Греко-римская лингвистическая традиция. Филологическая традиция грамматического описания. Александрийская школа

Предмет истории лингвистических учений. Периодизация лингвистики.

1. История языкознания – это история вычленения языка в качестве самостоятельного предмета изучения из синкретичной науки античности и поисков тех аспектов исследования, которые вскрывали бы сущность устройства языка и его функционирования.

2. В современном понимании язык – это важнейшая универсальная естественная семиотическая система, обладающая признаками целостности, иерархической организации, функциональной целесообразности, естественного непрерывного развития, обусловленная в своем существовании связью с мышлением человека, общественно обусловленная.

3. Лингвистика поздно выделяется как наука: в начале 19 века, это объясняется двумя факторами: 1)фактором значительной сложности объекта осмысления – языка, его связями с мышлением и социальными процессами; 2) фактором «псевдоданности» языка для непосредственного наблюдения (а дана только речь, да и та мимолетна).

4. Лингвистика стала зарождаться с началом письменности. Выдел-ся 2 периода: донаучный, научный. В основе деления - цель, с которой исследователь подходит к языку (пропистаь правила или исследовать природу языка). Граница 19 века. Но есть и переходная зона: Пор-Рояль (понять общие принципы и прописать нормы фр. яз).

5. Античность (3 традиции: ант., китай., индий.) - средневековье (языки религий) - новое время (расцвет нац. языков).

6. 19в - историческое языкознание (аспект родства языков), 2/3 20в - структурализм (аспект устройства языка), 3/3 - функционализм (язык как коммуникация).

Внешние и внутренние факторы развития языкознания.

1. Внутренние факторы, влияющие на развитие лингвистики: 1)тип эмпирической базы создаваемой теории (один язык, несколько - 17 век Пор-Рояль); 2)тип языка-описания; 3)логика развития самой науки.

2. Внешние факторы: 1)своеобразие общественно-языковой ситуации, в рамках которой создается теория; 2)тип гносеологического контекста эпохи, в котором создается теория (мифологическая/логико-дисурсивная карт. мира).

Письменность как тип интерпретации языка.

1. Письменность - вторичная знаковая система. Графема несет инф-ю о мире. Тип письма зависит от того, что обозначает знак. Графема расчленяет поток речи на элементы и производит, т.о., первичный анализ речи.

2. Лингвистика стала зарождаться с началом письменности. Письменность = уже интерпретация речи: 1)пиктография (коммуникативная единица), 2)идеография (слово/понятие), 3)слоговое (речевое деление на слоги), 4)звуко-буквенное (фонемное).

3. Эволюция письменности привела к большей информативной емкости, т.к. число графем сократилось, а информацию можно передавать самую разнообразную.

4. С возникновением письма язык интерпретируется через свою письменную фиксацию. "Грамматика" - "наука о письме". Грамматики создавались практического типа: как писать.

Греко-римская лингвистическая традиция. Внутренние и внешние факторы, определяющие своеобразие лингвистической традиции средиземноморья. Грамматическое искусство. Философский период грамматического искусства

1. В Др. Греции: 6-5вв до н.э., время становления полисной системы, переход от мифологической картины мира к логико-дискурсивной. Светский характер обществ. и культ. жизни. Авторитет разума и закона, который творится этим разумом. Знание светское, а не сакральное. Наличествует письменность.

2. Сложности перехода от мифа к логосу: 1)нечеткое разделение субъекта и объекта; 2)нет причинно-следственных связей; 3)разграничение времени творения и профанного; 4)сущность мифа не в объяснении, а в переживании мира; 5)цель философии - объяснить мироустройство.

3. В мифологии слово было равно вещи (это можно увидеть в X мандале "Ригвед" - "Гимн речи": язык-речь предстает в мифе как то, что создано богами и несет в себе образ создателя). В философии же вопрос о соотношении имени и вещи поставлен как проблема.

4. Диалог Платона "Кратил": попытка рационализировать миф. Для Кратила «существует правильность имен, присущая каждой вещи от природы». А те имена, которые не соответствуют природе, придуманы людьми и не являются подлинными.

По мнению Гермогена, «правильность имен не есть что-либо другое, нежели договор и соглашение».

5. Сократ: в первичных именах звучание имени соответствует непосредственно сути имени, в поздних именах это соответствие обеспечивается через ряд опосредствований первичными именами. Имена вещам дает ономотет-законодатель, этот законодатель должен уметь воплощать в звуках и слогах идею, создавая то имя, которое в каждом случае назначено от природы. Либо же он должен давать имя, исходя из соц. договора, и следить потом за его исполнением.

6. В античности создан канон грамматического описания для всей Европы, современный лингвист продолжает пользоваться им.

7. Два этапа развития: 1) философский – вопросы грамматики рассматриваются в пределах проблем философии, формирующейся теории познания (логика Аристотеля, логико-философская система стоиков); 2) филологический – вопросы грамматики разрабатываются в пределах заказа, формируемого практикой филологической трактовки памятников письменности (Александрийская школа грамматики)

8. Интерес к грамматике был вызван заботой об эффективности речи. Начиная с логического учения Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.), логика оказалась тесно связанной с языком и его теорией.

9. Язык для Аристотеля – это то, что открывает мышление, его скрытое бытие.

10. Аристотель выделяет части, элементы речи: «Речь в целом имеет следующие части: букву, слог, связку, член, имя, глагол, отклонение (падение), высказывание».

