Психологические лечебные процедуры
Основные подходы к психологическому лечению широкого множества психофизиологических расстройств обычно подразумевает как минимум один пункт из следующего списка: самонаблюдение и самомониторинг, когнитивное переструктурирование, биологическая обратная связь, релаксация и просвещение.
Самомониторинг. Стараясь повысить дисциплину лечения, психологи здоровья часто присоединяются к пациентам с целью втянуть их в лечебный процесс. Одним методом добиться этого являются самонаблюдение и самомониторинг. Какой-то элемент самонаблюдения и самомониторинга присутствует в лечении практически всех психофизиологических расстройств. В случае с миссис Браун (с. 278-279) терапевт наверняка будет заинтересован в более точной записи ее жалоб по мере их возникновения, не довольствуясь ретроспективой. Терапевт мог бы попросить миссис Браун в течение
7 дней вести журнал боли, фиксируя в нем свою деятельность, прием обезболивающих средств и почасовую выраженность боли на протяжении всего дня. При помощи самомониторинга терапевт сумел бы заметить паттерн перенапряжения и приема лекарств, за которыми следовали бы записи об усилении болей и иммобилизации. Если дополнить дневник боли дневником мыслей, то выяснилось бы и то, как миссис Браун воспринимает свои болевые эпизоды и что она говорит себе о значении боли. Осведомленность в ее утверждениях о себе могла бы помочь терапевту в работе с пациенткой над фасилитацией изменений во всех когнициях, способных утяжелить ее переживания.
Биологическая обратная связь подразумевает использование механического устройства и часто — компьютера, чтобы помочь индивиду возобладать над физиологическими процессами. Обычно человек в условиях мониторинга посредством подсоединенного прибора видит ответную запись изменяющихся процессов организма — частоты сердцебиения, температуры или мышечного напряжения. Хотя люди не могут сознательно контролировать эти процессы, они научаются контролю, претерпевая влияние (награждаясь или не награждаясь) со стороны зрительных или слуховых изменений по мере реагирования. Поупражнявшись под руководством оператора оборудования, люди могут добиваться некоторого личного контроля над многими физиологическими процессами, например, кровяным давлением.
В итоге после достаточной тренировки многие люди
самостоятельно достигают желаемых физиологических результатов без помощи аппарата биологической обратной связи.
Биологическую обратную связь можно определить с точки зрения систем и гомеостаза (термины, обсуждавшиеся в главе 2), общих для всех биологических организмов. По словам Грина (Greene, 1994, р. 164), существует контур обратной связи, «состоящий из организма (человека) в качестве контрольной системы, реакции организма и средства для регистрации и демонстрации реакции контрольной системе. Контрольная система либо запрограммирована инструкциями, либо претерпевает влияние на град и наказаний, благодаря чему модифицирует регистрируемые реакции». Например, человеку механизмом для измерения ручного пульса поручают ускорить сердцебиение. Следя за монитором, человек замыкает контур обратной связи, изменяв нервные импульсы, посылаемые к соответствующим мышцам. Исследователи показали, что биологическая обратная связь способна повлиять даже на электроэнцефалографические изменения (Greene, 1994 ( Биологическая обратная связь с ее представлениями о «высокотехнологичном» содействии в контроле над бессознательными процессами привлек.!.: большое внимание и приобрела популярность после того, как была впервые представлена в 1969 г и быстро распространилась по всему миру (Hatch & Riley, 1985; Moss, 1999). Первоначальные обещания были выполнены лишь частично, но она продолжает оставаться важным вспомогательным средством при психологическом лечении. Биологическая обратная связь применялась в лечении широкого множества клинических нарушений: бессонница, дефицит внимания, высокое кровяное давление, головные боли и тревога. Седлачек и Тауб (Sedlacek & Taub 1996) сообщают об успешном применении биологической обратной связи при лечении болезни Рейно — заболевании конечностей с нарушением кровообращения в кистях и стопах на холоде. Однако в некоторых обзорах (см., например: Seer, 1979, касательно гипертензии) был сделан вывод, что не менее полезным, чем биологическая обратная связь, являете; тренинг релаксации, не требующий столь сложно! аппаратуры. Кроме того, в ряде работ (Carlson et al. 1998; Silver, Books & Obenchain, 1995), касавшихся посттравматического стрессового расстройства, по лученного в боевых условиях, было найдено, чт< биологическая обратная связь менее эффективна чем специфический вид психотерапии ДПДГ (о главу 9). По данным одного метаанализа (Ерр1е\ Abrams & Shear, 1989), биологическая обратная связ эффективна при лечении тревоги, но чуть меньше чем одна из форм медитации. Еще один метаанализ касавшийся мигренозных болей и сравнивавший поведенческие и фармакологические вмешательств: продемонстрировал оптимальные результаты биологической обратной связи при ее сочетании с процедурами релаксации (Hermann, Kim & Blanchan 1995). Сторонники БОС полагают, что это жизненно важное дополнение к многим методикам лечения психофизиологических расстройств. Другие считаю что, поскольку механизм изменения остается большей частью необъясненным, эффект биологической обратной связи можно свести к эффектам, связанны с релаксацией. Как догадывается читатель, одной из проблем в исследовании клинического применен! является то, что само пребывание в терапевтической ситуации оказывает мощный эффект плацебо.
