Комплекс упражнений «астрального воина»

ОБЕРЕГИ Мир жестов

Лег

ИЗДАТЕЛЬСТВО

Москва

«Астрель-СПб»

Санкт-Петербург 2005

Глава 2 Хасты и мудры Востока

Человеческий организм есть в выс­шей степени саморегулирующаяся си­стема, сама себя направляющая, под­держивающая, восстанавливающая и даже совершенствующая.

И. П. Павлов

Для философской традиции Востока ха­рактерна пронизанность понятиями энергии в целом. Система древнеиндийской медици­ны Аюрведа («чистое знание», в переводе с санскрита) предусматривает комплекс оздо-равливающих мероприятий, в состав которых входит лечение водой, минералами, растения­ми, цветом, словом, физическими упражнени­ями, продуктами питания, ритуалом приема пищи, рефлексотерапией, различными вида­ми массажа и мудрами. Со времен Вед (1500— 500 гг. до н. э.) мудра означала проявление ДУ"1

ховного сознания посвященного, выраженное через жесты и мантры.

Само понятие энергий находится в нераз­рывной связи с главными вопросами индий­ской философии: поиск истины, природы бо­жественного, идея перевоплощений, идея бессмертия души и т. д. В отличие от западной философии восточная предполагает не столь­ко логическое, сколько интуитивное прозре­ние, при котором особую роль приобретают чувства и эмоции человека, т. е. иррациональ­ное. Восточная философия в большей степени повернута к человеку в сравнении с западной, и при этом она не абстрагируется от него. Сам человек, его сознание, восприятие мира, взаимодействие с окружающей средой пронизаны понятиями и идеями энергий (в традициях Индии — праны). Для индийской традиции философия — это образ мышления. Метафизи­ка является составной частью ментальности человека Востока, корни которого — в интуитивном познании мира и себя.

Такой метафизикой является йога, которая входит в 6 даршан (от слова «дри» — видеть), систем, содержащих методы интуитивного познания мира. При этом в йоге рассматриваются методы развития человеческой личности. Внутри йоги, как системы интуитивного познания мира, непосредственно связанной с работой физического тела, особое место принадлежит тантра-йоге. Тантра — противопо- Комплекс упражнений «астрального воина» - student2.ru Комплекс упражнений «астрального воина» - student2.ru ставление. Метафизика тантры близка йоги-ческой традиции — постижение абсолюта и освобождение. Основная мысль всех учений Востока, в том числе и Индии,— «познай самого себя». В тантре идея трансформируется в познание абсолюта в самом себе, когда мужчина и женщина выступают как одна монада, как единое целое. Изначально тантризм являлся древним эзотерическим учением, передаваемым секретно только посвященным и наиболее достойным. Это метод, ведущий к отождествлению себя с высшей реальностью. Составляющими тантра-йоги являются хатха-йога, кундалини-йога, мантра-йога, а также йогический храмовый танец. Истоки тантризма лежат в древнейших индийских текстах — Упанишадах. Из трех великих богов, представляющих проявление великого абсолюта, Шиве отдается явный приоритет. Его образ постепенно трансформируется из разрушителя в созидателя Вселенной. Пропо­ведники йоги считали, что нельзя постигнуть божество (Ишвару) без сосредоточения на его атрибутах. По отношению к Вселенной Иш-вара имеет три функции: творение, сохране­ние, разрушение. Существует понятие вели­кой троичности (тримурти), воплощенной в трех богах: Брахма — созидатель, Вишну ■— хранитель, Шива — разрушитель. Действует тот же закон триединства, что и в западной оккультной традиции.




Брахма — в индусской мифологии являет­ся высшим божеством, основой, создателем Вселенной. Согласно легенде, Брахма родил­ся в яйце, плавающем в первобытных водах в виде золотого зародыша. Через год Брахма разделился на две половины — Небо и Землю. Затем появляются пять элементов (вода, зем­ля, огонь, воздух и эфир), мысль и боги. За­тем — жертвоприношения, три Веды, звезды, время, горы, равнины, моря, реки и, наконец, люди. Затем Брахма разделился на мужчину и женщину, появляются растения, животные, птицы, насекомые и демоны. Так происходил процесс творения.

