Развитие мелкой моторики и графических умений
Уровень развития моторики и зрительного восприятия, комплексных интегративных умений во многом определяет успешность адаптации ребенка в школе и формирование базовых навыков - письма и чтения. Недостатки или отклонения в развитии этих функций приводят к возникновению комплекса специфических учебных проблем, к трудностям при обучении письму, чтению, математике.
Внимание! При выполнении всех заданий оценивается не только качество выполнения ( «+», «-» ), но и показатели организации деятельности.
Задание 10.Завяжи (развяжи) 5 узелков.
Задание 11.Собери 10 счетных палочек (спичек) и сложи их в коробку.
Внимание! При выполнении заданий 10 и 11 необходимо отмечать, какая рука активнее.
Задание 12.Дотронься попеременно каждым пальчиком правой и левой руки (руки вытянуты, пальцы растопырены) до большого пальца. Сначала нужно «посчитать» пальчики - пошевелить
каждым на обеих руках, а затем соединять пальцы от большого
(первый) - к мизинцу (пятый). Возможно несколько вариантов заданий: 12345 15234 14253
Задание 13.Возьми, пожалуйста, ручку и обведи по контуру путь автомобиля. Старайся не отрывать руку. (Дополнительно можно попросить ребенка начертить две вертикальные и две горизонтальные линии на нелинованном листе бумаги.)
Зрительное восприятие
Задание 14.Отметь (покажи), какие буквы и цифры написаны неправильно.
Задание 15.Найди похожую фигуру.
Задание 16.Найди такое же слово.
Задание 17.Обведи треугольники красным цветом, а четырехугольники зеленым.
Задание 18.Найди человечков, стоящих смирно. (Задание можно усложнить: покажи человечка с поднятой правой рукой.)
Интегративные умения
Зрительно-моторные координации.
Задание 19.Срисуй фигуры.
Задание 20.Срисуй цифры.
Задание 21.Срисуй буквы. (Можно использовать по одной карточке из каждой предлагаемой серии картинок.)
Сенсомоторная интеграция.
Задание 22.Узнай, какая фигура нарисована на ладони.
Предварительно показывают ребенку геометрические фигуры, вырезанные из плотного картона (круг, треугольник, квадрат), дают пощупать, выделить и разделить фигуры с закрытыми глазами, а затем предлагают, чтобы ребенок заложил руку (ведущую) с открытой ладошкой за спину. На ладони тупым концом ручки или карандаша чертят круг, треугольник или квадрат. Ребенок должен угадать, какие это фигуры. Можно усложнить задание, рисуя знакомые цифры или буквы.
Слухо-моторная интеграция.
Задание 23.Постучи по столу пальчиком так, как я.
Ребенок сидит за столом спиной к исследователю, руки на столе. Исследователь отстукивает (можно костяшками пальцев) различные ритмы:
раз два
раз два три
раз два раз два раз два
раз два три раз два три раз два три
раз два раз два раз два три
Задание 24.Письмо вертикальных палочек на счет (высота палочек пропорциональна длительности счета):
раз два pa-аз два pa-аз два-а
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
Определение ведущей руки
Внимание! При тестировании все предметы следует класть строго на середину стола, перед ребенком.
Ведущей считается та рука, которой работает ребенок, или та, которая активнее используется при работе двумя руками.
Задание 1а.Нарисуй дом и обведи линии по контуру правой или левой руки. (Учитывают ровность и четкость штриха, наличие или отсутствие тремора, быстроту, точность копирования (соблюдение пропорций, соотношение, параллельность штрихов), способность не отклоняться от контурной линии.)
Задание 2а.Собери 10 счетных палочек (спичек), сложи из них треугольник (квадрат), сложи их в коробку (пенал).
Задание За.Собери цепочку из 10 (канцелярских) скрепок.
Задание 4а.Брось мяч в цель (одной рукой). Теннисный мяч кладут перед ребенком на полу или обозначают на стене.
Задание 5а.Попробуй вырезать рисунок (фигуру) правой и левой рукой.
Задание 6а.Нанижи на шнурок несколько пуговиц (на нитку с иголкой - бусины, бисер).
Задание 7а.Открой крышку у пузырьков, у баночек (от крема). Вариант: отвинти (завинти) шайбу. Можно использовать детали детского конструктора.
Задание8а. Завяжи и развяжи узелки.
Задание9а. Построй из кубиков или конструктора дом, машину, сложи их определенным образом и т. п.
Результаты выполнения заданий заносятся в таблицу. Если ведущая рука левая, то «+» ставится в графу «левая рука», если правая - в графу «правая рука». Если же одинаково активно используются и правая и левая руки, то «+» ставится в графу «обе руки».
Кроме тестирования, необходимо выяснить, есть ли у ребенка родственники-левши. При наличии семейной леворукости дополнительный «+» ставится в графе «левая рука».
Леворуким будет считаться ребенок, у которого в графе «левая рука» больше шести плюсов.