Детям — свою диагностическую систему?
Традиционная медицинская модель склонна рассматривать психопатологию с точки зрения ее качественного отличия от нормы — как явное заболевание, С этой точки зрения психиатрические расстройства в детстве ничем не отличаются от взрослых (Garber, 1984). Так, в медицине боль в горле и лихорадка остаются симптомами стрептококковой инфекции независимо от возраста больного. Аналогичным образом в психологии симптомы посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) одинаковы для детей и взрослых.
Более умеренный взгляд на вещи заключается в том, что основные черты расстройств, переживаемых детьми и взрослыми, одинаковы, но могут быть и сопутствующие особенности, зависящие от возраста. Если продолжить наш пример с больным горлом, то возрастной особенностью заболевания в зрелом возрасте является снижение сексуального влечения и, по-видимому, преходящая эректильная дисфункция у мужчин. У маленьких детей с больным горлом на фоне тех же основных симптомов заболевания последние проявления отсутствуют, но взамен имеет место снижение активности и они меньше играют. Соответственно, при ПТСР дети, пережившие весьма огорчительное событие, могут упорно вновь и вновь переживать его, что свойственно и взрослым. Однако у детей это может проявиться в постоянной
игре, где снова и снова выражаются аспекты травмы. Подобные представления отражены в диагностических критериях DSM-IV для таких расстройств, как ПТСР, большая депрессия, социальная фобия и генерализованное расстройство тревоги (АРА, 1994).
Эволюционный подход подвергает сомнению допущение, согласно которому расстройства у детей и взрослых в поведенческом отношении идентичны. В соответствии с этой точкой зрения следует ожидать, что возрастные отличия когнитивных, лингвистических и социоэмоциональных способностей детей повлияют на интерпретацию, выражение и переживание симптоматики. Дополнительные соображения, которые нужно учесть при разработке определения нормы и аномалии в детском возрасте в соответствии с эволюционным подходом, были изложены Гарбером (Garber, 1984). К факторам, уникальным для характеристики детских поведенческих расстройств, относятся а) возрастные и половые тенденции; б) уровни функционирования и прогресс в развитии; с) эволюционные задачи. Их краткое описание дается в следующих разделах.
Возрастные и половые тенденции. Как явствует из примера с Беном, одно и то же поведение может быть адекватным в одном возрасте, но патологическим в другом. При попытках установить, что же является типичным поведением ребенка, важно различать симптом (отдельную проблему) и синдром (паттерн или совокупность симптомов, характерных для расстройства). Эпидемиологические исследования показывают, что несмотря на частое возникновение разнообразных симптомов в разных возрастах, синдромы встречаются реже (Garber, 1984). Например, ночные кошмары с чудовищами и тому подобным (симптом) в детстве нередки и сами по себе не свидетельствуют о психопатологии (Papalia, Olds & Feldman, 1999). Однако в сочетании с другими симптомами, например дистрессом при разлуке с родителями и отказом от посещения школы, как мы отметили в описании случая Лизы, с которого начинается глава, такое поведение может быть частью комплекса симптомов, образующих синдром расстройства тревоги сепарации (АРА, 1994).
Важность этого разграничения видна по давним противоречиям, которые сопровождают диагностику депрессии у детей. Лефковиц и Бертон (Lefkowitz & Burton, 1978) предприняли обзор литературы и заключили, что симптом печали или подавленного настроения — обычное явление в детском возрасте. Они интерпретировали эти результаты так, что сделали вывод: симптомы депрессии в детстве слишком распространены, чтобы быть статистически значимыми, и. следовательно, не могут иметь клинического значения. Эта интерпретация ошибочна, так как не проводит различий между симптомом депрессивного настроения и клиническим синдромам депрессии. Этот синдром включает в себя подавленное настроение. агедо1шю(неспособность испытывать обычное удовольствие) и «вегетативные признаки» — нарушения сна и аппетита. К сожалению вывод Леф-ковнца и Бертона на время затормозил изучение депрессии в детском возрасте (Carlson & Garber, 1986).
