Нейрональная основа эмоциональной коммуникации

Узнавание эмоции и продукция собственных эмоций имеют разную нейро-нальную основу. Человек узнает эмоцию по тону голоса другого человека, по его выражению лица, словам, поведению. При узнавании нейтральных событий или умеренных эмоций оба полушария равноценно участвуют в их анализе. Однако в процессе узнавания сильных эмоций большая активность обнаруживается в правом полушарии (Bryden, 1982).

Полагают, что узнавание тех или иных эмоций предопределяется разны­ми структурами мозга. Описаны больные с диагнозом “чистая словесная глу­хота” (см. главу 16), которые не могут воспринять эмоции с помощью слов,

но понимают их через интонацию голоса. Больные, имеющие опухоль га в затылочной области правого полушария, могут узнавать лица разных лю-1 дей, но не способны почувствовать их эмоции. В то же время они могут уз­навать эмоциональное состояние по тону голоса. Больным людям с повреж­дениями правого и левого полушарий предлагали фотографии с изображе­нием голодного ребенка и плачущей женщины. У людей с поврежденным правым полушарием отмечено более бедное эмоциональное сопровождение при рассматривании фотографий, что свидетельствует о низкой способно­сти понимать эмоциональное состояние других людей.

Зрительно воспринимая эмоцию другого человека, люди непроизвольно ча­стично повторяют его мимику. Это можно зафиксировать в изменении элект­рической активности соответствующих мышц. У. Дилеберг (1988) показал, что эмоциональная экспрессия воздействует на других людей не только через осоз­нание ее, но прежде всего через неосознаваемые механизмы. Согласно его дан­ным, рассматривание “счастливого” лица связано с активацией скуловой мыш­цы у наблюдателя, а предъявление “гневного” лица вызывает возбуждение мышц, отвечающих за “нахмуривание”. По-видимому, узнавание эмоций дру­гого человека связано с имитацией его состояния. За это отвечают нейроны, располагающиеся в нижней части височной коры правого полушария.

Нейрональная основа эмоциональной коммуникации - student2.ru

Экспрессия эмоций также в большей мере связана со структурами правого по­лушария. Это обнаруживается и в том, что левая сторона лица людей с правым профилем функциональной сенсомоторной асимметрии более выразительна по сравнению с правой. При искусственной улыбке выражение сильнее на левой половине лица (рис. 13.16). При естественной улыбке асимметрия равновероят­на и слева и справа (Ekman e. а., 1981). Известен случай, когда этот факт имел роковое значение. В телевизионном диспуте между Дж. Картером и Р. Никсо­ном в борьбе за президентское кресло США Дж. Картер сидел правой стороной лица к зрителям, а Р. Никсон — левой. Это привело к тому, что избиратели ви­дели все изменения эмоционального состояния у Р. Никсона и отмечали спо­койствие в ответах на все вопросы у Дж. Картера, что привело в конечном итоге к победе последнего на выборах (Хамори, 1985).

Проводилось значительное коли­чество экспериментов, в которых со­ставляли изображения из правых и левых половинок фотографий лица. Было показано, что химеры, состав­ленные из левой половины и ее зер­кального отражения, были более вы­разительны (Sackheim, Gur, 1978).

Рис. 13.16. Два лица, составленные из поло­вин улыбающегося и спокойного лица. Боль­шинство людей выбирают химерное изобра­жение, в котором улыбка представлена слева (а), как более счастливое (Levy e. а., 1983).

Исследование людей с поврежден­ным мозгом также дало многое для понимания нейрональной активнос­ти в процессе эмоциональной экс­прессии. Предполагается, что конт-

Нейрональная основа эмоциональной коммуникации - student2.ru

Рис. 13.17. Мир среди этих добрых друзей царил лишь до того момента, пока не начался опыт по изучению истоков агрессивности. По проводам, вживленным в головной мозг кошки, про­пустили электрический ток. Ярость, внезапно охватившая кошку, заставляет ее жестоко напасть на свою недавнюю подругу. После опыта кошка опять мирно жила с крысой (Тинберген, 1978).

