Схема обследования ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием (дислалия, стертая дизартрия, ринолалия)

Составитель Л. В. Лопатина

I. Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка________________________________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________________________

Домашний адрес____________________________________________________________________

Поступил (а) из_____________________________________________________________________

Заключение МПК___________________________________________________________________

II. Анамнез

1. Наличие речевых, нервно-психических и хронических заболеваний у родителей и родственников до рождения ребенка

2. Протекание беременности:_________________________________________________________

от какой по счету беременности ребенок_________________________________________________

характер беременности______________________________________________________________

3. Протекание родов:_______________________________________________________________

роды в срок, досрочные_______________________________________________________________

характер родов_____________________________________________________________________

4. Раннее постнатальное развитие ребенка:

вскармливание (когда принесли кормить)________________________________________________

характер грудного вскармливания______________________________________________________

характер «жизненного ритма» ребенка__________________________________________________

раннее психомоторное развитие________________________________________________________

5. Перенесенные заболевания:

до года___________________________________________________________________________

после года_________________________________________________________________________

ушибы, травмы головы_______________________________________________________________

судороги при высокой температуре_____________________________________________________

наличие или отсутствие оперативного вмешательства (закрытие нёбной расщелины, удаление аденоидов и др.)

6. Речевое развитие ребенка (время появления и характер гуления, первых слов, речевая среда)______

III. Логопедическое обследование

1. Психологические особенности ребенка:

контактность_______________________________________________________________________

особенности поведения______________________________________________________________

2. Состояние слуховой функции:

слуховое внимание__________________________________________________________________

восприятие речи____________________________________________________________________

3. Состояние зрительного восприятия, пространственного праксиса

4. Состояние моторной сферы - Общая моторика:

естественные движения_______________________________________________________________

выполнение заданий (прыжки, манипуляции с мячом)_______________________________________

В ывод:___________________________________________________________________________

- Ручная моторика:

кинестетическая основа движений пальцев (пальцевые пробы) кинетическая основа движений пальцев Вывод:

- Артикуляционная моторика:

движения нижней челюсти___________________

движения губ_____________________________

движения языка___________________________

движения мягкого нёба_____________________

работа мышц лицевой мускулатуры Вывод:_____

5. Анатомическое строение периферического отдела артикуляционного аппарата_____________

6. Состояние звукопроизношения______________________________________________________

7. Состояние дыхательной и голосовой функции:

тип физиологического дыхания_________________________________________________________

объем, продолжительность, плавность речевого выдоха______________________________________

характеристики голоса________________________________________________________________

направление голосовыдыхательной струи при речи_________________________________________

8. Состояние просодических компонентов речи:

темп_______________________________________________________________________________

ритм_______________________________________________________________________________

паузация___________________________________________________________________________

интонация__________________________________________________________________________

9. Состояние фонематических функций:

а) Способность к фонематическому анализу:

выделение ударного гласного в начале слова_______________________________________________

выделение звука из слова______________________________________________________________

определение первого, последнего звука в слове_____________________________________________

способность осуществлять сложные формы фонематического анализа и фонематический

синтез_____________________________________________________________________________

определение последовательности и количества звуков в слове_________________________________

составление слова из последовательных звуков_____________________________________________

б) Дифференциация звуков:

слуховая дифференциация звуков, несмешиваемых в произношении_____________________________

слуховая дифференциация звуков, смешиваемых в произношении_______________________________

слухо-произносительная дифференциация звуков___________________________________________

в) Фонематические представления:

нахождение картинки, в названии которой есть заданный звук_________________________________

подбор слов с заданным звуком________________________________________________________

Вывод:_____________________________________________________________________________

10. Состояние лексики

Вывод:

11. Состояние грамматического строя речи. Особенности связной речи:

словообразование___________________________________________________________________

связная речь

Вывод:_____________________________________________________________________________

Логопедическое заключение

1. Группа нарушения речи по симптомологической (психолого-педагогической) классификации (ФНР, НПОЗ, ФФНР).

2. Вид нарушения речи по клинико-педагогической классификации (механическая или функциональная (моторная, сенсорная, смешанная) дислалия; стертая дизартрия; органическая и функциональная, открытая или закрытая ринолалия.

Схема обследования ребенка с заиканием

Составители Е.А. Логинова, С.Б. Яковлев

Анкетные данные

Фамилия, имя_____________________________________________________________________

Дата рождения____________________________________________________________________

Национальность___________________________________________________________________

(Для школьника: № школы, класс)______________________________________________________

Поступил(а) из____________________________________________________________________

Дата и № протокола_________________________________________________________________

Логопедическое заключение МПК_____________________________________________________

Сведения о семье

Мать____________________________________________

Отец____________________________________________

Наследственные заболевания_________________________

Характеристика речи окружающих ребенка людей

Материально-бытовые условия в семье

Общий анамнез

Какая по счету беременность_________________________________________________________

Особенности протекания беременности_________________________________________________

Особенности течения родов__________________________________________________________

Вес и рост ребенка при рождении______________________________________________________

После выписки из родильного дома:

особенности сна_____________________________________________________________

особенности бодрствования____________________________________________________

Особенности грудного вскармливания_________________________________________________

Перенесенные заболевания, травмы, случаи пребывания в больнице:

до одного года____________________________________________________________

после одного года__________________________________________________________

Психомоторное развитие

Стал держать голову с______________________________________________________________

сидеть_______________________________________________________________________

стоять_______________________________________________________________________

ходить_______________________________________________________________________

С какого времени стал раздеваться_____________________________________________________

одеваться_______________________________________________________________________

шнуровать ботинки______________________________________________________________

застегивать пуговицы_____________________________________________________________

Особенности моторики: излишне подвижен_____________________________________________

излишне заторможен___________________________________________

Развитие речи

Время появления гуления____________________________________________________________

лепета____________________________________________________________

первых слов_______________________________________________________

фразы_____________________________________________________________

Особенности речевого развития (нарушения звукопроизношения, дефекты слоговой структуры слов и т.д.)

Течение заикания (постоянное, прогрессирующее, волнообразное)

Меняется ли речь в зависимости от времени суток, года_____________

Возможные причины ухудшения или улучшения речи______________

Бывают ли периоды плавной речи________________________

Ситуации, когда заикание наиболее выражено______________

Как говорит в настоящее время в следующих ситуациях:

в семье_________________________________________

в общении со сверстниками_________________________

в детском саду (или при ответе в классе)_______________

в незнакомой обстановке____________________________

(Для школьников: как шло усвоение школьного материала

влияет ли заикание на успеваемость в

школе_____________________________________________

Отношение ребенка к заиканию__________________________________________________________

Есть ли страх речи___________________________________________________________________

Отношение в семье, в школе к заиканию ребенка____________________________________________

Занятия с логопедом: где, когда________________________________________________________

по какой методике____________________________________________________________________

Как долго занимался_________________________________________________________________

Результат___________________________________________________________________________

Причина рецидива___________________________________________________________________

Особенности характера, эмоционально-волевой сферы, поведения, общительности и взаимоотношений ребенка с другими людьми, с детьми (со слов родителей, учителя)

Школьнику можно предложить для самостоятельного ответа следующие вопросы:

- Где труднее говорить: в школе, в магазине и т.п.?

- Какова речь со сверстниками, родителями, незнакомыми людьми?

- Имеется ли волнение, страх речи в незнакомой обстановке?

- Как влияет волнение на речь?

- Сохраняется ли заикание, когда тебя никто не слышит?

- Влияет ли твоя речь на успеваемость в школе?

- Если ты занимался с логопедом, то пользуешься ли изученными прежде приемами?_____________

Наши рекомендации