Комплекс упражнений «астрального воина»
ОБЕРЕГИ Мир жестов
Лег
ИЗДАТЕЛЬСТВО
Москва
«Астрель-СПб»
Санкт-Петербург 2005
Глава 2 Хасты и мудры Востока
Человеческий организм есть в высшей степени саморегулирующаяся система, сама себя направляющая, поддерживающая, восстанавливающая и даже совершенствующая.
И. П. Павлов
Для философской традиции Востока характерна пронизанность понятиями энергии в целом. Система древнеиндийской медицины Аюрведа («чистое знание», в переводе с санскрита) предусматривает комплекс оздо-равливающих мероприятий, в состав которых входит лечение водой, минералами, растениями, цветом, словом, физическими упражнениями, продуктами питания, ритуалом приема пищи, рефлексотерапией, различными видами массажа и мудрами. Со времен Вед (1500— 500 гг. до н. э.) мудра означала проявление ДУ"1
ховного сознания посвященного, выраженное через жесты и мантры.
Само понятие энергий находится в неразрывной связи с главными вопросами индийской философии: поиск истины, природы божественного, идея перевоплощений, идея бессмертия души и т. д. В отличие от западной философии восточная предполагает не столько логическое, сколько интуитивное прозрение, при котором особую роль приобретают чувства и эмоции человека, т. е. иррациональное. Восточная философия в большей степени повернута к человеку в сравнении с западной, и при этом она не абстрагируется от него. Сам человек, его сознание, восприятие мира, взаимодействие с окружающей средой пронизаны понятиями и идеями энергий (в традициях Индии — праны). Для индийской традиции философия — это образ мышления. Метафизика является составной частью ментальности человека Востока, корни которого — в интуитивном познании мира и себя.
Такой метафизикой является йога, которая входит в 6 даршан (от слова «дри» — видеть), систем, содержащих методы интуитивного познания мира. При этом в йоге рассматриваются методы развития человеческой личности. Внутри йоги, как системы интуитивного познания мира, непосредственно связанной с работой физического тела, особое место принадлежит тантра-йоге. Тантра — противопо- ставление. Метафизика тантры близка йоги-ческой традиции — постижение абсолюта и освобождение. Основная мысль всех учений Востока, в том числе и Индии,— «познай самого себя». В тантре идея трансформируется в познание абсолюта в самом себе, когда мужчина и женщина выступают как одна монада, как единое целое. Изначально тантризм являлся древним эзотерическим учением, передаваемым секретно только посвященным и наиболее достойным. Это метод, ведущий к отождествлению себя с высшей реальностью. Составляющими тантра-йоги являются хатха-йога, кундалини-йога, мантра-йога, а также йогический храмовый танец. Истоки тантризма лежат в древнейших индийских текстах — Упанишадах. Из трех великих богов, представляющих проявление великого абсолюта, Шиве отдается явный приоритет. Его образ постепенно трансформируется из разрушителя в созидателя Вселенной. Проповедники йоги считали, что нельзя постигнуть божество (Ишвару) без сосредоточения на его атрибутах. По отношению к Вселенной Иш-вара имеет три функции: творение, сохранение, разрушение. Существует понятие великой троичности (тримурти), воплощенной в трех богах: Брахма — созидатель, Вишну ■— хранитель, Шива — разрушитель. Действует тот же закон триединства, что и в западной оккультной традиции.
Брахма — в индусской мифологии является высшим божеством, основой, создателем Вселенной. Согласно легенде, Брахма родился в яйце, плавающем в первобытных водах в виде золотого зародыша. Через год Брахма разделился на две половины — Небо и Землю. Затем появляются пять элементов (вода, земля, огонь, воздух и эфир), мысль и боги. Затем — жертвоприношения, три Веды, звезды, время, горы, равнины, моря, реки и, наконец, люди. Затем Брахма разделился на мужчину и женщину, появляются растения, животные, птицы, насекомые и демоны. Так происходил процесс творения.
