Структура психического развития ребенка с ДЦП.

Психическое развитие ребенка с ДЦП подчиняется тем закономерностям, которые были обнаружены в специальной психологии. Одним из важнейших положений в рассмотрении этих закономерностей является учение Л.С.Выготского о соотношении общего, особенного и специфического. Превалирующим компонентом в развитии является общий, поэтому при анализе психологического состояния ребенка необходимо, в первую очередь, иметь в виду возрастные особенности дошкольников. Когда мы рассматриваем особенное в развитии ребенка с ДЦП, то должны учитывать положение о соотношении первичных и вторичных отклонений в развитии. Специфические компоненты определяются непосредственно патологией ДЦП.

В специальной литературе и на практике встречаются значительные расхождения в оценке возможностей психического развития детей с ДЦП. Эти расхождения обычно связаны с разными подходами к характеризуемому контингенту детей. Такие подходы можно обозначить как реальный и идеальный.

При реальном подходе рассматриваются психологические особенности какой-либо группы детей, находившейся в поле зрения автора. При этом учитываются все психологические особенности детей независимо от того, обусловлены они ДЦП либо же другими факторами. Такой подход, несомненно, важен для практической работы, т. к. он позволяет представить, с какими детьми приходится иметь дело специалистам, но в рамках этого подхода трудно делать правильные умозаключения о взаимосвязи и взаимозависимости тех или иных нарушений.

Дело в том, что дети, подвергавшиеся действию вредоносных факторов на ранних этапах внутриутробного развития, да и любые дети с органическими поражениями центральной нервной системы, часто имеют несколько патологий. Так, например, ребенок с диффузным поражением коры головного мозга может! иметь и ДЦП, и олигофрению, но это не означает, что умственная отсталость является следствием или симптомом ДЦП.

При идеальном подходе рассматриваются дети с ДЦП без какой-либо иной патологии психического развития. К сожалению, такой подход еще не приобрел популярности в отечественной науке в связи с трудностью отбора контингента.

Теоретически можно представить два сценария психического развития при ДЦП, не осложненном иной первичной патологией психического развития.

Опираясь на научные данные, можно определить, что первичными расстройствами при этой патологии являются моторные, а вторичными — сенсорные, т.к. они непосредственно связаны с моторикой. Уже на первом году жизни развитие восприятия задерживается. Это приводит к отставанию в развитии вербального интеллекта. Таким образом, ДЦП может быть причиной общего психического недоразвития. И в соответствии с этой линией рассуждений, чем сильнее выражены двигательные нарушения у ребенка, тем более глубоким должно быть психическое недоразвитие.

На практике это не так, поскольку в предварительных рассуждениях мы не учли социальный фактор. Социальный фактор является мощным средством профилактики и преодоления вторичных нарушений.

Согласно теории Л. С. Выготского, чем далее отстоит вторичный симптом от первичного, тем лучше он поддается коррекции. | В связи с этим в раннем возрасте, когда сенсомоторное развитие является доминирующим, такие дети всегда отстают в развитии от сверстников. И здесь, действительно, степень двигательных нарушений непосредственно определяет уровень развития сенсорных функций. Но уже в дошкольном возрасте, когда ребенку становится доступным накопление представлений, развитие памяти и речи, он начинает догонять своих сверстников и становится значительно менее зависимым в психическом развитии от своих двигательных возможностей. Сенсорное развитие корригируется за счет организации перцептивных действий. Внимание и память развиваются благодаря специальным тренировкам. Речь и мышление совершенствуются в общении с окружающими и, особенно, в процессе коррекционных занятий. К семи годам такой ребенок в состоянии усваивать программу массовой школы за исключением тех разделов, которые непосредственно связаны с физическим развитием. Моторные нарушения могут повлиять на способы, приемы обучения, но не определяют принципиальную способность к усвоению содержания образовательной программы.

К сожалению, далеко не все дети с ДЦП развиваются и по такому сценарию. Многое зависит от объема поражения ЦНС и связанных с этим возможностей компенсации, от наличия и характера сопутствующих нарушений и, конечно, от наличия и характера специальной педагогической помощи.

Развитие же эмоционально-волевой сферы и личности ребенка с ДЦП должно в большей степени подчиняться общим закономерностям и определяться как генетическим фоном, так и социальными факторами.

Наши рекомендации