Здоровый ребенок сам знает, когда ему пора есть.
С точки зрения Природы, малыш, находящийся на естественном вскармливании, не отделим от матери во времени и пространстве. Он всегда при ней. Поэтому грудному ребенку совершенно несвойственно испытывать чувство голода. Следовательно, если, по Ваши расчетам, его пора кормить в 15.00, а он начал орать в 14.30, то не надо нервничать самой и заставлять нервничать малыша. Дайте ему грудь, и оба успокойтесь.
Рекомендации про обязательный ночной перерыв в кормлении представляют собой один из наиболее радикальных способов борьбы с естественным вскармливанием.
В течение двух-трех ночей Вы вместо сна будете мужественно выслушивать детские вопли, в глубине души чувствуя себя прогрессивной, образованной и дисциплинированной. После этого Вы, скорее всего, поймете, что садизм не к лицу нормальной женщине. А если не поймете, то вскорости, лишитесь молока. Я уже не говорю о том, что у Вашего не выспавшегося мужа могут возникнуть неприятности на работе.[50]
Среди ночи грудной ребенок захотел есть. Это нормально. И всем членам семьи будет лучше, если мама потратит 30 минут на кормление, после чего все члены семьи мирно продолжат сон.
Никогда не будите ребенка только потому, что ему, с Вашей точки зрения, пора принимать пищу.
Из этого правила есть исключения:
- не ему пора кормиться, а Вам пора кормить (убегаете в институт сдавать экзамены, надо идти в поликлинику, подходит очередь в магазине и т.д.);
- дети с малым весом или плохо в весе набирающие, которым врач рекомендовал сокращение интервала между кормлениями;
- трещины соска у матери (нельзя доводить младенца до чувства голода).
- Для ребенка первого месяца жизни оптимальный интервал между кормлениями ориентировочно равен трем часам. В дальнейшем это время увеличивается, причем увеличивает его сам ребенок – дольше спит. И не надо заучивать таблицы и вешать на стенку расписание кормлений. Здоровый малыш сам разберется. Нет ничего страшного в том, что в субботу он ел 6 раз, а в воскресенье 8. Но нельзя все-таки кормить ребенка с интервалом менее 2 часов. Если он проголодался, значит, Вы ошиблись в предыдущее кормление (не докормили).
Для того, чтобы решить, сколько времени необходимо держать ребенка возле груди, следует ответить на достаточно простой вопрос: для чего он находится возле груди?
Если для того, чтобы есть, то 15-20 минут ему более чем достаточно. Если для того, чтобы сосать, то и трех часов может оказаться мало. Решите сами для себя эту задачку, и все станет понятно. Только не морочьте голову окружающим. Коль скоро Вам очень приятен якобы сам процесс "кормления", то не надо рассказывать всем остальным про то, что он вяленький и слабенький. Но знайте: Ваши удовольствия закончатся тем, что ребенок будет чувствовать себя нормально исключительно на руках, благополучно сделав вяленькими и слабенькими всех членов семьи.
В конце концов, понаблюдайте: всегда видно - ребенок глотает или только сосет. Если не глотает, отправьте его спать в кровать.
Необходимо очень стараться, чтобы в течение одного кормления ребенок имел дело только с одной грудью.
Это пожелание, но не закон. Количество различных вариантов огромно. В одной груди мало молока, в другой много. Одна грудь здорова, на соске другой трещины. Один ребенок активен, другой лентяй. Если явно не наелся, то делать нечего - приходится давать вторую грудь. Но после кормления тщательно сцеживаться! Чтоб была такою же пустой, как и первая. После следующего кормления докормим сцеженным молоком, вполне возможно, что одной груди хватит.
Если наедается только из двух грудей и в обеих после этого молока не остается, то вполне резонно каждый раз использовать все имеющиеся источники еды. По мере того, как количество молока будет увеличиваться, рано или поздно сможете обходиться только одной грудью.[51]
Очень и очень часто ребенок кричит при попытке забрать грудь не потому, что голодный, а потому, что возле мамочки теплее и уютнее. По крайней мере, если молоко в груди осталось, ребенок перестал глотать, но после отлучения от мамы разорался, то это уж точно "фокусы". Сразу же решите - кого Вы собираетесь воспитывать - нормального человека или фокусника.[52]
Организм и поведение ребенка удивительно целесообразны. Ребенок никогда и ничего не будет делать вредного для себя (кричать, например). Но если в результате крика он сделает свое существование более комфортным, привычка решать проблемы голосом может сохраниться на всю жизнь.