Шива — один из могучих Богов, которому присущи два аспекта, внешне несовместимые. Рудра — разрушитель и Шива — созидатель, преобразователь Вселенной. В скандинавской традиции Северной Европы мы встречаемся с тем же явлением бинарности: Один — Великий и Локки — Хитрый. С точки зрения аналитической психологии архетипы Шивы и Одина представлены в образах Персоны и Тени. Шива (с др.-инд.— «благой») — приносящий счастье. Истоки культа Шивы уходят в глубокую древность. Однако в пантеон индусских богов он включен около 200 лет до н. э. В Шиве синтезированы различные черты арийских и неарийских божеств. В шиваистской философии, которая была разработана в систему к концу I тысячелетия н. э., Шива
рассматривается как высшая реальность, как господин живых существ. В аспекте Шива — ] Рудра он разрушает и безжалостно уничтожает все, что мешает духовному прогрессу. Символическим изображением Шивы является фаллос, отображающий активное мужское начало. Символический танец Шивы представляет собой регулирование мирового порядка.
Вишну представляется в индийской метафизике как Бог-искупитель, напоминая этим образ Иисуса в христианстве. Вишну ведет человека на пути страданий и скорби. Вишну, «проникающий во все», хранитель, сама энергия, абсолют. В одной из своих четырех рук он держит золотистый диск — Чакру, символ энергии. Лакшми является супругой Вишну. В философской традиции Индии мы встречаемся с такими аватарами Вишну, как Кришна (черный, темно-синий) и Рама (прекрасный, как месяц).
Кришна — воитель, политик, мужественный и вероломный. Рама — воплощение творческого начала абсолюта, высшая объективная реальность. Каждый аспект Бога имеет две стороны, подчиняясь закону бинарно-сти (полярности),— мужскую и женскую. Женская характеризует творческую энергию или силу — шакти соответствующего бога. Отсюда происхождение божественных пар: Брахма—Сарасвати, Вишну—Лакшми, Ши-
ва—Парвати. Метафизика европейского образца предпочитает отдавать предпочтение творческого начала мужскому, активному аспекту Отсюда идет предпочтение рационального восприятия мира и вера в единого Бога-Отца (монотеизм). Метафизика Индии отдает предпочтение женской творческой силе, избирая своим божеством какой-либо аспект Великой Матери. Это направление называется шактизмом и связано больше с иррациональным восприятием мира. Шакти (иметь силу) и означает силу Шивы, его энергию, которая имеет множество аспектов: мудрость, блаженство, воля, знание, творческая активность. Шакти рассматривается как энергия первозданных сил природы.
Идеалом духовного развития в метафизике Индии является Будда — просветленный, пробужденный, несущий дхарму (учение, проповедь) о нирване.
Тантрический ритуал указывает на шесть сил: сила тепла и света, сила разума и мудрого знания, сила воли, сила мысли; жизненный принцип всей природы. Дающий силу Камы (Эроса) — принцип Кундалини; сила речи, музыки, знаков и букв. Согласно восточному Мировоззрению, энергия пронизывает всю Вселенную, для поддержания ее гармонии не-обходимо поддерживать равновесие энергии, заряженной положительно и отрицательно. Человек является частью Вселенной. В его
организме происходит постоянная циркуляция энергии (праны).
Согласно тантрам Кундалини-Шакти в
качестве жизненной силы обитает в человеческом теле в самом нижнем энергетическом центре — Муладхаре, который находится у основания позвоночника. Согласно йогиче-ским тестам, помимо физического тела человека, существует астральное тело, связанное с чувствами и эмоциями, и ментальное тело — тело духа. Эти два тела объединены названием — тонкие тела. В отличие от плотного -физического тела. Тонкие тела имеют свои энергетические центры, которые проецируются на физическое тело человека и называются чакрами (рис. 5). Кроме чакр, энергия (прана) циркулирует по специальным каналам — меридианам (рис. 3). Чакры и каналы составляют энергетическую систему человека. С точки зрения физиологии, чакры представляют собой центры наиболее крупных лимфатических узлов в крупных вегетативных ганглиях нервной системы. Каналы проецируются на нервные пути.