Шива — один из могучих Богов, которому присущи два аспекта, внешне несовместимые. Рудра — разрушитель и Шива — созидатель, преобразователь Вселенной. В скандинавской традиции Северной Европы мы встречаемся с тем же явлением бинарности: Один — Вели­кий и Локки — Хитрый. С точки зрения ана­литической психологии архетипы Шивы и Одина представлены в образах Персоны и Те­ни. Шива (с др.-инд.— «благой») — принося­щий счастье. Истоки культа Шивы уходят в глубокую древность. Однако в пантеон индус­ских богов он включен около 200 лет до н. э. В Шиве синтезированы различные черты арийских и неарийских божеств. В шиваист­ской философии, которая была разработана в систему к концу I тысячелетия н. э., Шива




рассматривается как высшая реальность, как господин живых существ. В аспекте Шива — ] Рудра он разрушает и безжалостно уничто­жает все, что мешает духовному прогрессу. Символическим изображением Шивы явля­ется фаллос, отображающий активное муж­ское начало. Символический танец Шивы представляет собой регулирование мирового порядка.

Вишну представляется в индийской мета­физике как Бог-искупитель, напоминая этим образ Иисуса в христианстве. Вишну ведет человека на пути страданий и скорби. Вишну, «проникающий во все», хранитель, сама энер­гия, абсолют. В одной из своих четырех рук он держит золотистый диск — Чакру, символ энергии. Лакшми является супругой Вишну. В философской традиции Индии мы встреча­емся с такими аватарами Вишну, как Кришна (черный, темно-синий) и Рама (прекрасный, как месяц).

Кришна — воитель, политик, мужествен­ный и вероломный. Рама — воплощение творческого начала абсолюта, высшая объек­тивная реальность. Каждый аспект Бога име­ет две стороны, подчиняясь закону бинарно-сти (полярности),— мужскую и женскую. Женская характеризует творческую энергию или силу — шакти соответствующего бога. Отсюда происхождение божественных пар: Брахма—Сарасвати, Вишну—Лакшми, Ши-

ва—Парвати. Метафизика европейского об­разца предпочитает отдавать предпочтение творческого начала мужскому, активному ас­пекту Отсюда идет предпочтение рацио­нального восприятия мира и вера в единого Бога-Отца (монотеизм). Метафизика Индии отдает предпочтение женской творческой силе, избирая своим божеством какой-либо аспект Великой Матери. Это направление называется шактизмом и связано больше с иррациональным восприятием мира. Шакти (иметь силу) и означает силу Шивы, его энергию, которая имеет множество аспектов: мудрость, блаженство, воля, знание, творчес­кая активность. Шакти рассматривается как энергия первозданных сил природы.

Идеалом духовного развития в метафизике Индии является Будда — просветленный, пробужденный, несущий дхарму (учение, проповедь) о нирване.

Тантрический ритуал указывает на шесть сил: сила тепла и света, сила разума и мудро­го знания, сила воли, сила мысли; жизненный принцип всей природы. Дающий силу Камы (Эроса) — принцип Кундалини; сила речи, музыки, знаков и букв. Согласно восточному Мировоззрению, энергия пронизывает всю Вселенную, для поддержания ее гармонии не-обходимо поддерживать равновесие энергии, заряженной положительно и отрицательно. Человек является частью Вселенной. В его

организме происходит постоянная циркуля­ция энергии (праны).

Согласно тантрам Кундалини-Шакти в

качестве жизненной силы обитает в человече­ском теле в самом нижнем энергетическом центре — Муладхаре, который находится у основания позвоночника. Согласно йогиче-ским тестам, помимо физического тела чело­века, существует астральное тело, связанное с чувствами и эмоциями, и ментальное тело — тело духа. Эти два тела объединены названи­ем — тонкие тела. В отличие от плотного -физического тела. Тонкие тела имеют свои энергетические центры, которые проецируют­ся на физическое тело человека и называются чакрами (рис. 5). Кроме чакр, энергия (прана) циркулирует по специальным каналам — ме­ридианам (рис. 3). Чакры и каналы составля­ют энергетическую систему человека. С точки зрения физиологии, чакры представляют со­бой центры наиболее крупных лимфатиче­ских узлов в крупных вегетативных ганглиях нервной системы. Каналы проецируются на нервные пути.