Ну подумайте сами - может ли боль или чувство голода пройти только оттого, что Вы взяли ребенка на руки?!
Тем не менее, любые связанные с криком и продолжительные эксперименты, направленные на воспитание младенца, желательно осуществлять в светлое время суток.[53]
ПУСТЫШКА
Очень нужная штука, позволяющая ребенку удовлетворять свой сосательный рефлекс и не мешать при этом маме. Штука нужная, но совсем не обязательная - не хочет, и не надо.
Правила использования:
- содержать в чистоте, стерилизовать и хранить в специальной баночке;
- самим не облизывать и не рассказывать сказки про зверей, которые лижут своих детенышей и всю грязь слюной убивают. Звери, между прочим, не лежат в больницах, не курят, не глотают антибиотики, не жуют жвачек и не имеют дырок в зубах;
- пустышка, как правило, состоит из трех частей: резиновой соски без дырочки, кружочка, ограничивающего глубину погружения соски в рот, и пластмассового фиксатора. Внутренний конец фиксатора выступает за кружочек и часто травмирует ребенку десны. Настоятельно рекомендую Вам фиксатор удалять.
СОСКИ
Кормление из соски ребенка, находящегося на естественном вскармливании, необоснованно превращают в трагедию, утверждая, что достаточно младенцу несколько раз поесть из бутылочки, и он, наверняка, бросит грудь.
Не вызывает сомнения, что вытекающее из бутылки молоко требует от ребенка заметно меньших усилий, чем активное сосание маминой груди. А грудной младенец - такой же человек, как мы все и, естественно, предпочитает избегать трудностей.
На самом деле проблемы отказа от груди после использования соски не существует! Сложность совершенно в другом - как добиться того, чтобы и соска и грудь требовали от ребенка одинаковых усилий?
Но преодолеть эту сложность легче, чем пытаться обойтись без соски вообще или кормить двухнедельного ребенка из ложечки.
Если в купленной Вами соске дырочка уже есть, то, скорее всего, соску эту придется выбросить. И совершенно не имеет значения, в какой стране эта соска сделана и сколько она стоит. По глубочайшему убеждению автора, самые лучшие соски выпускались и продолжают выпускаться на территории бывшего Советского Союза. Имеются ввиду простые и дешевые соски, которые натягиваются на бутылочку с узким горлышком. Во-первых, обеспечивается стопроцентная герметичность, а, во-вторых, цена соски позволяет экспериментировать сколько угодно без особого риска подорвать семейный бюджет.
Советы по приобретению соски и доведению ее до кондиции:
1. Если в соске дырочка уже есть, то вероятность того, что она окажется такой, как хотелось бы, не превышает 2% (1 соска из 50).
2. Надо добиться следующего: из перевернутой бутылочки жидкость не вытекает никак - ни мелкими каплями, ни крупными, ни струйкой, никак - и все. При надавливании на расширяющуюся часть соски содержимое бутылочки начинает вытекать частыми каплями.
3. Делается это следующим образом: верхушка соски прокалывается иглой, как это показано на рисунке. После этого с приложением значительных усилий, зависящих от качества резины, соску надо порвать. В результате, на верхушке соски образуется трещина, вследствие чего она (соска) удовлетворяет требованиям, которые изложены в пункте 2. Разогревать иглу не надо. Уверяю, что, экспериментируя с диаметром иглы и размерами трещины, Вы за 2-3 попытки научитесь изготавливать прекрасные соски.[54]
Следует иметь достаточный запас сосок готовых к употреблению. Хранить их в отдельной баночке - баночка для сосок и рядом банка для пустышек (обычная банка 0,5 л с пластмассовой крышкой).
Само собой разумеется, что и пустышки, и бутылочки, и соски требуют за собой ухода - регулярно мыть; перед тем, как давать, наливать и надевать, желательно сполоснуть кипятком.
СМЕШАННОЕ И ИСКУССТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ
Если грудного молока, несмотря на все Ваши усилия, не хватает, волей-неволей приходится давать ребенку что-то еще. Такое питание и называется смешанным. Если же молока у матери нет вообще, речь идет об искусственном вскармливании.
Что давать?
По логике вещей, ребенок должен получать продукт, который по своим свойствам будет максимально приближаться к женскому молоку. Такие продукты выпускаются в достаточном количестве и поступают в продажу под общим названием "адаптированные молочные смеси".