В кундалини-йоге для активизации энергии используется работа с мыслеформами в виде представлений и мантр. Мантра (от «манана» — созерцание) — звукосочетание, вызывающее энергетическую вибрацию. Наиболее известная мантра, используемая в тантре, это «АУМ» — звук Вселенной.Стабилиза-
ция психического состояния входит в хатха-йогу и осуществляется посредством медита-ционных упражнений, которые связаны с техниками дыхания. Представление — это создание различных мыслеформ и мыслеоб-разов: визуализация образа, цвета, объема, объекта и т. д. Медитацию можно рассматривать как состояние повышенной концентрации на каком-то предмете или идее. Концентрация внимания, основанная на мышечном расслаблении, является краеугольным камнем йоги. Расслабления добиваются с помощью релаксации — работы, требующей определенных навыков, в которую входит, например, расслабление с помощью визуализации образа или самовнушения.
Мудра означала присутствие духовного сознания посвященного, выраженное через мантры или магические формулы. Наши же современники обычно говорят, что знают самую короткую молитву «АУМ» (мантра ОМ). А мудра накладывает печать на сам ритуал посвящения. Позже, с появлением тант-ристских групп, как в буддизме, так и в шиваизме, мудра становится составной частью Ритуала, его мистическим символом. В храмах ив многочисленных браминских ритуалах мудра стала играть важнейшую обязательную функцию. Появились специальные «священные» позы, очищающие дух, укрепляющие здоровье, связывающие с божества-
ми и гуру. Многочисленные мудры в Индии содержат в себе откровенные знания, известные лишь посвященным. Язык мудр может защищать, миловать, одаривать, угрожать, сообщать о чем-либо. Легенды говорят, что многие из мудр и хаст проистекают из знаменательных действий богов индийского пантеона, т. е. имеют архетипическое значение. Будда — покровитель врачевания, изображается держащим одну раскрытую руку над другой.
Хаста Патока — флаг — происходящий от приветствия Брахмы Пабрахману, с криком «Победа!», протягивающего руку, как флаг (рис. 4). Патока — приветствие, когда энергия через ладонь направляется на объект. Му-сти (рис. 4) — символ мужественности, воли и силы духа, был использован Вишну для победы над демоном Мадху. Анджали — просьба, приветствие, преклонение (рис. 6). Карка-та — множественность проявления (рис. 6). Мукула — бутон (рис. 4). Мрига-Сирша — бык, олень, символ рода и силы (рис. 4). Ард-ха-Чандра — Луна, атрибут Шивы (рис. 4). Пушпа-Пута — подношение дара, обладающего магическим действием (рис. 6). Арала — сосредоточение (рис. 4). Сикхара — преклонение перед богом любви и красоты (рис. 4). Брамара — шмель, пчела (рис. 4). Лакшми — богиня красоты, дающая благоденствие, жена Вишну (рис. 4). Алападма — цветок лотоса
(рис. 4). Капиттха — один, маленький, цыпленок (рис. 4). Корона Кришны — символ бога Кришны, дает силу концентрации через Анахата чакру (рис. 4). Гаруда — символ орла, царя (рис. 4). Матсья — царь-рыба, одно из воплощений Шивы (рис. 4). Шивалинга — светильник, символ мужской силы Шивы, дает знание, идущее из Анахаты чакры (рис. 4).
Индийская традиция характерна очень тщательным подбором «языка рук». Мудры входили в 64 искусства, которым покровительствовала великая богиня Сарасвати — супруга Брахмы. А у самого изображения Будды есть 12 основных мудр и хает.
Хасты и мудры — фиксированные положения пальцев кистей, туловища и т. д., каждая из которых имеет определенное значение. Вышли они из жестов, являющихся средствами помощи в самовыражении, и используются во всем мире. Жесты дополняют слова, и, наверное, каждый человек хоть изредка для «убедительности» своих слов пользовался руками, укрепляя или «объясняя» смысл сказанного. Нас больше будут интересовать именно хасты, как йога пальцев. Это фиксированное положение кистей и пальцев рук без учета остальных частей тела. Более древнее значение этого термина — «тайная печать». Каждая хаста насчитывает до 30 значений (рис. 5). Мудра — понятие более Широкое. Сюда входит положение ног, рук,
туловища и головы. В йоге мудра означает «печать, запирание». Она представляет собой позу, в состав которой входит определенная хаста в соединении с асаной, что создает направленное движение энергии в организме. Ряд интересных хает и мудр, имеющих эзотерический смысл, входят в технику восточных видов боевых искусств и в индийские танцы -знаки. Хасты очень просты в действии, легко запоминаются, не требуют специальных знаний и техник, одновременно имеют прекрасный оздоравливающий и энергетический эффект.