В кундалини-йоге для активизации энер­гии используется работа с мыслеформами в виде представлений и мантр. Мантра (от «манана» — созерцание) — звукосочетание, вызывающее энергетическую вибрацию. Наи­более известная мантра, используемая в тант­ре, это «АУМ» — звук Вселенной.Стабилиза-

ция психического состояния входит в хатха-йогу и осуществляется посредством медита-ционных упражнений, которые связаны с тех­никами дыхания. Представление — это создание различных мыслеформ и мыслеоб-разов: визуализация образа, цвета, объема, объекта и т. д. Медитацию можно рассматри­вать как состояние повышенной концентра­ции на каком-то предмете или идее. Концен­трация внимания, основанная на мышечном расслаблении, является краеугольным кам­нем йоги. Расслабления добиваются с по­мощью релаксации — работы, требующей оп­ределенных навыков, в которую входит, например, расслабление с помощью визуали­зации образа или самовнушения.

Мудра означала присутствие духовного со­знания посвященного, выраженное через ман­тры или магические формулы. Наши же со­временники обычно говорят, что знают самую короткую молитву «АУМ» (мантра ОМ). А мудра накладывает печать на сам ри­туал посвящения. Позже, с появлением тант-ристских групп, как в буддизме, так и в шива­изме, мудра становится составной частью Ритуала, его мистическим символом. В хра­мах ив многочисленных браминских ритуа­лах мудра стала играть важнейшую обяза­тельную функцию. Появились специальные «священные» позы, очищающие дух, укреп­ляющие здоровье, связывающие с божества-

ми и гуру. Многочисленные мудры в Индии содержат в себе откровенные знания, извест­ные лишь посвященным. Язык мудр может защищать, миловать, одаривать, угрожать, сообщать о чем-либо. Легенды говорят, что многие из мудр и хаст проистекают из знаме­нательных действий богов индийского панте­она, т. е. имеют архетипическое значение. Будда — покровитель врачевания, изобража­ется держащим одну раскрытую руку над дру­гой.

Хаста Патока — флаг — происходящий от приветствия Брахмы Пабрахману, с криком «Победа!», протягивающего руку, как флаг (рис. 4). Патока — приветствие, когда энер­гия через ладонь направляется на объект. Му-сти (рис. 4) — символ мужественности, воли и силы духа, был использован Вишну для по­беды над демоном Мадху. Анджали — прось­ба, приветствие, преклонение (рис. 6). Карка-та — множественность проявления (рис. 6). Мукула — бутон (рис. 4). Мрига-Сирша — бык, олень, символ рода и силы (рис. 4). Ард-ха-Чандра — Луна, атрибут Шивы (рис. 4). Пушпа-Пута — подношение дара, обладаю­щего магическим действием (рис. 6). Арала — сосредоточение (рис. 4). Сикхара — прекло­нение перед богом любви и красоты (рис. 4). Брамара — шмель, пчела (рис. 4). Лакшми — богиня красоты, дающая благоденствие, жена Вишну (рис. 4). Алападма — цветок лотоса

(рис. 4). Капиттха — один, маленький, цып­ленок (рис. 4). Корона Кришны — символ бо­га Кришны, дает силу концентрации через Анахата чакру (рис. 4). Гаруда — символ орла, царя (рис. 4). Матсья — царь-рыба, одно из воплощений Шивы (рис. 4). Шивалинга — светильник, символ мужской силы Шивы, да­ет знание, идущее из Анахаты чакры (рис. 4).

Индийская традиция характерна очень тщательным подбором «языка рук». Мудры входили в 64 искусства, которым покрови­тельствовала великая богиня Сарасвати — супруга Брахмы. А у самого изображения Будды есть 12 основных мудр и хает.

Хасты и мудры — фиксированные поло­жения пальцев кистей, туловища и т. д., каж­дая из которых имеет определенное значение. Вышли они из жестов, являющихся средства­ми помощи в самовыражении, и используют­ся во всем мире. Жесты дополняют слова, и, наверное, каждый человек хоть изредка для «убедительности» своих слов пользовался ру­ками, укрепляя или «объясняя» смысл ска­занного. Нас больше будут интересовать именно хасты, как йога пальцев. Это фик­сированное положение кистей и пальцев рук без учета остальных частей тела. Более древ­нее значение этого термина — «тайная пе­чать». Каждая хаста насчитывает до 30 значе­ний (рис. 5). Мудра — понятие более Широкое. Сюда входит положение ног, рук,

Комплекс упражнений «астрального воина» - student2.ru туловища и головы. В йоге мудра означает «печать, запирание». Она представляет собой позу, в состав которой входит определенная хаста в соединении с асаной, что создает на­правленное движение энергии в организме. Ряд интересных хает и мудр, имеющих эзоте­рический смысл, входят в технику восточных видов боевых искусств и в индийские танцы -знаки. Хасты очень просты в действии, легко запоминаются, не требуют специальных зна­ний и техник, одновременно имеют прекрас­ный оздоравливающий и энергетический эф­фект.