роль лицевой экспрессии происходит на уровне мозгового ствола, тогда как высший уровень этого контроля находится в лобной доле. Доказательством служат результаты обследования неврологических больных. Повреждение продолговатого мозга вызывает паралич, известный под названием бумьбар-ный паралич. Выделяют также псевдобульбарный паралич, который обуслов­лен повреждением нервных путей между моторной корой и ядрами черепно-мозговых нервов нижнего моста и продолговатого мозга, контролирующими лицевую мускулатуру. Люди с псевдобульбарным параличом не могут произ­вольно двигать лицевой мускулатурой, но они обнаруживают автоматические эмоции, такие как зевота, кашель, прочищение горла. Они могут все делать непроизвольно и не в состоянии остановиться. Таким образом, начав зевать или прочищать горло, человек прекратит эти действия лишь после истоще­ния медиатора, участвующего в передаче такого рода возбуждений. Именно поэтому предполагается, что в лобных долях находится возбуждающее нача­ло для субкортикальных механизмов эмоциональной экспрессии.

Левополушарные повреждения не ухудшают голосовую экспрессию, по­этому больные с афазией Вернике правильно модулируют голос в соответ­ствии с настроением, хотя произносят бессмысленные выражения. Повреж­дения правого полушария ухудшают выражение эмоции голосом и мимикой.

Агрессия

Агрессивное поведение изучено подробнее, чем другие эмоции, поскольку этот тип эмоционального поведения можно достаточно просто идентифи­цировать. Выделяют три типа агрессии: нападение на другое животное или человека; защита; агрессия против животного, которое может быть пищей. Обнаружено, что нервный контроль агрессивного поведения имеет иерархическое строение. Среднемозговые структуры контролируются струк­турами переднего мозга, гипоталамусом и лимбической системой. Лимби-,

ческая система контролируется перцептивными системами. В среднем мозге за агрессивное поведение отвечают околоводопроводное серое вещество (за­щита и агрессия на жертву) и вентральная тегментальная область (нападе­ние на животных своего вида) (рис. 13.17).

Миндалевидный комплекс состоит из двух групп. Это кортикомедиаль-ные ядра, которые через stria terminalis связаны с гипоталамусом, и базола-теральные ядра, которые через более диффузный путь — амигдалофугаль-ный — проецируются в гипоталамус, преоптическую область, септальные ядра, покрышку среднего мозга и околоводопроводное серое вещество. В миндалине обнаружены рецепторы для эстрогенов и андрогенов и входы от восходящей обонятельной системы. Это предполагает ее активное участие во внутривидовой агрессии и сексуальном поведении.

Словарь

Агрессия —

эмоциональная реакция человека или животного, связанная с тремя ситуациями: нападение на другое животное или человека; защита; агрессия на животное, которое является пишей. Нервный контроль агрессивного поведения имеет иерархическое строение. Среднемозговые структуры контролируются структурами переднего мозга, гипоталамусом и лимбической си­стемой. Лимбическая система контролируется перцептивными системами. В среднем мозге за агрессивное поведение отвечают околоводопроводное серое вещество (в случае защиты и нападения на жертву) и вентральная тегментальная область (в ситуации агрессии на живот­ных своего вида).

Контроль лицевой экспрессии

осуществляется на уровне мозгового ствола, тогда как высший уровень этого контроля на­ходится во фронтальной доле коры головного мозга.

Орбитофроптальная кора

находится в основании лобных долей. Орбитофронтальная кора включена в оценку после­довательности действий. Она не прямо включена в процесс принятия решения, но обеспе­чивает трансляцию этих решений в жизнь, в конкретные чувства и поведение. Вентральные связи этой области коры с диенцефалоном и височной областью приносят ей информацию о эмоциональной значимости сигнала. Дорсальные связи с сингулярной корой позволяют ей влиять как на поведение, так и на вегетатику.

Наши рекомендации