Уровни функционирования и прогресс в развитии. Одним из критериев, позволяющих установить патологичность поведения индивида, является успешность его копннга на фоне требований, предъявляемых окружением. Как правило, поведение индивида считают аномальным, если поведенческий паттерн приводит к нарушению функционирования или ухудшению предшествующего уровня функционирования. Если речь идет о детях, то имеющейся уровень функционирования и прогресс во времени должны сравниваться с ожидаемой базовой линией. Иначе говоря, при рассмотрении текущего уровня функционирования ребенка приходится спрашивать, является ли он характерным для ребенка более младшего возраста, более старшего или качественно отличается от развития нормального ребенка. Более того, при характеристике прогресса во времени необходимо задаться вопросом, отражает ли нынешний уровень функционирования отсталость (замедление в развитии), регресс (при котором ребенок больше не демонстрирует ранее достигнутого уровня пли навыка) или необычное отклонение в развитии.
Однако, как отмечали Гарбер (Garber, 1984) и другие исследователи, дети продолжают развиваться, и одного критерия приспособления, хотя и необходимого, мало для характеристики детских поведенческих расстройсчв. Кроме того, следует учитывать влияние нынешнего паттерна поведения на развитие и приспособление в будущем — эволюционные задачи, стоящие перед ребенком (Carlson & Garber, 1986; Rutter, 1988).
Эволюционные задачи — главные этапы, на которых достигается социализация. Когда мы говорили о тревоге в связи с незнакомцами в контексте дистресса по поводу разлуки с матерью в позднем младенческом возрасте, то отметили, что такое поведение может дать нам определенную информацию о привязанности, одной из эволюционных задач младенческого возраста. Мы, однако, оговорились, что у 8-лстнего Бена подобное поведение пришлось бы признать аномальным, если бы оно мешало нормальной для его возраста деятельности — учебе в школе или играм в гостях у приятеля. Оно было бы аномальным прежде всего потому, что необычно для 8-летнего ребенка и отражает нарушение текущего уровня социального и, по-видимому, академического функционирования (если пропуски школы привели к плохой успеваемости). Кроме того, данный поведенческий паттерн мешает Бену овладеть эволюционными задачами, могущими повлиять на его компетентность и приспособление в будущем.
Например, в социальной среде принято и нормально, чтобы дети начального школьного возраста занимались неструктурированными играми со сверстниками без супервизии (пускай и под надзором взрослых). Именно в ходе таких занятий у детей развиваются социальные навыки. Отказ Бена уйти от мамы и играть с другими детьми вредит его научению общению с окружающими и общему социальному развитию. Аналогичным образом, если пропуски школы приводят к нехватке базовых знаний, необходимых для усвоения дальнейшего учебного материала, то это поведение помешает нынешнему академическому функционированию и будущему академическому развитию.
Эволюционный подход критиковали за отсутствие надлежащей спецификации, из-за чего он не может обеспечить альтернативу немодифицированным диагностическим критериям для взрослых при диагностике и изучении психопатологии детского возраста (Ryan et al, 1987). Еще один упрек в адрес эволюционного подхода связан с соблазном привязывать диагнозы из детской психопатологии к теории развития или отдельным теоретическим конструктам (Rutter, 1993). Некоторые авторы и вовсе приравняли эволюционный подход к этой практике. Например, Райан с коллегами (Ryan et al., 1987) заключили, что эволюционный подход получил небольшую эмпирическую поддержку, приводя факты об отсутствии связи между пиажеанским когнитивным развитием и депрессивной симптоматологией по Ковачу и Пауласкасу (Kovacs & Paulaskas, 1984) как доказательства в поддержку их вывода.
Одной из задач диагностических систем в психопатологии является атеоретическое описание (Adams & Cassidy, 1993). Памятуя об этом, мы соглашаемся с Райаном и коллегами (Ryan et al., 1987) в том, что в системы для диагностики детской психопатологии не подобает включать такие теоретические конструкты, как пиажеанское когнитивное развитие. Однако более адекватной оценкой эволюционного подхода должен быть анализ атеоретического описания нормальных и проблемных поведенческих паттернов для различных возрастных групп. Затем, если в ходе этого не будет найдено никакой разницы в клинической картине и течении поведенческих и эмоциональных проблем, можно будет усомниться в клинической полезности эволюционного подхода.