Немного об основах нейроанатомии
Если вы таковы же, как и многие другие студенты-психологи, то изучение анатомии головного мозга и его связи с различными когнитивными и соматическими функциями способно как отпугнуть, так и заинтриговать вас. Часто оказывается, что из материала первых курсов студенты не вынесли ничего или почти ничего, что можно было бы использовать в качестве системы координат или базовых представлений при разговоре о необычных названиях и терминологии, неизбежных при знакомстве с азами устройства человеческого мозга. В то же время большинство студентов отмечает, что знание даже самых основ строения мозга позволяет получить мимолетное, но крайне интригующее представление о том. как наш мозг направляет наши мышление, чувства и действия. Даже обычному обывателю некоторое представление о мозге помогает следить за новостями об исключительно стремительных сдвигах в изучении мозга. Наша цель — подойти к подаче этого материала с дружеских и практических позиций По мере чтения справляйтесь с рис. 11.2 и 11.3.
Обзор нервной системы. Нервная система делится на два главных отдела: центральную нервную систему (ЦНС) и периферическую нервную систему (ПНС). ЦНС состоит из головного и спинного мозга. Через ПНС она сообщается с остальным организмом. ПНС, состоящая из соматической и вегетативной нервной системы, включает в себя все нервные структуры за пределами головного и спинного мозга, как то: волокна, передающие информацию от кожных чувствительных рецепторов, или волокна, иннервирующие мышцы.
Вегетативная нервная система (ВНС) управляет внутренними органами, например сердцем и легкими. Занимаясь в основном непроизвольными соматическими процессами, ВНС, по сути, представляет собой две системы противоположного действия. Первая, симпатическая нервная система, занимается возбуждением и подготовкой организма к реакции «бей или беги». Вторая, парасимпатическая нервная система, занимается восстановлением гомеостаза и снижением разнообразных физиологических ритмов (например, сердечного). Эти системы противоположного действия важны для глубинного понимания представлений о стрессе и релаксации, рассмотренных в разделе, посвященном психологии здоровья.
Спинной мозг, заключенный в костный позвоночный столб, чуть толще карандаша и отходит от головного мозга, имея длину около 18 дюймов (примерно 46 см). Он сообщается с организмом ниже уровня головы при помощи двух типов нейронов — чувствительных и двигательных. Чувствительные нейроны передают информацию о боли, прикосновении и других сенсорных событиях в спинной мозг и далее — в головной мозг. Действия, инициируемые головным мозгом, передаются мышцам и железам через двигательные нейроны.
Мозговой ствол. Головной мозг состоит из двух полушарий и мозгового ствола (продолжение спинного мозга в заднем отделе головного). Мозговой ствол подобен огромному распределительному щиту с группами нейронов и трактов, переносящих сигналы между мозговыми полушариями и спинным мозгом. Одно крупное скопление ядер образует ретикулярную формацию, которая управляет основными физиологическими функциями, например, дыханием и сном. Считается, что она также связана с фундаментальным параметром личности — экстраверсией.
Кзади от мозгового ствола находится мозжечок (cerebellum, от латинского «маленький мозг»). Он действительно похож на маленький мозг, имея исчерченную поверхность и пару миниатюрных долей. Мозжечок объединяет зрительную и слуховую информацию вкупе с обратной связью от наших мышц, суставов и сухожилий для координации движений тела. На рис. 11.3 мозжечок показан сбоку.
Выше мозгового ствола (прямо над ним) находится небольшая область, которая называется средний мозг. Она важна тем, что содержит небольшое скопление клеток, черную субстанцию, которые участвуют в продукции допамина, помогающего регулировать движения (об этом см. ниже). Сразу над средним мозгом располагаются две крупные структуры, таламус и гипоталамус. Они составляют главную часть промежуточного мозга. Таламус представляет собой симметрично организованную область из двух долей. Его правая и левая доли соединены по срединной линии волокнами massa intermedia. Поистине будучи главной центральной станцией, таламус передает большие количества информации коре и подкорке, включая зрительную, слуховую и информацию о тактильной чувствительности.
Ниже таламуса (сразу под ним) находится гипоталамус. Он играет важнейшую роль в опосредовании огромного количества биологических функций нервной системы, например, паттернов поведения, связанных с агрессией и аппетитом (сексуальных и пищевых). Двумя другими структурами промежуточного мозга являются сосцевидные тела и гипофиз. Гипофиз управляется гипоталамусом и выделяет гормоны, которые в свою очередь стимулируют выделение в организме других гормонов. Насчет сосцевидных тел считается, что они играют роль в научении и памяти.
