Не всегда есть необходимость обучения первой команде «Сядь». Однако, если ребенок не знает как сидеть на стуле, рекомендуется следующая процедура.

Шаг 1: Выберите стул, подходящий для ребенка. Поставьте стул непосредственно за ребенком.

Шаг 2: Дайте команду «Сядь», а затем помогите ребенку (подтолкните его или иным образом подскажите ему, физически поместив его) сесть на стул.

Шаг 3: Вознаградите ребенка похвалой или едой, как только он сидит.

Шаг 4: Сделайте так, чтобы ребенок встал (физически поднимите его, если необходимо), а затем повторите Шаг 2 и 3.

Шаг 5: Каждый раз, говоря ребенку сесть, оказывайте ему меньше и меньше помощи. То есть постепенно устраняйте физическую подсказку (содействие), чтобы он более самостоятельно садился. Ребенок должен получать вознаграждение каждый раз, когда он садится на стул. Также, постепенно, медленно увеличивайте расстояние между ребенком и стулом.

Шаг 6: Если он встает раньше, чем нужно, насильно (возможно при помощи аверсивов) усадите его обратно на стул, чтобы он опасался вставать со стула без вашего разрешения.

Шаг 7: Сейчас введите команду «Встань», и побудите его встать, если необходимо. Вставание со стула может быть достаточным вознаграждением. Помните, вы решаете, когда он должен сесть и когда встать во время сеансов обучения.

Когда ребенок начинает более искусно садиться на стул по команде и способен выполнить ваше первоначальное требование сидеть в течение приблизительно 5 секунд, от него вскоре необходимо потребовать сидеть на стуле в течение более продолжительного периода времени (для некоторых детей оно не будет превышать 5 минут, даже после месяца обучения).

Работая над другими заданиями (представленными ниже), время от времени хвалите ребенка за «правильное сидение», чтобы сохранять результат обучения.

«Сиди прямо»

Дети часто могут сидеть на стуле, но извиваться или ерзать на нем. Когда ребенок совершает это, он сидит неправильно и обычно не уделяет внимание. Указание «Сядь прямо» помогает установить контроль над ерзаньем и скольжением ребенка. Для обучения данной команде рекомендуется выполнять следующие шаги:

Шаг 1: Когда ребенок начинает сутулиться или сползать на стуле, дайте команду: «Сядь прямо!» Будьте убедительны! Дайте ребенку почувствовать, что вы не шутите.

Шаг 2: Немедленно покажите ребенку, что вы имеете в виду под сидением прямо, исправив манеру его сидения. Возможно, потребуется расправить его плечи или сдержать его на стуле (побуждение).

Шаг 3: Вознаградите ребенка за правильное сидение.

Шаг 4: После того, как вы несколько раз побудите его сидеть надлежащим образом, вы должны подождать несколько секунд после того, как дадите указание, чтобы дать ему возможность сделать это самостоятельно.

Шаг 5: Если ребенок не садится прямо в течение двух или трех секунд, и вы чувствуете, что он ленится или упрямится, заставьте его выпрямиться. Вы должны сделать это таким образом, чтобы ребенок предпочел садиться надлежащим образом самостоятельно, чем заставить вас делать это за него!

Шаг 6: Горячо хвалите его каждый раз, когда ребенок выпрямляется по команде. Убедитесь, что то, что вы делаете (выражая заботу и внимание), в действительности не вознаграждает его за сутулость. Применяйте мягкие «аверсивы», как только он начинает сутулиться.

«Не шевели руками»

Третьей важной командой является «не шевели руками». Все дети вертятся, но чрезмерные суетливые движения или самостимуляция при помощи рук часто является причиной невнимания ребенка. Ребенок может отлично сидеть и смотреть прямо на вас, но если он нервно перебирает руками или машет руками (вертясь), он не слышит ни слова из того, что вы говорите.

«Не шевели руками» может означать следующее: 1) кисти рук неподвижны, а руки по швам, 2) кисти рук выпрямлены, ладонями вниз на ногах ребенка, или 3) кисти рук сложены на коленях ребенка. Выберите позицию, наиболее естественную для ребенка и наиболее полезную для вас. Дети, совершающие суетливые движения большим и указательным пальцами, должны быть обучены Позиции 2. Когда ладони направлены вниз, а пальцы распростерты на ногах, желание совершать суетливые движения сводится к минимуму. Позиция 1 или 3 подходит для детей, которые не перебирают нервно пальцами, но размахивают кистями рук или руками.

Шаг 1: когда ребенок совершает суетливые движения, отдайте команду «не шевели руками», а затем силой поместите руки ребенка в желаемое положение.

Наши рекомендации