Мне приходилось пользоваться хастами на своих занятиях для релаксации и набора энергий совместно с дыхательными техника­ми и кристалломассажем. Эффект просто по­разителен. Многие специальные мудры име­ют и чисто лечебный эффект. Недаром во всем мире известны такие мудры, как -«Спа­сающая жизнь»- (рис. 13), действующая как нитроглицерин, и «Знание* (рис. 11), норма­лизующая артериальное давление. Мне неод­нократно приходилось слышать слова благо­дарности от бывших пациентов за то, что в экстремальных ситуациях мудры, хасты, ко­торым они обучились в свое время, спасали жизнь человеку до приезда «скорой помощи». Врачи на заявление больного о том, что по­могло ему продержаться в течение часа, а то и больше, только улыбались. Знания мудр по-

могут не только предупредить заболевание, вывести из депрессии, восстановить энерго­обмен, но и окажут неоценимую помощь, ког­да под рукой нет никаких других средств реа­нимации в случае «физической катастрофы», кроме как собственных рук.

На наших руках расположены энергетиче­ские каналы, связанные с целой функцио­нальной системой органов, проекцией чакр и БАТ (рис. 5). Система энергоканалов подроб­но разработана в Китае и в настоящее время широко используется в акупунктуре (дослов­но — укол в точку). Первоначально под аку­пунктурой в Европе понималась процедура иглоукалывания (XIIIв.). На Востоке метод лечения иглой к этому времени уже имел свою многовековую историю (более 2000 лет). В настоящее время под акупунктурой подразумевается не только укол в точку (БАТ), но и другие способы воздействия на нее: прижигание, иглоукалывание, точечный, вибрационный, волновой, бесконтактный и Другие виды массажа. В нашем случае под акупунктурой подразумевается воздействие не столько на отдельную точку, сколько на весь энергетический канал в целом с помо­щью жеста (хасты). Лечение методом аку­пунктуры является рефлекторным процес­сом, в основе которого лежит сложная нейрогуморальная реакция, возникающая в ответ на дозированное раздражение опреде-

ленных участков кожного покрова. Этот про­цесс оказывает стимулирующее, регули­рующее и нормализующее влияние на общую и системную реактивность, повышает за­щитные силы организма, активизирует ги-пофизарно-надпочечную систему, устраняет вегетативные и вегетативно-сосудистые нару­шения. Каким бы ни был способ воздействия при акупунктуре, суть его одна — влияние на биологически активную («китайскую», аку-пунктурную, «жизненную») точку организма в целях восстановления функции жизненных процессов.

Несмотря на широкое распространение акупунктуры, особенно, для снятия боли, на Западе, механизм действия этого метода лече­ния во многом остается не ясным. В основе древневосточной медицины лежит стихийно-диалектический подход к проблемам здоро­вья и болезни: концепции ян-инь; у-син, чжан-фу (концепция меридианов). Физио­логические и патологические процессы рас­сматриваются как определенный цикл при­чинно-следственной зависимости одного явления на другое (например, стихий или первоэлементов — концепция у-син, рис. 1)-Четко обозначены" определенные биоритмо­логические подходы в физиологии и патоло­гии человека в связи с природными ритмами, учитывая время года и час суток (учение об энергиях). В нашей стране в 30-е годы про-

шлого столетия была выдвинута вегетативно-рефлекторная теория действия физиотерапев­тических методов лечения .(Сеченов И. М., Павлов И. П., Введенский Н. Е.). В настоящее время большой интерес представляет нейрогу-моральная теория, установившая физиологиче­ские закономерности влияния акупунктурного лечения на органы, ткани, на весь организм в целом (Гальперин М. Д., Кассиль Г. Н., Русец-кий И. И. и др.). Вопрос реального существо­вания активных точек на коже человека и жи­вотных в настоящее время не вызывает никаких сомнений, но вопрос о существовании каналов, путей связи этих точек с органами ос­тается практически не изученным. В одних ра­ботах каналы рассматриваются как символы древней натурфилософии, в других — как ре­ально существующие интраспинальные пути в форме цепочки нейронов и даже как линии электромагнитных волн.

