Страшный судъ,- надо представить
ВОПРОСЫ
ДЛЯ ИСПОВЁДИ
Или
ПОДРОБНАЯ
ИСПОВЁДЬ ПО ГРЁХАМЪ,
ЗА КОТОРЫЕ
БУДЕТЪ ОТВЁЧАТЪ ДУША НА
ПОСМЕРТНЫХЪ МЫТАРСТВАХЪ
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
(+++ДЛЯ ВЗРОСЛЫХЪ+++)
+
++++
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
+
+
ПОСЛЁДОВАНIЕ НЕМАЛОВАЖНОЕ!!!
СОВЁСТЬ СВОЮ НАДО БУДИТЬ!
Когда-то,- впервые столкнувшись съ нёкоторыми «нескромными» вопросами въ подобныхъ сей книжицахъ, касающихся личной грёховной жизни человёческой, намъ было трудно понять,- и принять,- зачёмъ исповёдовать так\е подробности,- о которыхъ и вспоминать то,- стыдъ и срамъ,- не то что произнести вслухъ,- тёмъ болёе передъ кёмъ-то, а тёмъ паче предъ священникомъ. -Прежде всего с\е касалось блудныхъ грёховъ. -Ну сказалъ, напримёръ, общими словами,- согрёшалъ блудными грёхами,- или извращен\ями содомскими,- и вполнё достаточно,- ведь искреннё признаю, что виноватъ!
- А на вопросъ,- а какъ согрёшалъ,- уже у многихъ и языкъ отвётить не поворачивается,- неловко и стыдно. -Конечно же, грёшить намъ было гораздо легче,- чёмъ каяться,- ведь прятались же отъ людей для сего,- не при людяхъ творили,- забывая о Богё,- который видитъ все и вездё! А на Судё предъ Господомъ каково стоять будетъ,- если здёсь мы с\и грёхи ,- не только не отставимъ прочь,- но и имёя возможность чистосердечно покаяться и быть прощенными по великому милосерд\ю Бож\ю,- не возпользуемся симъ!?
-Хорошо если кающ\йся внутри себя дёйствительно осознаетъ,- что именно вмёняется человёку во грёхъ,- и за что онъ будетъ очень строго отвёчать на Страшномъ Судё Бож\емъ,- и мысленно онъ себя за всё осознанные имъ грёхи винитъ и кается. -Но для сего надо опять же знать,- въ чемъ именно надобно разкаяться, - и за что именно будетъ неразкаянной душё послё ея преставлен\я ко своему Творцу наказан\е.
-А если объ «этомъ» нигдё,- какъ огрёхахъ въ деталяхъ не говорится,- то и наше покаян\е носитъ поверхностный характеръ,- безъ глубокаго осознан\я всей тяжести своего паден\я…- Отъ того и мног\е подобные грёхи опять и опять повторяются,- опять такъ же общими словами исповёдаются,- и такъ мног\е даже годы,- душа не изправляется,- а наоборотъ,- грёхъ все болёе усугубляется и во все большее осужден\е душё грёшника вмёняется.
-И при всёхъ,- даже имёющихся,- какъ намъ кажется нашихъ добродётеляхъ,- будемъ твердо помнить.- что по Слову Бож\ю,- ничто нечистое во Царств\е Небесное не входитъ! -Если не очистимся покаян\емъ,- не убёлимся изправлен\емъ жит\я,- не принесемъ плодовъ,- достойныхъ покаян\я,-намъ въ Небесные Обители входъ будетъ категорически возпрещенъ. -А послё кончины,- кто насъ съ вами будетъ отмаливать годами и десятилёт\ями.- раздавая щедрую милостыню въ полъ имущества величиною,- дёти и близк\е наши съ вами что-ли?
-Да и гдё взять с\и десятилёт\я,- глядя на все произходящее нынё на нашихъ съ вами глазахъ,- когда антихристъ прямо рвется въ м\ръ,- гдё все уже слугами его покрыто,- его же печатями и начертан\ями.- штрихъ кодами,- начиная отъ всёхъ какихъ только можно товаровъ,- любыхъ предметовъ и видовъ техники,- консервныхъ банокъ, и прочихъ продуктовъ, спичечныхъ коробковъ и даже православныхъ книгъ, открытокъ и прочихъ издан\й!
-Уже вовсю на западё чипируютъ людей,- а по свидётельству высокопоставленныхъ чиновниковъ, связанныхъ съ министерствами внутреннихъ дёлъ той же Латв\и, людямъ при фотографирован\и на документы,- нынёшн\е технолог\и позволяютъ наносить лазерную татуировку,- невидимый штрихъ кодъ на лобъ! - С\е относится къ разряду государственной тайны,- какъ подтвердилъ одинъ изъ сихъ высокихъ чиновъ. -А намъ твердятъ,- все тё же лжепастыри,- погрязш\е въ м\рскихъ стяжан\яхъ,- и принявш\е всё,- как\е только можно нумёра,- пачпорта и удостоверен\я въ томъ числё и водительск\е.- съ номёрами личными уже даже на лбу пропечатанными на фотограф\и,- это еще не печать! -Такъ по всей Европё уже «оформляютъ» водительск\е удостовёрен\я,- въ первую очередь, - ибо безъ нихъ современный человёкъ,- какъ безъ рукъ.
-Уже давно въ конторахъ и банкахъ западныхъ странъ,- люди свои имена при получен\и тёхъ или иныхъ бумагъ, субсид\й, или оплаты услугъ,- не называютъ,- а прорекаютъ свои номёра,- которые имъ присвоили вмёсто именъ,- а имъ талдычутъ шепелявые слёпые поводыри слёпыхъ,- это еще не печать!
