Схема обследования ребенка с фонетико-фонематическим нарушением
Схема обследования ребенка с фонетико-фонематическим нарушением
(дислалия, стертая дизартрия).
Логопедическое обследование.
- Психологические особенности ребенка:
Контактность___________________________________________________________________
Особенности поведения__________________________________________________________
- Состояние слуховой функции:
Слуховое внимание______________________________________________________________
Восприятие речи_________________________________________________________________
- Состояние зрительного восприятия, пространственного раксиса______________________________________________________________________
- Состояние моторной сферы
- Общая моторика:
Естественные движения__________________________________________________________
Выполнение заданий (прыжки, манипуляции с мячом)________________________________
Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Ручная моторика:
Кинестетическая основа движений пальцев (пальцевые пробы)_________________________________________________________________________
Кинетическая основа движений пальцев_____________________________________________
Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Артикуляционная моторика:
Движения нижней челюсти_______________________________________________________
Движения губ___________________________________________________________________
Движения языка_________________________________________________________________
Движения мягкого неба___________________________________________________________
Работа мышц лицевой мускулатуры________________________________________________
Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Анатомическое строение периферического отдела артикуляционного аппарата_____________________________________________________________________
- Состояние звукопроизношения_________________________________________________
- Состояние дыхательной и голосовой функции:
Тип физиологического дыхания___________________________________________________
Объем, продолжительность, плавность речевого выдоха_______________________________
Характеристика голоса___________________________________________________________
Направление голосовыдыхательной струи при речи__________________________________
- Состояние просодических компонентов речи:
Темп__________________________________________________________________________
Ритм__________________________________________________________________________
Паузация______________________________________________________________________
Интонация_____________________________________________________________________
- Состояние фонематических функций:
а) Способность к фонематическому анализу:
выделение ударного гласного в начале слова________________________________________
выделение звука из слова_________________________________________________________
определение первого, последнего звука в слове______________________________________
способность осуществлять сложные формы фонематического анализа и фонематический синтез:_________________________________________________________________________
определение последовательности и количества звуков в слове__________________________________________________________________________
составление слова из последовательно названных звуков______________________________
б) Дифференциация звуков:
слуховая дифференциация звуков, не смешиваемых в произношении__________________________________________________________________
слуховая дифференциация звуков, смешиваемых в произношении__________________________________________________________________
слухо-произносительная дифференциация звуков_____________________________________
Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Состояние лексики____________________________________________________________
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________11. Состояние грамматического строя речи. Особенности связной речи:
Словообразование_______________________________________________________________
Связная речь____________________________________________________________________
Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение
- Группа нарушения речи по симптомологической ( психологическо-педагогической) классификации (ФНР, НПОЗ, ФФНР).
- вид нарушения речи по клинико- педагогической классификации (механическая или функциональная ( моторная, сенсорная, смешанная) дислалия; стертая дизартрия; органическая или функциональная, открытая или закрытая ринолалия.
Методика обследования ребенка с ОНР, НВОНР (от 4 до 7 лет).
Фамилия, имя ребенка_______________________________________________________________
Дата рождения, возраст______________________________________________________________
Национальность (отметить, если есть документ)_________________________________________
Домашний адрес____________________________________________________________________
Из какого д/с поступил______________________________________________________________
Дата поступления в речевую группу___________________________________________________
Решение медико-педагогической комиссии от__________________________________________
Протокол№_____________________Принят на срок______________________________________
Заключение медико-педагогической комиссии______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения речевой карты__________________Логопед_____________________________
Решением РМПК от ________________________________________________________________
выпускается с ________________________________________________________речью
в_________________________________________________________(вид школы, д/сада)
Ответственный за выпуск_______________________________________________________
Члены РМПК_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анамнез.
