Цена адаптации в значительной мере зависит от вида физических нагрузок, к которым происходит приспособление.

Адаптация организма к физическим нагрузкам заключается в мобилизации и использовании функциональных резервов организма, в совершенствовании имеющихся физиологических механизмов регуляции.

В основе адаптации к физическим нагрузкам лежат нервно-гуморальные механизмы, включающиеся в деятельность и совершенствующиеся при работе двигательных единиц (мышц и мышечных групп). При адаптации спортсменов происходит усиление деятельности ряда функциональных систем за счет мобилизации и использования их резервов, а системообразующим фактором при этом должен являться приспособительный полезный результат- выполнение поставленной задачи, т.е.конечный спортивный результат.

Адаптация к мышечной деятельности представляет собой системный ответ организма, направленный на достижение состояния высокой тренированности и минимизацию физиологической цены за это.

Существует 2 вида адаптации: срочная, но не совершенная, и долговременная, совершенная.

Срочная адаптация возникает непосредственно после начала действия раздражителя и может реализоваться на основе готовых, ранее сформировавшихся физиологических механизмов и программ. Отличительной чертой срочной адаптации является то, что деятельность организма протекает на пределе его возможностей при почти полной мобилизации физиологических резервов, но далеко не всегда обеспечивает необходимый адаптационный эффект.

Долговременная адаптация возникает постепенно, в результате длительного или многократного действия на организм факторов среды. Принципиальной особенностью такой адаптации является то, что она возникает не на основе готовых физиологических механизмов, а на базе вновь сформированных программ регулирования. Долговременная адаптация по существу, развивается на основе многократной реализации срочной адаптации и характеризуется тем, что в итоге постепенно количественного накопления каких-то изменений организм приобретает новое качество в определенном виде деятельности - из неадаптированного превращается в адаптированный.

Долговременная адаптация обязательно сопровождается следующими физиологическими процессами: а)перестройкой регуляторных механизмов, б)мобилизацией и использованием резервных возможностей организма, в)формированием специальной функциональной системы адаптации к конкретной трудовой (спортивной) деятельности человека.

В процессе адаптации организма обмен перестраивается в направлении более экономного расходования энергии в состоянии покоя и повышенной мощности метаболизма в условиях физического напряжения. Адаптационные сдвиги энергетического обмена заключается в переключении с углеводного типа на жировой.

В целом, функциональная система, ответственная за адаптацию к физическим нагрузкам, включает в себя три звена: афферентное, центральное регуляторное и эффективное.

НАСЫБУЛИН 25-30

31. Место и значениеизбранноговидаспорта в системефизическойкультуры.(Беликова)

Акробатика наряду со спорт. и худож. гимнастикой относится к спортивным видам гимнастики. По акробатике регулярно проводятся спорт соревнования различного масштаба, способствует общему физическому развитию. Занятия акробатикой оказывают разностороннее воздействие на организм занимающихся. Многообразие акробатических упражнений от самых простых до предельно сложных делает занятия акробатикой доступным самым различным контингентам занимающихся. При овладении акробатическими упражнениями развивается сила, ловкость, быстрота реакции, ориентировка в пространстве, совершенствуется вестибулярный аппарат. Все это ставит акробатику в число важных средств физ. воспитания и обеспечивает популярность у занимающихся.

Элементы малой акробатики получили широкое применение в учебных заведениях, являются составной частью программы обучения на уроках ФК. Имеет также большое прикладное значение для различных видов спорта.

Акробатические упражнения широко используются спортсменами спорт. и худ. гимнастикой, прыжками в воду, легкой атлетикой, спортивными играми, прыжками с трамплина и др. видами спорта. Они содействуют развитию специальных качеств (ловкости, ориентировке в пространстве, быстроты реакции) и овладению навыками самостраховки. Все это делает акробатику средством спортивной подготовки мастеров высокого класса.

32.Возникновение и развитиеизбранноговидаспорта. Характеристикаисторическихэтаповразвития. Выдающиесяличности. Основныесоревнования, знаменитыеспортсмены.

Слово «акробат» произошло от греческого слова «акробатес» - поднимающийся вверх. Слово «акробатика» обозначает выражение ловкости и виртуозности в выполни движений.