На практике было замечено, что некоторые группы точек более эффективно действуют на определенные органы. Позднее эти группы соединили линиями (каналами, меридиана­ми) и каждую из них стали называть по име­ни органа, к которому они имели наибольшее отношение. Каждый канал насчитывает раз­ное количество точек (от 9 до 67). Принято выделять 8 точек, обладающих наиболее важ­ным действием: источник, точка успеха, успо­каивающая точка, тонизирующая точка, точка

тревоги, стабилизирующая точка, точка при­тока энергии и точка оттока энергии. Различ­ные источники говорят о разном количестве акупунктурных точек, имеющихся на теле че­ловека,— от 693 до 695, но нас будут интересо­вать не сами точки, а энергетические пути их взаимодействия, т. е. каналы или меридианы (рис. 3). Каждый канал (12 — парных, 2 — центральных и 8 — чудесных) работают в оп­ределенное время суток: Древние индийские мудрецы, предлагая ту или иную комбинацию пальцев, замыкают энергетические каналы, вызывая необходимый лечебный эффект.

Так, например, при исполнении той же му­дры «Спасающая жизнь» эффект связан на замыкании энергополевой структуры орга­низма и высвобождении дополнительной энергии для меридиана сердца, проходящего по мизинцу и дальше по внутренней стороне руки к груди. Таким образом, высвобождается резервная сила энергии собственного эфирно­го тела. Мудра «Знание» (рис. 5, 11), а мои слушатели и пациенты зовут ее запросто «Что-то с памятью моей стало», не только снимает состояние тревоги, разгоняет тоску и усталость, но и способствует профилактике заболевания века — атеросклероза. Выполне­ние этой мудры не требует сложных манипу ляций — всего лишь соединим подушечками большой и указательный пальцы, или палей Венеры с пальцем Юпитера. Условие: выпол-

нение мудр требует парности, так как у нас парные меридианы. Время выполнения инди­видуальное, для профилактических целей до­статочно 2—3 минут на каждое упражнение. Для работы с энергетикой важна очередность выполнения хает, мудр. Так, при состоянии страха, после перенесенного стресса хорошо входить в комплекс упражнений как раз через мудру «Знание» или Джнани мудра (само­углубление). Лучше в позе Лотоса (рис. 5, 6), но можно просто сидя или стоя.

Хасты, в которых соединены большой и указательный пальцы, способствуют заряже­нию энергией, направленной вовнутрь,— хас­ты Лакшми (рис. 4), Джнани, Вайю (рис. 7).Соединение большого и безымянного пальца дает сосредоточение энергии, направленной вовне хасты Майура, Картари-Мукха (рис. 4) и Приттхви (рис. 6). Руки, согнутые перед грудью с открытыми ладонями, дают накопление энергии в солнечном сплетении (область анипуры чакры), хасты — Карката, Грантхитам, Лингам, Муети (рис. 4, 6), Щшпа-Пута (рис. 7). А положение рук, со­гнутых в локтях обеими ладонями вверх,— дает прием энергии сверху, что способствует активизации нисходящего потока,— хаста Ви-стритам (рис. 6). Если при выполнении хаст ноги слегка согнуты и расставлены — это дает скопление энергии сверху и снизу, ощуще­ние устойчивости и внутренней силы, что

обеспечивается активизацией восходящего по­тока (рис. 2). Такая поза применяется не только в йоге, но и в других практиках (Дао, Файербол и др.). Подобное положение тела обеспечивает надежное заземление и рекомендуется в ком­плексе упражнений, связанных с накоплением и перераспределением энергии, например, в уп­ражнениях «астрального воина» (глава 3).

Метафизика йоги описывает три канала праны: Ида, Пингала и Сушумна. Сушумна — канал, проходящий вдоль позвоночника. Кана­лы Ида и Пингала проходят вдоль левой и пра­вой сторон позвоночника. Таким образом, поза «астрального воина» обеспечивает активиза­цию прохождения праны через эти каналы.