Оптимальная тактика и принципы выбора молочной смеси состоят в следующем:
1. Ребенок, как мы уже не раз подчеркивали, обладает просто удивительной способностью ко всему приспосабливаться. В этом смысле питание не является исключением, а основные неприятности - боли в животе, поносы, диатезы и т.п. - возникают, как правило, при переводе с одного вида питания на другой или при включении в пищу нового продукта. Исходя из этого, и мы с Вами, и ребенок совершенно не заинтересованы в том, чтобы часто менять смеси. Поэтому оптимальной будет адаптированная молочная смесь на упаковке которой написано: "Предназначена для вскармливания детей от рождения до 12 месяцев". Смесей таких довольно много - "Симилак", "Пилти", "Бона", "Нан" и т.п. Все эти продукты вполне позволяют вырастить здорового ребенка без особых волнений. Отечественные смеси "Малыш" и "Малютка" по своим свойствам и составу теоретически не уступают вышеперечисленным, но диатезы у детей почему-то наблюдаются чаще.
2. Переходить от одной смеси к другой необходимо только в том случае, когда возникает повод для серьезного беспокойства - ребенок не прибавляет в весе, например. Но вероятность вины смеси невелика - скорее всего, что-то не так с самим ребенком и надо вместе с педиатром думать и принимать соответствующие решения. Честное слово, но мне еще не приходилось сталкиваться с ситуацией, когда, допустим, от смеси "Симилак" ребенку было очень плохо, а стоило дать ему "Малыш" и стало очень хорошо. Подавляющее большинство случаев непереносимости молочных смесей связано с непереносимостью коровьего молока, лежащего в основе их изготовления. Подчеркиваю: если вскармливание адаптированной молочной смесью превратилось в проблему, не пытайтесь решать ее самостоятельно.[55]
3. Покупая адаптированную молочную смесь, Вы должны быть уверены в том, что сможете еще раз купить точно такую же! Прогуляйтесь по магазинам (базарам) и купите то, чего много. И если в течение недели выяснится, что все в порядке - сделайте запасы, обращая при этом внимание на сроки годности.
4. С современных позиций любые разведения цельного коровьего молока явно уступают адаптированным смесям и по качеству, и по чистоте, и по количеству витаминов.[56]
5. ГЛАВНЫЙ ВЫВОД: ОТ ДОБРА ДОБРА НЕ ИЩУТ. Ребенок здоров, нормально развивается, прибавляет в весе. Ну и не надо ничего менять только потому, что соседка покупает своему каждую неделю разное и одна коробочка красивее другой.
Как давать молочные смеси?
Прежде всего, строго соблюдать инструкцию в отношении хранения и разведения.
При смешанном вскармливании возможны два варианта:
- сначала грудь и только потом докормить смесью;
- полностью заменить смесью одно из кормлений.
-
Выбирать надо тот вариант, при котором смесь расходуется в меньшем количестве (материнское молоко, соответственно, - в большем).
Оптимальная температура смеси должна быть равна температуре тела ребенка.
Отдельно о донорском молоке.
Донорское молоко - это женское молоко, но не молоко матери. Почти все преимущества, связанные с естественным вскармливанием, теряются при кипячении молока - вещества, защищающие ребенка от инфекций (так называемые иммуноглобулины), разрушаются. Почти все недостатки искусственного вскармливания сохраняются – надо покупать, кипятить, доводить до нужной температуры. Вы никогда не можете быть на сто процентов уверены в женщине-доноре: что она ела, не начался ли у нее мастит, не приняла ли она на ночь какую-нибудь таблетку и т.д.
По мнению автора, использование донорского молока имеет смысл лишь при непереносимости коровьего. Во всех остальных случаях - адаптированные молочные смеси и удобнее, и дешевле, и безопаснее.
Только не вспоминайте, пожалуйста, дам высшего света, отдававших своих детей на откорм другим женщинам. Между донором и кормилицей дистанция огромного размера.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПИТАНИЯ РЕБЕНКА
Автор не имеет своей целью строго регламентировать действия мамы и папы. При всей заинтересованности читателей они не найдут в этой книге указания типа: "В месячном возрасте обязательно начинаем давать то, а в пятимесячном - это". Наша цель - максимально упростить задачу и позволить родителям самим принимать правильные решения, руководствуясь логикой и здравым смыслом.