Акробатика как вид ФУ возникла в глубокой древности. Об этом свидетельствуют раскопки, где были найдены изображения акробатических упражнений (АУ) на памятниках старины, на движущемся быке (Древний Египет 2300 г. до н. э., Древняя Греция). А в Древнем Риме АУ демонстрировали странствующие артисты - «циркуляторы», которые также показывали дрессировку, хождение по канату и др.

В феодальном обществе изменились эконом. и социал. условия, возросло влияние церкви и развитие акробатики замедлилось. Но АУ носили народный характер, было много странствующих артистов-акробатов, и поэтому сохранились.

На Руси акробатика развивалась самостоятельно. Пользовалась успехом у широких масс населения и составляла обязательную часть увеселительных зрелищ. Популярность таких зрелищ заставило исполнителей задуматься исполнителей задуматься о совершенствовании выступлений. В пер. пол. 18 в. в России уже были мастера-акробаты различных специальностей, которые обучали своему искусству. Дальнейшее развитие связано с цирковым искусством.

С появлением в Европе стационарных цирков АУ становятся неотъемлемой частью представлений (конец 18 в.). Параллельно АУ включаются в буржуазные национальные системы гимнастики (19 в.). Т.о., наметились две линии в развитии акробатики: профессионально-цирковая и спортивно-любительская. В 1901 г. в Петербурге состоялось первое выступление русских акробатов любителей.

33.Понятия «подготовкаспортсмена» и «спортивнаятренировка». Цель, задачиспортсмена в избранномвидеспорта.

В специальной литературе выделяют различные виды и разновидности подготовки спортсменов. Три классификации видов полготовки:

- по преимущественному влиянию на на те или иные компоненты готовности спортсмена к достижениям (тех, такт, психол, физ., интел)

- по характеру взаимосвязи со спортивной специализацией (общая, специальная)

- по степени соединения, сочетания и реализации в условиях трен и сорев деятельности различных сторон подготовленности, качеств и способностей (интегральная подготовка).

Спортивная тренировка - это составная часть подготовки спортсмена. Она представляет собой педагогически организованный процесс спортивного совершенствования, направленный на развитие определенных качеств, способностей и формирование необходимых ЗУН, обусловливающих готовность спортсмена к достижению наивысших результатов в избранном виде спортивной деятельности.

Спортивное совершенствование в процессе тренировки предусматривает использование целой совокупности тренировочных и внетренировочные факторов, позволяющих направленно воздействовать на развитие спортсмена, и в конечном счете на повышение уровня его работоспособности (тренированности), т.е. приспособленности его организма к конкретной работе.

Целью спортивной тренировки является достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловленного спецификой соревновательной деятельности и гарантирующего демонстрацию запланированных спортивных результатов в ответственных соревнованиях.

Для достижения этой цели в процессе тренировки решаются следующие основные задачи:

1. Освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины.

2. Развитие физических способностей и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательного упражнения и достижение планируемых результатов.

3. Совершенствование психических процессов, функций, морально-этических, эмо-ционально-волевых, эстетических, интеллектуальных и других психических качеств личности спортсменов, обеспечивающих максимальную концентрацию и мобилизацию усилий спортсмена во время тренировок и соревнований.

4. Приобретение теоретических и практических знаний, позволяющих наиболее рационально строить тренировку, управлять ею, обеспечивать тесное содружество спортсмена, тренера, научного работника и врача.

5. Комплексное совершенствование способности к реализации достигнутого уровня подготовленности в ответственных стартах и соревнованиях сезона.

Совокупность перечисленных задач определяет содержание спортивной тренировки. Каждая группа задач тесно связана с основными видами (сторонами) подготовки спортсмена в процессе тренировки - технической, тактической, физической, психологической, теоретической (интеллектуальной) и интегральной. В результате решения этих задач обеспечивается соответствующий уровень физической, технической и других видов подготовленности, которые в целом и характеризуют готовность спортсмена к спортивным достижениям в избранном виде спорта.

Состояние наивысшей готовности спортсмена на определенном этапе спортивного совершенствования (в рамках годичного или многолетнего цикла тренировки) - спортивная форма (СФ). СФ зависит от уровня подготовленности (физ., тех., тактич., психолог., интеллект.) и влияет на спортивный результат, а следовательно и на место на соревнованиях.

Существует система способов определения степени становления СФ. Спортивный результат - главный критерий СФ, но он дает только общую картину. Поэтому используют: 1) метод функциональных проб (для отдел. органов и систем, проводит спорт. врач);

2) система спец. тестов, контрол. упр. для определения уровня той или иной подготовленности.