Мне приходилось пользоваться хастами на своих занятиях для релаксации и набора энергий совместно с дыхательными техниками и кристалломассажем. Эффект просто поразителен. Многие специальные мудры имеют и чисто лечебный эффект. Недаром во всем мире известны такие мудры, как -«Спасающая жизнь»- (рис. 13), действующая как нитроглицерин, и «Знание* (рис. 11), нормализующая артериальное давление. Мне неоднократно приходилось слышать слова благодарности от бывших пациентов за то, что в экстремальных ситуациях мудры, хасты, которым они обучились в свое время, спасали жизнь человеку до приезда «скорой помощи». Врачи на заявление больного о том, что помогло ему продержаться в течение часа, а то и больше, только улыбались. Знания мудр по-
могут не только предупредить заболевание, вывести из депрессии, восстановить энергообмен, но и окажут неоценимую помощь, когда под рукой нет никаких других средств реанимации в случае «физической катастрофы», кроме как собственных рук.
На наших руках расположены энергетические каналы, связанные с целой функциональной системой органов, проекцией чакр и БАТ (рис. 5). Система энергоканалов подробно разработана в Китае и в настоящее время широко используется в акупунктуре (дословно — укол в точку). Первоначально под акупунктурой в Европе понималась процедура иглоукалывания (XIIIв.). На Востоке метод лечения иглой к этому времени уже имел свою многовековую историю (более 2000 лет). В настоящее время под акупунктурой подразумевается не только укол в точку (БАТ), но и другие способы воздействия на нее: прижигание, иглоукалывание, точечный, вибрационный, волновой, бесконтактный и Другие виды массажа. В нашем случае под акупунктурой подразумевается воздействие не столько на отдельную точку, сколько на весь энергетический канал в целом с помощью жеста (хасты). Лечение методом акупунктуры является рефлекторным процессом, в основе которого лежит сложная нейрогуморальная реакция, возникающая в ответ на дозированное раздражение опреде-
ленных участков кожного покрова. Этот процесс оказывает стимулирующее, регулирующее и нормализующее влияние на общую и системную реактивность, повышает защитные силы организма, активизирует ги-пофизарно-надпочечную систему, устраняет вегетативные и вегетативно-сосудистые нарушения. Каким бы ни был способ воздействия при акупунктуре, суть его одна — влияние на биологически активную («китайскую», аку-пунктурную, «жизненную») точку организма в целях восстановления функции жизненных процессов.
Несмотря на широкое распространение акупунктуры, особенно, для снятия боли, на Западе, механизм действия этого метода лечения во многом остается не ясным. В основе древневосточной медицины лежит стихийно-диалектический подход к проблемам здоровья и болезни: концепции ян-инь; у-син, чжан-фу (концепция меридианов). Физиологические и патологические процессы рассматриваются как определенный цикл причинно-следственной зависимости одного явления на другое (например, стихий или первоэлементов — концепция у-син, рис. 1)-Четко обозначены" определенные биоритмологические подходы в физиологии и патологии человека в связи с природными ритмами, учитывая время года и час суток (учение об энергиях). В нашей стране в 30-е годы про-
шлого столетия была выдвинута вегетативно-рефлекторная теория действия физиотерапевтических методов лечения .(Сеченов И. М., Павлов И. П., Введенский Н. Е.). В настоящее время большой интерес представляет нейрогу-моральная теория, установившая физиологические закономерности влияния акупунктурного лечения на органы, ткани, на весь организм в целом (Гальперин М. Д., Кассиль Г. Н., Русец-кий И. И. и др.). Вопрос реального существования активных точек на коже человека и животных в настоящее время не вызывает никаких сомнений, но вопрос о существовании каналов, путей связи этих точек с органами остается практически не изученным. В одних работах каналы рассматриваются как символы древней натурфилософии, в других — как реально существующие интраспинальные пути в форме цепочки нейронов и даже как линии электромагнитных волн.
