Теоретико-методические основы диагностики и коррекции нарушений голоса
ISBN 5-7695-3089-8
Лаврова Е. В., Коптева О. Д., Уклонская Д. В., 2006 Образовательно-издательский центр «Академия», 21 Оформление. Издательский центр «Академия», 2006
ВВЕДЕНИЕ
Учебное пособие по курсу «Нарушения голоса» предназначено студентам, обучающимся по специальности «Логопедия», логопедам, работающим в системе образования и здравоохранения, профессионалам голоса.
Неуклонный рост числа нарушений голоса у детей и взрослых, большое значение голоса для общения и выполнения профессиональных обязанностей профессионалами голоса (педагогами, певцами, руководителями учреждений и т.д.) определяют необходимость изучения курса «Нарушения голоса» в системе подготовки специалистов-логопедов.
Расстройства голосовой функции могут входить в структуру дефекта при ринолалии, заикании, афазии, дизартрии, а также представлять собой самостоятельную нозологическую форму и вызываться патологическими состояниями, как на уровне самого голосового аппарата, так и в других органах и системах (в частности, дыхательной, нервной, эндокринной). В данном курсе рассматриваются такие специфические голосовые расстройства, как нарушения голоса при соматических и нервно-психических заболеваниях, при расщелинах нёба. Особое внимание уделяется гигиене фонаторного аппарата и профилактике голосовых расстройств у профессионалов голоса. Значительное место отводится нарушениям голоса в детском возрасте.
Изучение данного курса базируется на знаниях, полученных в результате освоения таких дисциплин, как «Нарушения звукопроизношения», «Ринолалия», «Анатомия и физиология детей и подростков», «Неврология», и других курсов логопедии и медико-биологических учебных предметов, а также собственных наблюдений студентов в процессе посещений коррекционных и лечебных учреждений.
Целью изучения курса «Нарушения голоса» является усвоение соответствующих понятий, фактов, закономерностей; особенностей формирования клинических и акустических проявлений, диагностики и коррекции нарушений голоса у детей и взрослых.
В содержании курса предусмотрено решение следующих задач:
получение знаний о структуре дефекта при нарушениях голоса:
- анализ причин и механизмов данного вида речевых расстройств,
- выделение психолого-педагогических критериев дифференциации основных клинических форм нарушений голосовой функции,
- формирование теоретических представлений и практических навыков коррекционной работы при нарушениях голоса;
приобретение навыков:
- обследования детей и взрослых с нарушениями голоса,
- анализа данных анамнеза и результатов комплексного обследования,
- разработки комплексной программы коррекционного психолого-педагогического воздействия,
- составления планов-конспектов индивидуальных и фронтальных логопедических занятий на разных этапах коррекционной работы,
- обоснованного выбора методических средств и приемов коррекции и компенсации нарушений голоса;
усвоение знаний:
- критериев и методов диагностики различных форм нарушений голоса,
- основных принципов и направлений коррекционной работы при этом виде нарушений,
- психологических особенностей людей, имеющих нарушения голоса,
- методов организации логопедической работы при осложненных и неосложненных формах нарушений голоса;
овладение умениями:
- планирования и организации логопедической работы с детьми и взрослыми, страдающими голосовыми нарушениями,
- организации взаимодействия в системе «логопед—воспитатель—психолог—медицинский работник—родители» в общем русле коррекционной работы,
- проведения фронтальных и индивидуальных логопедических занятий с детьми, страдающими нарушениями голоса, с учетом структуры дефекта.
Содержание курса рассматривается в шести главах пособия. В первой из них описываются анатомические основы голосообразования и голосооформления, приведены данные о развитии голоса в норме и патологии. Особое внимание уделяется методам исследования строения и функции голосового аппарата. В последующих главах даны сведения о наиболее распространенных расстройствах голоса. Во второй и третьей представлены функциональные и органические нарушения голосовой функции, а также этапы фонопедической работы, направленной на коррекцию этих расстройств. Четвертая глава посвящена описанию специфики голосовых расстройств, свойственных детскому возрасту. В этих главах, включающих рассмотрение многоплановых аспектов изучаемых вопросов, с целью определенной систематизации учебной работы выделены самостоятельные темы.