Для акробатов необходимо проверять: реакцию ССС, мышечную реакцию, равновесие, координационные способности, время реакции.

Основные задачи спортивной тренировки детализируются в зависимости от: 1) индивидуальных особенностей спортсменов (пола, возраста, состояния здоровья, квалификации и др.); 2) специфики вида спорта и отдельной спортивной дисциплины; 3) периода, этапа тренировки и целого ряда других факторов.

34. Соревнования в системеподготовки в избранномвидеспорта (значение, планирование, организация и проведение, основные документы: положение о соревнованиях, заявка). Современные информационные технологии, используемые для контроля соревновательной деятельности.

Спортивные соревнования представляют собой различные по характеру деятельности, масштабу и целям специально организованные мероприятия, участники которых в ходе неантагонистического соперничества в строго регламентированных условиях борются за первенство, достижения определенного результата, сравнивают свой уровень подготовленности в каком-либо виде спорта, спортивной дисциплине.

Выделяют первичные и вторичные функции спорт соревнований. Первичная (специфическая) - это определение иерархии мест участников состязаний, т.е. ранговая оценка всех соперников, нахождение победителя и призеров состязаний или фиксация рекорда. Вторичные (неспецифические) функции разнообразные: нормативная, подготовительная, селекционная, стимулирующая, самоутверждения, зрелищная, познавательная, информативная, творческая, престижная, управления, контроля, экономическая и многие др.

Современные информационные технологии. На соревнованиях по синхронным прыжкам на батуте (смешанных пар нет, только 2ж, или 2м) используется аппарат синхронности касания батута. На соревнованиях по парно-гупповой акробатике верховное жюри может ссылаться на видеозапись.

35. Планирование в системеподготовки в избранномвидеспорта. Структура, содержание, формыперспективного, текущего и оперативного планирования.

Планирование - это один из компонентов управления, позволяющий реализовать цели и задачи подготовки.

Планирование процесса спортивной подготовки следует осуществлять на основе 5-ти организационно-методических положений:

1-е: Подразделение тренировочного процесса на этапы многолетней подготовки.

2-е: среднее количество лет тренировки для достижения высших спорт результатов в том или ином виде спорта или отдельных его дисциплинах.

3-е: подбор методики в соответствии с возрастом и квалификацией спортсменов.

4-е: система соревновательной деятельности как фактор совершенствования спорт мастерства, повышения тренированности, контроль над уровнем различных сторон подготовленности спортсменов.

5-е: использование дополнительных факторов повышения эффективности УТП и процесса подготовки в целом (врачебно-медицинское и научное обеспечение, самообразование, улучшение материально-технической базы, повышение квалификации тренерских кадров и тд.).

Сущность планирования в ФК в наиболее общем представлении заключается в обосновании, разработке и документальном оформлении содержания и последовательности действий педагога (учителя, преподавателя, тренера) с целью решения задач обучения и воспитания, занимающихся физическими упражнениями.

В процессе составления плана необходимо соблюдать определенные требования. К ним относятся:

- соответствие плана нормативным документам руководящих органов;

- учет общих принципов формирования ФК человека;

- реальность, конкретность и гибкость.

При обосновании и разработке плана все плановые показатели (постановка конкретных задач и сроки их выполнения, выбор наиболее целесообразных средств, методов и организационных форм, материально-технических ресурсов и др.) не должны противоречить требованиям нормативных документов руководящих органов. Они должны быть тесно увязаны с данными требованиями как по срокам, так и по содержанию.

Учет общих принципов формирования ФК человека (гармонического развития человека, связи с жизнедеятельностью и оздоровительной направленностью ФК) при планировании должен в максимальной степени отражать:

- научно-обоснованные подходы к укреплению здоровья;

- комплексное развитие физических, нравственных и эстетических основ личности;

- целенаправленное развитие всех физических способностей и формирование важнейших двигательных умений и навыков;

- объективные закономерности индивидуального развития человека;

- последовательность решения образовательных и воспитательных задач, определяемых полом, возрастом, особенностями жизнедеятельности и другими факторами;

- прикладной эффект формирования физической культуры человека.

