К желательному же поклонению относится чтение Корана, постоянное поминание Аллаха, совместное повторение и изучение полезного знания и тому подобное.

К запретным для языка действиям относится произнесение всего, что ненавистно Аллаху и Его посланнику ﷺ, например, произнесение нововведений, противоречащих тому, с чем Аллах направил к нам Своего Посланника ﷺ, призыв к ним, приукрашивание их и попытки утвердить их. Сюда же относится клевета и поношение мусульманина, нанесение ему обид любыми словами, а также ложь, лжесвидетельство, возведение навета на Аллаха без знания – на это наложен наиболее строгий запрет.

К нежелательным для языка действиям относится произнесение того, от произнесения чего лучше отказаться, чем произносить его, хотя оно и не влечет за собой наказания.

Наши праведные предшественники разошлись во мнениях относительно дозволенных слов: равносильно ли для языка произнесение их и отказ от их произнесения? У них два мнения на этот счет, упомянутые Ибн Мунзиром и другими. Первое мнение: всё, что произносит язык, становится доводом либо в его пользу, либо против него, и не бывает слов, которые не становятся доводом ни в его пользу, ни против него.

В качестве доказательства сторонники этого мнения приводят известный хадис: «Все слова потомка Адама – довод против него, а не в его пользу, за исключением того, что относится к поминанию Аллаха и угодного Ему» (Ибн Маджа; ат-Тирмизи).

Также они приводят в качестве довода то, что все слова человека записываются, и при этом известно, что записывается только благое и скверное.

Другая же группа сказала, что существуют разрешенные слова, произнесение которых не становится доводом ни в пользу человека, ни против него – как и в движениях, совершаемых органами тела.

Они сказали: «Причина этого в том, что со многими словами не связаны ни веления, ни запреты, соответственно, они относятся к категории разрешенных».

В действительности же произносимым словам не свойственно равновесие: они непременно перевешивают в ту или иную сторону, потому что язык не подобен остальным органам тела: «Когда потомок Адама просыпается утром, все органы упрекают язык, говоря: «Бойся Аллаха, ибо, поистине, мы зависим от тебя, и если ты станешь придерживаться прямоты, то и мы станем придерживаться прямоты, а если ты отклонишься от правильного, то и мы отклонимся от правильного» («Сахих Сунан ат-Тирмизи», 1962).

И чаще всего будут ввергать людей в Огонь лицом вниз именно за то, что делали их языки.

Таким образом, все, что произносит язык, либо относится к тому, что угодно Аллаху и Его Посланнику ﷺ, либо нет. Если оно относится к этой категории, то оно перевешивает, а в противном случае происходит противоположное.

Это в отличие от движений других органов тела, поскольку обладатель их получает пользу от движения ими, которое относится к разрешенному, то есть имеет место равновесие, поскольку это приносит ему отдохновение и пользу, и ему разрешено использовать их для того, что приносит ему пользу и не вредит ему в мире вечном. Что же касается движений языка, не приносящих пользы, то они могут быть иначе как приносящими вред.

Кто-то может сказать: мол, язык может приносить то, в чем заключается мирская польза, то есть имеет место равновесие, и постановление Шариата в отношении этих движений языка должно быть соответствующим.

Ответить можно следующим образом: «Произнесение подобных слов, когда в них есть потребность, делает их перевешивающими, а произнесение их, когда в них нет потребности, - напротив, не приносит пользы, а значит, такие слова становятся доводом против произносящего их».

Также кто-то может сказать: мол, если в действиях может иметь место равновесие, то то же самое можно сказать и о движениях языка, поскольку они являются средством, а постановление в отношении средства должно быть таким же, как и постановление в отношении его цели.

Ответ таков: это не обязательно так. Бывает, что нечто является разрешенным и даже обязательным, а средство при этом нежелательно. Например, исполнение обета, представляющего собой какое-нибудь проявление покорности Аллаху: его исполнение обязательно, притом что средство – обет – является нежелательным.

То же самое касается нежелательной клятвы: ее исполнение обязательно с последующим искуплением. Также обращаться к творениям с просьбами в случае потребности нежелательно, однако человеку дозволено пользоваться тем, что он получает в результате этих просьб.

Подобных примеров можно привести очень много. Бывает, что средство содержит в себе нечто скверное, что делает его нежелательным или запретным, тогда как достигаемая с помощью этого средства цель не является ни запретным, ни нежелательным.

См. «Мадаридж ас-саликин»

ПОКЛОНЕНИЕ СЛУХА

Раб Аллаха обязан сосредоточенно внимать тому, что вменил в обязанность Аллах и Его посланник ﷺ. Это внимание Исламу, вере и связанным с ними обязанностями а также внимание чтению Корана во время молитвы, когда имам читает аяты вслух, а также внимание пятничной проповеди, согласно наиболее правильному из двух мнений ученых в этом вопросе.

И ему запрещается слушать то, что является неверием и нововведением, за исключением тех случаев, когда польза от внимания им перевешивает вред: например, внимающий может опровергнуть услышанное или засвидетельствовать против произносящего его, или же его собственная вера или же Сунна укрепится через познание их противоположностей – неверия и нововведений, и так далее.

Сюда же относится и подслушивание секретов того, кто бежит от тебя со своими секретами, не желая раскрывать их тебе, если только речь не идет о праве Аллаха, соблюдение которого обязательно, или об обиде мусульманина, когда требуется дать благой совет и предостеречь.

Сюда же относится внимание голосам посторонних женщин, чьи голоса могут стать искушением, если только в этом нет необходимости, коей может быть, например, свидетельство, заключение сделки, дача фетвы, судебная тяжба, лечение и тому подобное.

То же самое можно сказать и о внимании музыкальным инструментам… При этом услышавший их звук не обязан закрывать уши, если у него не было намерения слушать, если только он не опасается, что станет прислушиваться и слушать внимательно, - в этом случае он обязан избегать внимания им дабы перекрыть пути к запретному.

Наши рекомендации