Пятая и шестая главы представляют собой целенаправленные описания конкретных проблем, и поэтому мы не сочли нужным дробить их на тематические блоки. В пятой раскрываются особенности профессионального использования голоса и даются рекомендации по предупреждению голосовых нарушений. В шестой рассмотрены специфические формы нарушений голоса при некоторых видах соматических заболеваний.
Учебное пособие снабжено тестовыми заданиями, которые позволяют оптимизировать процесс усвоения материала и облегчить изучающим данный курс и подготовку к экзаменационным испытаниям. В конце издания имеется список литературы, рекомендуемой для дополнительного изучения проблемы.
ГЛАВА 1
ГЛАВА 3
ГЛАВА 4
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К КУРСУ «НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА»
Внимательно прочитайте предложенные варианты завершения фразы (а, б, в) и выберите правильный ответ.
1. Голосовой аппарат — это:
а) центральная часть речевой функциональной системы;
б) периферическая часть речевой функциональной системы;
в) проводниковая часть речевой функциональной системы.
2. Нарушения голоса не входят в структуру дефекта при:
а) дислалии;
б) дизартрии;
в) ринолалии.
3. Наиболее физиологичным способом подачи звука является:
а) мягкая атака;
б) твердая атака;
в) придыхательная атака.
4. Могут ли изменять свою форму и объем следующие надскладочные резонаторные полости:
а) полость рта;
б) полость носа;
в) придаточные пазухи носа.
5. Рациональным способом дыхания принято считать:
а) ключичное;
б) верхнереберное;
в) нижнереберное и брюшное.
6. Согласно нейрохронаксической теории голосообразования, движения голосовых складок обусловлены:
а) волнообразным скольжением слизистой оболочки голосовых складок;
б) давлением воздушной струи во время выдоха;
в) нервными импульсами, поступающими из ЦНС по возвратному нерву.
7. Согласно миоэластической теории голосообразования, движения голосовых складок обусловлены:
а) волнообразным скольжением слизистой оболочки голосовых складок;
б) давлением воздушной струи во время выдоха;
в) нервными импульсами, поступающими из ЦНС по возвратному нерву.
8. Гортань в детском возрасте расположена:
а) на уровне IV—VI шейных позвонков;
б) на уровне IV—V шейных позвонков;
в) на уровне V—VII шейных позвонков.
9. К анатомо-физиологическим особенностям детского голосового аппарата относятся:
а) неполное окостенение хрящей гортани;
б) слаборазвитые голосовые мышцы;
в) атрофические изменения в дыхательных мышцах.
10. Высота звука — это:
а) субъективное ощущение амплитуды колебательных движений голосовых складок;
б) субъективное восприятие частоты колебаний голосовых складок;
в) длина озвученного выдоха.
11. Сила звука — это:
а) субъективное ощущение амплитуды колебательных движений голосовых складок;
б) субъективное восприятие частоты колебаний голосовых складок;
в) длина озвученного выдоха.
12. К внегортанным заместительным механизмам фонации можно отнести голосообразование, которое осуществляется за счет работы:
а) вестибулярных складок (вентрикулярная фонация);
б) складок слизистой оболочки пищевода (псевдоголос);
в) голосовых складок.
13. Характерной особенностью акустических характеристик псевдоголоса является:
а) уменьшение длительности звучания фразы;
б) понижение основного тона голоса;
в) носовой оттенок голоса.
14. При периферических парезах и параличах гортани наиболее тяжелые нарушения голоса наблюдаются при расположении голосовой складки:
а) в срединном (медиальном) положении;
б) в боковом (латеральном) положении;
в) в положении, среднем между указанными (интермедиальном).