-А почему насъ нумёруютъ какъ скотъ или инвентарь,- слуги грядущаго антихриста?- Да потому, что мы грёхами своими стали и впрямь уже много хуже любого самаго нечистоплотнаго скота,- и печатей то уже нёкуда на насъ ставить,- всё проштампованные грёхами своими,- какъ послушные дёти антихриста.
-Ведь никакого сопротивлен\я,- тёмъ болёе организованнаго,- разпространяющемуся повсемёстно всевозможному грёху,- мы христ\ане,- не только не оказываемъ,- но наоборотъ,- являемся носителями самыхъ тяжкихъ видовъ грёха,- за что въ Вёчную жизнь не послёдуютъ….-Ибо по Слову Бож\ю,- п\аницы, уб\йцы, -и прелюбодёи, Царств\я Небеснаго не наслёдуютъ! -Вотъ всёмъ неразкаявшимся и не изправившимся и не избавишимся отъ пороковъ какой строг\й приговоръ!
-А передъ тёмъ какъ сблудить,- чтобы стыдъ побёдить,- надо нёмного,- а лучше поболёе выпить… И чтобъ беззаботно блудить и блудить,- и отъ блуда не родить,- надо дётей и зачат\я ихъ во утробё губить,- другимъ словомъ,- убить! -У кого же сейчасъ нётъ личныхъ или на роду,- грёховъ п\анства, прелюбодёян\я,- или дётоуб\йства? - Какое же должно быть покаян\е у совершившихъ,- причемъ порой многократно грёхъ дётоуб\йства,- отцовъ и матерей!?
-И гдё же оно это истинное покаян\е???,- Гдё проливные слезы+или ярк\е дёла милосерд\я во изкуплен\е сего грёха+ или борьба съ симъ всем\рнымъ зломъ?- Гдё если не все.- то хотя бы полъ имущества.- розданнаго подобно е`ангельскому мытарю нищимъ и нуждающимся,- или же направленнаго на реальную борьбу съ дётоуб\йствомъ? -М\ръ погибаетъ за уб\енныхъ младенцевъ,- говорила старица схимонхиня Антон\я (Кавешникова).- А если будутъ отмаливать младенцевъ,- то м\ръ продлится,- обязательно всёмъ повторяла она. -Но отмаливаютъ,--то единицы искреннё кающихся,- остальное же большинство дётоуб\йцъ и прелюбодёевъ,- оставляетъ себё угли горящ\е на главу въ дёнь Суда.
-Однихъ неразкаянныхъ и не отмоленныхъ дётоуб\йствъ,- безъ другихъ грёховъ по своей тяжести хватитъ, чтобы горёть въ вёчномъ огнё,- несостоявшимся мамашамъ и папашамъ! -И никто изъ нихъ большей част\ю не «шевелится» въ направлен\и истиннаго покаян\я…..-даже среди давно (какъ они сами считаютъ)«глубоко» воцерковленныхъ и «все знающихъ»,- въ томъ числё и среди духовенства,- которое и само имёетъ на своихъ родахъ таковые грёхи!- «Если бы священство прозрёло,- м\ръ бы спасся»,- постоянно съ горечью повторяла старица схимонахиня Антон\я! (Правило, данное ей Богородицей, мы высылаемъ всёмъ желающимъ)
ЖЕНСКIЙ РОДЪ,-
РАЗСКАЗЪ БЛАЖЕННОЙ ФЕОДОРЫ
О МЫТАРСТВАХЪ
У преп. Васил\я была послушница Феодора, которая много служила ему; принявъ иноческ\й чинъ, она отошла ко Господу. Одному изъ учениковъ Преподобнаго, Григор\ю, пришло желан\е узнать, гдё находится по своемъ преставлен\и Феодора, сподобилась ли она отъ Господа милости и отрады за свое служен\е святому старцу. Часто размышляя объ этомъ, Григор\й просилъ старца отвётить ему, что съ Феодорой, ибо твердо вёрилъ, что угоднику Бож\ю всё это извёстно. Не желая огорчить своего духовнаго сына, преп. Васил\й помолился, чтобы Господь открылъ ему участь блаженной Феодоры.
И вотъ Григор\й увидёлъ ея во снё,- въ свётлой обители, полной небесной славы и неизрёченныхъ благъ, которая была уготована Богомъ преп. Васил\ю и въ которой водворена была Феодора по его молитвамъ. Увидёвъ ея, Григор\й обрадовался и спросилъ ее, какъ разлучилась душа ея отъ тёла, что она видёла при своей кончинё, какъ проходила воздушные мытарства. На эти вопросы Феодора отвёчала ему такъ:
"Чадо Григор\е, о страшномъ дёлё спросилъ ты, ужасно вспомнить о немъ. Видёла я лица, которыхъ никогда не видёла, и слышала слова, которыхъ никогда не слыхала. Что я могу сказать тебё? Страшное и ужасное пришлось видёть и слышать за мои дёла, но при помощи и по молитвамъ отца нашаго преподобнаго Васил\я мне все было легко.
Какъ передамъ тебё, чадо, ту муку тёлесную, тотъ страхъ и смятен\е, которое приходится изпытывать умирающимъ! Какъ огонь сжигаетъ брошеннаго въ него и обращаетъ въ пепелъ, такъ мука смертная въ послёдн\й часъ разрушаетъ человёка. Поистинё страшна смерть, подобныхъ мнё грёшниковъ!
