитизма и парахитизма. В обоих случах следует прежде всего попытаться получить правильное произношение х исходя из звука к и сопровождая артикуляцию придыханием. Результатом должна быть своеобразная язычно-задненёбная аффриката, нечто вроде кх. В дальнейшем остается лишь отделить фрикативную часть такого сочетания от взрывной и закрепить полученную артикуляцию упражнением.
Если такой прием не приведет к цели, следует воспользоваться другим. Он заключается в постановке х от с механическим способом, аналогичным тому, с помощью которого ставится к от г (см. выше). Ребенка побуждают произнести слог са, протягивая согласный звук -ссса. Повторному воспроизведению того же слога предшествует нажим шпателем на переднюю часть спинки языка и удерживание ее за нижними резцами. При таких условиях вместо са получается нечто среднее между ся ища. Дальнейшее продвижение шпателя в глубь рта приводит к превращению слога ся в хя, а при еще более глубоком нажиме получается ха.
Недостатки произношения звука г в общем аналогичны рассмотренным выше разновидностям каппацизма и хитизма. В одних случаях вместо г слышится гортанный щелчок, в других - южнорусский г, представляющий собой как бы озвонченный х, в третьих - гортанный, звонкий фрикативный звук, образуемый сближением и вибрацией голосовых связок (украинский звук г).
Встречается также - чаще у детей дошкольного возраста - пара-гаммацизм в виде замены г звуком д ("дуси", "рода" вместо гуси, рога).
Если ребенок правильно произносит звук к (изначально или в результате исправления каппацизма), то первая попытка устранения гаммацизма должна состоять в показе и объяснении отличия звука г от его глухой пары. При этом полезно приложить руку ребенка к шее (выше гортани) и дать ему возможность ощутить вибрацию гортани и движение передней стенки глотки, которое возникает под давлением воздуха, скапливающегося в ней до взрыва воздуха.
Можно взять в качестве аналогов такие пары слогов, как афа-ава, аса-аза, аша-ажа, ana-аба, ата-ада, и на этой основе получить пару ака-ага. Ребенок должен произнести эти слоги вслед за логопедом, контролируя и у себя и у него звонкость парных фонем с помощью руки, приложенной к шее.
Если описанные приемы не приведут к цели, следует воспользоваться механическим способом постановки звука г от д, аналогичным тому, который был указан выше для постановки к от т. На этот раз слог да последовательно преобразуется в слог дя (первый этап), затем в гя (второй этап) и, наконец, в га (третий этап).
За первичной постановкой звука г следуют упражнения на материале слогов, слов и фраз, которые в случае парагаммацизма, выражающегося в замене звука г на д, должны быть направлены как на закрепление звука, так и на его дифференциацию с прежним заменителем.
Недостатки произношения звука j (й) встречаются преимущественно у дошкольников и состоят обычно в его замене звуком л' ("ляблоко", "обезляна", "трамваль" вместо яблоко, обезьяна, трамвай; "лёжик", "ружлё" вместо ёжик, ружьё; "любка", "игралю" вместо юбка, играю).
Исправление недостатка в простейших случаях может быть достигнуто путем временной замены звука ;" (й) гласным и. Ребенку предлагают произнести сочетания гласных типа иа, аиа, ио, аи, ои и др., несколько протягивая фонему и. Так же произносятся простейшие слова с восходящими и нисходящими дифтонгами: иа - иаблоко; ио -иожик; аи - играй; ои - стой и т. п. Далее вводят более трудные слова: маиак, смеиотся, играиут. Наконец, следуют самые трудные: обезиана, пиот, шиут и др.
Постепенно длительность гласного и сокращается, и из слогоеого звука он превращается в неслоговой.
Если указанный прием не приведет к цели, можно воспользоваться механическим способом постановки j (й) от з, аналогично тому, как х ставится от с (см. выше), но с той разницей, что завершающим является в данном случае не третий, а второй этап работы. Ребенка побуждают произнести слог за (протягивая согласный звук) и нажимают шпателем на самую переднюю часть языка, в результате чего получается нечто среднее между з'а и ж'а. Затем шпатель продвигают несколько глубже, пока не послышится четкое ja (рис. 28).
Подобным же образом из сочетания аза получается aja.
Далее из сочетаний зо, зу, зе, азо, азу, азе получаются слоги jo(ё), jy(ю), jэ(e), аё, аю, ае и т. п.