Сразу же отметим, что не имеет принципиального значения акцент на определенный возраст. Каждый ребенок индивидуален, индивидуальны его потребности (помните, "на вкус и цвет товарищей нет"). Давайте, уже в который раз, обратимся за советом к Природе. Можете ли Вы представить себе женщину, которая 1-2 тысячи лет назад варит своему пятимесячному младенцу овощной суп? Если можете, отложите поскорее эту книгу и займитесь написанием историко-фантастического романа. Если же не можете, ответьте вместе с автором еще на некоторые вопросы. Подчеркиваю – для того, чтобы на эти вопросы ответить, не надо иметь медицинского образования (оно, скорее всего, только помешает).
Итак, представим себе человека в отрыве от цивилизации и отвечаем (напоминаю, ключи к ответу: 1. Логика; 2. Здравый смысл.):
Вопрос: чем должен питаться родившийся ребенок?
Ответ: молоком матери.
Вопрос: а если нет у мамы молока?
Ответ: молоком соседки по пещере или погибнуть.
Вопрос: как долго необходимо кушать мамино молоко?
Ответ: до тех пор, пока не появится возможность съесть что-нибудь еще.
Вопрос: а когда такая возможность появится?
Ответ: когда еще что-нибудь дадут и когда то, что дадут можно будет проглотить.
Вопрос: что-нибудь дать можно и в 1 месяц. А вот когда сможет проглотить?
Ответ: проглотить сможет тогда, когда сможет обработать во рту.
Вопрос: а когда сможет?
Ответ: когда будет, чем жевать.
Игру в логические цепочки можно продолжать до бесконечности. Но выводы напрашиваются сами собой.
С точки зрения Природы, человеческий детеныш, вне всякого сомнения, рассчитан на материнское молоко и только на него. После появления зубов ребенок имеет возможность есть то, что папа принес с охоты или нашла мама, занимающаяся собирательством. Малышу, конечно, могут помочь родители - пережевать в собственном рту мясо или вкусный корешок и дать не твердое, а кашицу. Но вряд ли кто-то будет этим заниматься, пока нет зубов у ребенка и есть молоко у матери.
Допустить, что Природа не права, автор не может! Это противоречит разуму, а последствия противоречий в огромном количестве находятся вокруг нас, жертв цивилизации. И некоторые вещи, абсолютно бессмысленные с точки зрения Природы, воспринимаются людьми, как не менее абсолютные истины.
Не только все матери, но и вообще все, прекрасно знают, что ребенку с месячного возраста необходимо давать фруктовые соки.
Спорят по поводу того, какие соки лучше (яблочный, морковный, персиковый, апельсиновый и т.п.) и сколько их надо (1 капля, 2 капли, стакан и т.д.). Люди дорогие! Зачем? Подумайте сами, я ведь понимаю, что очень тяжело пересмотреть взгляд на вещи, в абсолютной правильности которого Вы были много лет убеждены.
Ребенку не хватает витаминов? Ну, так пусть кормящая мать съест яблоко. Бесконечно трудно объяснить: почему морковка, съеденная матерью, хуже, чем капля Морковного сока, полученного ребенком.
Не рассчитан ребенок первого полугодия жизни на овощи и фрукты, и на мясо не рассчитан, и на яичный желток. Это мы, взрослые, никак не можем смириться с тем, что он, "несчастненький", на одном молоке...
Будь эти соки, овощные супы, печенки и желтки просто не нужны - все было бы не так уж и сложно. Вполне возможно, что умные дяди и тети в Институте Питания точно знают об огромной полезности этих продуктов. Но практические врачи и обычные люди реальной полезности увидеть не могут! Вредность - могут. Ее все, в общем-то, видят, но боятся в этом себе признаться.
- До месячного возраста все было в порядке, потом появился диатез... (пришла пора получать соки)
- Только дали желток - на следующий день понос. Попали в больницу...
- Не спит по ночам, плачет - животик болит. Так мается, бедненький. А мы же для него и печеночку, и икорочку, дедушка давеча манго купил...
- Нашему прививки делать нельзя, у него жуткий диатез. Мы ему даже апельсиновый сок кипятим...
"Жизненных" примеров, по-видимому, хватит. Иногда просто диву даешься - насколько "достижения" цивилизации отучили людей от логического мышления. И величайшее человеческое заблуждение заключается в постоянных попытках рассматривать ребенка в отрыве от его естественных корней.
Не может конкретный возраст быть критерием того, что пора разнообразить пищу. И нужен, и существует другой критерий - биологический (появление зубов). А мы, благодаря этому, можем сформулировать одно из важнейших правил вскармливания детей: До появления у ребенка зубов - только молочные продукты.
