Отчет о нейропсихопогической и личностной оценке
Пациент: Рэй Бирчер, 17 пет.
Причины направления: Информация для выбора профессии и самостоятельного проживания.
Проведенные тесты: «Шкала интеллекта Вексле-ра для взрослых», «Шкала памяти Векспера», «Общий тест достижений», «Миннесотский многопрофильный личностный опросник», «Нейропсихологи-ческая батарея Холстеда—Рейтана».
Поведенческие наблюдения: Рэй проявил сотрудничество и заинтересованность в тестировании, но держался тихо и покорно. Он был аккуратно одет: рубашка и брюки в стиле, модном сегодня в средних школах. На ранних этапах тестирования иногда наблюдались признаки беспечности и желания сказать «Я закончил» еще на ранней стадии тестирования. Создалось впечатление, что он плохо помнил содержание теста, уже проведенного с ним 6 месяцами раньше.
Интеллектуальные способности: Рэй набрал результат выше среднего по обобщенной шкале IQ WAIS при очень незначительной разнице между вербальным IQ и оперативным IQ. Паттерн субшкал показал средний разброс. По всем субшкалам наблюдалось улучшение, как минимум, на несколько баллов по сравнению с результатами 6-месячной давности; наибольшие сдвиги проявились при выполнении заданий на зрительный пространственный анализ [складывание кубиков, упорядочивание рисунков и объектов]. Прогресс был удовлетворительным, но со временем процесс выздоровления замедлился. Энтузиазм, возникающий при виде «нормальной» картины по результатам теста WAIS, приходится умерить, осознавая тот факт, что данный тест не позволяет измерять многие важные функции, в частности, память и социальные суждения. Академическая успеваемость: «Общий тест достижений» направлен на измерение уровня достижений в чтении, правописании и арифметике. К моменту, когда с Рэем произошел несчастный случай, он учился в 10-м классе, и с тех пор периодически пропускал школу. Хотя в 9-м классе он получал^ средние оценки за успеваемость, настоящее тестирование показало, что в данный момент он находится намного ниже среднего уровня, продемонстрировав уровень семиклассника по чтению и восьмиклассника — по правописанию и арифметике. Прогресса можно ожидать лишь при условии специальной лечебной помощи.
Нейропсихологическое функционирование: «Батарея Холстеда—Рейтана» охватывает широкое множество задач, касающихся целостности и эффективности церебральных функций. Эти задачи, наряду со вспомогательными тестами и наблюдениями, обеспечивают основание для следующего резюме по каждой из основных сфер функционирования.
1. Сенсорно-моторные способности. Ослаблен хват левой кистью, понижена подвижность пальцев,
левая кисть хуже работает в целом. Это говорит о наличии недостаточности в функционировании правого полушария. Основные сенсорно - перцептивные способности сохранены.
2. Речевые навыки. Рэй хорошо справился с тестом на афазию, но не сумел назвать простые
предметы [дисномия) и, что серьезнее всего, написал несколько неправильных и корявых букв
[дисграфия).
3. Память. Тесты показывают значительное нарушение памяти, особенно в отношении кратковременных вербальных функций; тестируемый не смог вспомнить 10 простых слов после 10 подсказок. Он также плохо запомнил элементы простого устного отрывка.
4. Решение сложных задач. Рэй вполне удовлетворительно справился с этими заданиями, хотя наблюдалась легкая недостаточность зрительно-пространственной функции в связи с право- полушарной патологией.
Личность: Результаты MMPI сравнивались с нормами для взрослых и подростков. Результаты свидетельствуют об ориентированной на сотрудничество, лишенной оборонительной окраски установке и готовности допустить наличие проблем. Наиболее значимой чертой личности является импульсивность. Энергия пациента превалирует над суждениями. Хотя всем молодым людям его возраста присуща высокая энергетическая заряженность и некоторая нехватка благоразумия, в этом отношении Рэй превосходит своих сверстников; из сообщений его родителей явствует, что эти особенности наблюдались у него и до несчастного случая. Нынешний уровень этих проявлений вызывает озабоченность по поводу способности Рэя к самоконтролю и здравым суждениям.
Резюме: Данный молодой человек продемонстрировал интеллектуальные навыки и навыки решения проблем, соответствующие нормальному уровню или чуть превышающие его. Однако в учебном плане он отстает от среднего уровня на 3 года или больше. У него плохо работает память, особенно в присутствии отвлекающих факторов. Выявлены явные левосторонние двигательные нарушения и некоторые специфические речевые расстройства. Основные проблемы функционирования касаются здравых суждений, позволяющих регулировать уровень собственной активности, сосредоточения внимания на выполняемых задачах и достижения стабильности в перспективе. Серьезной проблемой является импульсивность.
