Что такое клинический отчет?
Клинические оценочные отчеты обычно отражают или содержат важную и согласованную информацию. Во-первых, в типичном клиническом отчете отражена общая ориентация, используемая в процессе обследования и формулирования клинического заключения, а также конкретные теоретические подходы, взятые на вооружение его составителем. Так, клиницист, придерживающийся ориентации на научение и составляющий отчет исходя из когнитивно-бихевиорального теоретического подхода, может затрагивать в нем такие факторы, как прецеденты и последствия мыслей и действий клиента, демонстрируя тем самым, каким образом личная история научения клиента оказала влияние на его текущий уровень функционирования. Клиницист, подходящий к той же информации с психодинамической точки зрения, может попытаться интерпретировать те же данные с позиции «защитных механизмов» клиента, «интернализации объектов» и «бессознательных желаний».
Во-вторых, в хорошо составленном клиническом отчете должно содержаться резюме клинического обследования. Оно включает в себя историю развития и заболевания, историю предъявленной проблемы, описание использованных инструментов, обследование и подведение итогов, полученных в ходе оценки данных, хотя и не обязательно ограничивается этим. Далее эта информация должна быть использована для интеграции и рассмотрения главных вопросов, содержащихся в направлении на лечение. Это обычно делается путем обращения к трем главным, уже обсуждавшимся ранее функциям обследования: а) принятие решения, б) формирование образа; в) проверка гипотез. Эти процессы рассматриваются и резюмируются опять-таки с точки зрения причины, по которой человек был изначально направлен на обследование.
В-третьих, хорошо составленный отчет способствует оказанию клиенту эффективных услуг, являясь руководством для составления клинического заключения. Надлежащий синтез имеющейся информации обычно должен сопровождаться предложением «дальнейших шагов» и обсуждением их вероятных исходов, а также планом оценки эффективности предложенного метода клинического вмешательства. Это можно сделать лишь в случае, когда клиницист адекватно понимает суть используемого теоретического подхода, а также смысл и степень релевантности собранных данных, при условии, что клиницист способен эффективно сообщить эту информацию самому клиенту или другим лицам или учреждениям, работающим с клиентом.
Как правильно составить эффективный психологический отчет? Ответ на этот вопрос, разумеется, гласит: «Это зависит от многих факторов». Прежде всего при составлении отчета клиницист, как всегда, должен держать в уме цель обследования. Эффективный клиницист учитывает особенности потенциальных потребителей информации, содержащейся в отчете. Клиницист несет этическую ответственность, обязывающую его составлять отчет таким образом, чтобы тот был максимально понятным, и одновременно стремиться минимизировать вероятность неправильного истолкования или злоупотребления сообщаемой информацией. Так, например, психологам нельзя разглашать необработанные данные тестирования никому, кроме других квалифицированных профессионалов (АРА, 1992а, 1992b). Однако клиницист должен уметь представить адекватное, понятное и полное объяснение и интерпретацию необработанных данных тестирования тем, кто по закону допущен к подобной информации (как правило, таким лицом является клиент). Кроме того, информация, содержащаяся в любом отдельно взятом отчете о проводимом обследовании, зависит от этапа, на котором в настоящий момент находится процесс обследования клиента или вмешательства. Первоначальный отчет об обследовании отличается от отчета на момент достижения прогресса в лечении, который, в свою очередь, наверняка будет отличаться от заключительного резюме и т. д. В процессе составления и авторизации клинических оценочных отчетов окончательный продукт должен удовлетворять критериям ясности, релевантности и полезности. Мы завершим данный раздел рассмотрением всех этих критериев по отдельности.
Ясность — один из наиболее важных критериев отчета. Представьте, что вы родитель, только что получивший итоговый документ, описывающий результаты клинического вмешательства, предпринятого в отношении вашего ребенка. Читая его, вы наталкиваетесь на следующую фразу: «Эффективность вмешательства была сочтена сомнительной в связи с различными этиологическими факторами». Понятен ли вам смысл этого высказывания? Догадаетесь ли вы, что в отчете говорится следующее: результаты лечения лишь частично положительны, вследствие того, что испытываемые ребенком проблемы имели ряд совершенно различных причин? Считаете ли вы, что любой обычный родитель поймет смысл этого важного утверждения? Скорее всего, нет. Приведем еще один пример: вы клиницист, пытающийся применять в своей работе когнитивно-поведенческие техники и теоретические положения, получаете направление от вашего коллеги, работающего этажом ниже и пишущего для вас в оценочном отчете следующее: «В связи с явным пассивно-агрессивным складом характера, при котором инфантильная потребность в зависимости постоянно борется с враждебными тенденциями, нетрудно понять этот текущий конфликт, возникший по поводу сексуальной экспрессии» (Mischel, 1968). Понятно ли вам, о чем здесь говорится? Возможно, что нескольким эзотерикам, но только не большинству из нас.