Это правило позволяет:
- не растрачивать силы на изучение трактатов, посвященных рациональному кормлению детей;
- не тратить деньги на покупку не нужных ребенку продуктов;
- не тратить время на их приготовление;
- не лечить последствия "правильного питания";
Если это правило понятно, то не составит труда запомнить и принципы кормления детей.
Принципы мы изложим довольно кратко, без претензий на полноту и всеохватность - необходимости такой нет.
* * *
С момента рождения и до появления зубов в основе питания младенца лежит:
1. Материнское молоко при естественном вскармливании;
2. Адаптированная молочная смесь при искусственном вскармливании;
3. Сочетание первого и второго при смешанном вскармливании.
* * *
Обеспечение ребенка необходимыми питательными веществами и витаминами базируется на:
1. Полноценном питании его матери при естественном вскармливании;
2. Приобретении качественных адаптированных молочных смесей при искусственном вскармливании;
3. Сочетании первого и второго при смешанном вскармливании.
* * *
До 5-ти месяцев ничего, кроме:
1. Материнского молока (естественное вскармливание);
2. Адаптированной молочной смеси (искусственное вскармливание);
3. Материнского молока и адаптированной молочной смеси (смешанное вскармливание).
* * *
С 5-7-месячного возраста (в зависимости от количества молока у матери) одно из кормлений (оптимально в промежутке 9.00 - 12.00) - кефир + творог.[57]
Через месяц после включения кефира и творога заменяется еще одно кормление, желательно, последнее, перед ночным сном. Ребенок начинает получать молочные каши (рисовая, манная, гречневая, овсяная).[58]
* * *
После появления первого зуба в пищу постепенно вводят фруктовые соки (пюре), яичный желток, овощной суп (вначале на воде, а затем на нежирном мясном бульоне), чуть позже с добавлением мяса.
Любая новая пища включается в рацион постепенно и с осторожностью. Вначале несколько ложек (вариант – несколько глотков) и докормить привычной едой (материнским молоком, смесью). Оценить реакцию - поведение, сыпь на коже, сон, стул. Если все нормально, то увеличиваем дозу, но не очень быстро. Что-то не так - повремените с этим продуктом и не начинайте новых экспериментов до исчезновения болезненных проявлений. Никогда не кормите малыша ничем новым, если он заболел, а также в течение 3-х дней до и 3-х дней после любой профилактической прививки.
Если ребенок отказывается от какого-либо прикорма не настаивайте! Его организм сам и лучше Вас знает, надо или нет. Хотя обмануть Природу несложно. После мандаринового сока (например) малыш, наверняка, будет улыбаться. Вот только слишком вероятен тот факт, что спустя некоторое время всем членам семьи будет не до улыбок.
Автор сознательно не фиксирует внимание на рецептах приготовления блюд (литературы на эту тему предостаточно). Наша главная задача - сохранить малышу здоровье, а чем ребенок старше - тем менее опасны для него эксперименты, связанные с питанием. Но всегда будьте очень осторожны с генетически неродными продуктами (помните, в главе "Беременность" - чего не кушал прапрадедушка, и нам не надо). Дети в малообеспеченных семьях реже болеют, прежде всего, потому, что не хватает средств на заморские деликатесы.
Детская печень - один из наиболее слабых органов и даже у абсолютно здорового и нормально развивающегося ребенка окончательно "дозревает" и становится, как у взрослого, где-то к 12-ти годам. Любые недопереваренные частицы (те самые, что вызывают аллергию) должны быть нейтрализованы и выведены из организма. И печени отводится в этом процессе первостепенная роль. По мере роста ребенка многие продукты, вызывавшие ранее
сильнейший диатез, начинают вполне нормально переноситься - дозревает печень. Бабушки говорят: "перерос". Правильно говорят. Поэтому, если от шоколада, клубники или апельсинового сока у ребенка возникли признаки аллергии (сыпь, зуд, расстройство кишечника при нормальной температуре тела), это не значит, что малыш обречен на разлуку с шоколадом до конца своих дней. Потерпите. И не надо смотреть по сторонам, причитая:
"Почему всем можно, а моему нельзя?"
Любой педиатр знает: по понедельникам дети болеют чаще. А знаете почему? Потому что в воскресенье ходят в гости к бабушкам, а мерилом любви у нас, к сожалению, принято считать еду.
ДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕ КОРМЛЕНИЯ
У большинства детей (чем ребенок младше, тем чаще) к концу кормления появляется непреодолимое желание спать. Ну и хорошо. Днем - на балкон, ночью - в кроватку: будем дружно отдыхать. Если поел, но спать не хочет, пусть бодрствует. После еды у ребенка, как правило, хорошее настроение, и он не будет капризничать. Пусть полежит в собственной кровати: оптимально - в голом виде и не надо его пеленать, пока не заметите, что он начал "скучать".