На практике было замечено, что некоторые группы точек более эффективно действуют на определенные органы. Позднее эти группы соединили линиями (каналами, меридианами) и каждую из них стали называть по имени органа, к которому они имели наибольшее отношение. Каждый канал насчитывает разное количество точек (от 9 до 67). Принято выделять 8 точек, обладающих наиболее важным действием: источник, точка успеха, успокаивающая точка, тонизирующая точка, точка
тревоги, стабилизирующая точка, точка притока энергии и точка оттока энергии. Различные источники говорят о разном количестве акупунктурных точек, имеющихся на теле человека,— от 693 до 695, но нас будут интересовать не сами точки, а энергетические пути их взаимодействия, т. е. каналы или меридианы (рис. 3). Каждый канал (12 — парных, 2 — центральных и 8 — чудесных) работают в определенное время суток: Древние индийские мудрецы, предлагая ту или иную комбинацию пальцев, замыкают энергетические каналы, вызывая необходимый лечебный эффект.
Так, например, при исполнении той же мудры «Спасающая жизнь» эффект связан на замыкании энергополевой структуры организма и высвобождении дополнительной энергии для меридиана сердца, проходящего по мизинцу и дальше по внутренней стороне руки к груди. Таким образом, высвобождается резервная сила энергии собственного эфирного тела. Мудра «Знание» (рис. 5, 11), а мои слушатели и пациенты зовут ее запросто «Что-то с памятью моей стало», не только снимает состояние тревоги, разгоняет тоску и усталость, но и способствует профилактике заболевания века — атеросклероза. Выполнение этой мудры не требует сложных манипу ляций — всего лишь соединим подушечками большой и указательный пальцы, или палей Венеры с пальцем Юпитера. Условие: выпол-
нение мудр требует парности, так как у нас парные меридианы. Время выполнения индивидуальное, для профилактических целей достаточно 2—3 минут на каждое упражнение. Для работы с энергетикой важна очередность выполнения хает, мудр. Так, при состоянии страха, после перенесенного стресса хорошо входить в комплекс упражнений как раз через мудру «Знание» или Джнани мудра (самоуглубление). Лучше в позе Лотоса (рис. 5, 6), но можно просто сидя или стоя.
Хасты, в которых соединены большой и указательный пальцы, способствуют заряжению энергией, направленной вовнутрь,— хасты Лакшми (рис. 4), Джнани, Вайю (рис. 7).Соединение большого и безымянного пальца дает сосредоточение энергии, направленной вовне хасты Майура, Картари-Мукха (рис. 4) и Приттхви (рис. 6). Руки, согнутые перед грудью с открытыми ладонями, дают накопление энергии в солнечном сплетении (область анипуры чакры), хасты — Карката, Грантхитам, Лингам, Муети (рис. 4, 6), Щшпа-Пута (рис. 7). А положение рук, согнутых в локтях обеими ладонями вверх,— дает прием энергии сверху, что способствует активизации нисходящего потока,— хаста Ви-стритам (рис. 6). Если при выполнении хаст ноги слегка согнуты и расставлены — это дает скопление энергии сверху и снизу, ощущение устойчивости и внутренней силы, что
обеспечивается активизацией восходящего потока (рис. 2). Такая поза применяется не только в йоге, но и в других практиках (Дао, Файербол и др.). Подобное положение тела обеспечивает надежное заземление и рекомендуется в комплексе упражнений, связанных с накоплением и перераспределением энергии, например, в упражнениях «астрального воина» (глава 3).
Метафизика йоги описывает три канала праны: Ида, Пингала и Сушумна. Сушумна — канал, проходящий вдоль позвоночника. Каналы Ида и Пингала проходят вдоль левой и правой сторон позвоночника. Таким образом, поза «астрального воина» обеспечивает активизацию прохождения праны через эти каналы.