Тренинг релаксации. Большинство психологов здоровья считают тренинг релаксации важнейшей частью лечения. Релаксации можно добиться несколькими путями. Три популярные формы релаксации — диафрагмальное дыхание, прогрессирующая мышечная релаксация и релаксация под контролем сигнала — подразумевают поведенческий контроль. При диафрагмальном дыхании, или глубоком дыхании, индивиду предписывают делать глубокие контролируемые вдохи, дыша животом. Это нужно для создания таких физиологических изменений, как убеждение сердцебиения, снижение кровяного давления и повышение оксигенации крови. Индивидам говорят, что они должны чувствовать, как по мере полного заполнения легких воздухом и медленного выдоха поднимается и опускается их живот, а не грудная клетка. Диафрагмальное дыхание можно применять при других формах тренинга релаксации. При прогрессирующей мышечной релаксации (ПМР) человек усваивает расписанную программу, предусматривающую серию упражнений на напряжение и расслабление мышц. Проходя через стадии напряжения мышечных групп и постепенного снятия этого напряжения, индивиды слушают терапевта или аудиозапись. Индивидов инструктируют в том, чтобы они сконцентрировались на ощущении релаксации, чтобы лучше познакомиться с ощущением расслабленных мышц. Еще один метод, релаксация под контролем сигнала, основан на парадигме классического обусловливания: определенное слово («расслабьтесь» или «успокойтесь») сочетается с выдохом или этапами снятия напряжения при диафрагмальном дыхании и ПМР. Благодаря спаренным ассоциациям реакции релаксации и сигнального слова, ощущение релаксации начинает возникать при простом повторении этого слова. Релаксация иод контролем сигнала — мощное дополнение к диафрагмальному дыханию и ПМР и помогает во многих ситуациях.
Клиентам часто помогают когнитивные процедуры, направленные на отвлечение от досаждающих проблем. В периоды стресса от умственной жвачки можно перенаправить свое внимание, читая молитвы, повторяя про себя список необходимых покупок или думая, что бы купить на выигрыш в лотерею. Многим людям помогают формальные когнитивные стратегии релаксации с использованием визуализации. Визуализация требует наступления физиологической релаксации, часто посредством глубокого дыхания, с последующим вызовом живого образа спокойного места — пляжа или горной вершины. Некоторые люди прекрасно умеют вызывать разработанные для себя образы, тогда как другие предпочитают «готовую продукцию», прислушиваясь к ней и следуя ей. Чтобы проверить силу собственного воображения и визуализации, выполните упражнения из модуля 11.2.
Просвещение. Тренинг релаксации часто сопровождается разъяснениями по поводу стресса и путей, какими человеческие существа на него реагируют.
Так как многие люди мало что знают о своих физических проблемах и их причинах и лечении, целью клинических работников здоровья является просвещение своих пациентов. Многим людям доставляет удовольствие даже просто поименовать проблему, узнать диагноз. Мы склонны связывать врачебные ярлыки со способностью оказать помощь, и, к счастью, при большинстве болезней дело обстоит именно так. Сегодня некоторые люди, желая узнать о расстройствах, пользуются Интернетом и растущим числом медицинских бюллетеней и книг. Психологи и другие работники здравоохранения могут обнаружить, что им приходится общаться с людьми, которых встревожило прочитанное или которых неправильно информировали. Кроме того, существуют дополнительные области просвещения, которые могут пойти пациентам на пользу. — иногда лишь косвенно связанные с состоянием, являющимся главной проблемой. Например, хотя пациент жалуется на боль, в ходе расспросов психолог выясняет, что этот человек плохо спит, набрал лишних 20 фунтов в ресторанах фаст-фуда и слишком устает, чтобы заниматься физическими упражнениями. Здесь может быть оправдан образовательный и инструктирующий тренинг по вопросам питания и здорового сна. Во многих больницах и университетах бесплатно или за малую цену ведутся курсы для общественности, посвященные соматическим и психологическим проблемам. Курсы не только дают новые знания, но и предоставляют возможность социальной поддержки. Одним вполне доступным и рентабельным способом улучшить телесное и психическое здоровье, который можно пропагандировать на курсах или в ходе индивидуального консультирования, является физкультура. Из материала модуля 11.3 видны преимущества физкультуры при депрессии, как это продемонстрировано в обзорах исследований.
