Отчет о нейропсихопогической и личностной оценке

Пациент: Рэй Бирчер, 17 пет.

Причины направления: Информация для выбора профессии и самостоятельного проживания.

Проведенные тесты: «Шкала интеллекта Вексле-ра для взрослых», «Шкала памяти Векспера», «Об­щий тест достижений», «Миннесотский многопро­фильный личностный опросник», «Нейропсихологи-ческая батарея Холстеда—Рейтана».

Поведенческие наблюдения: Рэй проявил сотруд­ничество и заинтересованность в тестировании, но держался тихо и покорно. Он был аккуратно одет: рубашка и брюки в стиле, модном сегодня в сред­них школах. На ранних этапах тестирования иногда наблюдались признаки беспечности и желания ска­зать «Я закончил» еще на ранней стадии тестиро­вания. Создалось впечатление, что он плохо помнил содержание теста, уже проведенного с ним 6 меся­цами раньше.

Интеллектуальные способности: Рэй набрал ре­зультат выше среднего по обобщенной шкале IQ WAIS при очень незначительной разнице между вербальным IQ и оперативным IQ. Паттерн субшкал показал средний разброс. По всем субшкалам на­блюдалось улучшение, как минимум, на несколько баллов по сравнению с результатами 6-месячной давности; наибольшие сдвиги проявились при вы­полнении заданий на зрительный пространственный анализ [складывание кубиков, упорядочивание рисун­ков и объектов]. Прогресс был удовлетворительным, но со временем процесс выздоровления замедлился. Энтузиазм, возникающий при виде «нормальной» картины по результатам теста WAIS, приходится умерить, осознавая тот факт, что данный тест не позволяет измерять многие важные функции, в ча­стности, память и социальные суждения. Академическая успеваемость: «Общий тест дос­тижений» направлен на измерение уровня достиже­ний в чтении, правописании и арифметике. К мо­менту, когда с Рэем произошел несчастный случай, он учился в 10-м классе, и с тех пор периодически пропускал школу. Хотя в 9-м классе он получал^ средние оценки за успеваемость, настоящее те­стирование показало, что в данный момент он на­ходится намного ниже среднего уровня, продемон­стрировав уровень семиклассника по чтению и восьмиклассника — по правописанию и арифметике. Прогресса можно ожидать лишь при условии спе­циальной лечебной помощи.

Нейропсихологическое функционирование: «Ба­тарея Холстеда—Рейтана» охватывает широкое мно­жество задач, касающихся целостности и эффектив­ности церебральных функций. Эти задачи, наряду со вспомогательными тестами и наблюдениями, обес­печивают основание для следующего резюме по каждой из основных сфер функционирования.

1. Сенсорно-моторные способности. Ослаблен хват левой кистью, понижена подвижность пальцев,
левая кисть хуже работает в целом. Это говорит о наличии недостаточности в функционировании правого полушария. Основные сенсорно - пер­цептивные способности сохранены.

2. Речевые навыки. Рэй хорошо справился с тес­том на афазию, но не сумел назвать простые
предметы [дисномия) и, что серьезнее всего, на­писал несколько неправильных и корявых букв
[дисграфия).

3. Память. Тесты показывают значительное нару­шение памяти, особенно в отношении кратковременных вербальных функций; тестируемый не смог вспомнить 10 простых слов после 10 под­сказок. Он также плохо запомнил элементы про­стого устного отрывка.

4. Решение сложных задач. Рэй вполне удовлетво­рительно справился с этими заданиями, хотя наблюдалась легкая недостаточность зрительно-пространственной функции в связи с право- полушарной патологией.

Личность: Результаты MMPI сравнивались с нор­мами для взрослых и подростков. Результаты сви­детельствуют об ориентированной на сотрудниче­ство, лишенной оборонительной окраски установке и готовности допустить наличие проблем. Наиболее значимой чертой личности является импульсив­ность. Энергия пациента превалирует над суждени­ями. Хотя всем молодым людям его возраста при­суща высокая энергетическая заряженность и не­которая нехватка благоразумия, в этом отношении Рэй превосходит своих сверстников; из сообщений его родителей явствует, что эти особенности наблю­дались у него и до несчастного случая. Нынешний уровень этих проявлений вызывает озабоченность по поводу способности Рэя к самоконтролю и здра­вым суждениям.

Резюме: Данный молодой человек продемонстри­ровал интеллектуальные навыки и навыки решения проблем, соответствующие нормальному уровню или чуть превышающие его. Однако в учебном пла­не он отстает от среднего уровня на 3 года или больше. У него плохо работает память, особенно в присутствии отвлекающих факторов. Выявлены яв­ные левосторонние двигательные нарушения и неко­торые специфические речевые расстройства. Основ­ные проблемы функционирования касаются здравых суждений, позволяющих регулировать уровень соб­ственной активности, сосредоточения внимания на выполняемых задачах и достижения стабильности в перспективе. Серьезной проблемой является им­пульсивность.

