Анализ результатов экспериментальной работы

Заключительный этап исследования содержит анализ результатов исследовательской работы по применению танцевально-двигательной терапии как средства формирования толерантного отношения детей к сверстникам с ОВЗ, а также выводы по результатам проделанной работы. Оценка эффективности применяемых средств активизации толерантного отношения у детей дошкольного возраста показывает, что в связи с её внедрением происходит непосредственная реализация интегрированного и инклюзивного обучения.

Наиболее значимым для нашего исследования является констатация следующего факта: применение танцевально-двигательной терапии как средства формирования толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ привело к изменению начального (выявленного в ходе констатирующего этапа) уровня сформированности толерантного отношения у детей дошкольного возраста. Так, например, в экспериментальной подгруппе №2, высокий уровень сформированности толерантного отношения был выявлен у 2 детей, после формирующего этапа их число увеличилось до 3 человек. Количество детей с выявленным средним исходным уровнем сформированности толерантного отношения увеличилось с 4 до 6 человек. Число детей с низким исходным уровнем толерантного отношения снизилось с 4 до 1 человека (за счёт перехода некоторых учащихся на более высокий уровень развития толерантного отношения).

В контрольной подгруппе №1, в которой не проводился формирующий этап, динамика развития толерантного отношения минимальна: высокий уровень сформированности толерантного отношения был выявлен у 3 детей, после контрольного этапа их число не увеличилось. Количество детей с выявленным средним исходным уровнем сформированности толерантного отношения увеличилось с 3 до 4 человек. Число детей с низким исходным уровнем толерантного отношения снизилось с 3 до 2 человек.

Таким образом было установлено, что при непосредственном вовлечении детей в совместную развивающую деятельность, развивается интерес и потребность детей во взаимодействии. Дети чаще стали улавливать переживания, эмоции, проявляли сочувствие, старались оказать помощь, поддержать. Это помогло создать в группе более доверительные отношения. Следует добавить, что познание собственного тела дает представление о собственной идентичности, помогает правильно реагировать на контакт с детьми с ОВЗ, дает возможность проявлять эмпатию.

Заключение

На основе проведенного исследования было установлено, что для применения в психолого-педагогической деятельности танцевально-двигательной терапии с целью формирования толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ необходимо соответствующим образом организовывать систему работы по трем критериям: провести организацию инклюзивной среды, формировать толерантность одновременно с развитием высших психических функций, приобщать родителей к процессу формирования толерантности.

Для формирования толерантности у детей дошкольного возраста, где нормативно развивающиеся дети и дети с ОВЗ осуществляют первый опыт совместной деятельности, должна быть грамотно организована инклюзивная развивающая среда дошкольного учреждения, которая оснащена материально-технической, методологической, информационно-методической и психологической базой.

Так же отметим, что в большей степени, на формирование толерантности влияют детско-родительские отношения. Поэтому очень важен положительный личный пример в ситуациях, требующих проявления толерантности.

Успешная инклюзия детей с ОВЗ в коллективы нормативно развивающихся сверстников возможна только при качественном изменении уровня развития толерантного отношения у детей.

Формирование всех компонентов толерантности (когнитивный, эмоциональный, поведенческий и мотивационный) идет одновременно с развитием высших психических функций. Танцевально-двигательная терапия, воздействуя на психомоторное развитие вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций.

Развивающая работа, направленная на развитие психомоторного компонента, включает в себя дыхательные гимнастики, глазодвигательные гимнастики, упражнения на мелкую и крупную моторику, массажи, упражнения на межполушарное взаимодействие, растяжки, релаксации. Позволяет познать свое тело, снять психомоторное напряжение, обучить основам саморегуляции, развивать эмоции и навыки общения. Таким образом, обеспечивая развитие когнитивной, эмоциональной, поведенческой, мотивационной сферы.

Кроме того, было установлено, что такие занятия создают в группе доверительные отношения, формируют готовность к взаимопомощи и сочувствию, учат способам реагирования на неблагополучие сверстника, стремлению оказать помощь, поддержку и внимание в реальных ситуациях взаимодействия, проявлению симпатии.

Положительные результаты подтверждают эффективность в применении именно танцевально-двигательной терапии как одного из методов арт-терапии для повышения уровня развития толерантного отношения у детей дошкольного возраста к сверстникам с ОВЗ.

Список литературы

1. Аксенов А.А. Организация развивающей личностно – ориентированной среды для детей – Коломна., 2008.

2. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. Программа «Детство»//Дошкольная педагогика.№14 – М., 2011

3. Баглай В.Е. Этническая хореография народов мира: учебное пособие. – М.: Феникс, 2007. – 405.

4. Бардиер Г.Л. Смысловые подходы к определению толерантности: Автореф. Дис. Д-ра психолог. Наук. – СПб., 2007.

5. Баскаков В.Ю. Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированным практикам. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2014 – 224.

6. Баскаков В.Ю. Хрестоматия по телесно – ориентированной психотерапии и психотехнике. – М.:Институт общегуманитарных исследований, 2016. – 160 с.

7. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность. – М.; Воронеж, 2011.

8. Вашкевич Н.Н. История хореографии всех веков и народов – СПб.: Издательство «Лань», Издательство «Планета Музыки», 2009. – 192.

9. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. – М.,1956.

10. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5 – 7 лет). – М.: Национальный книжный центр, 2014. – 136.

11. Гиршон А.Е., Козлов В. В., Веремеенко Н. И.. Интегративная танцевально-двигательная терапия. М., 2005 — 301.

12. Гренлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. – СПб.: Речь,2011. – 228 с.

13. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг развития креативности. – Москва: Азбука, 2010. – 378 с.

14. Ильинская Е.А. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средтвами социально – культурной деятельности: Дис. Канд. Пед.наук. – СПб.,2009.

15. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 1997.

16. Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми: 1,2ч. – М.: Айрис – пресс, 2015. – 416.

17. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. – М.: «Когито-центр»,2014.

18. Копытин А.И.Современная клиническая арт-терапия: Учебное пособие. – М.: «Когито-центр»,2015.

19. Копытин А.И. Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. Отечественный и зарубежный опыт. – М.: «Когито-центр»,2012.

20. Копытин А.И. Техники телесно – ориентированной арт - терапии. – М.: Психотерапия,2011. – 128.

21. Конышева Е.А. Формирование гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры – драмматизации: Дис. Канд.пед.наук. – Пермь,2006.

22. Крушельницкая О.И. Психологические условия формирования толерантности у младших школьников//Начальная школа плюс ДО и после.№2. – М.,2009.

23. Лоуэн А. Психология тела – М.:Корвет,2015 – 224 с.

24. Лошакова И.И., Ярская – Смирнова Е.Р.Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей – инвалидов/Социально – психологические проблемы образования нетипичных детей. - Саратов,2006.

25. Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л., Никольская О.С., Кукушкина О.И. Специальный Федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции//Дефектология.№1 – М.,2009.

26. Малкина - Пых И.Г. Телесная терапия. Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2007. – 752с.

27. Мамайчук И.И.Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2008. – 224 с.

28. Никитин В.Н. Арт-терапия: учебное пособие. – М.: «Когито- Центр»,2014.

29. Никитин В.Н. Пластикодрама: Новые направления в арт-терапии. – М.: «Когито- Центр»,2003. – 183.

30. Никитин В.Ю. Мастерство хореографа в современном танце: Учебное пособие. – М.: Российский университет театрального искусства – ГИТИС,2011. – 472.

31. Нищева Н.В. Специальное и инклюзивное образование в современном детском саду. Сборник материалов из опыта работы. – СПб.:ООО «Издательство «Детство – пресс», 2015. – Вып.1. – 240.

32. Олпорт Г. Природа убеждения//Век толерантности.№6 – М.,2003.

33. Розен М.. Сью Бренер. Работа с телом. Доступ к бессознательному через прикосновение. – М.: Психотерапия,2013. – 144.

34. Розен М.. Сью Бренер. Розен – метод: Движение и работа с телом. – М.: Психотерапия, 2010. – 160.

35. Семаго Н.Я. Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов/ Под научн. Ред. Семаго М.М. – М.: ТЦ Сфера,2012. – 128.

36. Семаго Н.Я. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу. Психологическая наука и образование. №1,2011. - 59.

37. Сиротюк А.С. Воспитание ребенка в инклюзивной среде. Методика, диагностика. – М.: ТЦ Сфера,2014. – 128.

38. Сиротюк А.С. Критерии толерантности. - Вестник ТГУ. Вып.3, 2011 – 201.

39. Сиротюк А.С. Профессиональная деятельность психолога по формированию толерантности у детей дошкольного возраста в условиях инклюзивной развивающей среды:Дис. Канд.психолог.наук – Тверь,2012.

40. Соколова Е.В. Психология детей с задержкой психического развития. Учебное пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2009. – 320.

41. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими:тренинг толерантности. – М.,2000.

42. Спицына О.А. Психологические условия формирования когнитивного и поведенческого компонентов толерантности у младших школьников в образовательной среде: Дис. Канд.психол.наук. –Казань,2006.

43. Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 167.

44. Староверова М.С., Кузнецова О.И. Психолого – педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально – волевой сферы. – М.: Владос,2014. – 143.

45. Суворов А.В. Инклюзивное образование и личностная инклюзия//Психологическая наука и образование.2011.№3. – с.27-31.

46. Фельденкрайз М. Осознание через движение двенадцать практических уроков/Пер. с английского – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2014 – 224 с.

47. Хавилер Д.С. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки. – М.: Изд-во «Новое слово», 2007. – 111.

48. Хаас Ж.Г. Анатомия танца. – Минск: Попурри, 2011. – 200 с.

49. Ходоров Д. Танцевальная терапия и глубинная психология: Движущее воображение/Пер.с англ. – М., «Когито-Центр»,2009.-221 с.

50. Цветкова Л.С. Концептуальный аппарат нейропсихологии детского возраста/Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. – М.;Воронеж,2001.

Наши рекомендации