В своем обзоре исследований Ткачук и Мартин (Tkachuk & Martin, 1999) обнаружили убедительные указания на то, что терапия физкультурой выгодно смотрится на фоне других форм терапии депрессии и боли, и авторы утверждают, что регулярные упражнения заслуживают внимания при лечении тревоги и помощи людям с дефектами развития, шизофренией и другими психиатрическими расстройствами.
Боль и междисциплинарный характер психологии здоровья
Психофизиологические расстройства сложны, и каждый пациент уникален. Здоровьем занимаются многие профессионалы. Хорошей иллюстрацией к необходимости работать совместно являются хронические болевые состояния. Проблемы, которые часто докучают людям, страдающим от хронических болей, помимо сугубо медицинских, касаются физ-нагрузки, питания, приема лекарств и злоупотребления ими, сна, интерперсональных отношений и досуга. Поскольку пациенты с хроническими болями нуждаются во многих видах лечения, подход к лечению обязательно должен быть междисциплинарным. Противоболевые команды нередко состоят как минимум из клинического психолога здоровья, физиотерапевта, эрготерапевта, фармаколога и врача. Психологи могут вести программу контроля над хронической болью и отвечают за координацию группы.
МОДУЛЬ 11.2. УПРАЖНЕНИЯ НА ВИЗУАЛИЗАЦИЮ
Введение
Визуализация может быть могущественным орудием. Вспомните, когда вы в последний раз слышали, как кто-то пошел к дантисту или порезал палец острым ножом? Наверное, вы поморщились или даже ощутили неприятную пустоту в животе. Когда вы думаете о ситуации, ваш организм реагирует исключительно на припомненное переживание или умственный образ. К счастью, те же самые навыки вы можете использовать и для создания приятных ощущений. Ниже приводятся 3 упражнения, призванные исследовать ваши навыки визуализации. Чем живее картину вы сумеете создать, тем выше вероятность того, что визуализация пойдет вам на пользу. Вы можете заниматься этим в одиночестве, но, чтобы получить полноценное переживание, выберите партнера и поочередно проводите друг друга сквозь образы. Упражняйтесь в спокойной обстановке, где вас ничто не отвлечет. Начните с положения сидя или лежа в удобной позе и расслабленном состоянии. Хорошо также закрыть глаза.
Упражнение 1
Этот проверенный временем образ — один из самых могущественных, взывающих ко всем пяти чувствам (Turk, Meichenbaum S. Genest, 1983). Прежде чем следовать дальнейшим инструкциям, убедитесь, что ваш партнер полностью расслаблен. (Вы можете проверить это, попросив его поднять по готовности палец.] Медленно, делая паузы, чтобы дать образу сформироваться, расслабленным голосом произносите следующее:
«Представьте, что перед вами — совершенно белая тарелка, она стоит на столе, а на тарелке лежит лимон. Увидьте глянцевую желтизну кожуры лимона на фоне белизны китайской тарелки. Обратите внимание на текстуру лимона. Он выглядит чистым и свежим. На столе рядом с тарелкой лежит нож. Теперь представьте, что вы берете этот нож. Одной рукой вы держите лимон, лежащий на тарелке, а другой — разрезаете его пополам, слыша, как нож врезается в лимон и звякает по тарелке. Когда острое лезвие врезается в лимон, по вашим пальцам течет и капает на тарелку сок. В нос вам сразу же бьет цитрусовый запах — острый, свежий, едкий, влажный, бодрящий.
Теперь вы берете одну половинку лимона, а сок продолжает стекать вам на пальцы и на тарелку. Вы снова отрезаете ножом от половинки лимона дольку, подносите дольку ко рту и осторожно дотрагиваетесь до нее языком. Каждая вкусовая луковица вашего языка пропитывается терпким лимонным соком, и рот непроизвольно сжимается. Может быть, по вашему хребту проходит дрожь, и вы передергиваете плечами. Остановитесь на миг на лимоне, разрезании, вкусе, запахе... (После паузы.) Теперь вы можете в любой момент избавиться от этого образа и открыть глаза».
Вы видели лимон? Не потекли ли у вас слюнки? Чувствуете ли вы еще терпкий аромат лимона? Если да — хорошо! У вас хорошая сила воображения, и вам, наверно, можно пользоваться визуализацией для снижения стресса и релаксации. Попробуйте выполнить упражнение 2.