Реальность и конкретность планирования должны предусматривать учет имеющихся материально-технических, климатических и финансовых условий для осуществления процесса формирования физической культуры личности. Кроме этого, необходимо иметь в виду уровень физической подготовленности занимающихся, их пол, возраст, состояние здоровья, а также методическую подготовленность педагогов. При этом планируемые показатели должны иметь конкретную направленность, как по срокам выполнения, так и по содержанию.

Гибкость планирования предполагает оперативное реагирование на изменяющиеся условия в ходе педагогического процесса, так как они не всегда совпадают с заданными контурами. Для реализации данного требования необходима регулярная коррекция плана и согласование процесса его выполнения с учетом данных контроля.

Планирование достаточно сложный и трудоемкий процесс, требующий высокого уровня знаний и определенных навыков в проведении плановых расчетов и их соответствующего документального оформления. Оно должно предусматривать определенную последовательность действий педагога.Перед началом планирования необходимо иметь определенную исходную информацию. К ней можно отнести:

- уровень подготовленности занимающихся к реализации целевых установок (состояние здоровья, уровень знаний, технической и физической подготовленности занимающихся и т.д.);

- климатические условия;

- состояние учебно-материальной базы и инвентаря;

- данные о режиме предстоящей деятельности занимающихся;

- сведения о бюджете времени на занятия;

- данные о календаре физкультурно-спортивных мероприятий и другие.

Следующий этап работы заключается в анализе полученной информации с целью отбора и упорядочения исходных данных, используемых в процессе обоснования планируемых показателей. При анализе оценивается точность полученных сведений, определяется степень важности и необходимости исходной информации для последующего применения. Важной функцией анализа является проверка согласованности полученных сведений от различных источников информации. После этого исходные данные обобщаются и представляются в таком виде, который удобен для последующего применения.

Очередной этап наиболее важный в планировании. На основе исходных теоретических положений (требований к планированию) и с учетом полученной информации составляется модель плана. В данной модели должны найти отражение целевые установки и основные задачи предстоящей работы, ее конкретное содержание и сроки выполнения, исполнители. После этого все количественные и качественные параметры модели должны быть строго скоординированы и согласованы между собой. Выполненная таким образом модель, документально оформляется и приобретает графический, текстуальный или графически-текстуальный вид.

В зависимости от многообразия осуществляемой работы различают два вида планирования: общее и частное.

В общем плане предусматривается основное содержание физкультурно-спортивной работы. Оно оформляется на календарный или учебный год. В школе общий план разрабатывает учитель ФК, в спортивной школе соответственно старший тренер или заместитель директора по учебно-спортивной работе. Общий план обсуждается перед началом учебного (календарного) года и утверждается руководителем учреждения. Общегодовой план по ФК является своеобразной программой действий для всех подразделений учебного заведения.

В общем плане обычно указываются следующие виды работы:

организационная работа - комплектование учебных групп, подбор преподавателей и распределение обязанностей между ними, подготовка актива (инструкторов-общественников, судей), проведение собраний по организационным вопросам, отчеты;

учебно-методическая работа - составление учебно-методической документации и расписания, проведение мероприятий по повышению квалификации преподавателей, тренеров (открытые и показательные уроки, взаимопосещения) и др.;

учебно-тренировочная работа - сроки занятий по тренировочным периодам, расписание по группам, календарь и положение о спортивных соревнованиях, сроки подготовки и выполнения нормативных требований;

физкультурно-оздоровительная работа - занятия в режиме учебного дня (гимнастика до занятий, игры, спортивные развлечения, прогулки), соревнования спортивные вечера и праздники, туристские походы и др.;

воспитательная работа - доклады, беседы, лекции, встречи со спортсменами, заслуженными педагогами и др.;

врачебный контроль - сроки медицинских осмотров занимающихся, участников соревнований, специальные врачебные наблюдения и исследования, контроль за санитарным состоянием мест занятий, консультации врача;

агитационно-массовая работа - лекции и беседы, показательные выступления, оформление специальных стендов и газет, массовые соревнования, выступления и др.;

хозяйственная работа - обеспечение занятий необходимым оборудованием, инвентарем, наглядными пособиями и др.

При оформлении общего плана, как правило, выделяют следующие разделы:

- содержание работы;

- сроки выполнения;

- ответственные за выполнение;

- отметка о выполнении.