15. Восстановление голосовой функции при периферических парезах и параличах гортани должно быть направлено на:
а) включение заместительных механизмов фонации;
б) активизацию двигательной функции гортани;
в) устранение носового оттенка голоса.
16. Наиболее распространенным профессиональным нарушением голоса является:
а) фонастения;
б) истерическая афония;
в) ринофония.
17. Основным симптомом истерической афонии является:
а) понижение основного тона голоса;
б) внезапная полная потеря голоса в стрессовой ситуации;
в) охриплость.
18. Согласно классификации нарушений голоса истерическая (психогенная) афония — это:
а) органическое периферическое нарушение голоса;
б) функциональное центральное нарушение голоса;
в) функциональное периферическое нарушение голоса.
19. Основным симптомом спастической дисфонии является:
а) напряженная, судорожная фонация;
б) увеличение времени максимальной фонации;
в) слабость мышц, участвующих в голосообразовании.
20. Фонопедические занятия по коррекции гипотонусных нарушений голоса направлены на:
а) активизацию наружных и внутренних мышц гортани;
б) включение заместительных механизмов фонации;
в) устранение избыточного напряжения мышц, участвующих в фонации.
21. Фонопедические занятия по коррекции гипертонусных нарушений голоса направлены на:
а) включение заместительных механизмов фонации;
б) активизацию наружных и внутренних мышц гортани;
в) устранение избыточного напряжения мышц, участвующих в фонации.
22. Незначительные нарушения голосовой функции наблюдаются при:
а) декомпенсированной форме хронического ларингита;
б) субкомпенсированной форме хронического ларингита;
в) компенсированной форме хронического ларингита.
23. Нагрузку на голосовые мышцы можно снизить за счет:
а) увеличения силы выдоха;
б) увеличения возвратного импеданса;
в) напряжения мышц глотки.
24. При гипертонусной дисфонии наблюдаются:
а) диплофония;
б) слабость, утомляемость голоса;
в) трудности регуляции основного тона.
25. Жалобами при гипотонусной дисфонии являются:
а) жалобы на чувство стягивания в области гортани;
б) слабость, утомляемость голоса;
в) першение, кашель.
26. Преобладающими причинами нарушения процесса мутации голоса могут быть:
а) нарушения функции эндокринной системы;
б) нарушения правил гигиены голоса;
в) заболевания верхних дыхательных путей.
27. К представителям голосовых профессий категории Б относятся:
а) вокалисты;
б) актеры;
в) педагоги.
28. Психологической особенностью больных со спастической дисфонией является:
а) повышенный уровень тревожности;
б) психастения;
в) эмоциональная лабильность.
29. Обследование детей с нарушениями голосовой функции должно включать в себя:
а) беседу с родителями;
б) осмотр оториноларинголога;
в) анализ продуктов деятельности ребенка (тетради, рисунки и т. п.).
30. Основным методом профилактики нарушений голосовой функции в детском возрасте является:
а) своевременное лечение заболеваний верхних дыхательных путей;
б) обучение правилам голосоведения и голосооформления;
в) повышение голосовой нагрузки.
Ключ к тестовым заданиям
Сопоставление ваших ответов с данной таблицей позволит понять, насколько правильным было ваше суждение.
Номер вопроса | Варианты правильных ответов | ||
А | Б | В | |
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | + | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | + | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ |
Окончание таблицы
Номер вопроса | Варианты правильных ответов | ||
А | Б | В | |
+ | |||
+ | |||
+ | + | ||
+ | + | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | + | ||
+ | + | ||
+ | + |
ЛИТЕРАТУРА
Агафонова Т.Д., Иванченко Г.Ф., Орлова О.С. Состояние психоэмоционального статуса при функциональных нарушениях голоса и корригирующая терапия. — М., 2002.
Алмазова Е. С. К вопросу о нарушениях голоса. Логопедия ; методическое наследие: пособие для логопеда и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / под ред. Л.С.Волковой. — Кн. 1. — М., 2003.
Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. - М., 2005.
Большакова С. Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление. — М., 2002.
Василенко Ю. С. Голос. Фониатрические аспекты. — М., 2002.
Вильсон Д, К. Нарушения голоса у детей. — М., 1990.
ДайнякЛ. Б. Хронические ларингиты //Заболевания гортани у детей. — М., 1982.
Детский голос / под ред. В.И.Шацкой. — М., 1970.
Дмитриев Л. Б., Телеляева Л. М., Таптапова С.Л., Ермакова И.И. Фо-ниатрия и фонопедия. — М., 1990.
Дьякова Е.А. Логопедический массаж. — М., 2003.
Егоров A.M. Гигиена певца. — М., 1955.
Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг // «Мир медицины». — СПб., 2000.
Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. — М., 1996.
Ермакова И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. — М., 1984.
Ермолаев В.Г., Морозов В.П. Руководство по фониатрии. —Л., 1970.
Ермолаев В. Г., Лебедева Н.Ф., Морозов В. П. Руководство по фониатрии. — Л., 1970.
Лаврова Е. В. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса. — М., 1984.
Лаврова Е. В. Методика восстановления голоса при некоторых нарушениях функции голосового аппарата : дис. канд. пед. наук. — М., 1974.
Лаврова Е. В. Фонопедическая терапия при парезах и параличах гортани: методические рекомендации. - М., 1977.
Левидов И. И. Болезни голоса как результат нерационального его воспитания. — Л., 1933.
Логопедия: Методическое наследие : в 5 кн. / под ред. Л. С. Волковой. — Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизноситсльной стороны речи. — Ч. I: Нарушения голоса. Дислалия. — М., 2003.
Логопедия / под ред Л. С. Волковой. — М, 2001. Максимов И. Фониатрия. — М., 1987.
Митринович-Моджеевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. — Варшава, 1965.
Орлова О. С. Нарушения голоса у детей. — М., 2005.
Орлова О. С. Система коррекционно-педагогического воздействия в процессе восстановления голоса : дис. канд. пед. наук. — М., 1985.
Орлова О. С. Система логопедической работы по профилактике и коррекции нарушений голоса у людей речевых профессий : дис. д-ра пед. наук. — М, 1998.
Панько Е. А. Психология деятельности воспитателя детского сада: учеб. пособие для пед. ин-тов. — Минск, 1986.
Работное Л. Д. Основы физиологии голоса певцов. — М., 1932.
Таптапова С. Л. Коррекционно-ледагогическая работа при нарушениях голоса. — М., 1984.
Таптапова С. Л. Восстановление звучной речи у больных после резекции гортани или ее удаления. — М., 1985.
Фалюшина Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении : пособие для руководителей ДОУ. - М„ 2003.
Шамшева Т.Е. Особенности нарушения голосовой функции профессиональных певцов при фонастении: автореф. канд. дис. — Л., 1964.
Шустер М. А. К проблеме заболеваний гортани у детей // Заболевания гортани у детей. — М., 1982.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретико-методические основы диагностики и коррекции нарушений голоса
1.1. Фонопедия как раздел логопедии
1.2.Анатомические и физиологические основы голосообразования и голосооформления.