Итакъ, когда насталъ часъ разлучен\я души моей отъ тёла, я увидёла вокругъ моей постели множество эфиоповъ, черныхъ какъ сажа или смола, съ горящими какъ уголья глазами. Они подняли шумъ и крикъ: одни ревёли какъ скоты и звёри, друг\е лаяли какъ собаки, иные выли какъ волки, а иные хрюкали какъ свиньи. Всё они, смотря на меня, неистовствовали, грозились, скрежетали зубами, какъ будто желая меня съёсть; они готовили харт\и, въ которыхъ были записаны всё мои дурные дёла.
Тогда бёдная душа моя пришла въ трепетъ; муки смертной какъ будто не существовало для меня: грозное видён\е страшныхъ эфиоповъ было для меня другою, болёе страшной смерт\ю. Я отворачивала глаза, чтобы не видёть ихъ ужасныхъ лицъ, но они были вездё и отовсюду неслись ихъ голоса. Когда я совершенно изнемогла, то увидёла подходившихъ ко мнё въ образё красивыхъ юношей двухъ Ангеловъ Бож\ихъ; лица их были свётлы, глаза смотрели съ любов\ю, волосы на головё были свётлые какъ снёгъ и блестели какъ золото; одежды были похожи на свётъ молн\и, и на груди они были крестообразно подпоясаны золотыми поясами.
Подошедши къ моей постели, они стали около меня съ правой стороны, тихо разговаривая между собой. Увидёвъ ихъ, я обрадовалась; черные же эфиопы затрепетали и отошли подальше; одинъ изъ свётлыхъ юношей обратился къ нимъ со слёдующими словами: "О безстыдные, проклятые, мрачные и злые враги рода человёческаго! Зачёмъ вы всегда спёшите придти къ одру умирающихъ, производя шумъ, устрашаете и приводите въ смятен\е каждую душу, разлучающуюся отъ тёла? Но не радуйтесь очень, здёсь вы ничего не найдёте, ибо Богъ милостивъ къ ней и нётъ вамъ части и доли въ этой душё".
Выслушавъ это эфиопы замётались, поднявъ сильный крикъ и говоря: "Какъ мы не имёемъ части въ этой душё? А эти грёхи чьи,- говорили они, показывая на свитки, гдё были записаны всё мои дурные дёла,- не она ли сдёлала вотъ это и это?" И сказавъ это они стояли и дожидались моей смерти. Наконецъ пришла и сама смерть, рыкающая какъ левъ и очень страшная по виду; она похожа была на человёка, но только не имёла никакого тёла и была составлена изъ однихъ голыхъ человёческихъ костей. При ней находились различные оруд\я для мучен\й: мёчи, копья, стрелы, косы, пилы, топоры и друг\е неизвёстные мнё оруд\я.
Затрепетала бёдная душа моя, увидёвъ это. Святые же Ангелы сказали смерти: что же медлишь, освободи эту душу отъ тёла, освободи тихо и скоро, потому что за ней нётъ многихъ грёховъ. Повинуясь этому приказан\ю, смерть подошла ко мнё, взяла малый оскордъ и прежде всего отсёкла мнё ноги, потомъ руки, затёмъ постепенно другими оруд\ями отсёкла проч\е члены мои, отдёляя составъ отъ состава, и все тёло мое омертвёло. Затёмъ, взявши теслу, она отсёкла мнё голову, и она сдёлалась для меня какъ бы чужая, ибо я не могла ею повернуть.
Послё этого смерть сдёлала въ чашё какое-то пит\е и, поднеся къ моимъ устамъ, насильно напоила меня. Пит\е это было такъ горько, что душа моя не могла этого вынести,- она содрогнулась и выскочила изъ тёла, какъ бы насильно вырванная изъ него. Тогда свётлые Ангелы взяли ее себё на руки. Я обернулась назадъ и увидёла свое тёло лежащимъ бездушнымъ, нечувственнымъ и недвижнымъ, подобно тому, какъ если кто сниметъ съ себя одежду и, бросивши, смотритъ на нея,- такъ и я глядёла на свое тёло, отъ котораго освободилась, и весьма удивлялась этому.
Бёсы, бывш\е въ образё эфиоповъ, обступили державшихъ меня святыхъ Ангеловъ и кричали, показывая мои грёхи: "Душа эта имёетъ множество грёховъ, пусть дастъ намъ за нихъ отвётъ!" Но святые Ангелы стали отыскивать мои добрые дёла и, по благодати Бож\ей, находили и собирали все, что при помощи Господней сдёлано было мною добраго: милостыню ли я когда подала, или накормила голоднаго, или жаждущего напоила, или одёла нагого, или ввела странника въ домъ свой и успокоила его, или услужила святымъ, или посётила больнаго и находящегося въ темницё и помогла ему, или когда съ усерд\емъ ходила въ церковь и молилась съ умилен\емъ и слезами, или когда со вниман\емъ слушала церковное чтен\е и пён\е, или приносила въ церковь ладанъ и свёчи, или дёлала другое какое-либо приношен\е, или вливала деревянное масло въ лампады передъ святыми иконами и лобызала ихъ съ благоговёен\емъ, или когда постилась и во всё святые посты въ среду и въ пятницу не вкушала пищи, или сколько когда поклоновъ сдёлала и молилась по ночамъ, или когда всей душой обращалась къ Богу и плакала о своихъ грёхахъ, или когда съ полнымъ сердечнымъ разкаян\емъ исповёдовала Богу передъ своимъ духовнымъ отцомъ свои грёхи и старалась ихъ загладить добрыми дёлами, или когда для ближняго сдёлала какое-нибудь добро, или когда не разсердилась на враждующаго на меня, или когда перенесла какую-нибудь обиду и брань и не помнила их и не сердилась за нихъ, или когда воздала добромъ за зло, или когда смиряла себя или сокрушалась о чужой бёдё, или сама была больна и безропотно терпёла, или соболёла другимъ больнымъ, я, и утёшила плачущаго, или подала кому руку помощи, или помогла въ добромъ дёлё, или удержала кого отъ дурнаго, или когда не обращала вниман\я на дёла суетные, или удерживалась отъ напрасной клятвы или клеветы и пустослов\я, и всё друг\е мои малёйш\е дёла собирали святые Ангелы, готовясь положить противъ моихъ грёховъ.