Рекомендации: Родителям Рэя придется пересмотреть ряд своих чаяний в отношении любимого сына. Им предстоит выработать новые ожидания и цели. В этом им может помочь консультант, предложив следующие четыре шага:
1. Признать наличие двух конкурирующих целей: а) охрана сына в случаях, когда импульсивность и плохая память могут причинить ему вред; б) предоставление ему максимальной свободы для саморазвития.
2. Запланировать серию мероприятий с учетом обеих означенных целей. В целом следует поощрять попытки Рэя браться за разные дела, и в тех областях, где им будет проявлена сноровка, прозорливость и зрелость, следует предоставить ему больше возможностей.
3.По-видимому, родителям придется подумать обопеке или ином способе сбережения той значительной суммы денег, которую сын получит в качестве компенсации за несчастный случай.
4. В более конкретном смысле следует рассмотреть трех возможные сферы индивидуального развития: а) профессиональные перспективы и обучение в общественном колледже; б] проживание вне дома с условием эпизодических визитов в качестве проверки на способность к самостоятельной жизни; в) развлечения и даже острые ощущения, не сопровождающиеся приемом алкоголя или наркотиков, а также запрет на вождение автомобиля с большой скоростью. Доступные общественные ресурсы включают в себя несколько спортивных клубов, церковные группы и общественный колледж.
Но что можно сделать, чтобы убедить Рэя беречь себя и вести здоровый образ жизни? Вместо передачи Рэю копии отчета доктор Джеймс написал ему не столь научное письмо, обсудив в нем полученные данные и упомянув о возможности последующих встреч с целью поработать над такими деликатными проблемами, как ограничения в образе жизни и импульсивность. Письмо, воспроизведенное в модуле 5.8, было сосредоточено на этих вопросах и явилось для Рэя документом, призванным донести до него общий смысл клинически релевантной информации. Намерение доктора Джеймса заключалось в том, чтобы максимально увеличить вероятность того, что Рэй сумеет воспользоваться информацией, и одновременно избежать возможного недопонимания и причинения ему вреда.
Это письмо к Рэю стало лишь одной из составляющих длительной работы с клиентом, которую проводило несколько учреждений. Отдельные читатели, быть может, сочтут это письмо излишне отеческим, но с учетом серьезности проблем и восприимчивости клиента к прямым рекомендациям психолог решил, что оно пойдет ему на пользу. Независимо от того, сообщаются ли результаты обследования в форме письма или нет, важно изложить эти результаты клиенту на доступном ему уровне и ответить на возможные вопросы.
КОММЕНТАРИИ
В комментариях к предыдущим главам мы затрагивали проблемы, возникающие на начальных этапах обследования и тестирования. Теперь же нас интересуют заключительные этапы, интерпретация и передача результатов обследования, а также общие стратегии его проведения.
Первый вопрос, которого мы коснемся, лучше всего сформулировать следующим образом: насколько концептуально адекватным является процесс обследования? "Если говорить об интерпретации и сообщении результатов, то с этими этапами связано не-
сколько важных концептуальных проблем: место, занимаемое в них диагнозом, когнитивная деятельность клинициста и общие стратегии построения теории обследования. Значительная часть деятельности по клинической оценке определяется потребностью в психиатрическом диагнозе. Согласно законам США, в конце всех клинических отчетов требуется указывать такой диагноз для административных и страховых нужд. Как и в других странах, где используют международную систему классификации, психиатрическая классификация входит в состав более общей официальной системы медицинской индексации всех заболеваний. Насколько адекватна диагностическая система? Тот факт, что Американская психиатрическая ассоциация и Всемирная Организация Здравоохранения за последние десятилетия несколько раз вносили изменения в классификационные системы, говорит о том, что многие специалисты считают диагностику трудной и не обеспечивающей точных результатов задачей. Почти все специалисты признают необходимость в диагностических категориях как способе группировки людей с одинаковыми психологическими проблемами в целях проведения исследований и ведения документации. (Мы говорим «почти все» потому, что некоторые гуманистические психологи возражают против любой классификации и систематизации людей; тем не менее, если они собираются получить в США компенсацию по страховке, им приходится навешивать на клиента соответствующий ярлык, предполагающий страховые выплаты.) Применяя эти психиатрические наименования, психолог неявно принимает ряд допущений, включая медицинскую модель заболевания, использование типов (в достаточной степени выраженных синдромов) вместо черт (характеристик или параметров, выраженность которых среди людей варьирует), акцент на имеющихся у пациента расстройствах вместо акцента на его позитивных характеристиках и навыках, а также акцент на отдельном индивиде (малая «диагностика» ситуации конкретного пациента или взаимодействия индивида и конкретной ситуации).
Какой же вывод мы можем сделать относительно психиатрической диагностической системы?