1.3. Акустические параметры голоса
1.4. Биологические основы становления и функционирования голосового аппарата. Возрастные особенности голосовой функции
1.5.Методы исследования строения и функций голосового аппарата
1.6. Понятие о нарушении функционирования голосового аппарата. Классификация нарушений голоса
Глава 2. Функциональные нарушения голоса
2.1. Функциональные дисфонии и афонии
2.2. Гипертонусные нарушения голоса. Спастическая дисфония
2.3. Гипотонусные дисфонии. Фонастения
2.4. Функциональная афония
2.5. Коррекция функциональных дисфонии
Глава 3. Нарушения фонаторной функции органического характера
3.1. Органические нарушения голоса
3.2. Фонопедия при органически обусловленных нарушениях функции голосового аппарата
3.3.Дисфонии и афонии вследствие нарушений иннервации гортани. Нарушения голоса при периферических парезах и параличах гортани
3.4. Нарушения голоса при воспалительных заболеваниях гортани
3.5. Нарушения голоса при новообразованиях гортани
3.6. Восстановление голоса после хирургических вмешательств нагортани
3.7. Восстановление голоса после удаления гортани
3.8. Нарушения тембра голоса вследствие хирургического или травматического изменения анатомических структур гортани. Ринофония
Глава 4. Нарушения функционирования голосового аппарата у детей
4.1. Нарушения голоса у детей
4.2. Нарушения мутации
4.3. Основные направления логопедической работы по коррекции голосовых нарушений у детей в условиях образовательных учреждений
Г л а в а 5. Профессиональные нарушения голоса
Глава 6. Нарушения голоса при соматических заболеваниях
Приложение. Тестовые задания к курсу «Нарушения голоса»
Ключ к тестовым заданиям
Литература
Учебное издание
Лаврова Елена Викторовна
Коптева Оксана Дмитриевна
Уклонская Дарья Васильевна
Нарушения голоса
Учебное пособие
Редактор Е.А. Кречетова
Ответственный редактор С. А. Шаренкова
Технический редактор Е. Ф. Коржуева
Компьютерная верстка: Г. Ю. Никитина
Корректоры Э. Г. Юрга, В. И. Рейбекель
Диапозитивы предоставлены издательством
Изд. № 101112393. Подписано в печать 17,07.2006. Формат 60 х 90/16. Гарнитура «Тайме». Бумага тип. № 2. Печать офсетная. Усл. печ. л. 8,0. Тираж 3000 экз. Заказ №1718].
Издательский центр «Академия», www.acadcmia-moscow.ru
Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.004796.07.04 от 20.07.2004. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 360. Тел./факс: (495)330-1092, 334-8337.
Отпечатано в ОАО «Саратовский полиграфический комбинат». 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.
ISBN 5-7695-3089-8
Лаврова Е. В., Коптева О. Д., Уклонская Д. В., 2006 Образовательно-издательский центр «Академия», 21 Оформление. Издательский центр «Академия», 2006
ВВЕДЕНИЕ
Учебное пособие по курсу «Нарушения голоса» предназначено студентам, обучающимся по специальности «Логопедия», логопедам, работающим в системе образования и здравоохранения, профессионалам голоса.
Неуклонный рост числа нарушений голоса у детей и взрослых, большое значение голоса для общения и выполнения профессиональных обязанностей профессионалами голоса (педагогами, певцами, руководителями учреждений и т.д.) определяют необходимость изучения курса «Нарушения голоса» в системе подготовки специалистов-логопедов.
Расстройства голосовой функции могут входить в структуру дефекта при ринолалии, заикании, афазии, дизартрии, а также представлять собой самостоятельную нозологическую форму и вызываться патологическими состояниями, как на уровне самого голосового аппарата, так и в других органах и системах (в частности, дыхательной, нервной, эндокринной). В данном курсе рассматриваются такие специфические голосовые расстройства, как нарушения голоса при соматических и нервно-психических заболеваниях, при расщелинах нёба. Особое внимание уделяется гигиене фонаторного аппарата и профилактике голосовых расстройств у профессионалов голоса. Значительное место отводится нарушениям голоса в детском возрасте.
Изучение данного курса базируется на знаниях, полученных в результате освоения таких дисциплин, как «Нарушения звукопроизношения», «Ринолалия», «Анатомия и физиология детей и подростков», «Неврология», и других курсов логопедии и медико-биологических учебных предметов, а также собственных наблюдений студентов в процессе посещений коррекционных и лечебных учреждений.
Целью изучения курса «Нарушения голоса» является усвоение соответствующих понятий, фактов, закономерностей; особенностей формирования клинических и акустических проявлений, диагностики и коррекции нарушений голоса у детей и взрослых.
