Образчик, коррелят и признак: уровни интерпретации
До сих пор мы говорили об отборе значимых элементов информации из разнородных источников. Следующий вопрос касается того, как интерпретировать отобранную информацию. Необработанные данные не имеют смысла, пока мы сами не наполним их смыслом. При попытке синтезировать полученную информацию в процессе обследования каждый элемент данных можно рассматривать тремя основными способами: а) как простой образчик поведения клиента, делая минимум предположений; б) как статистичекий или импрессионистский (внешне воспринимаемый) коррелят некой другой характеристики индивида или ситуации; в) как признак некоего состояния в соответствии с определенными теоретическими допущениями (Sundberg, 1977). Три главные техники тестирования — поведенческая, объективная и проективная — акцентируют образчик, коррелят и признак соответственно как ту основу, которой следует руководствоваться при сборе и интерпретации клинической информации. Материал модуля 5.3, базирующийся на работе Нитцеля, Бер-нштейна и Милиха (Nietzel, Bernstein & Milich, 1998, p. 107-108), показывает, каким образом клиницисты, применяя эти три подхода, могут интерпретировать газетное сообщение о попытке самоубийства в гостиничном номере.
МОДУЛЬ 5.4 ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ КЛИНИЧЕСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Уточнение гипотез и вопросов — понимание цели обследования
Понимание; создание общей картины или карты —
формирование рабочего образа Приоритезация вопросов и проблем Планирование стратегий лечения Отбор конкретных методов вмешательства Прогнозирование реакций на стратегии и методы
вмешательства; предсказание возможных затруднений ,
Определение критериев успешного результата
Осмысление причин недостаточного прогресса; улаживание проблем
Преодоление необъективности
Наделяя данные обследования смыслом, мы должны относиться к любым выводам и интерпретациям как к гипотезам, подлежащим дальнейшему изучению при наличии дополнительной информации, с целью их подтверждения или опровержения, и этими гипотезами следует оперировать лишь в вероятностном ключе. Тем не менее в конечном итоге клиницист должен будет принять решение, составить отчет или предпринять другие действия — на этом этапе процесс обследования переходит от сбора информации как процесса, работающего на вход, к реализации клинических мероприятий как процессу, работающему на выход.
Клиническое заключение
После того как необходимые данные собраны, паттерны идентифицированы, значение симптомов и характеристик определено, диагностические категории применены, а рабочие образы сформированы, можно говорить о завершении двух первых этапов вынесения клинического заключения. Мы уже много раз употребляли термин клиническое заключение — что же это такое? Батлер (Butler, 1998) описывает клиническое заключение как инструмент, используемый клиницистами для привнесения теоретических познаний в клинические мероприятия. Иначе говоря, терапевты должны применить общие теории к сложным, а порой запутанным реальным ситуациям. В таких ситуациях информация нередко оказывается чрезвычайно обильной, противоречивой и неоднозначной. В отличие от простой постановки диагноза, выработка клинического заключения требу-
ет от клинициста составления адекватных планов действий, выдвижения гипотез, касающихся их вероятной эффективности, разработки планов по оценке практичности (или полезности) предлагаемых методов вмешательства. Как уже упоминалось в предыдущих главах, DSM-IV представляет собой лишь общее руководство по применению диагностических категорий, т. е. касающееся процесса категоризации. Оно мало что может сказать о возможных причинах или рекомендуемых действиях в случае того или иного конкретного расстройства.
Хорошо составленное клиническое заключение преследует целью объяснить прошлое, наполнить смыслом настоящее и предложить способы воздействия на будущее. Профессионально сконструированное заключение «открывает сознание терапевта перед той формой понимания, исходя из которой возможно обсуждать, применять и оценивать эффективные стратегии лечения» (Butler, 1998, р. 8). В материале модуля 5.4 резюмируются цели и этапы клинического заключения.