Мы уже отмечали, что грудные дети склонны к срыгиваниям. Если это происходит часто, следует после каждого кормления поносить ребенка в вертикальном положении 10-20 минут.
О ВИТАМИНЕ Д.
При недостатке витамина Д развивается рахит.[59] Рахит всеми воспринимается как очень страшное слово, почти равное по смыслу слову идиот.
Достаточно врачу "обозвать" ребенка рахитом, как родители начинают предпринимать решительные меры для скорейшего спасения. А на самом деле очень многие ученые вообще не рассматривают рахит (легкие его проявления, разумеется) в качестве болезни. Ну что это за болезнь, которая в той или иной форме есть у всех детей?
Витамин Д (эргокальциферол) регулирует в организме обмен кальция и фосфора. Вырабатывается он в коже под действием ультрафиолетовых лучей. Лучей этих ребенку очень часто не хватает - климатические условия (живем за Полярным кругом, родились зимой), недостаточное пребывание на свежем воздухе и т.д. Поскольку профилактика рахита не представляет особых сложностей и не требует значительных капиталовложений, ею непременно следует заниматься хотя бы потому, что Вашей дочери совсем не обязательно иметь кривые ноги.
Наиболее рационален метод постоянной профилактики. До тех пор, пока ребенок кормится материнским молоком, витамин Д принимает мама. Либо 2 драже "Гендевита" в день, либо 1 каплю масляного раствора эргокальциферола 1 раз в 3 дня (1400 единиц в капле). С того момента, как другая пища (кефир, каши) начинает превышать 1/3 часть общего суточного количества еды, витамин Д начинают давать ребенку - вполне достаточно 2 капли в неделю. Для ребенка, находящегося на искусственном вскармливании адаптированными молочными смесями, хватит и 1 капли в неделю (витамин Д входит в состав смесей). Если ребенок (или кормящая мама) хотя бы полчаса в день находится на солнышке, никакого витамина Д не надо.[60] Поэтому профилактика рахита актуальна, прежде всего, с октября по март.
ЧЕМ, КАК И В КАКИХ КОЛИЧЕСТВАХ ПОИТЬ?
Здорового ребенка не имеет смысла заставлять пить воду. То есть, если врач сказал Вам, что малыш обязательно должен выпивать в день 100 мл воды, а он отказывается, то это совсем не трагедия - Ваше дело предлагать, а пить или не пить - ребенок решит сам.
Общеприняты рекомендации относительно того, что ребенок должен пить кипяченую воду. Вы должны знать, что кипяченая вода не имеет ничего общего с биологическими потребностями человека, поскольку ни одно нормальное живое существо не пьет кипяченой воды.
Кипячение ставит своей целью уничтожение болезнетворных микроорганизмов, но при этом выпадают в осадок растворенные в воде соли, которые организму ребенка тоже нужны.
Таким образом, необходимо убить двух зайцев - обеспечить чистоту воды и сохранить при этом ее естественный состав. Решение поставленной задачи несложно, а сделать это можно следующими способами:
1. Принести воды из родничка или артезианского колодца: трехлитровой банки, которая в закрытом виде будет стоять в холодильнике, на 1-2 месяца Вам вполне хватит, еще и останется.
2. Купить в гастрономе бутылку минеральной воды нейтрального вкуса (не "Нарзан", и не "Боржоми", разумеется). Если вода газирована, удалить газ (открыть, поболтать, помешать, подождать).
3. При невозможности использования этих путей обеспечить чистоту и приличный минеральный состав жидкости можно, приготовив отвар изюма. Делается это следующим образом: хорошо промытый в холодной воде изюм заваривается, как чай, или запаривается в термосе – на 1 столовую ложку изюма - 1 стакан кипятка. Через час напиток доводится до нужной температуры, и пейте на здоровье.
Количество необходимой ребенку жидкости определяется тем, сколько жидкости он теряет. Основные пути потери организмом воды - увлажнение вдыхаемого воздуха и потоотделение.
Чем теплее в помещении и чем теплее одет ребенок, тем больше жидкости он теряет, тем актуальнее для него питье.
При температуре воздуха в комнате, не превышающей 20 градусов, заставить младенца пить очень сложно. При 24 градусах потребность в воде равна, ориентировочно, 30 мл на 1 кг веса в сутки, то есть для новорожденного около 100 мл.