В содержании курса предусмотрено решение следующих задач:
получение знаний о структуре дефекта при нарушениях голоса:
- анализ причин и механизмов данного вида речевых расстройств,
- выделение психолого-педагогических критериев дифференциации основных клинических форм нарушений голосовой функции,
- формирование теоретических представлений и практических навыков коррекционной работы при нарушениях голоса;
приобретение навыков:
- обследования детей и взрослых с нарушениями голоса,
- анализа данных анамнеза и результатов комплексного обследования,
- разработки комплексной программы коррекционного психолого-педагогического воздействия,
- составления планов-конспектов индивидуальных и фронтальных логопедических занятий на разных этапах коррекционной работы,
- обоснованного выбора методических средств и приемов коррекции и компенсации нарушений голоса;
усвоение знаний:
- критериев и методов диагностики различных форм нарушений голоса,
- основных принципов и направлений коррекционной работы при этом виде нарушений,
- психологических особенностей людей, имеющих нарушения голоса,
- методов организации логопедической работы при осложненных и неосложненных формах нарушений голоса;
овладение умениями:
- планирования и организации логопедической работы с детьми и взрослыми, страдающими голосовыми нарушениями,
- организации взаимодействия в системе «логопед—воспитатель—психолог—медицинский работник—родители» в общем русле коррекционной работы,
- проведения фронтальных и индивидуальных логопедических занятий с детьми, страдающими нарушениями голоса, с учетом структуры дефекта.
Содержание курса рассматривается в шести главах пособия. В первой из них описываются анатомические основы голосообразования и голосооформления, приведены данные о развитии голоса в норме и патологии. Особое внимание уделяется методам исследования строения и функции голосового аппарата. В последующих главах даны сведения о наиболее распространенных расстройствах голоса. Во второй и третьей представлены функциональные и органические нарушения голосовой функции, а также этапы фонопедической работы, направленной на коррекцию этих расстройств. Четвертая глава посвящена описанию специфики голосовых расстройств, свойственных детскому возрасту. В этих главах, включающих рассмотрение многоплановых аспектов изучаемых вопросов, с целью определенной систематизации учебной работы выделены самостоятельные темы.
Пятая и шестая главы представляют собой целенаправленные описания конкретных проблем, и поэтому мы не сочли нужным дробить их на тематические блоки. В пятой раскрываются особенности профессионального использования голоса и даются рекомендации по предупреждению голосовых нарушений. В шестой рассмотрены специфические формы нарушений голоса при некоторых видах соматических заболеваний.
Учебное пособие снабжено тестовыми заданиями, которые позволяют оптимизировать процесс усвоения материала и облегчить изучающим данный курс и подготовку к экзаменационным испытаниям. В конце издания имеется список литературы, рекомендуемой для дополнительного изучения проблемы.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА
1.1.Фонопедия как раздел логопедии
Голос как структурный компонент экспрессивной речи, акустический и биологический феномен, инструмент профессиональной деятельности • Основные закономерности функционирования голосового аппарата • Фонопедия как раздел логопедии • История возникновения и развития фонопедии
Человеческий голос — явление уникальное как акустический феномен и анатомо-физиологический продукт, а также как фактор величайшего социального значения (Максимов И., 1987). Голос не только представляет собой результат взаимодействия дыхательной, эндокринной, нервно-мышечной систем человека, но и служит свидетельством их патологических состояний, отражающихся в изменении его акустических параметров.
Совокупность высказанных положений позволяет рассматривать голос как идентификационную и диагностическую категорию. По голосу человека возможно определить размеры его тела, особенности телосложения, пол, возраст, физическое и эмоциональное состояние, социальное положение и этническое происхождение.
В латинском языке от глагола «sonare» ('звучать') произошло слово «персона», что первично означало маску, которой в античные времена актеры закрывали лицо, а в настоящее время обозначает понятие «личность». В немецком языке от слова «stimme» ('голос') произошло «Stimmung» ('настроение').