Индийская традиция выделяет семь основ­ных чакр первого круга, чакры второго и тре­тьего круга. Общее их количество равно 49. Они связаны с 72 тысячами каналов (нади), три основных мы уже указали. С точки зре­ния физиологии чакры представляют собой центры наиболее крупных лимфатических уз­лов, связанных непосредственно с эндокрин­ной и вегетативной нервной системой (ВНС)-Каналы, по которым циркулирует биоэнер­гия, проецируются на нервные пути ВНС Энергетические центры (чакры) проецируют­ся на определенные участки тела и соответст­вующие им органы. Они связаны с соматиче­ской системой человека на физиологическом, биохимическом и эндокринном уровнях-

Пять из семи чакр первого круга проецируют­ся непосредственно на позвоночный столб. Две верхние чакры связаны с деятельностью головного мозга. Начиная снизу вверх, чакры идут в следующей последовательности.

Муладхара — основание позвоночника; Свадхистана — область пояснично-крестцо-

Комплекс упражнений «астрального воина» - student2.ru


Комплекс упражнений «астрального воина» - student2.ru

вого отдела; Манипура — область солнечного сплетения; Анахата — сердечно-аортальное сплетение; Вишудха — сплетение сонных арте­рий, область щитовидной железы; Аджна — со­ответствует узлам 3-го и 5-го черепно-мозго­вых нервов; Сахасрара — верхняя часть головы, связана с головным мозгом (гипофиз, гипоталамус, эпифиз). В индийской традиции часто работают с активизацией энергии в чак­рах второго круга: Трикутта, Хора и Христа. При работе с энергетическими каналами су­ществуют определенные правила дыхания. Вдох выполняется по восходящему каналу или по переднему срединному меридиану. Вы­дох — по нисходящему каналу, по Сушумне или по так называемым чудесным меридиа­нам. В практике выполнения мудр и хаст идет постоянная работа с каналом позвоночника — Сушумна, передним срединным и задним сре­динным каналом (рис. 3), восходящими кана­лами рук и ног, нисходящими каналами рук и ног и чудесными меридианами.



Комплекс упражнений «астрального воина» - student2.ru

Глава 3 Хасты и энергия

Когда нет здоровья, молчит муд- | рость, не может расцвести искусство, | не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум.

Геродот

Комплекс хаст для чакр

Для гармонизации энергии непосредствен­но в чакрах можно применять классические жесты — хасты по следующей схеме.

В классическом варианте Хаста Мусти (рис. 4) используется для регуляции энергии в Муладхаре (кисть сжата в кулак).

Значение хасты — мужественность, сила.

Для Свадхистаны используем Хасту Карката (руки сцеплены в замок и выпрям­лены, большие пальцы свободны).

Значение — множественность проявления абсолюта (рис. 6).

Для Манипуры можно использовать Трантхитам (руки в замке) или Лингам (рис. 6) — руки в замке с максимально отто­пыренным большим пальцем одной руки.

Значение Лингам Мудра — набор и кон­денсация энергии. Положительное действие на эндокринную и защитную (иммунную) си­стемы организма. Используется в оздоравли-вающем комплексе мероприятий для норма­лизации жирового баланса.

Для Анахоты можно применять ряд мудр от Анджали (рис. 6)до хаст для одной руки (рис. 4), символизирующих раскрытие бутона,— Мукула (бутон), кончики пальцев соединены и приближаются к центру; Алападма (цветок) — руки скрещиваются, соединяются основанием ладони, пальцы максимально раскрыты (рис. 4).

На Вишудхе целесообразно использовать Хасту Шанкх (четыре пальца одной руки об­нимают большой палец другой, большой па­лец правой руки прикасается к подушечке среднего пальца левой руки). Эта хаста боль­ше известна под мудрой «Раковина», а мы на­зываем ее «Ухо, горло, нос» (рис. 6).

Значение — профилактика и лечение про­студных заболеваний верхних дыхательных путей, охриплость голоса, отиты, заболевания глаз. Можно воспользоваться на горловой ча­кре и Хастой Сикхара (максимально согнуть пальцы каждой руки и разогнуть большой па­лец) — поклонение богу Красоты и силы Люб­ви (рис. 4).

Для регуляции энергий в Аджне (на месте проекции в точке Трикутта) можно исполь­зовать Анджали (рис. 4).

Значение — покой, умиротворение, благо­дарение, приветствие Высшего, мир в себе, принятие себя и других.

Для Сахасрары — Вистрам (рис. 4) — ру­ки направлены ладонями друг к другу и под­няты вверх.