Само собой разумеется, что давать ребенку воду необходимо в промежутках между кормлениями, если проснулся, например, через час после еды. Поверьте, здоровый малыш, которому жидкости не хватает, спокойно спать от кормления до кормления не будет никогда. При нехватке жидкости кишечные соки становятся густыми и не справляются со своими обязанностями по переработке пищи. И у ребенка болит животик. Поэтому врачи придумали замечательный способ лечить боли в животе - назначают укропную воду. Ребенка не поили, и он плакал. Потом начали давать укропную воду и все прошло. Только укроп здесь ни при чем. С таким же успехом, можно пить петрушковую, сельдерейную и салатную воду. Главное в другом: если избежать потерь жидкости не удается - очень жарко - обеспечению ребенка водой помимо материнского молока должно уделяться первостепенное внимание.
В отличие от молочных смесей, температура которых должна быть 36-37 градусов, вода может быть прохладнее - 26-30 градусов в первые 1-2 месяца жизни и около 20 градусов - детям более старшего возраста.
В любом случае проблема питья вторична. Ее просто не существует, если в помещении обеспечен должный температурный режим (18-19 градусов). И именно поэтому желание или нежелание пить воду является исключительно удобным критерием, позволяющим ответить на вопрос: имеется перегрев или его нет. Здоров, но жадно пьет – значит перегрели. Быстренько принимайте меры. Отказывается от питья – ну и ладно (напоминаю: наше дело предлагать).
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
КУПАНИЕ
(где и в чем; подготовка ванны, воды, ванной комнаты и младенца; массаж и гимнастика; организация процедуры; действия после купания).
Очень многие взрослые дяди и тети не видят принципиальной разницы между купанием и мытьем. Я, разумеется, уважительно отношусь к гигиене. Но купать малыша необходимо совсем не для того, точнее, не только для того, чтобы он был чистым.
И автор очень Вам советует прислушаться к его рекомендациям, дабы избежать впоследствии множества проблем.
* * *
Итак, правильно организованное купание дает возможность:
- сделать ребенка чистым;
- обеспечить закаливание;
- предотвратить очень большое число заболеваний - прежде всего кожных, инфекционных и аллергических;
- заставить ребенка двигаться и тратить энергию, а, следовательно, лучше развиваться, лучше есть, лучше спать;
- родителям и ребенку получать ежедневное удовольствие;
- и многое другое (подробности ниже).
Вы, наверное, слышали о том, что существуют многочисленные методики, позволяющие научить грудного ребенка плавать. Автор не имеет против этого никаких серьезных доводов (их, собственно говоря, и не существует). Но должен подчеркнуть, что человеческий детеныш, опять-таки, с точки зрения Природы, не совсем рассчитан на ныряние и плавание. Тюлень, разумеется, рассчитан, а человек нет. Поэтому задачу обучения плаванию в качестве обязательной я не рассматриваю.
Сразу же отметим: хорошо плавать и нырять можно научиться только в бассейне. Вполне возможно, что я ошибаюсь, но у подавляющего большинства читателей этой книги собственного бассейна, по-видимому, еще нет. И, дабы плавать научиться, Вы с ребенком будете посещать специальный бассейн при детской поликлинике или нечто подобное. Ваши сложности, особенно зимой, вполне понятны и предсказуемы. К тому же поликлиника, в принципе, не самое лучшее место для прогулок. И вряд ли Вы лично будете допущены к мытью бассейна и мытью других детей...
Со всей ответственностью заявляю: все (абсолютно все!) положительные эффекты купания могут быть получены в обычной домашней ванне при минимальных затратах времени и материальных ресурсов!
Домашняя ванна - всегда Ваша и только Ваша. Вы и только Вы следите за чистотой и порядком, купаете малыша не в назначенное кем-то время, а тогда, когда это удобно Вашей семье. И очень-очень хочется надеяться на то, что упомянутая ванна в Вашей квартире имеется. Но, к сожалению, всякое может быть... Поэтому договоримся следующим образом: опишем, что и как необходимо делать в стандартной ситуации (когда ванна есть), а после этого решим, как обойтись без ванны с минимальными потерями для детского здоровья.
