Психического развития ребенка

Глава 14

ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ. ЕГО РАЗДЕЛЫ

После проведения анализа данных, полученных в ходе углубленного обследования, составляется развернутое психологическое заключение. В нем обоснованно резюмируются наиболее важные особенности развития ребенка, обобщенными словами описываются совокупный комплекс показателей развития, основные выступающие на первый план характеристики.

В первую очередь, отмечается соответствие (или несоответствие) уровня актуального развития регуляторной сферы, познавательной деятельности и поведения ребенка условно нормативным представлениям (социально-психологическому нормативу). Обобщенно оценивается степень адаптации ребенка к конкретной образовательной среде и делается прогноз дальнейшего развития ребенка как в благоприятных, так и в неблагоприятных для него условиях. Обосновываются возможные причины и механизмы выявленных особенностей развития и соответствующие им пути адекватной помощи ребенку, в том числе последовательность «включения» тех или иных коррекционно-развива-юших мероприятий, необходимые консультации специалистов иного профиля.

По возможности, описанные особенности соотносятся с тем или иным видом дизонтогенеза (отклоняющегося развития). В то же время в ситуации констатации у ребенка условно нормативного варианта развития (что само по себе является психологическим диагнозом) необходимо отметить основные тенденции развития как типологический вариант нормы.

Подобная краткая формулировка с описанием типа отклоняющегося развития может быть представлена как психологический диагноз, на основании которого с учетом причин, социальных условий развития ребенка и, естественно, уровня сформированности психических процессов, функций и систем дается условно-вероятностный прогноз дальнейшего развития.

Постановка развернутого, обоснованного дифференциально-диагностического диагноза психологом и вероятностный прогноз развития в различных ситуациях (например, при адекватной коррекционной помощи, в дополнение к

Глава 14. СОСТАВЛЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

пребыванию ребенка в коррекционной школе) является чрезвычайно важным этапом для понимания необходимости и обоснованности обучения ребенка по данной образовательной программе.

Подобное заключение может быть написано в свободной форме, или психолог может воспользоваться предлагаемой ниже схемой составления заключения. Общая структура психологического заключения представляет собой ряд определенных взаимосвязанных частей. В целом, можно выделить в нем общую и итоговую части.

Общая часть заключения может состоять из следующих разделов:

О Основные данные ребенка (фамилия, имя ребенка, возраст на момент обследования. Здесь же можно привести вид образовательной программы и форму, по которой он обучается).

П Жалобы и претензии со стороны родителей, педагогов, других лиц.

□ Анамнестические данные (включение этого раздела рекомендуется, но не является обязательным).

П Специфика внешнего вида и рисунка поведения ребенка в процессе обследования, в том числе характер его эмоционального реагирования, общая мотивация, отношение как к процедуре обследования, так и к результатам собственной деятельности (критичность ребенка, его адекватность).

□ Качественная оценка сформированности регуляторной сферы.

□ Подробная оценка операциональных характеристик деятельности ребенка в различные моменты обследования (включая и их динамический аспект).

□ Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы, в том числе психических процессов и функций (память, речь, мышление) с кратким описанием наиболее специфичных результатов выполнения тех или иных заданий, методик (как качественных, так, по возможности, и количественных). Желательно здесь же соотнести выявленные особенности с уровнем сформированности системы пространственных представлений.

О Обобщение показателей в виде уровня интеллектуального развития ребенка с учетом имеющихся особенностей развития (мотивации, темпа деятельности и т. п.).

П Специфические характеристики аффективной, эмоционально-личностной сферы, включая межличностные отношения и их соотнесение с «профилем» уровней базовой аффективной регуляции (по О. С. Никольской).

Итоговая часть заключения по результатам углубленной диагностики, в свою очередь, может состоять из следующей «триады составляющих»: П психологический диагноз;

□ вероятностный прогноз развития;

□ рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.

Следует отметить, что общая часть заключения ориентирована не только на профильных специалистов, но и на педагогический коллектив (педагогов, воспитателей, администрацию образовательного учреждения). Те, кто имеет не-

Раздел IV. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И НАПИСАНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

посредственный контакт с ребенком, должны иметь представление о трудностях и особенностях развития ребенка. Это позволит подобрать адекватные методы помощи ребенку в рамках различных типов обучения, на которые они могут опереться: особые формы организации учебного процесса, в том числе возможности индивидуализированного подхода, особенности дидактической среды их п.

В то же время итоговая часть заключения (психологический диагноз, вероятностный прогноз дальнейшего развития и вытекающие из этого рекомендации по сопровождению ребенка в образовательном пространстве) адресована скорее профильным специалистам — логопеду, дефектологу, врачам, непосредственно самому психологу и другим специалистам, участвующим в оказании ребенку специализированной внеурочной помощи.

Поскольку сам процесс подведения итогов проведенного обследования представляет собой достаточно длительную процедуру, время, затрачиваемое для анализа и составления заключения (это относится ко всем типам заключений), может отличаться по своей длительности.

Наши рекомендации