Эф\опы, видя это, скрежетали зубами, потому что хотёли похитить меня у Ангеловъ и отвести на дно ада. Въ это время неожиданно явился тамъ же преподобный отецъ нашъ Васил\й и сказалъ святымъ Ангеламъ: "Господ\е мои, эта душа много служила мнё, успокаивая мою старость, и я молился Богу, и Онъ отдалъ ее мнё". Сказавъ это, онъ вынулъ изъ-за пазухи золотой мешочекъ, весь полный, какъ я думала, чистымъ золотомъ, и отдалъ его святымъ Ангеламъ, сказавъ: "Когда будете проходить воздушными мытарствами и лукавые духи начнутъ изтязывать эту душу, выкупайте ее этимъ изъ ея долговъ; я по благодати Бож\ей богатъ, потому что много сокровищъ собралъ себё своими трудами, и дарю этотъ мешочекъ душе, служившей мнё".
Сказавши это онъ скрылся. Лукавые бёсы, видя это, находились въ недоумён\и и, поднявши плачевные вопли, тоже скрылись. Тогда угодникъ Бож\й Васил\й пришелъ снова и принесъ много сосудовъ съ чистымъ масломъ, дорогимъ м`ромъ и, открывая одинъ за другимъ каждый сосудъ, вылилъ все на меня, и отъ меня разлилось благоухан\е. Тогда я поняла, что измёнилась и стала особенно свётла. Святой же опять обратился къ Ангеламъ со слёдующими словами: "Господ\е мои, когда вы совершите все, что нужно для этой души, отведите ее въ уготованный мнё Господомъ Богомъ домъ и поселите ее тамъ". Сказавши это, онъ сдёлался невидимъ, а святые Ангелы взяли меня, и мы по воздуху пошли на востокъ, поднимаясь къ небу.
МЫТАРСТВО 1-е
Когда мы возходили отъ земли на высоту небесную, сначала насъ встретили воздушные духи перваго мытарства, на которомъ изпытываются грёхи празднослов\я. Здёсь мы остановились. Намъ вынесли множество свитковъ, гдё были записаны всё слова, как\е я только говорила отъ юности моей, все, что было сказано мною необдуманнаго и, тёмъ болёе, срамнаго. Тутъ же были записаны всё кощунственные дёла моей молодости, а также случаи празднаго смёха, къ которому такъ склонна юность.
Я видёла тутъ же скверные слова, которые я когда-либо говорила, безстыдные м\рск\е пёсни, и обличали меня духи, указывая и мёсто и время и лицъ, съ кёмъ занималась я праздными бесёдами и своими словами прогнёвляя Бога, и нисколько не считала того за грёхъ, а потому и не исповёдовалась въ этомъ передъ духовнымъ отцомъ. Глядя на эти свитки, я молчала будто лишенная дара рёчи, потому что мнё нечего было имъ отвёчать: все, что было у нихъ записано, была правда. И я удивлялась, как это у нихъ ничего не забыто, ведь прошло столько лётъ и я сама давно забыла объ этомъ.
Подробно и самымъ искуснымъ образомъ изпытывали они меня, и мало по малу я все вспомнила. Но святые Ангелы, водивш\е меня, положили конецъ моему изпытан\ю на первомъ мытарствё: они покрыли грёхи мои, указавъ лукавымъ на нёкоторые изъ бывшихъ моихъ добрыхъ дёл, а чего не доставало изъ нихъ на покрыт\е моихъ грёховъ, добавили изъ добродётелей отца моего преподобнаго Васил\я и изкупили меня изъ перваго мытарства, и мы пошли далёе.
МЫТАРСТВО 2-е
Мы приблизились къ другому мытарству, называемому мытарствомъ лжи. Здёсь человёкъ отдаетъ отчетъ за всякое лживое слово, а преимущественно за клятвопреступлен\е, за напрасное призыван\е имени Господня, за ложные свидётельства, за неизполнен\е данныхъ Богу обётовъ, за неискреннюю исповёдь во грёхахъ и за всё тому подобное, когда человёкъ прибёгаетъ ко лжи. Духи въ этомъ мытарствё свирепы и жестоки и особенно сильно изпытываютъ проходящихъ черезъ это мытарство.
Когда они остановили насъ, то начали со всёми подробностями спрашивать меня, и я была уличена въ том, что два раза солгала когда-то въ самых малыхъ вещахъ, такъ что не ставила того себё во грёхъ, а также въ томъ, что одинъ разъ изъ-за стыда не всю правду сказала на исповёди своему духовному отцу. Уличивъ меня во лжи, духи пришли въ большую радость и уже хотёли похитить меня изъ рукъ Ангеловъ, но они, для покрыт\я найденныхъ грёховъ, указали на мои добрые дёла, а недостающ\е пополнили добрыми дёлами отца моего преподобнаго Васил\я и тёмъ выкупили изъ этого мытарства, и мы безприпятственно пошли выше.