Мать_____________________________________________________________________________
(возраст при рождении ребенка)
Отец_____________________________________________________________________________
(возраст при рождении ребенка)
Наследственные заболевания_________________________________________________________
Наличие у родителей нервно-психических, хронических соматических заболевании до рождения ребенка_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников_____________________________________________________________________
От которой по счету беременности ребенок_____________________________________________
Протекание беременности (токсикоз – 1- я половина, 2-я половина беременности; падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции)____________________________________________________________________
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные)_____________________________________________________________________
Стимуляция( механическая, химическая, электростимуляция)________________________________________________________________
Когда закричал ребенок_____________________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия( белая, синяя)_______________________________________________
Резус-фактор ( отрицательный, положительный, совместимый)____________________________
Вес и рост при рождении____________________________________________________________
Вскармливание:
Когда принесли кормить__________________________________________________________
Как взял грудь_______________________________________________________________
Как сосал___________________________________________________________________
Наблюдались ли срыгивания, поперхивания_____________________________________
Грудное вскармливание до____________________________________________________
Когда выписались из роддома_________________________________________________
Если задержались, то почему__________________________________________________
Раннее развитие.
Когда стал держать голову____________________________________( в норме с 1,5 мес)
Когда стал сидеть____________________________________________( в норме с 6 мес)
Когда стал ходить ___________________________________________( в норме с 11-12 мес)
Когда появились первые зубы _________________________________( в норме с 6-8 мес)
Перенесенные заболевания.
(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)
До года__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
После года:
До 3-х лет_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
После 3-х лет_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время ( в соответствии с данными медицинской карты).
Раннее речевое развитие.
Гуление__________________________________________________________________________
Лепет_________________________________________________________( в норме 4-8 мес)
Характер лепета___________________________________________________________________
Первые слова______________________________________________( в норме около 1 года)
Первые фразы____________________________________________( в норме от 1,5 до 2 лет)
Отмечались ли:
- грубые искажения звуко-слоговой структуры слова после 3-х лет______________________________________________________________________________
- грубые аграмматизмы после 3-х лет______________________________________________________________________________
Какие звуки долго произносились неправильно________________________________________
Использование жестов_____________________________________________________________
Занимались ли с логопедом, с какого возраста_________________________________________
Результаты логопедической работы__________________________________________________
Речевая моторика.
- Состояние мимической мускулатуры.
З а д а н и я.
- поднять брови вверх («удивляться»)__________________________________________
- нахмурить брови («рассердиться»)___________________________________________
- прищурить глаза___________________________________________________________
- надуть щеки ( «толстячок»)__________________________________________________
- втянуть щеки («худышка»)___________________________________________________
(Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок).
- Состояние артикуляционной моторики.
З а д а н и я.
Губы.
« Улыбка» - «Трубочка» под счет: до трех (до 5 лет); до пяти ( с 5 лет).
а) наличие или отсутствие движений__________________________________________
б) тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный)__________________________
в) темп движений (нормальный, быстрый, медленный)___________________________
г) переключение от одного движения к другому_________________________________
д) объем движений( полный, неполный)________________________________________
е) точность выполнения______________________________________________________
ж) длительность (способность удерживать губы в заданном положении)________________________________________________________________
з) замены движения_________________________________________________________
и) добавочные и мелкие движения( синкинезия)_________________________________
Язык.
Широкий- узкий (под счет: 3 раза – до 5 лет), ( 5 раз- с 5 лет)_____________________________________________________________________
Кончик языка поднять_____________________________________________________
Опустить____________________________________________________
«Маятник»_______________________________________________________________
«Качели» (широкий язык на верхнюю губу- на нижнюю губу)____________________________________________________________________
«Цоканье»_______________________________________________________________
а) наличие или отсутствие движений_________________________________________
б) тонус__________________________________________________________________
в) темп__________________________________________________________________
г) переключение от одного движения к другому________________________________
д) объем движения_________________________________________________________
е) точность выполнения____________________________________________________
ж) замены движения_______________________________________________________
з) длительность удержания заданного положения_______________________________
и) добавочные и лишние движения( синкенезия)________________________________
к) наличие тремора, саливации, отклонений кончика языка____________________________________________________________________
Мягкое небо.
З а д а н и е. Произнести звук [а ] при широко открытом рте.
(Отметить те же параметры движений).___________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние связной речи.
Предлагается пересказ (для детей 4-5 лет), рассказ по серии сюжетных картинок (для детей 6 лет).
Логопедическое заключение.
