Мотивационной готовности к школе старших

ДОШКОЛЬНИКОВ «БЕСЕДА О ШКОЛЕ»

(по методике Т. А. Нежновой)

Экспериментатор спрашивает ребенка, хочет ли он идти в школу. В зависимости от ответа задается первый вопрос «Беседы».

1. Как тебе кажется, что в школе самое интересное, привлека­тельное? Далее экспериментатор говорит: «Я буду рассказывать
тебе маленькие истории про тебя самого, но только это будут исто­рии не про то, что с тобой уже было или случалось, а про то, что
могло бы случиться, потому что случалось с другими детьми, когда
они учились в школе. А ты мне будешь говорить, чтобы ты сказал
или сделал, если бы такая история произошла с тобой».

2. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет:
«Ребенок, ты ведь у меня еще маленький, трудно тебе еще в школу
ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы от­
пустили на месяц, на полгода, на год. Хочешь?» Что ты ответишь
маме?

3. Представь себе, что мама так и сделала (или не послушалась
тебя и поступила по-своему) - договорилась, и тебя отпустили из
школы прямо с завтрашнего дня. Утром ты встал, умылся, позав-

тракал, в школу идти не надо, делай, что хочешь... Чтобы ты стал делать, чем бы стал заниматься в то время, когда другие ребята в школе?

4. Представь себе, ты вышел погулять и встретил мальчика.
Ему тоже 6 лет, но он не ходит в школу, он ходит в детский сад. Он
тебя спрашивает: «Что нужно делать, чтобы хорошо подготовиться
к школе? Что ты ему посоветуешь?»

5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы ты
не ходил в школу, а, наоборот, к тебе приходила бы каждый день
учительница и учила бы тебя одного всему, чему учатся в школе.
Ты согласился бы учиться дома?

6. Представь себе, что ваша учительница заболела. Приходит к
вам в класс директор и говорит: «Мы можем пригласить к вам дру­гую учительницу на это время, а можем попросить ваших мам,
чтобы каждая из них по одному дню побыла у вас в классе вместо
учительницы». Как, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая
учительница, или чтобы мамы заменяли учителей?

7. Представь себе, что есть две школы - школа А и школа В. В
школе А расписание уроков такое: каждый день бывают уроки
письма, чтения, математики, а уроки рисования, музыки, физкультуры редко, один раз в неделю. А в школе В все наоборот: каждый
день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, пись­мо и математика - редко, по одному разу в неделю. В какой школе
ты бы хотел учиться?

8. В школе А от первоклассника строго требуют, чтобы он вни­мательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разгова­ривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или вый­ти из класса. А в школе В не делают замечания, если встанешь во
время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спроса.
В какой школе ты бы хотел учиться?

9. Представь себе, что в какой-то день ты очень старательно ра­ботал на всех уроках, и учительница сказала: «Сегодня ты учился
хорошо, просто замечательно, я хочу как-то особенно отметить те-

бя за такое учение. Выбирай сам - дать тебе шоколадку, игрушку, или поставить пятерку в журнал?» Чтобы ты выбрал? Обработка данных. Классификация ответов.

Все ответы разделяются на две категории - А и В.

№ вопроса Категория А Категория В .
Уроки грамоты, счета - за­нятия, по содержанию и форме не имеющие анало­гов в дошкольной жизни ребенка Дошкольные виды деятельности -уроки художественно-физкультур-но-трудового типа, а также вне-учебные занятия: игра, еда, гуля­ние и т. д.
Несогласие ребенка на от­пуск Согласие на отпуск
Учебные занятия Дошкольные занятия: игры гуля­ние, рисование, занятия по хозяй­ству без упоминания о каких-либо учебных действиях
Содержательная сторона подготовки к школе - ос­воение навыков чтения, письма, счета Формальные стороны подготовки к школе - приобретение формы, портфеля, учебников, тетрадей .
Несогласие обучения на дому Согласие на учебу на дому
Выбор учителя Выбор родителей
Выбор школы А Выбор школы В
Выбор школы А Выбор школы В
Выбор отметки Выбор игрушки или шоколадки

Преобладание в ответах ребенка категории А свидетельствует о том, что его внутренняя позиция имеет содержательный характер. Преобладание категории В говорит об ориентации ребенка на до­школьные виды деятельности, на формальные стороны обучения.

Приложение 3

МЕТОДИКА РАННЕГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Наши рекомендации