Корковые и подкорковые ядра. Может быть, вам будет удобнее представить позвоночник в виде трости, увенчанной таламусом-набалдашником. Таким путем подкорковые структуры лимбической системы покажутся едва ли не рукой, возложенной на набалдашник. Лимбическая система окружает таламус, ведая, главным образом, регуляцией эмоций. С точки зрения эволюции лимбическая система вполне может быть древнейшей частью головного мозга. Хотя образована лимбическая система несколькими ядрами, для нашего рассмотрения, наверное, наибольшую важность представляют миндалина, пшпо-камп и сосцевидные тела.
Миндалина может поражаться при травмах височной доли, инфекции herpes simplex и некоторых дегенеративных заболеваниях (таких как болезнь Альцгеймера и болезнь Пика). Гиппокамп и сосцевидные тела могут поражаться при травмах, алкоголизме и дегенеративных заболеваниях. Поражение этой области мозга также встречается у пациентов с Корсакоаским синдромом (состояние, связанное с алкоголизмом или недостаточным питанием). Симптомами бывают потеря памяти на недавние события, конфабуляции и трудности с приобретением новой информации.
Базальные ганглии — второй важный комплекс подкорковых ядер. Миндалина является частью как лимбической системы, так и базальпых ганглиев Базальные ганглии играют значительную роль в движении. Оказывается, что они участвуют в сложных моторных движениях. Поражение этой области наблюдается у пациентов с болезнями Паркинсона и Гентингтона.
Кора, Последняя часть нашего беглого знакомства с анатомией касается части мозга, которая называется церебральной корой. Если вы когда-нибудь видели модель или изображение головного мозга, то сразу замечали наличие двух полушарий. Эти полушария соединены друг с другом на субповерхностном уровне. Разделяющая их борозда называется продольной бороздой. Далее следует общее описание различных функций основных корковых зон.
Обработка зрительной информации и ее ограниченная интерпретация осуществляются в затылочных (задних) долях. Слуховые и языковые функции представлены в височных долях. Соматосеисорная осознанность и мультисенсорная интеграция соответствуют, главным образом, теменным долям. Способностью к абстрактному мышлению, саморегулирующему поведению (или импульсному контролю) и самообслуживанию заведуют лобные доли. По-видимому, у вышеупомянутого железнодорожника Финеаса Гейджа, которому пробило череп стальным стержнем, было тяжелое повреждение лобных долей.
Давно было установлено, что каждая половина мозга получает нервные импульсы от и направляет их к (т. е. контролирует) противоположной стороне тела. Поэтому понятно, почему у Теда, попавшего в автоаварию и серьезно повредившего двигательную область в левом мозговом полушарии, развился правосторонний гемипарез. Неврологи и нейропсихологи измеряют право- и левосторонний нерформанс и путем сравнения с нормальными различиями между правой и левой сторонами могут делать серьезные выводы об эффективности или неэффективности левого и правого полушарий.
Как правило, у правшей речевыми функциями заведует, по всей вероятности, левое полушарие. Левое полушарие также опосредует логическую обработку информации, особенно действия серийного или последовательного характера. Правое полушарие, по всей вероятности, больше ведает пространственными отношениями и холистическим решением проблем. Говоря в обоих случаях «по всей вероятности», мы имеем в виду, что данное разделение функций не является неизменным — речевые функции у левшей нередко отличаются обратным паттерном. Тем не менее «популярная психология» часто сильно преувеличивает асимметричные функции полушарий. Представления, согласно которым «логикой заведует левое полушарие» или «рисованием заведует правое полушарие», похоже, намного опережают имеющиеся данные, и следует проявлять осторожность, прежде чем называть конкретные сложные паттерны поведения сугубо «правополушарными» или «левополушарными».
Нейропсихологическая оценка
В историческом плане первые попытки психологов создать один-единственный тест на поражение мозга, или «органику», выглядят ограниченными или неправильно направленными. Даже из только что представленного краткого обзора мозговых функций явствует наличие их сложного взаимосвязанного набора. Как часто бывает, многие первые нейропсихологичеекие тесты были единичными тестами зрительной памяти и зрительно-моторных и пространственных способностей. Они испытывались так: пациентам показывали отдельные фигуры и после паузы просили нарисовать их по памяти или просто засекали время, которое уходило у пациента на то, чтобы локализовать и отметить определенную форму в поле отвлекающих или сходных форм. Подобные тесты дают представление о совокупности определенных функций, но упускают из виду крайне важные функции языка, речи, чтения, другие виды памяти и решение сложных задач, если назвать лишь некоторые упущения.