Идентификационные качества голоса были известны и использовались еще в Древней Греции. В паспорте граждан Греции наряду с указанием на пол, рост, цвет волос и глаз содержались сведения об особенностях звучания голоса. В настоящее время идентификационные качества голоса используются в работе силовых министерств как своеобразные коды доступа. Компьютерный анализ аудиозаписей позволяет не только выявлять «владельца» голоса, но и определять его физическое и психическое состояния.
Голосовая функция представляет собой особую социальную категорию и проявляется как звуковая основа экспрессивной речи и как певческий дар.
Для представителей многих профессий голос становится основным орудием труда, инструментом, потеря или порча которого могут коренным образом повлиять на социальный статус человека, ограничить возможности его самореализации. Помимо утилитарного значения голос имеет определенную эстетическую ценность, сферами применения которой являются вокальное и театральное искусства.
На различных этапах жизни голос имеет для человека разное значение. В момент рождения крик ребенка становится первым свидетельством его появления на свет и доказательством включения важнейшей жизненной функции — дыхания. В период раннего детства голос еще не обладает ярко выраженными индивидуальными характеристиками и приблизительно идентичен у мальчиков и девочек.
В подростковом возрасте изменения голоса сопровождают половое созревание. Именно с этого момента голос приобретает ярко выраженные индивидуальные черты. Постепенно благодаря голосу человек обретает широкие возможности передачи информации, выражения эмоционального состояния; голос может стать его профессиональным инструментом и основным орудием труда.
Звучание голоса проявляется в разных формах:
- непроизвольной, в виде крика, стона;
- разговорной, как средство озвучивания и обеспечения речевой коммуникации;
- певческой, которая отличается от разговорной формы большим диапазоном по высоте и по силе звучания, обладает особыми эстетическими качествами;
- промежуточной между разговорным и певческим голосом является ораторская форма, которая широко реализуется в профессиональной деятельности политиков, преподавателей, учителей.
Такое многообразие характеристик голоса в условиях нормы и вариативность патологических изменений, проявляющихся как акустически, так и анатомически, предопределяют социально значимый характер фонации, делают ее предметом изучения многих отраслей научного знания.
С точки зрения акустики голос рассматривается как звук, с точки зрения биологии и биофизики — как продукт деятельности организма, с точки зрения вокального искусства — как эстетический продукт, с точки зрения психологии — как показатель, отражающий эмоциональное состояние человека; различные варианты нарушений голоса являются предметом исследования в медицине, в частности фониатрии. В последнее время голос как инструмент воздействия на человека становится предметом активного интереса в области PR-технологий.
Особой интегративной областью изучения голоса и методов его педагогической коррекции при органических и функциональных нарушениях является специальная отрасль логопедии — фонопедия.
Фонопедия — раздел логопедии, предусматривающий воспитание навыков правильного голосоведения с помощью педагогических приемов при постоянной активизации мышечного аппарата гортани с минимальной на него нагрузкой (Лаврова Е. В., 1975).
Предметом фонопедии являются нарушение голосовой функции и коррекционно-педагогические условия ее восстановления. Объектом — процесс, отражающий отклонения в развитии голосового аппарата или в его функционировании.
Специфическое направление фонопедии — педагогическое сопровождение людей, использующих голос профессионально (актеров театра и кино, вокалистов, педагогов и др.).
Фонопедия исторически является структурным компонентом фониатрии — науки, изучающей физиологию голосового аппарата, лечение и предупреждение его заболеваний, и развивается совместно с ней.
Вопросы и задания
1. Определите основные сферы применения голоса и формы его использования.
2. В чем состоит социальное значение голосовой функции?
3. Являются ли логопеды профессионалами голоса?
4. Сформулируйте, в чем заключаются задачи и основные направления работы логопеда-фонопеда.
