Мотивационной готовности к школе старших
ДОШКОЛЬНИКОВ «БЕСЕДА О ШКОЛЕ»
(по методике Т. А. Нежновой)
Экспериментатор спрашивает ребенка, хочет ли он идти в школу. В зависимости от ответа задается первый вопрос «Беседы».
1. Как тебе кажется, что в школе самое интересное, привлекательное? Далее экспериментатор говорит: «Я буду рассказывать
тебе маленькие истории про тебя самого, но только это будут истории не про то, что с тобой уже было или случалось, а про то, что
могло бы случиться, потому что случалось с другими детьми, когда
они учились в школе. А ты мне будешь говорить, чтобы ты сказал
или сделал, если бы такая история произошла с тобой».
2. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет:
«Ребенок, ты ведь у меня еще маленький, трудно тебе еще в школу
ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы от
пустили на месяц, на полгода, на год. Хочешь?» Что ты ответишь
маме?
3. Представь себе, что мама так и сделала (или не послушалась
тебя и поступила по-своему) - договорилась, и тебя отпустили из
школы прямо с завтрашнего дня. Утром ты встал, умылся, позав-
тракал, в школу идти не надо, делай, что хочешь... Чтобы ты стал делать, чем бы стал заниматься в то время, когда другие ребята в школе?
4. Представь себе, ты вышел погулять и встретил мальчика.
Ему тоже 6 лет, но он не ходит в школу, он ходит в детский сад. Он
тебя спрашивает: «Что нужно делать, чтобы хорошо подготовиться
к школе? Что ты ему посоветуешь?»
5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы ты
не ходил в школу, а, наоборот, к тебе приходила бы каждый день
учительница и учила бы тебя одного всему, чему учатся в школе.
Ты согласился бы учиться дома?
6. Представь себе, что ваша учительница заболела. Приходит к
вам в класс директор и говорит: «Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время, а можем попросить ваших мам,
чтобы каждая из них по одному дню побыла у вас в классе вместо
учительницы». Как, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая
учительница, или чтобы мамы заменяли учителей?
7. Представь себе, что есть две школы - школа А и школа В. В
школе А расписание уроков такое: каждый день бывают уроки
письма, чтения, математики, а уроки рисования, музыки, физкультуры редко, один раз в неделю. А в школе В все наоборот: каждый
день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика - редко, по одному разу в неделю. В какой школе
ты бы хотел учиться?
8. В школе А от первоклассника строго требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти из класса. А в школе В не делают замечания, если встанешь во
время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спроса.
В какой школе ты бы хотел учиться?
9. Представь себе, что в какой-то день ты очень старательно работал на всех уроках, и учительница сказала: «Сегодня ты учился
хорошо, просто замечательно, я хочу как-то особенно отметить те-
бя за такое учение. Выбирай сам - дать тебе шоколадку, игрушку, или поставить пятерку в журнал?» Чтобы ты выбрал? Обработка данных. Классификация ответов.
Все ответы разделяются на две категории - А и В.
№ вопроса | Категория А | Категория В . |
Уроки грамоты, счета - занятия, по содержанию и форме не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка | Дошкольные виды деятельности -уроки художественно-физкультур-но-трудового типа, а также вне-учебные занятия: игра, еда, гуляние и т. д. | |
Несогласие ребенка на отпуск | Согласие на отпуск | |
Учебные занятия | Дошкольные занятия: игры гуляние, рисование, занятия по хозяйству без упоминания о каких-либо учебных действиях | |
Содержательная сторона подготовки к школе - освоение навыков чтения, письма, счета | Формальные стороны подготовки к школе - приобретение формы, портфеля, учебников, тетрадей . | |
Несогласие обучения на дому | Согласие на учебу на дому | |
Выбор учителя | Выбор родителей | |
Выбор школы А | Выбор школы В | |
Выбор школы А | Выбор школы В | |
Выбор отметки | Выбор игрушки или шоколадки |
Преобладание в ответах ребенка категории А свидетельствует о том, что его внутренняя позиция имеет содержательный характер. Преобладание категории В говорит об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения.
Приложение 3
МЕТОДИКА РАННЕГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