Дата____________________________Логопед___________________________________
Консультации врачей-специалистов:
ЛОР
Невропатолог
Психоневролог
Речевая карта.
- Дата поступления в группу___________________________________________________
- Фамилия, имя ребенка_______________________________________________________
- Возраст___________________
- Домашний адрес_____________________________________________________________
- Жалобы родителей___________________________________________________________
- Из какого детского сада поступил_____________________________________________
- Данные о ходе речевого развития______________________________________________
Первые слова_________________
Фразы_______________________
Лепет________________________
- Состояние общей и мелкой моторики__________________________________________
- Слух_________________________
- Общее развитие ребенка_____________________________________________________
а) восприятия, представления
пространства
цвета
формы
величины и количества
времени
б) память
зрительная
слуховая
ассоциативная
словесно-логическая
в) мышление:
конструктивная деятельность
прямой, обратный счет
счетные операции и простейшие задачи в пределах 5
обобщения
исключения
причинно-следственные связи
понимание подтекста
г) внимание, работоспособность
- Общее звучание речи______________________________________________________
- Состояние артикуляционного аппарата______________________________________
- Звукопроизношение________________________________________________________
Свистящие С, З, Ц, Сь, Зь
Шипящие Ш, Ж, Ч, Щ
Соноры Р, Рь
Сонор Л
- Фонематический слух______________________________________________________
а) выделение на слух заданного звука из
звукового ряда (П-Т-К-Х)
слогового ряда (ПА-ТА-КА-ХА)
ряда слов (ПОРТ, ТОРТ, КОРТ,ХОР)
б) различение на слух сходных звуков
в парах звуков (П- Б)
парах слогов (ПА-БА)
парах слов, картинок (ПОЧКА, ТОЧКА)
в) воспроизведение
звукового ряда (Б-П-Б)
слогового ряда (БА-БА-ПА)
ряда слов (ПОЧКА-БОЧКА-ТОЧКА)
- Звуковой анализ_______________________________________________________
а) выделение первого ударного гласного
б) выделение последнего глухого согласного
в) выделение первого согласного
- Произношение слов сложной звукослоговой структуры___________________________________________________________
(Клубника, сковорода, лекарство, строительство, фотографироваться, велосипед и т. д)
- Лексика_______________________________________________________________
- Грамматический строй__________________________________________________
а) предложения по картинке
с данным словом
по опорным словам
деформированная фраза
б) падежные формы существительных
именительный падеж мн.ч.
родительный падеж мн.ч.
в) словообразование
г) предлоги простые
сложные
д) связь слов в словосочетаниях
- Связная речь___________________________________________________________
Заключение о состоянии речевого развития______________________________________________________________________
Общий анамнез.
- Какая по счету беременность______________________________________________
- Особенности протекания беременности_____________________________________
- Особенности течения родов_______________________________________________
- Вес и рост ребенка при рождении, выписке__________________________________
- Особенности сна________________________________________________________
- Особенности грудного вскармливания______________________________________
- Перенесенные заболевания, травмы________________________________________
- Случаи пребывания в больнице до 1 года, после
1 года____________________________________________________________________
Психомоторное развитие.
- Стал держать голову_____________________________________________________
- Сидеть________________________________________________________________
- Ходить________________________________________________________________
- С какого времени стал раздеваться ________________________________________
- Одеваться______________________________________________________________
- Шнуровать ботинки_____________________________________________________
- Застегивать пуговицы___________________________________________________
- Особенности моторики: излишне подвижен,
излишне заторможен.
Развитие речи.
- Время появления гуления________________________________________________
- Лепета________________________________________________________________
- Первых слов___________________________________________________________
- Фразы________________________________________________________________
- Нарушения звукопроизношения__________________________________________
- Слоговая структура слова________________________________________________
- Течения заикания (постоянное, прогрессирующее, волнообразное)________________________________________________________
- Меняется ли речь в зависимости от времени суток, года______________________
- Причины ухудшения, улучшения речи_____________________________________
- Бывают ли периоды плавной речи_________________________________________
- Ситуации, когда заикание наиболее выражено______________________________
- Как ребенок говорит :
- в семье_________________________________________________________________
- со сверстниками_________________________________________________________
- в д /саду________________________________________________________________
- Отношение ребенка к заиканию__________________________________________
- Есть ли страх речи _____________________________________________________
- Отношение в семье, д/саду к заиканию ребенка_____________________________
- Занятия с логопедом где и когда__________________________________________
- Как долго занимается ___________________________________________________
- Результаты____________________________________________________________
- Причина рецидива_____________________________________________________
- Особенности характера, эмоционально-волевой сферы, поведение с другими детьми_______________________________________________________________
Симптоматика заикания.