МЫТАРСТВО 3-е
Мытарство, къ которому мы пришли потомъ, называется мытарствомъ осужден\я и клеветы. Здёсь, когда остановили насъ, я увидёла, какъ тяжко грёшитъ тотъ, кто осуждаетъ своего ближняго, и какъ много зла, когда одинъ клевещетъ на другого, безславитъ его, бранитъ, когда ругается и смёется надъ чужими грёхами, не обращая вниман\я на свои собственные. Грозные духи изпытываютъ грёшныхъ въ этомъ за то, что они предвозхищаютъ санъ Христовъ и дёлаются суд\ями и губителями своих ближнихъ, когда какъ сами неизмёримо больше достойны осужден\я. Въ этомъ мытарствё я, по благодати Бож\ей, не во многомъ оказалась грёшна, потому что во всю жизнь свою остерегалась, чтобы кого-нибудь не осудить, не наклеветать на кого, не насмёхалась ни надъ кёмъ, никого не бранила; иногда только, слушая, какъ друг\е осуждали ближнихъ, клеветали на нихъ или смёялись надъ ними, въ мысл\яхъ я отчасти съ ними соглашалась и, по неосторожности, къ ихъ рёчамъ прибавляла немного отъ себя, но, одумавшись, тотчас удерживалась. Но и это изпытывавш\е меня духи поставили мнё во грёхъ, и только заслугами преподобнаго Васил\я святые Ангелы освободили меня изъ этого мытарства, и мы пошли выше.
МЫТАРСТВО 4-е
Продолжая путь, мы достигли новаго мытарства, которое называется мытарствомъ чревоугод\я. Навстречу намъ выбёжали скверные духи, радуясь, что къ нимъ идетъ новая жертва. Внёшн\й видъ этихъ духовъ былъ безобразенъ: они изображали собой разные виды сластолюбивыхъ чревоугодниковъ и мерзкихъ пьяницъ: несли блюда и чаши съ явствами и разным пит\емъ. Пища и пит\е по виду тоже были гнусны, походили на смердящ\й гной и блевотину. Духи этого мытарства казались пресыщенными и пьяными, они скакали съ музыкой въ руках и дёлали все, что обыкновенно дёлаютъ пирующ\е, и ругались надъ душами грёшныхъ, приводимыми ими къ мытарству. Эти духи, какъ псы, обступили насъ, остановили и начали показывать всё мои грёхи этого рода: ёла ли тайно когда-нибудь или черезъ силу и сверхъ надобности, или съ утра, какъ свинья, безъ молитвы и крестнаго знамен\я, или въ святые посты ёла прежде времени, назначеннаго церковнымъ уставомъ, или по невоздержан\ю вкушала прежде обёда, или во время обёда пресыщалась не въ мёру.
Высчитали также мое п\янство, показывая чаши и сосуди, изъ которыхъ я напивалась, и прямо говорили: столько-то чашъ выпила ты въ такое-то время, и на такомъ-то пиршествё, съ такими-то людьми; а въ другомъ мёстё выпила столько-то и дошла до безпамятства и рвоты, и столько-то разъ пировала и плясала подъ музыку, хлопая въ ладоши, пёла пёсни и прыгала и, когда тебя приводили домой, изнемогала отъ безмёрнаго пьянства; ещё показывали мнё лукавые духи тё чаши, изъ которыхъ я пила иногда поутру и въ постные дни ради гостей или когда по немощи пила до опьянен\я и не считала того за грёхъ и не каялась, а напротивъ, еще и другихъ соблазняла къ тому же.
Указали мнё и на то, когда въ воскресные дни случалось мнё выпить прежде святой Литург\и, и многое тому подобное указывали они мнё изъ моихъ грёховъ по чревоугод\ю и радовались, уже считая меня въ своей власти, и намёревались отвести меня на дно ада; я же, видя себя обличенной и не имёя ничего сказать противъ нихъ, трепетала. Но святые Ангелы, заимствовавъ изъ сокровищницы преподобнаго Васил\я добрые дёла его, покрыли мои грёхи и изъяли изъ власти тёхъ лукавыхъ духовъ. Видя это, они подняли крикъ: "Горе намъ! Пропали наши труды! Исчезла наша надежда!" - и начали пускать по воздуху свертки, гдё были написаны мои грёхи; я же была рада, и затёмъ мы безпрепятственно пошли оттуда.
Во время пути къ слёдующему мытарству святые Ангелы вели между собою бесёду. Они говорили: "Поистинё великую помощь получаетъ эта душа от угодника Бож\я Васил\я: если бы его молитвы не помогали ей, большую нужду пришлось бы ей изпытать, проходя воздушные мытарства". Так говорили сопровождающ\е меня Ангелы, и я взяла на себя смелость спросить ихъ:
"Господ\е мои, мнё кажется, что никто изъ живущихъ на землё не знаетъ, что здёсь бываетъ, и что ожидаетъ грёшную душу по смерти?" Святые Ангелы отвёчали мнё: "Ужели Божественные Писан\я, читаемые всегда въ церквахъ и проповёдуемые служителями Бож\ими, мало говорятъ объ этомъ! Только пристрастивш\еся къ земной суетё не обращаютъ на это вниман\я, находя особую прелесть въ томъ, чтобы ежедневно ёсть до пресыщен\я и пьянствовать, дёлая такимъ образомъ своимъ богомъ чрево, не помышляя о жизни будущей и забывая слова Писан\я: горе вамъ, насыщенные нынё, яко взалчете, и упивающ\еся, яко возжаждете.