Переход из хаеты в хасту может происходить непосредственно, но можно и через разведение рук Патока — Анджали.Не забывайте, что жест Анджали означает и приветствие. Если во время работы с хастами, мудрами иметь в руках небольшие шарики из минералов или браслеты на руках, то действие по гармонизации энергий

значительно усиливается. Можно воспользо­ваться приемами визуализации — звуками, со­ответствующими чакрам от «до» до «си» пер­вой октавы, и цветовой характеристикой чакр (приложения 1,4).

Меридиан почек

Средний палец слегка накрывает безы­мянный палец. Большой палец первой фа­лангой прикрывает указательный палец (рис. 9). Хаста способствует повышению


Комплекс упражнений «астрального воина» - student2.ru

жизненного тонуса, ускорению функции выделения и очищения, нормализует вод­ный баланс.

Меридиан мочевого пузыря

Соединяются первыми фалангами средний и большой пальцы. Применяется при воспа­лительных заболеваниях женских и мужских репродуктивных органов, при заболеваниях почек, мочевого пузыря, простаты, уретры. Активизирует энергию Свадхистаны чакры (рис. 9).

Меридиан перикарда

Средний палец слегка накрывает безымян­ный палец. Большой палец первой фалангой прикрывает первую фалангу указательного пальца. Выполнение хасты активизирует ка­нал перикарда, улучшает сердечную деятель­ность и систему кровообращения, гармонизи­рует психическое состояние (рис. 10).

Меридиан сердца

Средний палец слегка накрывает мизинец. Большой палец накладывается первой фалан­гой на указательный (рис. 10). Хаста активи­зирует энергию Анахаты и Свадхистаны чакр. Улучшает деятельность сердечно-сосудистой и мочевыделительной систем. Для укрепле­ния миокарда следует воспользоваться хастой «Спасающая жизнь» (рис. 13).


Комплекс упражнений «астрального воина» - student2.ru

Глава 4 Мудры Аюрведы

Помни, сын Земли, что ничто не в силах противостоять твердой воле, имеющей рычагом науку об истине.

Книга Гермеса (22 старших Аркана Таро)

Мудра Раковина

Техника выполнения

Две руки изображают раковину. Четыре пальца правой руки обнимают большой палец . левой руки. Большой палец правой руки прикасается подушечкой к среднему пальцу левой руки (рис. 6,11).

Показания

Энергетическое: восстановление 'чакры Вишудха.

Физическое: заболевания уха, горла, носа (ларингит, ринит, фронтит, фарингит, гайморит, тонзиллит, отит).

Цвет: при медитации визуализация синего цвета.

Мантра: хам-хам-хам-хам.

Нота: соль.

Архетипическое и символическое значение: хаста Шанкх, атрибут бога Шивы, руки Шанкра. Разрушение болезни. Символ змея, живущего в подземном царстве. Архе-

типический символ Вишну, космическая вибрация.

Мудра Корова

Техника выполнения

Мизинец левой руки прикасается к безымянному пальцу правой руки. Мизинец правой руки касается безымянного (четвертого) пальца левой руки. Средний (третий) палец правой руки соединен с указательным (вторым) пальцем левой руки. Средний палец левой руки — с указательным пальцем правой руки. Большие пальцы расставлены (рис. 11).

Показания

Энергетическое: восстановление элементов землии огня, гармонизация эфирного, ментального и физического тел.

Физическое:заболевание суставов, ревматизм, радикулит, ишиас, люмбаго, артрит, нарушение солевого баланса в организме.

Цвет: красный.

Мантра: вам-вам-вам-вам.

Нота: ре.

Архетипическое и символическое значение: корова — священное животное Индии. Символ первоосновы, великой матери. Шак-ти первозданных сил природы. Энергия бога Шивы. Хаста Сурабхи — символ милосердия."

Мудра Знание

Техника выполнения

Указательный палец соединен с большим пальцем. Выполняется одновременно двумя руками (рис. 6, 11).

Показания

Энергетическое: защита от энергетических вампиров. Гармонизация астрального тела. Активизация Аджны.

Физическое:заболевания сосудов, гипертония, атеросклероз, тревога, паника, Депрессия, страх, невралгия.

Цвет: синий, индиго.

Мантра: ом-ом-ом-ом-ом.


Комплекс упражнений «астрального воина» - student2.ru

Нота: ля.