Индийская традиция выделяет семь основных чакр первого круга, чакры второго и третьего круга. Общее их количество равно 49. Они связаны с 72 тысячами каналов (нади), три основных мы уже указали. С точки зрения физиологии чакры представляют собой центры наиболее крупных лимфатических узлов, связанных непосредственно с эндокринной и вегетативной нервной системой (ВНС)-Каналы, по которым циркулирует биоэнергия, проецируются на нервные пути ВНС Энергетические центры (чакры) проецируются на определенные участки тела и соответствующие им органы. Они связаны с соматической системой человека на физиологическом, биохимическом и эндокринном уровнях-
Пять из семи чакр первого круга проецируются непосредственно на позвоночный столб. Две верхние чакры связаны с деятельностью головного мозга. Начиная снизу вверх, чакры идут в следующей последовательности.
Муладхара — основание позвоночника; Свадхистана — область пояснично-крестцо-
вого отдела; Манипура — область солнечного сплетения; Анахата — сердечно-аортальное сплетение; Вишудха — сплетение сонных артерий, область щитовидной железы; Аджна — соответствует узлам 3-го и 5-го черепно-мозговых нервов; Сахасрара — верхняя часть головы, связана с головным мозгом (гипофиз, гипоталамус, эпифиз). В индийской традиции часто работают с активизацией энергии в чакрах второго круга: Трикутта, Хора и Христа. При работе с энергетическими каналами существуют определенные правила дыхания. Вдох выполняется по восходящему каналу или по переднему срединному меридиану. Выдох — по нисходящему каналу, по Сушумне или по так называемым чудесным меридианам. В практике выполнения мудр и хаст идет постоянная работа с каналом позвоночника — Сушумна, передним срединным и задним срединным каналом (рис. 3), восходящими каналами рук и ног, нисходящими каналами рук и ног и чудесными меридианами.
Глава 3 Хасты и энергия
Когда нет здоровья, молчит муд- | рость, не может расцвести искусство, | не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум.
Геродот
Комплекс хаст для чакр
Для гармонизации энергии непосредственно в чакрах можно применять классические жесты — хасты по следующей схеме.
В классическом варианте Хаста Мусти (рис. 4) используется для регуляции энергии в Муладхаре (кисть сжата в кулак).
Значение хасты — мужественность, сила.
Для Свадхистаны используем Хасту Карката (руки сцеплены в замок и выпрямлены, большие пальцы свободны).
Значение — множественность проявления абсолюта (рис. 6).
Для Манипуры можно использовать Трантхитам (руки в замке) или Лингам (рис. 6) — руки в замке с максимально оттопыренным большим пальцем одной руки.
Значение Лингам Мудра — набор и конденсация энергии. Положительное действие на эндокринную и защитную (иммунную) системы организма. Используется в оздоравли-вающем комплексе мероприятий для нормализации жирового баланса.
Для Анахоты можно применять ряд мудр от Анджали (рис. 6)до хаст для одной руки (рис. 4), символизирующих раскрытие бутона,— Мукула (бутон), кончики пальцев соединены и приближаются к центру; Алападма (цветок) — руки скрещиваются, соединяются основанием ладони, пальцы максимально раскрыты (рис. 4).
На Вишудхе целесообразно использовать Хасту Шанкх (четыре пальца одной руки обнимают большой палец другой, большой палец правой руки прикасается к подушечке среднего пальца левой руки). Эта хаста больше известна под мудрой «Раковина», а мы называем ее «Ухо, горло, нос» (рис. 6).
Значение — профилактика и лечение простудных заболеваний верхних дыхательных путей, охриплость голоса, отиты, заболевания глаз. Можно воспользоваться на горловой чакре и Хастой Сикхара (максимально согнуть пальцы каждой руки и разогнуть большой палец) — поклонение богу Красоты и силы Любви (рис. 4).
Для регуляции энергий в Аджне (на месте проекции в точке Трикутта) можно использовать Анджали (рис. 4).
Значение — покой, умиротворение, благодарение, приветствие Высшего, мир в себе, принятие себя и других.
Для Сахасрары — Вистрам (рис. 4) — руки направлены ладонями друг к другу и подняты вверх.