* * *
ГДЕ И В ЧЕМ КУПАТЬ
В обыденной жизни и в большинстве семей этот вопрос решается так: выбирается одна из комнат квартиры, в которой с помощью обогревателя сознательно создается невыносимо душная атмосфера. Очень часто этой комнатой становится кухня, где включаются газовые горелки. На стол или стулья устанавливается специальная детская ванночка, на донышко ее стелится пеленочка, ребеночек с величайшими предосторожностями опускается в воду, затем его быстренько моют с последующим тщательным высушиванием и закутыванием. Купание в таких условиях лишний раз доказывает, что младенец способен выдержать любые издевательства.
Оптимальная комната для купания - ванная комната.
Оптимальное место для купания - большая ванна (обычная, взрослая, чугунная и т.п.).
ПОЧЕМУ БОЛЬШАЯ ВАННА?
Большая ванна позволяет ребенку шевелить руками, ногами и головой, совершенно не ограничивая движений, - логично подразумевается, что ванна при этом будет полностью наполнена водой.
В большой ванне вода медленнее остывает, позволяя родителям не дергаться по этому поводу и не стоять с чайником в руках, каждые 30 секунд поглядывая на термометр.
Вы прекрасно знаете, что многие вещи в воде делать легче - купаетесь ведь в морях и речках. Взять большой камень, к примеру. На суше Вы его и от земли не оторвете, а в воде - запросто. Это происходит из-за очень древнего грека Архимеда, который "придумал" закон о том, как на тело, погруженное в воду, что-то там давит и выталкивает. В воде легче не только поднимать тяжести, но и дышать - в том случае, разумеется, когда под водой все, кроме головы. Дыхательные мышцы работают в своем обычном режиме, но их сила увеличивается. Легкие, таким образом, лучше расправляются, а пыль и грязь, осевшие в бронхах в течение дня, из организма удаляются.[61] И это просто замечательно. Ведь живете Вы, скорее всего, не в лесу - значит с пылью и грязью, которая в воздухе, дитя целый день контактирует.
Активно двигаясь в большой ванне, малыш имеет возможность тратить энергию и уставать, следовательно, улучшаются его сон и аппетит. К тому же тренируются мышцы и сердце. А если ребенок хорошо спит, то хорошо спит его мама, имея при этом, во-первых, молоко, во-вторых, силы для разных домашних дел и, в-третьих, желание эти дела делать.
По-моему, перечисленного вполне достаточно для того, чтобы убедить сомневавшихся в преимуществах большой ванны. Поэтому перейдем от теории к практике.
ПОДГОТОВКА ВАННЫ И ВАННОЙ КОМНАТЫ
Прежде всего, пол, если скользко (кафель, мрамор), очень нужен резиновый коврик. В ванную комнату необходимо поместить невысокий стульчик, на котором будет сидеть главный купальщик. Кроме этого, желательно иметь полочку - на ней мы поставим часы, чтобы ориентироваться в продолжительности купания. Особое внимание следует уделить двери, но не в том смысле, о котором Вы, наверняка, подумали, - дескать, чтоб плотно закрывалась. Ситуация совершенно иная. Для человеческого организма неестественно резкое изменение влажности воздуха. Когда из распаренной ванны Вы понесете ребенка в сухой воздух жилой комнаты, могут возникнуть проблемы (например, с ушами). Поэтому очень важно во время купания не закрывать дверь в ванную комнату![62] И ее (дверь) надо соответствующим образом подготовить, чтобы она самопроизвольно не закрывалась. Это не очень большая сложность (не получится отрегулировать петли - подставьте стульчик или привяжите ручку к чему-нибудь в коридоре).
Самой ванной следует основательно подзаняться – тщательно вычистить. Самое лучшее и самое безопасное средство для этого - обычная пищевая сода (никаких других чистящих средств я Вам применять не советую). После чистки - хорошенько сполоснуть, в первый раз неплохо вылить пару ведер кипятка. Впоследствии активно чистить ванну достаточно раз в неделю, а если в течение дня она не использовалась никем из взрослых для мытья или стирки, то достаточно сполоснуть проточной водой из душа.
Совмещать сушку одежды с купанием совсем не обязательно.
Вот и все.
ПОДГОТОВКА ВОДЫ
Кипятить воду нет никакой необходимости. Совершенно никакой! И ничего страшного, если во время купания ребенок несколько раз хлебнет. Сами, небось, и из речки хлебаете.
Нет особого смысла добавлять в воду перманганат калия (марганцовку). Реальной дезинфекции почти никакой, а при попадании в глазки возможны химические ожоги.
Наиболее оптимальный вариант - настой череды (трава такая). Продается она и в аптеках, и на базарах. Нужно ее много, а подсчитать сколько, довольно легко. Во-первых, подчеркнем, что по достижении ребенком