Гуманистическая традиция — Роджерс
«Третья сила», как иногда называют гуманистическую традицию, также представляет собой сочетание нескольких теоретических подходов. Эта концепция основывается на убеждении в том, что каждый человек от природы обладает потенциальным стремлением к достижению более высокого уровня развития по сравнению с тем уровнем, которого индивид способен достичь согласно учению бихевиоризма и психоанализа. Гуманистическая традиция особое внимание уделяет непосредственному жизненному опыту индивида и имеет много общего с феноменологической и экзистенциальной психологией, а также с движением за человеческий потенциал. Теории гуманистической психологии уделяют больше внимания оптимизму, самоопределению и целенаправленности, а не бессознательным влечениям, почти не поддающимся контролю. Эта традиция более всего соответствует ориентации на личностный рост, которую мы упоминали в числе пять ориентации, применяемых в клинической психологии. Хотя у истоков гуманистической психологии стояло много известных психологов, Карл Роджерс является наиболее ярким представителем этого направления в психологии. Роджерс родился в пригороде Чикаго и стал четвертым по счету ребенком в семье, в которой из шестерых детей пятеро были мальчиками. В своей автобиографии (Rogers, 1967, р. 343-344) он писал: «Хотя, будучи клиницистом, я уверен в том, что любой индивид раскрывает себя именно в настоящем и восстановление подлинной истории его психогенеза невозможно, я попытаюсь изложить собственные воспоминания и мое личное восприятие событий жизни, привязав их к тем конкретным фактам, которые мне доподлинно известны». Роджерс охарактеризовал своих родителей как практичных, трудолюбивых и «приземленных» людей. Его отец получил образование инженера и открыл собственное своей матери Роджерс писал (р.344):«Моя мать придерживалась строгих религиозных убеждений и одна из ее любимых библейских фраз гласила: «Вся наша праведность всего лишь мерзость в твоих очах, Господь»
Карл Р. Роджерс |
Роджерс писал в автобиографии (р. 345): «Я чувствовал, что родители проявляли дальше внимания к моему старшему брату, чем ко мне. Убеждение это, вероятно, было во мне настолько сильным, что я даже сочинил теорию, согласно которой я был приемным ребенком». Выбрав вначале специализацию по сельскому хозяйству, ере затем решил переменить факультет и получил степень бакалавра по истории при Висконсин-университете в 1924 г. Он был активным членом Христианского молодежного союза», и его избрали :качестве делегата для поездки в Китай. В 1924 г. ере женился на Хелен Элиот и поступил в либералььную «Юнионистскую теологическую семинарию в Нью-Йорке. Решив уйти из семинарии, он изучать детскую и клиническую психологию педагогическом колледже Колумбийского университета, где получил ученую степень доктора философии. Роджерс приобрел свой клинический опыт, работая в качестве детского врача-консультанта, а воспитывая своих собственных детей. Первый ребёнок появился на свет в 1926 г. и, как сам Роджерс рассказывал в автобиографии: «Мы старались воспитать его в строгом соответствии с предписаниями :книги бихевиориста Уотсона, придерживаясь ого распорядка и тому подобное. К счастью, у Хелен нашлось достаточно здравого смысла, что-бы быть хорошей матерью, невзирая на все эти пагубные
психологические выкладки». После 12 лет логической работы с детьми в Рочестере, штат Йорк, Роджерс в 1940 г. переехал в университет штата Огайо. Именно здесь он начал разрабатывать новую систему психотерапии и опубликовал книгу «Консультирование и психотерапия» (Rogers, 1942), где впервые были изложены основные принципы подхода, получившего впоследствии название недирективной терапии, чуть позже — терапии, центрированной на клиенте, и наконец, в более широком смысле ставшего называться персоноцентрической психотерапией. В 1945 г. Роджерс переехал работать в Чикагский университет. Здесь он был самым видным клиницистом, проводившим широкие теоретические исследования, которые применялись им на практике во время проведения открытых терапевтических сессий, посещавшихся большим количеством студентов, привлеченных его исследованиями и теориями. Затем последовали несколько лет работы в Висконсинском университете, где он возглавлял научно-исследовательский проект, посвященный изучению того влияния, которое оказывает характер взаимоотношений между терапевтом и пациентом при лечении шизофрении. Идеи Роджерса были горячо восприняты во время его визита в Японию в 1961 г. После этого Роджерс переехал работать в научно-исследовательский институт, находившийся в Северной Калифорнии, и занимался активной научной деятельностью почти до самой смерти, последовавшей в 1987 г. Научная деятельность Роджерса была отмечена многими почетными наградами. Он был избран президентом Американской психологической ассоциации и стал лауреатом премии АПА за выдающийся вклад в науку.
Центральное место в теории Роджерса занимает восприятие индивидом своего Я. По своему характеру эта теория резко контрастирует как с директивными концепциями Скиннера, так и с теоретическими положениями психоанализа. Теория Роджерса концентрирует внимание психологов на внутренних переживаниях человека, и его метод, который мы проиллюстрируем в главе 7, включает отчет пациента о своих осознаваемых переживаниях в обстановке теплой и дружественной беседы с психотерапевтом. Хотя в начале своей психотерапевтической карьеры Роджерс работал с пациентами в индивидуальном порядке, позднее он предложил методы для проведения терапевтических сеансов с большими группами людей, задачей которых являлось улучшение межличностных отношений и разрешение психологических конфликтов.
