Потребность в получении полезного знания
Это потому, что человек, даже если он верит, что Мухаммад - Посланник
Аллах, и что Коран - это истина, обычно нуждается в знаниях о том, что принесет ему пользу и навредит ему. Он нуждается в знаниях относительно того, что ему было поручено делать и что было запрещено делать в более тонких аспектах и в тех областях, о которых он не знает. [Кроме этого, мы находим, что] то, что он знает, он по большей части не воплощает в практику!
Предполагая, что все приказы и запреты, содержащиеся в Коране и Сунне,
достигли его, тогда Коран и Сунна содержат законы, которые являются общими и универсальными, и которые нельзя подстраивать под специфику каждого отдельного человека, и следование которым было заповедано всем людям – по причине их нужды в руководстве к прямому пути.
Руководство к прямому пути включает в себя все следующие вопросы: знать, что Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) пришел с подробностями, узнать, что пришло в качестве приказов и запретов, заботиться о том, чтобы действовать согласно знаниям. Человек не достигнет верного пути, если не будет действовать согласно знанию.
Вот почему Господь сказал Своему Пророку касаемо Худайбийского договора:
«Воистину, Мы даровали тебе явную победу, чтобы Аллах простил тебе грехи, которые были прежде и которые будут впоследствии, чтобы Он довел до конца Свою милость к тебе и провел тебя прямым путем». (48:1-2)
И Аллах почтил Мусу и Харуна:
«Мы даровали им Ясное Писание и повели их прямым путем». (37:117-118)
Мусульмане порой отходят от того, что приказано Аллахом относительно знаний, убеждений и действий, будучи согласными с тем, что пророчество Мухаммада – истина и Коран – истина. Если бы они все достигли и полноценно познали руководство к прямому пути, то они никогда не отошли бы от истины. Если бы они руководствовались знанием в подобных вопросах, они бы, несомненно, выполнили то, что приказано выполнять, и оставили бы то, что им было запрещено. Что касается тех, кого Аллах направил из этой общины к богобоязненности, то большой причиной была их мольба к Аллаху:
«Веди нас прямым путем» (1:6).
В каждой молитве вместе со знанием и их постоянной потребностью в Аллахе, который ведет их на прямом пути. Поэтому из-за того, что они постоянно обращаются с этой мольбой и признают свою постоянную потребность в своем Господе, они стали приближенными к Аллаху.
Сущность жизни сердца
Знайте, что жизнь сердца – это больше, чем просто ощущение, движение
и намерение, или чем просто одно из знаний и способностей относительно своего сердца, больше, чем какое-то умение, как отметила группа обладателей знанием. Они сказали:
«Физическое существование сердца -- это условие существования знания, намерения и способности выполнять действия по выбору. Ведь каждое существо способно выполнять какие-то действия, только пока оно живо физически. Однако духовная жизнь сердца проявляется в более широких понятиях. Существительное «скромность» происходит от «жизни», поэтому живое сердце -- и его хозяин тоже жив – и он имеет скромность, которая мешает ему совершать скверные и презренные поступки, потому что в скромности сердца лежит его иммунитет от этих видов действий.
Вот почему Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Стыдливость (скромность) – от веры»,
Вот почему на человека явно влияют презренные деяния, и у него должно быть намерение в сердце, позволяющее ему противиться дурному.
Иначе сердцем он не жив, и поэтому не имеет скромности и, следовательно, веры, которая сдерживает его от зла. Итак, если сердце живое, и человек умирает в телесном смысле, то смерть души заключается не в факте смерти тела».
Вот почему Всевышний Аллах сказал:
«Не говорите о тех, кто погиб на пути Аллаха: «Мертвецы!» Напротив, они живы, но вы не ощущаете этого». (2:154)
«Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа,» (3:169)
«Каждая душа вкусит смерть, но только в День воскресения вы получите вашу плату сполна. Кто будет удален от Огня и введен в Рай, тот обретет успех, а земная жизнь - всего лишь наслаждение обольщением». (3:185)
«Воистину, ты смертен, и они смертны» (39:30)
«Он - Тот, Кто дарует вам жизнь, затем умерщвляет вас, а затем вновь оживляет. А человек, воистину, неблагодарен». (22:66)
Поэтому утверждается, что смерть – это не то, что подразумевается под «смертью» в отрицательном смысле. Отрицательный смысл – это гибель души. Еще под одним смыслом приходит сравнение смерти со сном:
«Аллах забирает души в момент смерти, а ту, которая пока не умирает, - во время сна. Он удерживает ту, которой предопределил смерть, а другую отпускает до определенного срока. Воистину, в этом - знамения для людей размышляющих». (39:42)
Есть также много хадисов, где смерть сравнивается со сном, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), говорил, например: «С именем Твоим, о Аллах, я живу и умру», и приводить все эти хадисы нет нужды.
Важное правило, извлекаемое из этого вопроса – это необходимость поддерживать жизнь своего сердца, сохранять свою душу от всего порочного, и выстраивать свое намерение на благие деяния (прим. переводчика).