Для реализации тех или иных видов работы, разрабатываются частные планы, например, четвертной план учебно-воспитательной работы в школе, календарный план спортивно-массовых мероприятий коллектива физической культуры и др. В частных планах предстоящая работа определяется более детально. Если содержание работы в них распределяется точно по календарным датам, то они называются календарными, если такого распределения нет - объемными.

В зависимости от сроков действия различает следующие виды планирования:

- перспективное (относительно долгосрочное);

- текущее (среднесрочное);

- оперативное (относительно краткосрочное).

Перспективное планирование рассчитано в пределах от одного года до нескольких лет (например, в спорте - четырехгодичный интервал между очередными Олимпийскими играми, в учебных заведениях перспективное планирование ФК на 1 учебный год и сводится к распределению программного материала по учебным периодам, четвертям, семестрам и др.)

В процессе перспективного планирования определяется направленность, цель, обобщенное содержание и контрольные нормативы.

Планирование учебно-воспитательной работы на один год имеет существенное значение, так как является базой для всех ступеней текущего планирования.

В практике план-график является наиболее распространенной формой годового планирования, он прост и нагляден.

Перспективные планы подготовки по существу содержания условно делятся на 3 вида:

- планы многолетней подготовки

- планы отдельных этапов многолетней подготовки

- планы тренировочных макроциклов.

Содержание планов многолетней подготовки раскрывает:

- общую структуру и продолжительность

- стратегию многолетней подготовки, предусматривающую преимущественно развитие отдельных сторон подготовленности спортсменов на каждом из этапов и достижения конкретных спортивных результатов.

- цели подготовки в виде промежуточных спортивных результатов и показателей различных сторон подготовленности как базовой основы высшего спортивного мастерства.

- задачи подготовки, определяющие основные пути достижения целей в виде динамике нагрузок, состав и соотношения средств различной направленности.

Содержание планов отдельных этапов подготовки раскрывает:

- структуру этапа, продолжительность и содержание входящих в него макроциклов

- цели и задачи тренировки в виде конкретных показателей подготовленности, согласующихся с аналогичными показателями, включенными в многолетний план, и путей их реализации

- состав основных мероприятий и средств тренировки в целях повышения эффективности (использование условий среднегорья, избирательное использование средств и методов в связи с возрастными особенностями и др.).

В планах макроциклов должны быть представлены:

- календарь соревнований, содержащий основные задачи и планируемые результаты

- содержание тренировочного процесса по видам подготовки

- величина и рациональное соотношение отдельных тренировочных и соревновательных нагрузок в разных периодах макроциклов

- система комплексного контроля и управления становлением различных сторон подготовленности и соревновательной деятельности спортсменов

- содержание, средства и методы работы со спортсменами.

Текущее планирование отличается большей конкретностью работы педагога по реализации задач и последовательностью использования средств их решения. Сроки текущего планирования различны. Например, в школе - это методическое раскрытие программного материала для учащихся разных классов на каждую учебную четверть.

Текущие планы в своем содержании отражают особенности организации и построения тренировки в мезо- и микроциклах.

Планы мезоциклов раскрывают следующие параметры:

- вид, общую структуру и продолжительность мезоцикла, цели и задачи в виде объемов и содержания тренировочных и соревновательных нагрузок, показателей специальной подготовленности и др.

- средства и методы, позволяющие целенаправленно влиять на процесс совершенствования раз-личных сторон подготовленности

- особенности сочетания в структуре мезоцикла различных микроциклов (втягивающих, ударных, подводящих, соревновательных, восстановительных)

- систему текущего контроля подготовленности.

Планы микроциклов содержат:

- общий объем тренировочной работы, соотношение работы различной преимущественной направленности

- средства и методы спортивной тренировки

- сочетание тренировочных и соревновательных нагрузок, средств восстановления и стимуляции работоспособности

- сочетание и чередование занятий различных видов, с различными по величине и направленности нагрузками

- средствами, методами и организационные особенности текущего контроля и управления с учетом индивидуальных особенностей спортсменов и их реакции на нагрузки.

Оперативное планирование охватывает временные рамки микроцикла, тренировочного дня, одного занятия. Таким образом, научно-обоснованное планирование в физической культуре является одним из основных факторов успешного ее функционирования.