Упражнение 2
Этот образ полезен для снятия стресса. Опять же до начала упражнения убедитесь, что ваш партнер полностью расслаблен. При чтении отрывка следуйте тем же указаниям, что и в первом случае.
«Представьте, что вы стоите на травяном лугу — тихий, мирный луг, через который струится маленький ручеек. Вы слышите, как вода приятно журчит поверх блестящих камней. Представьте, что идете и присаживаетесь, чтобы расслабиться на мягкой, теплой траве напротив одного из множества тенистых деревьев близ ручья. Вы чувствуете, как ваше лицо овевает ласковый ветерок. Обратите внимание на синее небо и пушистые облака. Приятное нежаркое солнце освещает ручей, отражаясь и сверкая в кристально чистой воде. Здесь красиво, мирно, тихо, не холодно и не жарко. Воздух чист и свеж, в нем разливается сладкий запах цветов. Вы впитываете звуки воды, ощущение ласкового ветерка и мягкой травы, соприкасающейся с вашей кожей; благоухание, окружающее вас. Вы ощущаете покой и умиротворение. При взгляде вверх по течению вы замечаете большой пятнистый лист, слегка изогнутый по краям, который неспешно подплывает все ближе и ближе к вам. Когда он оказывается рядом, вы открываете, что позволили всем вашим тревогам и заботам покинуть вас и перебраться на лист. Пусть сверкающая чистая вода заберет лист вниз по течению, унося с ним все ваши невзгоды. Чувство глубокой умиротворенности и довольства переполняет вас, и все ваши чувства обостряются, вы сливаетесь с природой, ощущая себя и расслабленным, й освеженным. Насладитесь картиной, и когда будете готовы вернуться, мягко отпустите образ и откройте глаза».
Как вы с этим справились? Ощутили ветерок? Увидели воду, залитую солнцем? Если вы сумели полностью развить этот образ, то, может быть, захотите сделать следующий шаг и вызвать свой собственный. Для этого следуйте этапам упражнения 3.
Упражнение 3
Чтобы самостоятельно развить воображаемую сцену, вам нужно сначала подумать о месте, в котором вы, может быть, некогда побывали, или видели его на картине, или мечтали посетить. Затем подумайте о разных составляющих этого места. Горы или пляжи? Светит ли солнце? Есть ли деревья и травы? Есть ли там птицы или животные? Постарайтесь вычленить яркие особенности сцены, взывающие ко всем вашим чувствам. Добившись этого, найдите время, чтобы описать их в привлекательной манере, усиливая ощущения и красоту картины. Эти приятные и расслабляющие элементы сцены затем можно объединить в повествовательной форме. Постарайтесь не беспокоиться о достраивании предложений, просто развивайте сцену, которая вам нравится и за которой вы можете следовать.
Разработав собственную сцену, вы можете записать ее на пленку. В дальнейшем вы можете прослушивать ее в спокойной ситуации, чтобы еще больше развить в себе навыки релаксации. Спустя какое-то время запись вам уже не понадобится, и вы сможете самостоятельно расслабляться при помощи воображенных сцен.
Психолог обычно занимается многими вопросами, касающимися копинга при хронических болях, например релаксацией и методами контроля над обострением болей. Особенно важной задачей является хорошая коммуникация в команде, равно как и ведение диаграмм. Психолог может проводить первичные интервью, чтобы определить наиболее адекватную форму лечения индивида. Если человек предпочитает присоединиться к группе, то психолог может продолжить время от времени встречаться с ним индивидуально, чтобы оценить прогресс в достижении целей и те или иные посторонние проблемы, о которых может сообщить пациент.
Важнейшим членом лечебной команды является и физиотерапевт. Физиотерапевт просвещает пациентов и проводит с ними практические занятия, обучая их гибкости в наращивании физических упражнений и постепенно увеличивая число упражнений на аэрацию. Кроме этого физиотерапевты встречаются с пациентами индивидуально, чтобы ознакомиться с их индивидуальными жалобами и оценить их способности и прогресс в достижении терапевтических целей. Помимо физиотерапии задействован также эрготерапевт, чтобы помогать пациентам разрабатывать стратегии такого подхода к своей работе, при котором не усиливаются боли. Вдобавок к этому некоторые пациенты нуждаются в профессиональной переподготовке в определенных сферах, жизненно важных для их работы. Еще одним важным членом противоболевой команды является фармаколог. Этот специалист не только занимается медикаментозным лечением, но и помогает тем, кто хочет сократить прием лекарств. Наконец, при том, что врачи обычно направляют членов в группу и отслеживают прогресс в лечении, они доступны и для консультации. Врачи посещают многие группы, чтобы развеять расхожее убеждение в том, что боль равнозначна вреду.