-Они считаютъ Святое Писан\е баснями и живутъ въ небрежен\и о своей душё, пируя съ пёснями и музыкой и всяк\й день, какъ евангельск\й богачъ, веселящеся свётло. Но тё, которые милостивы и милосердны, благодётельствуютъ нищимъ и убогимъ,- эти получаютъ отъ Бога прощен\е грёховъ своихъ и за свою милостыню безъ особаго изтязан\я проходятъ мытарства, по слову Писан\я: милостыня отъ смерти избавляетъ и тая отпущаетъ всяк\й грёхъ. Творящ\е милостыню и правду изполняются жизни, а тёмъ, кои не стараются милостыней очистить грёхи свои, нельзя избёгнуть этихъ изпытан\й, и темнообразные князи мытарствъ, которыхъ ты видёла похищаютъ ихъ, и жестоко мучая, отводятъ на дно ада и держатъ тамъ въ узахъ до Страшнаго Суда Христова. И тебё самой невозможно было избёжать этого, если бы не сокровищница добрыхъ дёлъ Преподобнаго Васил\я, изъ которой были покрыты твои грёхи".
МЫТАРСТВО 5-е
Бесёдуя такимъ образомъ, мы дошли до мытарства, называемого мытарствомъ лёности, на которомъ человёкъ даетъ отвётъ за всё дни и часы, проведенные въ праздности. Здёсь же задерживаются и тунёядцы, питающ\еся чужими трудами и не хотящ\е сами ничего дёлать, или берущ\е плату за невыполненную работу. Тамъ же спрашиваютъ отчетъ съ тёхъ, которые не заботятся о славё имени Бож\я и лёнятся въ праздничные и воскресные дни ходить къ Божественной Литург\и и другимъ службамъ Бож\имъ. Здёсь же изпытываются небрежность и унын\е, лёность и нерадён\е о своей душё какъ м\рскихъ людей, такъ и духовныхъ, и мног\е отсюда отводятся въ пропасть. Много и меня изпытывали здёсь и, если бы не добродётели преподобнаго Васил\я, возполнивш\е недостатокъ моихъ добрыхъ дёлъ, то мнё не освободиться бы отъ долга лукавымъ духамъ этого мытарства за грёхи мои; но они покрыли все, и я была изъята оттуда.
МЫТАРСТВО 6-е
Слёдующее мытарство кражи. Въ немъ мы ненадолго были задержаны, и немного добрыхъ дёлъ потребовалось на покрыт\е моихъ грёховъ, потому что я не совершала кражи, кроме одной, весьма малой, въ дётствё по неразумён\ю.
МЫТАРСТВО 7-е
Послё мытарства кражи мы пришли къ мытарству сребролюб\я и скупости. Но и это мытарства миновали мы благополучно, потому что я, по благодати Бож\ей, не заботилась во время моей земной жизни о пр\обретен\и имён\я и не была сребролюбива, но довольна тёмъ, что посылалъ мнё Господь, не была и скупа, а что имёла, то усердно подавала нуждающимся.
МЫТАРСТВО 8-е
Возходя выше, мы достигли мытарства, называемаго мытарствомъ лихоимства, гдё изпытываются отдающ\е въ ростъ свои деньги и черезъ то получающ\е неправедные пр\обретен\я. Здёсь же отдаютъ отчетъ тё, кто присваиваетъ себё чужое. Лукавые духи этого мытарства тщательно обыскали меня, и не найдя за мной никакого грёха, заскрежетали зубами; мы же, возблагодаривъ Бога, пошли выше.
МЫТАРСТВО 9-е
Мы достигли мытарства, называемаго мытарствомъ неправды, гдё изтязуются всё неправедные судьи, которые свой судъ ведутъ за деньги, оправдываютъ виновныхъ, осуждаютъ невинныхъ; здёсь же изтязуются тё, кто не отдаетъ должной платы наемникамъ или при торговлё употребляетъ неправильную мёру и тому подобное. Но мы, по благодати Бож\ей, безприпятственно миновали это мытарство, покрывъ лишь немногими добрыми дёлами мои грёхи этого рода.
МЫТАРСТВО 10-е
Также благополучно прошли мы и слёдующее мытарство, называемое мытарствомъ зависти. У меня вовсе не оказалось грёховъ этого рода, потому что я никогда не завидовала. И хотя изпытывались здёсь и друг\е грёхи: нелюбовь, братоненавидён\е, вражда, ненависть, но, по милосерд\ю Бож\ю, во всёхъ этихъ грёхахъ я оказалась невинна и видёла какъ яростно скрежетали зубами бёсы, но не убоялась ихъ, и, радуясь, мы пошли выше.
МЫТАРСТВО 11-е
Подобнымъ образомъ прошли мы и мытарство гордости, гдё надменные и гордые духи изпытываютъ тёхъ, кто тщеславенъ, много думаетъ о себё и величается; особенно же тщательно здёсь изпытываютъ души тёхъ, кто непочтителенъ къ отцу и матери, а также поставленнымъ отъ Бога властямъ: разсматриваются случаи неповиновен\я имъ, и проч\е дёла гордости, и тщеславные слова. Мнё весьма и весьма мало потребовалось добрыхъ дёлъ, чтобы покрыть грёхи по этому мытарству, и я получила свободу.