Планы тренировочных занятий должны раскрывать:

- общую структуру построения тренировочного занятия

- распределение работы различного характера и направленности в ходе занятия в связи с особенностями динамики работоспособности спортсменов

- величину тренировочной нагрузки а занятии, его направленности

- состав различных средств и методов, их связь с решением задач, стоящих в конкретном занятии

- форму организации занятия (индивид, групповая, фронтальная, свободная)

- содержание технологии использования средств оперативного контроля в процессе отдельных занятий

- применяемые тренажеры, средств восстановления и стимуляции работоспособности.

36. Планирование в физической культуре. Структура, содержание, формы перспективного, текущего и оперативного планирования на примере базового вида спорта.(см. вопрос 35).

32. Возникновение и развитие избранного вида спорта. Характеристика исторических
этапов развития. Выдающиеся личности. Основные соревнования, знаменитые
спортсмены.(Федотова)

на этот вопрос отвечаем по своей специализации, а план ответа – в вопросе, что за чем идет, то и отвечаешь по порядку!!!

33. Понятия «подготовка спортсмена» и «спортивная тренировка». Цель, задачи подготовки спортсмена в избранном виде спорта.

Принципы (закономерности) спортивной тренировки. В теории и методике спорта, как и во всякой научно-практической дисциплине, имеющей дело с проблемами обучения и воспитания, первостепенное значение придается определению важнейших теоретико-методических положений - принципов, которые отражают основные закономерности в данной сфере практической деятельности и в силу этого служат руководством к действию. На спортивную тренировку распространяются основные педагогические принципы, поскольку в них концентрированно выражены наиболее общие отправные положения, справедливые для любой образовательно-воспитательной деятельности: сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, а также другие принципы, выражающие специфику физического воспитания.

Общепедагогические принципы, однако, не конкретизируют специфику спортивной тренировки. Поэтому ими не исчерпывается вся система принципов, какими следует руководствоваться в тренировочной деятельности.

В числе принципов, также имеющих основополагающее значение в системе физического воспитания, в целом надо учитывать также общие социальные принципы, такие как всемерное содействие всестороннему гармоническому развитию личности; подготовки к трудовой и оборонной деятельности, оздоровительной направленности физического воспитания,

В сфере спорта объективно действуют не только общие, но и свои специфические закономерности. Они представляют собой внутренне необходимые существенные взаимосвязи в спортивной тренировке, определяющие динамику нагрузок и получаемый эффект, порядок построения различных циклов подготовки.

Таким образом, принципы спортивной тренировки в конечном счете конкретизируют объективные закономерности.

Направленность на максимально возможные достижения, углубленная специализация и индивидуализация

Если при использовании физических упражнений без спортивных целей реализуется лишь некоторая, не предельно возможная степень достижений, то для спортивной деятельности характерна направленность именно к максимуму. И, хотя этот максимум индивидуально различен, закономерным является стремление каждого пройти по пути спортивного совершенствования возможно дальше. Спортивные достижения важны, конечно, не сами по себе, а как конкретные показатели развития способностей и мастерства. Установка на высшие спортивные результаты имеет в этой связи существенное общественно-педагогическое значение, поскольку означает устремленность к высшим рубежам совершенства человека. Такая устремленность стимулируется всей организацией и условиями спортивной деятельности, особенно системой спортивных состязаний и прогрессирующих поощрений (от присвоения начального спортивного разряда до золотой медали чемпиона).

Установка на высшие показатели реализуется соответствующим построением спортивной тренировки, использованием наиболее действенных средств и методов, углубленной специализацией в избранном виде спорта. Направленность к максимуму обуславливает так или иначе все отличительные черты спортивной тренировки - повышенный уровень нагрузок, особую систему чередования нагрузок и отдыха, ярко выраженную цикличность и т.д.

Данная закономерность спортивной тренировки проявляется по-разному в зависимости от этапов многолетнего спортивного совершенствования. На первых этапах, когда занятия спортом проводятся в основном по типу общей подготовки, тренировочный процесс не имеет ярко выраженных черт спортивной специализации - установка на высшие достижения носит характер дальней перспективы. По мере возрастного формирования организма и повышения уровня тренированности эта установка реализуется в полной своей мере до тех пор, пока не начнут действовать ограничивающие возрастные и другие факторы. Таким образом, общий принцип прогрессирования приобретает в области спортивной подготовки особое содержание. Его нужно понимать как требование обеспечить максимально возможную степень совершенствования в определенном виде спорта. А это означает необходимости углубленной специализации.