Архетипическое и символическое значение:

Джнани Мудра — символ самоуглубления. По­гружение в собственный репрезентативный (внутренний) мир. Открытие Самости: «Я есмь». Мудра пробуждения, связана с Буддой, с архети­пом солнечных богов. Открытие внутреннего зрения. Символ энергии, направленной во­внутрь.

Мудра Небо

Техника выполнения

Средний палец прикасается к основанию большого пальца, большой палец слегка при-

жимает согну-

тый средний. Выполняется двумя руками (рис. 12).

Показания

Энергетическое: обеспечение эталонного состояния сознания. Соединенное с высшим Я. Познание истинной самости. Состояние полной гармонии.

Физическое: заболевания головы, ушей, глаз, носа, тугоухость, атеросклероз, ларингит, ринит, тонзиллит, фарингит, фронтит.

Цвет: индиго, голубой.

Мантра: аум-аум-аум-аум.

Нота:си.

Архетипическое и символическое значение:

архетип Неба. Макрокосмос, Вселенная, высшее божество индуистского пантеона — бог Брахма

Мудра Ветер

Техника выполнения

Указательный палец подушечкой достает основание большого пальца, который слегка придерживает указательный палец. Выполняется на обеих руках (рис. 6, 12).

Показания

Энергетическое: активизация ментально­го тела, гармонизация элемента «воздух» в эфирном теле.

Физическое: ревматизм, тремор, дрожательный паралич (болезнь Паркинсона), мигрень, невралгия, энурез, заикание.

Цвет: синий, белый.

Мантра: хам-хам-хам-хам.

Нота: соль.

Архетипическое и символическое зна­чение: Хаста Вайю. Архетип первоэлемента стихии Воздух, символ Брахмы. Символиче­ское проявление жизни, движения, духа, слова.

Мудра Поднимающая

Техника выполнения

Обе ладони соединены вместе, пальцы скрещены между собой, большой палец одной руки отставлен и окружен указательным и большим пальцами другой руки (рис-6, 7, 12).

Показания

Энергетическое: мобилизация сил защиты, ускорение течения всех видов энергии. Гармонизация эфирного тела и чакры Манипура. Набор и конденсация энергии.

Физическое: заболевания эндокринной и иммунной систем, ожирение, диабет, панкреа- . тит, подагра, пневмония, инфекции, гайморит, бронхит, ОРВИ, ОРЗ, депрессия, СХУ, СПИД.

Цвет: желтый, красный.

Мантра: рам-рам-рам-рам.

Нота: ми.

Архетипическое и символическое значе­ние: Лингам Хаста, символ энергии и жизни, Долголетие. Физическая и психическая вы­носливость. Символическое проявление вы­носливости и силы. Символ первоэлемента стихии Огонь и бога Шивы.

Мудра Спасающая жизнь

*

Техника выполнения

Указательный палец касается основания боль­шого пальца. Подушечки большого, среднего и


Комплекс упражнений «астрального воина» - student2.ru

безымянного пальцев соединены, мизинец вы­прямлен. Выполняется на обеих руках (рис. 13).

Показания

Энергетическое: восстановление астраль­ного тела и Анахаты чакры. Поддержание и урегулирование энергии на меридиане сердца (рис. 3). Укрепление эфирного тела.

Физическое: тревога, тоска, сердцебиение, миокардит, инфаркт миокарда, стенокардия, ишемическая болезнь сердца, кардионевроз, сердечно-сосудистая недостаточность.

Цвет: зеленый.

Мантра: йам-йам-йам-йам. Нота: фа.

Архетипическое и символическое значе~ ние: символ жизни, гармонии, равновесия, здоровья.

Мудра Жизнь

Техника выполнения

Подушечки мизинца, безымянного и боль­шого пальцев соединены вместе, остальные выпрямлены. Выполняется на обеих руках одновременно (рис. 6,13).

Показания

Энергетическое: выравнивание энергетики всего организма. Воздействие на Манипуру чакру и эфирное тело.

Физическое: заболевание глаз, утомляе­мость, бессилие, СХУ, депрессия, заболевания печени и желчного пузыря.

Цвет: желтый.

Мантра: рам-рам-рам-рам.

Комплекс упражнений «астрального воина» - student2.ru

Комплекс упражнений «астрального воина» - student2.ru

путей, холецистит, при метеоризме, дисбакте-рио

Наши рекомендации