отчет о нейропсихопогической и личностной оценке - student2.ru Рекомендации: Родителям Рэя придется пере­смотреть ряд своих чаяний в отношении любимого сына. Им предстоит выработать новые ожидания и цели. В этом им может помочь консультант, пред­ложив следующие четыре шага:

1. Признать наличие двух конкурирующих це­лей: а) охрана сына в случаях, когда импульсив­ность и плохая память могут причинить ему вред; б) предоставление ему максимальной свободы для саморазвития.

2. Запланировать серию мероприятий с учетом обеих означенных целей. В целом следует поощрять попытки Рэя браться за разные дела, и в тех областях, где им будет проявлена сноров­ка, прозорливость и зрелость, следует предо­ставить ему больше возможностей.

3.По-видимому, родителям придется подумать обопеке или ином способе сбережения той значи­тельной суммы денег, которую сын получит в ка­честве компенсации за несчастный случай.

4. В более конкретном смысле следует рассмот­реть трех возможные сферы индивидуального развития: а) профессиональные перспективы и обучение в общественном колледже; б] прожи­вание вне дома с условием эпизодических ви­зитов в качестве проверки на способность к са­мостоятельной жизни; в) развлечения и даже ос­трые ощущения, не сопровождающиеся приемом алкоголя или наркотиков, а также запрет на вож­дение автомобиля с большой скоростью. Доступ­ные общественные ресурсы включают в себя несколько спортивных клубов, церковные груп­пы и общественный колледж.

 
  отчет о нейропсихопогической и личностной оценке - student2.ru

Но что можно сделать, чтобы убедить Рэя беречь себя и вести здоро­вый образ жизни? Вместо передачи Рэю копии от­чета доктор Джеймс написал ему не столь научное письмо, обсудив в нем полученные данные и упо­мянув о возможности последующих встреч с целью поработать над такими деликатными проблемами, как ограничения в образе жизни и импульсивность. Письмо, воспроизведенное в модуле 5.8, было со­средоточено на этих вопросах и явилось для Рэя документом, призванным донести до него общий смысл клинически релевантной информации. На­мерение доктора Джеймса заключалось в том, что­бы максимально увеличить вероятность того, что Рэй сумеет воспользоваться информацией, и одно­временно избежать возможного недопонимания и причинения ему вреда.

Это письмо к Рэю стало лишь одной из составля­ющих длительной работы с клиентом, которую про­водило несколько учреждений. Отдельные читатели, быть может, сочтут это письмо излишне отеческим, но с учетом серьезности проблем и восприимчиво­сти клиента к прямым рекомендациям психолог решил, что оно пойдет ему на пользу. Независимо от того, сообщаются ли результаты обследования в форме письма или нет, важно изложить эти резуль­таты клиенту на доступном ему уровне и ответить на возможные вопросы.

КОММЕНТАРИИ

В комментариях к предыдущим главам мы затраги­вали проблемы, возникающие на начальных этапах обследования и тестирования. Теперь же нас инте­ресуют заключительные этапы, интерпретация и пе­редача результатов обследования, а также общие стратегии его проведения.

Первый вопрос, которого мы коснемся, лучше все­го сформулировать следующим образом: насколько концептуально адекватным является процесс обсле­дования? "Если говорить об интерпретации и сообще­нии результатов, то с этими этапами связано не-

сколько важных концептуальных проблем: место, занимаемое в них диагнозом, когнитивная деятель­ность клинициста и общие стратегии построения те­ории обследования. Значительная часть деятельно­сти по клинической оценке определяется потребно­стью в психиатрическом диагнозе. Согласно законам США, в конце всех клинических отчетов требуется указывать такой диагноз для административных и страховых нужд. Как и в других странах, где исполь­зуют международную систему классификации, пси­хиатрическая классификация входит в состав более общей официальной системы медицинской индекса­ции всех заболеваний. Насколько адекватна диагно­стическая система? Тот факт, что Американская пси­хиатрическая ассоциация и Всемирная Организация Здравоохранения за последние десятилетия несколь­ко раз вносили изменения в классификационные системы, говорит о том, что многие специалисты считают диагностику трудной и не обеспечивающей точных результатов задачей. Почти все специалис­ты признают необходимость в диагностических ка­тегориях как способе группировки людей с одинако­выми психологическими проблемами в целях прове­дения исследований и ведения документации. (Мы говорим «почти все» потому, что некоторые гумани­стические психологи возражают против любой клас­сификации и систематизации людей; тем не менее, если они собираются получить в США компенсацию по страховке, им приходится навешивать на клиен­та соответствующий ярлык, предполагающий стра­ховые выплаты.) Применяя эти психиатрические наименования, психолог неявно принимает ряд до­пущений, включая медицинскую модель заболева­ния, использование типов (в достаточной степени выраженных синдромов) вместо черт (характери­стик или параметров, выраженность которых среди людей варьирует), акцент на имеющихся у пациен­та расстройствах вместо акцента на его позитивных характеристиках и навыках, а также акцент на от­дельном индивиде (малая «диагностика» ситуации конкретного пациента или взаимодействия индиви­да и конкретной ситуации).

Какой же вывод мы можем сделать относительно психиатрической диагностической системы?

Наши рекомендации