5. Составьте список профессий, представители которых используют голос профессионально. Определите профессии с наиболее высокими требованиями к качеству голоса.
6. Запишите в тематический словарь определение «фониатрия», а также содержание объекта и предмета фонопедии.
1.2. Анатомические и физиологические основы голосообразования и голосооформления
Строение и механизмы функционирования голосового аппарата • Компоненты фонации — голосообразование и голосооформление • Дыхание как энергетическая база фонации. Физиологическое и фонационное дыхание. Типы дыхания • «Опора» звука, «атака» звука • Теории голосообразования
Учитывая многоплановость использования и многообразие форм проявления голоса, можно предположить, что его материальной основой должен быть невероятно сложный по строению анатомический инструмент, способный обеспечить вариативность силы, тональности, богатство индивидуальных оттенков. Однако голосовой аппарат не имеет собственной системы органов, т.е. органов, специально и исключительно предназначенных для продуцирования голоса.
С анатомо-физиологической точки зрения голосовой аппарат человека практически не отличается от голосового аппарата всех млекопитающих. Столь важная в социальном плане функция, как голос, оказывается лишь побочным продуктом работы дыхательной системы. Это утверждение достаточно просто проверить, проанализировав те ощущения, которые мы испытываем при произнесении любого звука или слова. Такое наблюдение подтверждает, что полноценный голос рождается в момент форсированного выдоха, в ходе которого из организма выводятся отработанные газообразные продукты обмена. Именно выдох дает ту энергию, которая, многократно преобразуясь, достигает слухового анализатора в виде звуковой волны.
Голосовой аппарат является частью респираторной системы, и его функционирование, как в норме, так и при патологических состояниях подчиняется общим закономерностям ее работы и осуществляется при непосредственном участии центрального и периферического отделов нервной системы. Органы голосового аппарата состоят из различных тканей — костей, хрящей, сухожильных элементов грудной клетки, слизистой оболочки дыхательных путей, системы гладких и поперечнополосатых мышц, богатой сети двигательных и чувствительных нервных волокон.
Работа фонаторного механизма подчиняется закономерностям двигательной условно-рефлекторной функции, действующей на различных уровнях центральной нервной системы (Максимов И., 1987).
Фонация — сложный психофизиологический акт, который формируется из функциональных составляющих — голосообразования и голосооформления.
Голосообразование — это компонент фонации, в результате которого достигается основная цель — производится гортанный звук.
Голосообразование совершается непосредственно в гортани, как уже отмечалось, путем сложного взаимодействия энергии выдоха и сокращения тканей голосовых складок.
Голосооформление — компонент фонации, в ходе которого первичный гортанный звук преобразуется и оформляется в акустический продукт, имеющий индивидуальные, присущие конкретному субъекту характеристики (тембр).
Для анализа механизма возникновения и распространения звуковой волны работу голосового аппарата как части дыхательной системы удобно рассматривать как некий духовой инструмент, в котором есть меха (легкие), нагнетающие воздух; мембрана (голосовые складки гортани), которые, подобно струне, совершают колебания и рождают звук, и резонаторы — глотка, полость рта, околоносовые пазухи, усиливающие одни и гасящие другие виды звуковых волн.
Непосредственным источником звука является гортань. Ее голосовые складки (колеблющиеся струны) уникальны по своей структуре.
Современные исследования обнаружили, что голосовая мышца — единственная в человеческом организме, которая может совершать движения в трех проекциях за счет того, что ее волокна расположены в форме растянутой спирали, состоящей их тончайших волокон, сплетенных в косичку. Благодаря этому голосовая мышца одновременно совершает колебания, как всей своей массой, так и отдельными ее частями со скоростью от 50 до 1500 колебаний в секунду.
Перед началом голосообразования голосовые складки смыкаются, напрягаются. Воздух выдоха с силой давит на них снизу из подскладочной области или преддверия гортани, под его давлением благодаря собственной эластичности голосовые складки начинают колебаться и <