- Проявление заикания в различных формах речи:
Чтение стихов____________________________________________________________
Воспроизведение рассказа__________________________________________________
- Шепотная речь_________________________________________________________
- Сопряженная__________________________________________________________
- Отраженная___________________________________________________________
- Вопросно-ответная_____________________________________________________
- Пересказ прослушанного текста__________________________________________
- Рассказ по серии картинок_______________________________________________
- Самостоятельный рассказ________________________________________________
- Форма судорог (тонические, клонические ,смешанные)
- Локализация судорог ___________________________________________________
- дыхательные____________________________________________________________
-голосовые_______________________________________________________________
-смешанные______________________________________________________________
11. Наличие непроизвольных движений лица, шеи.
Схема обследования ребенка с фонетико-фонематическим нарушением
(дислалия, стертая дизартрия).
Логопедическое обследование.
- Психологические особенности ребенка:
Контактность___________________________________________________________________
Особенности поведения__________________________________________________________
- Состояние слуховой функции:
Слуховое внимание______________________________________________________________
Восприятие речи_________________________________________________________________
- Состояние зрительного восприятия, пространственного раксиса______________________________________________________________________
- Состояние моторной сферы
- Общая моторика:
Естественные движения__________________________________________________________
Выполнение заданий (прыжки, манипуляции с мячом)________________________________
Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Ручная моторика:
Кинестетическая основа движений пальцев (пальцевые пробы)_________________________________________________________________________
Кинетическая основа движений пальцев_____________________________________________
Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Артикуляционная моторика:
Движения нижней челюсти_______________________________________________________
Движения губ___________________________________________________________________
Движения языка_________________________________________________________________
Движения мягкого неба___________________________________________________________
Работа мышц лицевой мускулатуры________________________________________________
Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Анатомическое строение периферического отдела артикуляционного аппарата_____________________________________________________________________
- Состояние звукопроизношения_________________________________________________
- Состояние дыхательной и голосовой функции:
Тип физиологического дыхания___________________________________________________
Объем, продолжительность, плавность речевого выдоха_______________________________
Характеристика голоса___________________________________________________________
Направление голосовыдыхательной струи при речи__________________________________
- Состояние просодических компонентов речи:
Темп__________________________________________________________________________
Ритм__________________________________________________________________________
Паузация______________________________________________________________________
Интонация_____________________________________________________________________
- Состояние фонематических функций:
а) Способность к фонематическому анализу:
выделение ударного гласного в начале слова________________________________________
выделение звука из слова_________________________________________________________
определение первого, последнего звука в слове______________________________________
способность осуществлять сложные формы фонематического анализа и фонематический синтез:_________________________________________________________________________
определение последовательности и количества звуков в слове__________________________________________________________________________
составление слова из последовательно названных звуков______________________________
б) Дифференциация звуков:
слуховая дифференциация звуков, не смешиваемых в произношении__________________________________________________________________
слуховая дифференциация звуков, смешиваемых в произношении__________________________________________________________________
слухо-произносительная дифференциация звуков_____________________________________
Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Состояние лексики____________________________________________________________
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________11. Состояние грамматического строя речи. Особенности связной речи:
Словообразование_______________________________________________________________
Связная речь____________________________________________________________________
Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение
- Группа нарушения речи по симптомологической ( психологическо-педагогической) классификации (ФНР, НПОЗ, ФФНР).
- вид нарушения речи по клинико- педагогической классификации (механическая или функциональная ( моторная, сенсорная, смешанная) дислалия; стертая дизартрия; органическая или функциональная, открытая или закрытая ринолалия.