Стремясь составить отчет, удовлетворяющий критерию ясности, эффективный клиницист может добиваться этой цели самыми различными способами. Во-первых, эффективный профессионал должен избегать чрезмерного злоупотребления техническим жаргоном. Хотя технические термины нередко способствуют лучшему взаимопониманию между приверженцами одного и того же теоретического направления, те же самые термины могут запутать и представителей иных теоретических воззрений или профессий, создав риск неправильного понимания.
модуль 5.6 основные компоненты качественного отчета об обследовании
1. Основная идентифицирующая клиента информация, как то: имя и релевантные демографические сведения.
2. Цель, время, использованные процедуры и место проведения оценки, включая вопросы, поднятые в направлении, и результаты их прояснения, а также история предъявленной проблемы.
3. Наблюдения, сделанные во время обследования.
4. Результаты тестирования и комментарии к ним, если таковые уместны.
5. Итоги и интерпретация данных обследования, включая диагноз, если таковой уместен.
6. Рекомендации, касающиеся дальнейших мероприятий.
Иногда создается впечатление, что клиницисты прячутся за своим жаргоном, возможно, защищаясь от окружающего мира или выпуская дымовую завесу, чтобы скрыть свое собственное неведение! Кроме того, ясность отчета можно повысить, избегая чрезмерных длиннот. При написании отчета об обследовании нужно стремиться к краткости. Хорошо сконструированный отчет, в котором информация подается сжато и содержатся выводы лишь самого нижнего уровня, максимально увеличивает вероятность того, что он будет прочтен, понят и использован. Однако это легче сказать, чем сделать. В качестве упражнения на составление отчета, адресованного лицам, обладающим различными уровнями подготовки, попробуйте объяснить нескольким разным людям — например, школьнику, родителям и коллегам — суть какой-либо поведенческой проблемы (Stmdberg, 1995). Обратите внимание на разницу в используемом вами языке и манере выражения своих мыслей.
Релевантность — еще один критерий хорошего отчета. Важно, чтобы отчет об обследовании касался, в первую очередь, целей или вопросов, поднятых в направлении клиента и повлекших за собой само обследование. Как говорилось выше, прежде чем принять лицо, направленное на освидетельствование, клиницист должен убедиться в обоснованности вопроса, поднимаемого в направлении. Этот факт можно сообщить в отчете путем простого изложения целей направления, или содержащихся в нем вопросов, возможно, кратко рассмотрев вопрос уместности психологического или клинического обследования по отношению к данным целям. Помимо этого отчет должен четко описывать цели самого обследования. К примеру, отчет, составленный в результате направления, в котором указывалось на необходимость оценки уровня психологического образования клиента, но касающийся лишь динамики межличностных отношений индивида, навряд ли удовлетворяет критерию релевантности. Один из способов, позволяющих гарантировать релевантность процесса обследования — избегать оценок, не преследующих четко сформулированных целей.
Полезность. При подготовке отчета об обследовании, когда клиницисты решают, какую информацию
вопросом: добавляет ли информация, содержащаяся в отчете, что-либо к тому, что- нам уже известно?
В материале модуля 5.6 перечислены наиболее важные компоненты эффективного и полезного отчета о проведении психологического обследования.
Разумеется, полезные отчеты могут содержать многочисленные вариации, в зависимости от «экологических свойств» направления и возможностей дальнейшей работы с клиентом. Язык отчета должен соответствовать уровню понимания реципиентов. В психодинамически ориентированной среде клиницист может пользоваться такими терминами, как эмоциональный катексис, защитные механизмы и символическая репрезентация родителей. В феноменологическом психологическом контексте, ориентированном на личностный рост, скорее всего, прозвучат такие термины, как восприятие себя, личные щли и интересы. Составление эффективных отчетов — важный профессиональный навык. Наиболее полезные отчеты не только точны и ясны, но и лишены повторов и утомительных объяснений. Составителям отчетов следует также принимать во внимание соображения их удобочитаемости для реципиентов (Harvey, 1997) и прибегать к помощи психологического словаря или тезауруса (например, Corsini, 1999; Reber, 1995; Zuckerman, 1995).