Спортивная специализация характеризуется таким распределением времени и усилий в процессе спортивной деятельности, которое наиболее благоприятно для совершенствования в избранном виде спорта, но не является таковым для других видов спорта. В связи с этим при построении спортивной тренировки чрезвычайно важен учет индивидуальных особенностей. Принцип индивидуализации требует построения и проведения тренировки спортсменов с учетом их возрастных особенностей, способностей, уровня подготовленности.

Единство общей и специальной подготовки

Спортивная специализация не исключает всестороннего развития спортсмена. Напротив, наиболее значительный прогресс в избранном виде спорта возможен лишь на основе разностороннего развития физических и духовных способностей, общего подъема функциональных возможностей организма, В этом убеждает весь опыт спортивной практики, равно как и многочисленные данные теоретических и экспериментальных исследований.

Зависимость спортивных достижений от разностороннего развития, в том числе и интеллектуального, объясняется двумя основными причинами. Во-первых, единством организма - органической взаимосвязи его органов, систем и функций в процессе деятельности и развития. Во-вторых, взаимодействиями различных двигательных навыков и умений. Чем шире круг двигательных навыков и умений, освоенных спортсменом, тем благоприятнее предпосылки для образования новых форм двигательной деятельности и совершенствования освоенных ранее.

Объективные закономерности спортивного совершенствования требуют, чтобы спортивная тренировка, являясь глубоко специализированным процессом, вела бы в то же время к всестороннему развитию. В соответствии с этим в спортивной тренировке неразрывно сочетаются общая и специальная подготовка.

Единство общей и специальной подготовки спортсмена означает, что ни одну из этих сторон нельзя исключать из тренировки без ущерба для роста спортивных достижений и конечных целей использования спорта как средства воспитания. Единство общей и специальной подготовки заключается также во взаимной зависимости их содержания: содержание общей физической подготовки определяется с учетом особенностей избранного вида спорта, а содержание специальной подготовки зависит от тех предпосылок, которые создаются общей подготовкой.

Для различных периодов многолетней и круглогодичной тренировки характерен неодинаковый удельный вес общей и специальной подготовки.

Оптимальное соотношение общей и специальной подготовки не остается постоянным, а закономерно изменяется на различных стадиях спортивного совершенствования.

Непрерывность тренировочного процесса

Эта черта тренировочного процесса в спорте характерна тремя основными положениями:

1) спортивная тренировка строится как круглогодичный и многолетний процесс, гарантирующий наибольший кумулятивный эффект в направлении спортивной специализации;

2) воздействие каждого последующего тренировочного занятия как бы "наслаивается" на "следы" предыдущего, закрепляя и углубляя их;

3) интервал отдыха между занятиями выдерживается в пределах, гарантирующих общую тенденцию восстановления и повышения работоспособности, причем в рамках тренировочных мезо- и микроциклов при определенных условиях допускается проведение занятий на фоне частичного недовосстановления, в силу чего создается уплотненный режим нагрузок и отдыха.

Необходимо стремиться так строить тренировочный процесс, чтобы в наибольшей степени обеспечить возможную в данных конкретных условиях преемственность положительного эффекта тренировочных занятий, исключить неоправданные перерывы между ними и свести к минимуму регресс тренированности. В этом заключается основная суть принципа непрерывности спортивной тренировки. Принципиальный методический смысл этого положения заключается в требовании не допускать излишне длительных интервалов между тренировочными занятиями, обеспечивать преемственность между ними и тем самым создавать условия для прогрессирующих достижений.

Неодновременность восстановления различных функциональных возможностей организма после тренировочных нагрузок и гетерохронность адаптационных процессов позволяет, в принципе, тренироваться ежедневно и не один раз в день без каких-либо явлений переутомления и перетренировки. Непрерывность тренировочного процесса связана со степенью и продолжительностью воздействия отдельных упражнений, отдельных тренировочных занятий или соревнований, а также отдельных циклов подготовки на состояние работоспособности спортсмена.

Эффект этих воздействий непостоянен и зависит от продолжительности нагрузки и ее направленности, а также величины.

В связи с этим различают ближний тренировочный эффект (БТЭ), следовой тренировочный эффект (СТЭ) и кумулятивный тренировочный эффект (КТЭ).

БТЭ характеризуется процессами, происходящими в организме непосредственно при выполнении упражнений, и теми изменениями функционального состояния, которые возникают в конце упражнения или занятия.

Наши рекомендации