Переход из хаеты в хасту может происходить непосредственно, но можно и через разведение рук Патока — Анджали.Не забывайте, что жест Анджали означает и приветствие. Если во время работы с хастами, мудрами иметь в руках небольшие шарики из минералов или браслеты на руках, то действие по гармонизации энергий
значительно усиливается. Можно воспользоваться приемами визуализации — звуками, соответствующими чакрам от «до» до «си» первой октавы, и цветовой характеристикой чакр (приложения 1,4).
Меридиан почек
Средний палец слегка накрывает безымянный палец. Большой палец первой фалангой прикрывает указательный палец (рис. 9). Хаста способствует повышению
жизненного тонуса, ускорению функции выделения и очищения, нормализует водный баланс.
Меридиан мочевого пузыря
Соединяются первыми фалангами средний и большой пальцы. Применяется при воспалительных заболеваниях женских и мужских репродуктивных органов, при заболеваниях почек, мочевого пузыря, простаты, уретры. Активизирует энергию Свадхистаны чакры (рис. 9).
Меридиан перикарда
Средний палец слегка накрывает безымянный палец. Большой палец первой фалангой прикрывает первую фалангу указательного пальца. Выполнение хасты активизирует канал перикарда, улучшает сердечную деятельность и систему кровообращения, гармонизирует психическое состояние (рис. 10).
Меридиан сердца
Средний палец слегка накрывает мизинец. Большой палец накладывается первой фалангой на указательный (рис. 10). Хаста активизирует энергию Анахаты и Свадхистаны чакр. Улучшает деятельность сердечно-сосудистой и мочевыделительной систем. Для укрепления миокарда следует воспользоваться хастой «Спасающая жизнь» (рис. 13).
Глава 4 Мудры Аюрведы
Помни, сын Земли, что ничто не в силах противостоять твердой воле, имеющей рычагом науку об истине.
Книга Гермеса (22 старших Аркана Таро)
Мудра Раковина
Техника выполнения
Две руки изображают раковину. Четыре пальца правой руки обнимают большой палец . левой руки. Большой палец правой руки прикасается подушечкой к среднему пальцу левой руки (рис. 6,11).
Показания
Энергетическое: восстановление 'чакры Вишудха.
Физическое: заболевания уха, горла, носа (ларингит, ринит, фронтит, фарингит, гайморит, тонзиллит, отит).
Цвет: при медитации визуализация синего цвета.
Мантра: хам-хам-хам-хам.
Нота: соль.
Архетипическое и символическое значение: хаста Шанкх, атрибут бога Шивы, руки Шанкра. Разрушение болезни. Символ змея, живущего в подземном царстве. Архе-
типический символ Вишну, космическая вибрация.
Мудра Корова
Техника выполнения
Мизинец левой руки прикасается к безымянному пальцу правой руки. Мизинец правой руки касается безымянного (четвертого) пальца левой руки. Средний (третий) палец правой руки соединен с указательным (вторым) пальцем левой руки. Средний палец левой руки — с указательным пальцем правой руки. Большие пальцы расставлены (рис. 11).
Показания
Энергетическое: восстановление элементов землии огня, гармонизация эфирного, ментального и физического тел.
Физическое:заболевание суставов, ревматизм, радикулит, ишиас, люмбаго, артрит, нарушение солевого баланса в организме.
Цвет: красный.
Мантра: вам-вам-вам-вам.
Нота: ре.
Архетипическое и символическое значение: корова — священное животное Индии. Символ первоосновы, великой матери. Шак-ти первозданных сил природы. Энергия бога Шивы. Хаста Сурабхи — символ милосердия."
Мудра Знание
Техника выполнения
Указательный палец соединен с большим пальцем. Выполняется одновременно двумя руками (рис. 6, 11).
Показания
Энергетическое: защита от энергетических вампиров. Гармонизация астрального тела. Активизация Аджны.
Физическое:заболевания сосудов, гипертония, атеросклероз, тревога, паника, Депрессия, страх, невралгия.
Цвет: синий, индиго.
Мантра: ом-ом-ом-ом-ом.
Нота: ля.