МЫТАРСТВО 12-е
Новое мытарство, котораго мы потомъ достигли, было мытарствомъ гнёва и ярости; но и здёсь, несмотря на то, что изтязующ\е здёсь духи свирепы, немного они отъ насъ получили, и мы продолжали нашъ путь, благодаря Бога, покрывающаго мои грёхи молитвами отца моего преподобнаго Васил\я.
МЫТАРСТВО 13-е
Послё мытарства гнёва и ярости намъ представилось мытарство, на которомъ немилосердно изтязуются тё, кто въ сердцё своемъ питаетъ зло на ближняго и воздаетъ зломъ за зло. Отсюда духи злобы съ особой яростью низводятъ души грёшныхъ въ тартаръ. Но меня и здёсь не оставило милосерд\е Бож\е: я никогда не имёла ни на кого злобы, не помнила сдёланнаго мнё зла, но, напротивъ, прощала врагамъ моимъ и, насколько была въ силахъ, обнаруживала свою любовь къ нимъ, побёждая такимъ образомъ зло добромъ. Поэтому я ни въ чемъ не оказалась грёшной на этом мытарствё, бёсы рыдали, что я свободно ухожу изъ ихъ лютыхъ рукъ; мы же въ радости продолжали путь.
На пути я спросила водившихъ меня святыхъ Ангеловъ: "Господ\е мои, прошу васъ, скажите мнё, откуда эти страшные воздушные власти знаютъ всё злые дёла всёхъ людей, как\е только живутъ въ м\рё, такъ же, какъ и мои, и не только въявь сотворенные, но и которые знаетъ только ихъ содёявш\й?" Святые Ангелы отвёчали мнё: "Всяк\й христ\анинъ съ самаго святаго крещен\я получаетъ себё отъ Бога Ангела Хранителя, который невидимо охраняетъ человёка и во всю его жизнь, даже до смертнаго часа, наставляетъ на всякое добро и всё эти добрые дёла, которые человёкъ творитъ во время своей земной жизни, записываетъ, чтобы онъ могъ получить за нихъ милость отъ Господа и вёчное воздаян\е въ Царств\и Небесномъ.
Такъ и князь тьмы, желающ\й погубить родъ человёческ\й, приставляетъ къ каждому человёку однаго изъ лукавыхъ духовъ, который ходитъ всегда вслёдъ за человёкомъ и наблюдаетъ всё то отъ юности злые дёла, поощряя ихъ своими кознями, и собираетъ все, что человёкъ сдёлалъ дурнаго. Затёмъ онъ относитъ на мытарства всё эти грёхи, записывая каждый въ соотвётствующее мёсто.
Отсюда и извёстны воздушным князьямъ всё грёхи всёхъ людей, как\е только живутъ въ м\рё. Когда душа разлучится отъ тёла и стремится взойти на небо къ своему Создателю, тогда лукавые духи препятствуютъ ей, показывая списки ея грёховъ; и если душа имёетъ добрыхъ дёлъ болёе, нежели грёховъ, то они не могут ея удержать; когда же окажется на ней грёховъ болёе, чёмъ добрыхъ дёлъ, то они удерживаютъ ее на время, заключаютъ въ темницу невёден\я Бож\я и мучаютъ, насколько допускаетъ имъ сила Бож\я, до тёх поръ, пока душа, по молитвамъ Церкви и родныхъ получитъ свободу.
Если же окажется какая душа настолько грёшна и недостойна передъ Богомъ, что теряется всякая надежда на ея спасен\е и ей грозитъ вёчная гибель, то ее низводятъ въ бездну, гдё она находится до Втораго Пришеств\я Господня, когда начнется для нея вёчное мучен\е въ геенё огненной. Знай также, что такимъ путемъ изпытываются только души тёхъ, кто просвёщенъ святымъ крещен\емъ. Невёрующ\е же во Христа, идолослужители и вообще все не вёдающ\е истиннаго Бога этимъ путемъ не возходятъ, потому что во время земной жизни живы только тёломъ, а душой уже погребены во адё. И когда они умираютъ, бёсы безъ всякаго изпытан\я берутъ ихъ души и низводятъ въ геену и пропасть"
МЫТАРСТВО 14-е
Пока я бесёдовала такимъ образомъ со святыми Ангелами, мы вошли въ мытарство, называемое мытарствомъ уб\йства. Здёсь изтязуется не одно только разбойничество, но требуютъ отчета за всякую причиненную кому-либо кару, за всяк\й ударъ по плёчамъ или по головё, по щекё или по шеё, или когда кто съ гнёвомъ отталкиваетъ отъ себя ближняго. Злые духи все это изпытываютъ здёсь съ подробностями и взвёшиваютъ; мы же прошли это мытарство безпрепятственно, оставивъ малую часть добрыхъ дёлъ на покрыт\е моихъ грёховъ.
МЫТАРСТВО 15-е
Безпрепятственно прошли мы и слёдующее мытарство, гдё изтязуются духами за чародёйство, колдовство, обаян\е, нашептыван\е, призыван\е бёсовъ. Духи этого мытарства по виду своему похожи на четвероногихъ гадовъ, на скорп\оновъ, змей и жабъ; однимъ словомъ, страшнои мерзко смотреть на нихъ. По благодати Бож\ей, духи этого мытарства не нашли во мнё ни однаго подобнаго грёха, и мы отправились далёе; духи же съ ярост\ю кричали мнё вслёдъ: "Посмотримъ, какъ уйдёшь ты изъ блудныхъ мёстъ, когда придешь туда!"