Резюме
В этой главе мы дали общее представление о тех теориях и идеях, которые находят сегодня применение в клинической практике. Практикующему психологу никогда не помешает иметь в своем распоряжении широкий набор инструментов, которые могут найти эффективное применение в практической работе. Клиническая психология представляет собой обширный раздел современной психологии, который охватывает все стадии человеческой жизни и дает ответы на вопросы, позволяющие разобраться в самых разнообразных человеческих проблемах и ситуациях. В самом начале главы мы рассказали о четырех фундаментальных теоретических подходах в психологии: идеях, почерпнутых из теории биопсихосоциальных систем, концепциях стресса и копинга, дали общее представление о том, какую роль играет индивидуальное развитие на протяжении жизненного цикла, и, наконец, дали концептуальное представление об индивидуальном Я и доступных человеку возможностях выбора.
Далее мы предложили вам краткий обзор пяти основных ориентации в клинической практике: ориентации на естественную помощь, лечебной ориентации (медицинской модели), ориентации на научение, ориентации на личностный рост и экологической или контекстуально-направленной ориентации. В заключение главы мы кратко рассмотрели три ведущие теоретические традиции в психологии (психодинамическую, когнитивно-поведенческую и гуманистическую).
Практически все разделы современной психологической науки в той или иной степени оказали влияние на развитие клинической психологии. На основании нашего краткого обзора читатель может убедиться в том, что большинство современных психологических теорий нашли применение в клинической практике, и программы подготовки клинических психологов строятся с учетом того обстоятельства, что будущие специалисты должны обладать глубокими познаниями общей психологии. Несмотря на то что в этой книге затрагивается множество тем, некоторых важных вопросов мы коснулись лишь вскользь, исходя из предположения о том, что человеку, готовящемуся стать клиническим психологом, в любом случае необходимо будет глубоко изучить такие разделы психологии, как общая психопатология и психопатология развития. Проблема, связанная с большим количеством информации, составляющей теоретическую базу современной психологии, частично разрешается благодаря тому обстоятельству, что на практике используется лишь ограниченное количество различных теоретических концепций. Так, например, многие достижения экспериментальной психологии в настоящее время находят лишь весьма ограниченное применение на практике. Большинство практикующих клиницистов являются эклектиками, т. е. в своей практической деятельности они используют идеи, заимствованные из всего имеющегося спектра теоретических подходов, методов и направлений. Даже те клиницисты, которые являются страстными приверженцами какой-либо одной теоретической доктрины, в практической деятельности зачастую используют диагностические методики и терапевтические техники, заимствованные у другой теоретической доктрины. Такой эклектический подход выглядит в достаточной степени оправданным, однако таит в себе определенную опасность, поскольку в условиях столь широкого выбора клиницист может испытывать сомнения относительно правильности принятых решений во время работы с конкретными пациентами.
Для того чтобы избежать этой опасности, клиницисты специализируются в какой-либо деленной области клинической психологии, мер работают с детьми, страдающими дефицитом внимания, занимаются только терапией сексу расстройств или посвящают себя работе с пах ми, страдающими от повреждений головного мозга Но, узкая специализация тоже имеет свои недостатки справедливому замечанию Скофилда (Schofieli р. 5), «успешная работа психотерапевта {и клинчекая работа в целом, можем добавить мы о требует всесторонней профессиональной подготовки, что является прямо противоположным тому смыслу, который вкладывается в понятие узкая специализация». Для того чтобы иметь возможность работать; с самыми разнообразными клиентами, сталкивающимися с бесконечным разнообразием психологи проблем жизненных ситуаций, клиницист обладать широкими познаниями, касающимися человеческой природы в целом. Студенты и клиенты приобретают эти знания, знакомясь с литер по самым разнообразным гуманитарным дисциплинам, наблюдая за поведением людей, а также на основании собственного жизненного опыта. Кл екая психология представляет собой квинтэссенцию практического опыта, накопленного клиницистами в процессе взаимодействия с конкретными людьми.
Рекомендуемая литература и источники
Читатель может получить полезную информацию касающуюся клинической психологии, из многих источников. Особый интерес представляют вводные фундаментальных трудов по патопсихологии и логии развития. При необходимости прояснения значений терминов можно обратиться к энциклопедиям словарям, указанным в конце главы 1 (Corsin 1999; Kazdin, 2000). «Настольный справочник психолога» (The Psychologists' Desk Reference. Koocher, I* & Hill, 1998) дает представление о многих важных темах, составляющих предмет клинической психологии. Особенно полезной может оказаться книга Бронфенбреннера «Экология человеческого развития», посвященная проблемам мышления и индивидуального развития (Bronfenbrenner. The Ecology of Human lopment: Experiments by Nature and Design, Информацию о так называемых «сложных сие можно получить на веб-сайте Института сложных сисстем в Новой Англии: [www.necsi.org]. Книга '. и Керига «Психопатология развития: С младенчества до зрелости» (Wenar & Kerig. Developmental F patholody: From Infancy Through Adolescence. 20 держит много интересной информации по клинической и абнормальной психологии. Издание Снайдера «Копинг:: Психология эффективных методов» (! Coping: The Psychology of what works, 1999) n для понимания стресса и способов его преодоления в повседневной жизни.
ГЛАВА 3