Архетипическое и символическое значение:
Джнани Мудра — символ самоуглубления. Погружение в собственный репрезентативный (внутренний) мир. Открытие Самости: «Я есмь». Мудра пробуждения, связана с Буддой, с архетипом солнечных богов. Открытие внутреннего зрения. Символ энергии, направленной вовнутрь.
Мудра Небо
Техника выполнения
Средний палец прикасается к основанию большого пальца, большой палец слегка при-
жимает согну-
тый средний. Выполняется двумя руками (рис. 12).
Показания
Энергетическое: обеспечение эталонного состояния сознания. Соединенное с высшим Я. Познание истинной самости. Состояние полной гармонии.
Физическое: заболевания головы, ушей, глаз, носа, тугоухость, атеросклероз, ларингит, ринит, тонзиллит, фарингит, фронтит.
Цвет: индиго, голубой.
Мантра: аум-аум-аум-аум.
Нота:си.
Архетипическое и символическое значение:
архетип Неба. Макрокосмос, Вселенная, высшее божество индуистского пантеона — бог Брахма
Мудра Ветер
Техника выполнения
Указательный палец подушечкой достает основание большого пальца, который слегка придерживает указательный палец. Выполняется на обеих руках (рис. 6, 12).
Показания
Энергетическое: активизация ментального тела, гармонизация элемента «воздух» в эфирном теле.
Физическое: ревматизм, тремор, дрожательный паралич (болезнь Паркинсона), мигрень, невралгия, энурез, заикание.
Цвет: синий, белый.
Мантра: хам-хам-хам-хам.
Нота: соль.
Архетипическое и символическое значение: Хаста Вайю. Архетип первоэлемента стихии Воздух, символ Брахмы. Символическое проявление жизни, движения, духа, слова.
Мудра Поднимающая
Техника выполнения
Обе ладони соединены вместе, пальцы скрещены между собой, большой палец одной руки отставлен и окружен указательным и большим пальцами другой руки (рис-6, 7, 12).
Показания
Энергетическое: мобилизация сил защиты, ускорение течения всех видов энергии. Гармонизация эфирного тела и чакры Манипура. Набор и конденсация энергии.
Физическое: заболевания эндокринной и иммунной систем, ожирение, диабет, панкреа- . тит, подагра, пневмония, инфекции, гайморит, бронхит, ОРВИ, ОРЗ, депрессия, СХУ, СПИД.
Цвет: желтый, красный.
Мантра: рам-рам-рам-рам.
Нота: ми.
Архетипическое и символическое значение: Лингам Хаста, символ энергии и жизни, Долголетие. Физическая и психическая выносливость. Символическое проявление выносливости и силы. Символ первоэлемента стихии Огонь и бога Шивы.
Мудра Спасающая жизнь
*
Техника выполнения
Указательный палец касается основания большого пальца. Подушечки большого, среднего и
безымянного пальцев соединены, мизинец выпрямлен. Выполняется на обеих руках (рис. 13).
Показания
Энергетическое: восстановление астрального тела и Анахаты чакры. Поддержание и урегулирование энергии на меридиане сердца (рис. 3). Укрепление эфирного тела.
Физическое: тревога, тоска, сердцебиение, миокардит, инфаркт миокарда, стенокардия, ишемическая болезнь сердца, кардионевроз, сердечно-сосудистая недостаточность.
Цвет: зеленый.
Мантра: йам-йам-йам-йам. Нота: фа.
Архетипическое и символическое значе~ ние: символ жизни, гармонии, равновесия, здоровья.
Мудра Жизнь
Техника выполнения
Подушечки мизинца, безымянного и большого пальцев соединены вместе, остальные выпрямлены. Выполняется на обеих руках одновременно (рис. 6,13).
Показания
Энергетическое: выравнивание энергетики всего организма. Воздействие на Манипуру чакру и эфирное тело.
Физическое: заболевание глаз, утомляемость, бессилие, СХУ, депрессия, заболевания печени и желчного пузыря.
Цвет: желтый.
Мантра: рам-рам-рам-рам.
путей, холецистит, при метеоризме, дисбакте-рио