Когда мы стали возходить выше, я спросила водившихъ меня Ангеловъ: "Господ\е мои, всё ли христ\ане проходятъ эти мытарства и нётъ ли для кого возможности пройти здёсь безъ изтязан\я и страха?" Святые Ангелы отвёчали мнё: "Для души вёрующихъ, возходящихъ на небо, другаго пути нётъ - всё идутъ здёсь, но не всё бываютъ такъ изпытываемы на мытарствахъ, какъ ты, а только тебё подобные грёшники, то есть тё, которые изъ стыда не открывали искреннё духовному отцу всёхъ своихъ грёховъ на исповёди.
Если же кто покается искреннё во всёхъ грёхахъ, то грёхи по милосерд\ю Бож\ю, невидимо заглаживаются, и когда таковая душа проходитъ здёсь, воздушные изтязатели открываютъ книги свои и ничего не находятъ записаннаго за ней; тогда они уже не могутъ устрашить ее, причинить ей чего-либо непр\ятнаго, и душа въ весел\и возходитъ къ престолу благодати. И ты, если бы во всемъ разкаялась передъ духовнымъ отцомъ и получила отъ него разрёшен\е, избёжала бы ужасовъ прохожден\я по мытарствамъ; но помогаетъ тебё еще то, что ты давно перестала творить смертные грёхи и уже много лётъ проводишь добродётельную жизнь, а главнымъ образомъ помогаютъ тебё молитвы святаго Васил\я, которому ты усердно служила на землё".
МЫТАРСТВО 16-е
Во время этой бесёды мы дошли до мытарства, называемого блуднымъ, гдё изтязуется человёкъ за всякое любодёян\е и за всяк\е нечистые страстные помыслы, за соглас\е на грёхъ, за скверные осязан\я и страстные прикосновен\я. Князь этого мытарства сидёлъ на престолё одетый въ смрадную скверную одежду, окропленную кровавой пеной и замёнявшую ему царскую багряницу; передъ нимъ стояло множество бёсовъ. Увидёвъ меня, они удивились, что я достигла ихъ мытарства, и вынесли свитки, въ которыхъ были записаны мои блудные дёла, начали пересчитывать ихъ, указывая лицъ, съ которыми я грёшила въ молодости, и время, когда грёшила, т.е. днемъ или ночью, и мёста, гдё содёлала грёхъ. Я ничего не могла имъ отвётить и стояла, трепеща отъ стыда и страха.
Святые Ангелы, водивш\е меня, начали говорить бёсамъ: "Она уже давно оставила блудную жизнь и все это время проводила въ чистотё и воздержан\и". Бёсы отвёчали: "И мы знаемъ, что она перестала вести блудную жизнь, но ведь она не открыла духовному отцу и не несла отъ него эпитим\и, чтобы загладить прежн\е грёхи, - поэтому она наша, и вы или уходите, или изкупите ее добрыми дёлами". Святые Ангелы указали на мног\е мои добрые дёла, а еще больше добрыми дёлами преподобнаго Васил\я покрыли мои грёхи, и я едва избавилась отъ лютой бёды. Мы пошли далёе.
МЫТАРСТВО 17-е
Слёдующее мытарство было мытарствомъ прелюбодёян\я, гдё изтязуются грёхи живущихъ въ супружествё: если кто не сохранилъ супружеской вёрности, осквернил свое ложе - здёсь долженъ дать отчетъ. Изтязуются здёсь также и тё, кто грёшенъ въ похищен\и для блуда, въ насил\и. Здёсь же изпытывают лицъ, посвятившихъ себя Богу и давшихъ обётъ цёломудр\я, но не сохранившихъ свой обётъ и впавшихъ въ блудъ; истязан\е этихъ особенно грозно. На этомъ мытарствё я оказалась много грёшной, меня уличили въ прелюбодёян\и, и злые духи уже хотёли похитить меня изъ рукъ Ангеловъ и отвести на дно ада. Но святые Ангелы много спорили съ ними и едва изкупили меня, оставивъ всё добрые дёла мои здёсь до послёдняго и весьма много прибавивъ изъ сокровищницы преподобнаго Васил\я. И взявъ меня отъ нихъ, отправились далёе.
МЫТАРСТВО 18-е
Послё этого мы достигли мытарства содомскаго, гдё изтязуются грёхи, несогласные ни съ мужскимъ, ни съ женскимъ естествомъ, а также совокуплен\е съ бёсами и безсловесными животными, и кровосмёшен\я, и друг\е тайные грёхи этого рода, о которыхъ стыдно и вспомнить. Князь этого мытарства, сквернёйш\й изъ всёхъ бёсовъ, его окружающихъ, былъ весь покрытъ смердящимъ гноемъ; безобраз\е его трудно описать. Всё они пылали яростью; поспёшно выбёжали нам навстречу и обступили насъ. Но, по благодати Бож\ей, ни въ чемъ грёшной они меня не нашли и потому со стыдомъ убёжали назадъ; мы же, радуясь, вышли изъ этого мытарства.
Послё этого святые Ангелы сказали мнё: "Ты видёла, Федора, страшные и скверные блудные мытарства. Знай, что рёдкая душа проходитъ ими безъ задержан\я, потому что весь м\ръ лежитъ во злё соблазновъ и сквернъ и всё люди сластолюбивы и склонны къ блуду. Человёкъ уже съ ранней юности разположенъ къ этимъ дёламъ, и едва ли сохранитъ себя отъ нечистот