11. «Звук речи – неделимый звук, из которого может возникнуть разумное слово», : «они (звуки) различаются от формы рта, места образования, густого и тонкого придыхания, долготы и краткости». Выделяет гласные, произносимые «без прикладывания языка» (α, ω), полугласные, «произносимые «с прикладыванием языка» (σ,ρ), безгласные, «произносимые только в соединении с гласными» (γ).

12. «Слог – не имеющий значения звук, состоящий из безгласного и гласного».

13. Рема - сказуемое-глагол; онома - имя, объект суждения. Прочие именные и глагольные формы выделялись в класс – отклонения, или падения имени, падежа (косв. падежи, императив, не наст. время, наречие, степени сравнения).

14. Член - артикль, местоимение; связка - союз и предлог.

15. III – I в. до н.э. – эпоха эллинизма. Из стоиков-языковедов особо выделились Зенон, Хрисипп, Диоген Вавилонский. Стоики полагали, что логика должна изучать не только понятия, суждения, умозаключения, но и словесные способы их выражения. Отсюда возникает интерес к семантико-функциональной стороне языка.

16. В анализе звуковой структуры ничего принципиально нового. Достижения в морфологии. Хрисипп выделяет пять частей речи – глагол, союз (союз и предлог), член (местоимение и артикль), имя собственное, имя нарицательное.

17. Глагол выделяется по функции: «чр, означающая несоставной предикат».

18. Падеж интерпретируется ими как семантическая категория, свойственная склоняемым частям речи. Выделили 5 падежей, дали им названия.

19. Создали систему времен: настоящее время – настоящее продолжающееся, имперфект – прошедшее продолжающееся, перфект – настоящее законченное, плюсквамперфект – прошедшее законченное. Прошедшее неопределенное - аорист, будущее неопределенное.

20. Синтаксис. Предложение - "полное самодовлеющее высказывание". Сказуемое + имя в падежной форме. Осознают первичную значимость сказуемого и классифицируют по нему предложения:

– непереходный активный (студент гуляет);

– непереходный неактивный (студенту скучно);

– переходный активный (Сократ любит дочь);

– переходный неактивный (Сократу жаль Диогена).

Простые и сложные предложения выделили и классифицировали по типу соотношения между частями.

Греко-римская лингвистическая традиция. Филологическая традиция грамматического описания. Александрийская школа.

1. В античности создан канон грамматического описания для всей Европы, современный лингвист продолжает пользоваться им.

2. Два этапа развития: 1) философский – вопросы грамматики рассматриваются в пределах проблем философии, формирующейся теории познания (логика Аристотеля, логико-философская система стоиков); 2) филологический – вопросы грамматики разрабатываются в пределах заказа, формируемого практикой филологической трактовки памятников письменности (Александрийская школа грамматики).

3. Разработка формальных аспектов морфологии греческого языка – одна из основных заслуг Александрийской грамматической школы. Для этой школы характерна и интенсивная лексикографическая практика. Создаются разные типы словарей, объединяющих – устаревшие слова – глоссы, непонятные слова – лексисы.

4. Спор об аналогии и аномалии. Термин "аномалия" ввели стоики. Она обозначала отклонение грамматической формы от предметного значения (Афины, Фивы). При вопросе о правильном склонении возникла проблема: в текстах слишком много вариантов. Воспользовались принципом аналогии (сходные склонениях от сходных форм). Сторонниками теории аналогии были Аристофан Византийский и Аристарх Самофракийский.

5. Аномалисты (Кратет Милосский) принадлежали к Пергамской школе грамматистов. Утверждали, что отсутствие регулярности, неупорядоченность характерны для языка и не вредят ему. Познание языка достигается не установлением правил, а путем наблюдения над обычным употреблением: lupus «волк» – род. п. lupi, lepus «заяц» – род. п. leporis.

6. Спор заставли выявить все признаки, влияющее на склонение: грамматический род имени, количество слогов, место ударения, простое или сложное слово.

7. "Искусство грамматики" Дионисия Фракийца. Ее структура- образец для последующих грамматик.

а)Что есть грамматика?

б)Информация о чтении, требования к чтению (ударение, интонация);

в)Морфология: 8 ч.р.: имя, глагол, причастие, артикль, местоимение, предлог, наречие, союз.

г) Имя определяется как склоняемая часть речи, обозначающая тело или вещь (тело – например, камень; вещь – например, воспитание) и высказываемое как общее и как частное: общее – например человек; частное – например, Сократ). Акциденции: род (м, ж, с, общий, совместный), падеж, производность, ЛГР, число.

д) Глагол определяется как беспадежная часть речи, принимающая времена, лица и числа и представляющая действие или страдание. Признаки: время, лицо, число, наклонение, залог.

е) Артикль определяется как падежная часть речи, которая стоит до и после имен. Выделяют акциденции: род, число, падеж.

ж) Наречие также считается отдельной частью речи, определяется как несклоняемая часть речи, которая характеризует глагол или добавляет что-либо к нему. Выделяется 26 видов наречий по значению.

8. О дальнейшем развитии грамматической мысли мы можем судить по произведениям Аполлония Дискола (2 в. н.э.). Выделяет 8 чр и выстраивает их в опр. порядке: имя - глагол - причастие - артикль (примыкает к ним) - местоимение - предлог - наречие - союз. Части речи делятся на изменяемые и неизменяемые. Изменяемые делятся на спрягаемые и склоняемые.

9. Достижения в синтаксисе: разрабатывается синтаксис словосочетания, в центре внимания находятся сочетаемостные свойства слова: соединение артикля с именем, сочетаемость местоимений, управление глагола предложными формами.

Наши рекомендации