Глава 4. Фонационные дыхательные упражнения
Работу над фонацией начинают с глухих щелевых согласных, которые не вызывают трудностей. Выполнение этих упражнений осуществляется статически или динамически (медленное разведение рук в стороны, наклоны и повороты головы и туловища, движение ног и т.д.), тренируется длительный
выдох. Далее выбор речевого материала зависит от индивидуальных особенностей детей, подбирается в соответствии с задачами обучения.
При гипотонусной дисфонии рекомендуется произнесение сонорных звуков «м» и «н» как физиологически наиболее удобных и контролируемых. Далее отрабатываются гласные звуки.
При узелках голосовых складок, воспалительных заболеваниях гортани и глотки в некоторых случаях как промежуточный вариант используют придыхательную фонацию, занятия начинают с мысленного произнесения звуков, далее отрабатывают артикуляцию гласных, и упражнения постепенно усложняются: от звука к слогу, слову, словосочетанию и фразе. Основное внимание обращают на распределение дыхания во время речи: следует избегать излишней потери воздуха во время занятий, следить за равномерностью дыхания при выполнении задания.
Особо необходимо контролировать правильный вдох воздуха через нос при выполнении речевого тренинга, избегая перебора воздуха.
Тренировку выдоха лучше проводить при произнесении одних и тех же коротких простых пословиц и поговорок, далее переходить к сложным. Отрабатывая сложные пословицы и скороговорки, обучающиеся произносят первую часть, делают логическую паузу и добирают воздух для завершения высказывания.
Далее в тренинг включается рифмизированная стихотворная речь, прозаические тексты, проводят работу над диалогом.
При выборе речевого материала нужно ориентироваться на звуки, наиболее хорошо произносимые тренирующимися. Тексты по возможности подбирать с учетом интересов детей, что во многом облегчает процесс автоматизации.
Иногда у некоторых подростков при проведении дыхательных упражнений отмечается избыточная вентиляция, вызывающая неприятные ощущения. При гипервентиляции удаляется избыточное количество углекислого газа, нарушается постоянство внутренней среды организма, что приводит к головокружению. Но соблюдая принцип постепенности и дозированности при выполнении упражнений, можно избежать этих осложнений впоследствии.
Оптимальный результат дают тренировки, продолжающиеся 5-10 минут с интервалом в 10-15 минут. В зависимости от соматического состояния обучающихся и времени проведения занятий в рамках учебной дневной нагрузки рекомендуется повторять упражнения два раза в день самостоятельно.
Формирование голосовой атаки
При твердой атаке воздушная струя наталкивается на очень плотно закрытые голосовые складки, которые раскрываются одним ударом. Твердая атака напоминает прорыв воздуха сквозь плотно сомкнутые губы при произнесении согласного «п», воспринимается на слух как «голосовой удар», стаккато в музыке.
Такая техника используется на начальном этапе, при послеоперационной ринолалии в случае укороченного мягкого неба, а также при парезах и параличах гортани, гипотонусной дисфонии.
При придыхательной атаке голосовые складки смыкаются после предварительного прохождения воздуха, т.е. без пользы расходуется значительная часть воздуха. (Придыхательная атака демонстративна при произнесении слов «холм», «хата», «халат»). Этот тип начала голосоведения рекомендуется при гипертонусных дисфониях, а также при узелках голосовых складок. Вырабатывается плавная воздушная струя при имитации «согревания» рук.
При мягкой атаке голосовые складки плавно смыкаются друг с другом, при этом создается оптимальное подскладочное давление, обеспечивающее оптимальные условия для колебаний и безупречное звучание.
Конечная цель фонопедических занятий — это формирование мягкой атаки голосообразования и голосоведения.
Значение режима молчания
В отношении режима молчания, его целесообразности и продолжительности сложилось две точки зрения. Одна группа авторов - Gutzmann (1911), Kiml (1963), Arndt (1969), Schlo-sshauer (1969), A.T Рябченко (1964) широко пропагандируют режим молчания как первоначальный этап. Эту же точку зрения разделяют Holinger et al (1952), которые рекомендуют после удаления узелков голосовых складок соблюдать режим молчания, а затем переходить к голосовой тренировке. Д.К. Вильсон (1990) указывает, что голосовой режим молчания целесообразно назначать при выраженных изменениях ларингеального тона, гиперфункции гортани, перенапряжении голоса, отеке и гиперемии голосовых складок. Краткий период покоя может привести к нормализации или заметному улучшению.
По мнению Cooper (1973), режим молчания необходим в случаях, когда невозможно определить тональность для начала голосовых тренировок.
Другие - Ю.С. Василенко (1975), Perrello (1962), Billeand (1971) — считают режим молчания неоправданным, так как большинство пациентов пытаются продолжать говорить, а поскольку нормальная фонация не удается, создается психотравмирующая ситуация, способствующая дальнейшему закреплению патологического механизма фонации.
Brodnitz (1954) утверждает, что полный голосовой покой противоречит принципам современной реабилитации и может привести к мышечной атрофии. Peacher (1952) также разделяет точку зрения о необоснованности режима молчания и рекомендует приступать к голосовым тренировкам сразу же после выявления узелков. Однако он не отрицает возможности ограничения голосовой нагрузки.
Позволим себе не согласиться с точкой зрения второй группы, так как режим молчания способствует ослаблению патологических связей, что обеспечивает успешное формирование нового голосового стереотипа. Следует назначать ограничительно-голосовой режим.