Как упоминалось в главе, посвященной обследованию, нейропсихологическое обследование обычно происходит в сочетании с неврологическим, которое часто выполняет невролог, проверяющий такие функции, как рефлексы, координация деятельности глаз и рук и чувствительность в конечностях. Однако в отличие от кропотливого неврологического осмотра для оценки работы нервной системы как таковой нейропсихологическая оценка стремится охарактеризовать когнитивные, эмоциональные или двигательные функции и дисфункции. Одна из главных целей этого — определить степень травмированности пациента и способствовать составлению оптимального плана лечения, включающего соответствующие реабилитационные услуги. Определение локализации и прогрессирования повреждения или заболевания является частью задачи такого рода оценки.
До развития современных техник нейровизуализации для установления локализации мозговых повреждений широко применялись нейропсихологические тесты. В последнюю половину XX в. появилось много новых техник нейровизуализации. При компьютерной аксиальной томографии (КАТ) применяются множественные рентгеновские лучи, сово купно обрабатываемые компьютером. При магнитно-резонансной томографии (МРТ) используются безвредные радиоволны, их взаимодействие с мозгом измеряется компьютером для получения изображений мозга. При позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) применяется вводимый внутривенно слегка радиоактивный раствор, после чего измеряется скорость абсорбции (очень активные клетки абсорбируют больше), чтобы исследовать метаболическую активность мозга. Все эти техники по-разному сензитивны к различным видам мозговой (а также иной тканевой) патологии. Электроэнцефалография (ЭЭГ) неизменно интересует психологов с момента ее открытия в 1920-х гг.; это способ зарегистрировать электрическую активность мозга («мозговые волны») при помощи проводов, прикрепляемых к волосистой части головы. Как явствует из материала модуля 11.4, были разработаны более сложные и экстенсивные методы.
Даже при значительном прогрессе в визуализации важным средством определения локализации возможных мозговых очагов, или повреждений, а также осмысления и количественной оценки эмоционального поведения в результате поражения мозга по-прежнему остается нейропсихологическое тестирование. Непосредственно наблюдаемые и доступные проверке паттерны поведения особо важны для разработки лечебных и реабилитационных мероприятий. Поэтому большинство нейропсихологон признает, что, особенно при начальной оценке пациента, необходимо последовательно проверить широкий круг функций и лишь потом идентифицировать сильные и слабые качества и потенциальные зоны соответствующих повреждений. Необходимость в оценке широкого круга функций привела к разработке стандартных обойм. Американская ассоциация психологов (ААР, 1985b) установила соответствующие стандарты для развития и использования всех психологических тестов, включая вопросы валидности, надежности и норм.
Тестовые обоймы — Рейтан. Среди стандартных обойм на первый план выступает работа Ральфа Рейтана и его коллег (см., например. Reitan & Davidson, 1974; Reitan & Wolfson, 1985, 1995). Опираясь на ранние труды Уорда Холстеда, Рейтан разработал три обоймы — по одной для взрослых, детей старшего возраста и младшего возраста. Каждая обойма подразумевает около 10 процедур, многие из которых приносят несколько результатов или показателей. Валидизацию процедур Рейтана для взрослых и старших детей нужно назвать впечатляющей. Он и его коллеги, а также другие ученые провели большой объем формальных исследований. Они представили конкретные примеры случаев, когда нейропсихологп правильно предсказывали локализацию опухоли до посмертного исследования и находили очаги, которые не удалось увидеть посредством КАТ. Стратегия Рейтана для построения тестов была изначально эмпирической: сохраняйте процедуры, которые отличают людей без нарушении от людей с независимо установленными нарушениями, и отвергайте те, которые этого не делают. Рейтан настаивает, чтобы нейропсихологнческие результаты характеризовались посредством четырех методов выведения заключений:
1. Уровень перформанса. Насколько хорошо данный человек выполнил действие по сравнении) с нормальным, не имеющим нарушений человеком того же возраста? Уровень перформанса — нормативное понятие, знакомое большинству психологов.
2.Паттерны перформанса. Имеются ли у пациента отдельные сферы очевидного упадка или неэффективности, не поддающиеся простому объяснению? Аналогично разбросу очков при выполнении субтестов Векслера (упоминавшихся в главах, посвященных оценке), рейтановский анализ паттернов перформанса делает выводы из характера низких и высоких показателей.