Закрепление полученного голоса
Основные задачи этого периода:
1) автоматизация голоса путем введения его в слоги, слова, фразы со всеми гласными и согласными;
2) развитие высоты, силы, тембра, модуляций голоса, ритмико-мелодико-интонационной стороны речи;
3) постановка певческого голоса.
Вся система логопедических занятий по закреплению голоса построена на принципе постепенного перехода от легких упражнений к более трудным в зависимости от возраста ребенка, индивидуальных особенностей его личности, состояния и развития речевой и голосовой функции.
Работа с глухими согласными
Закрепление голоса начинается с произнесения слогов, включающих гласные звуки и глухие смычные согласные п, т, к,а затем щелевые согласные ф, с, ш, х.
С анатомо-физиологической точки зрения смычные глухие п, т, кявляются наиболее простыми звуками. В. А. Богородицкий объяснял это тем, что взрывные согласные требуют простого грубого прижатия органа артикуляции, тогда как для щелевых согласных орган произношения должен держаться приближенным или отчасти касающимся.
Смычные согласные п, т, кболее воздушны, так как имеют больший дебит воздуха[38], чем щелевые. Быстрый выдох после размыкания сомкнутых частей произносительного аппарата и создает акустический эффект взрыва, характеризующий эту группу согласных. Именно за счет этого взрыва звук пполучает усиление. Без усиления же слабый звук губного взрыва, даже при повышенной экспирации, был бы совершенно неуловим для восприятия.
По участию голоса и шума звуки п, m, кглухие. В процессе усвоения ребенком звуков при формировании речи глухие согласные появляются раньше звонких, т. е. большое значение имеет не акустическая яркость звука, а его артикуляционная сложность. Глухие согласные более воздушны, чем звонкие, т. е. последние обычно слабее глухих. Присутствие голоса делает согласный более слышимым даже при слабой артикуляции. Чтобы достичь такой же слышимости глухого согласного, его нужно произносить сильнее. При произнесении звука пакустическая сила звука достигается повышенной экспирацией, прорывом смычки губ выдыхаемой струей воздуха.
При образовании звука пглотка несколько сужается[39]. На короткий миг суженная глоточная трубка сдерживает сильное давление воздуха. В момент взрыва глоточная трубка несколько расширяется, т. е. расслабляется, и сдерживаемое воздушное давление переходит на смычку губ. Суженная глоточная трубка усиливает мощность глухого звука; расширенная глоточная трубка приглушает мощность звонкого согласного. При произнесении звука пмодуляция поточной трубки наименьшая из всех согласных звуков, кроме м. Поэтому взрывные звуки находятся на первой ступени динамической податливости.
При произнесении пбольшую помощь оказывают: а) тактильно-вибрационные ощущения (ребенок осязает сильный взрыв, толчок теплого воздуха на тыльной поверхности кисти руки); зрительный контроль (ребенок видит крепко сжатые губы и взрыв).
Таким образом, п— наиболее простой и удобный звук из группы смычных согласных, он образуется при минимальном участии языка, поднятом мягком нёбе, разомкнутых голосовых складках, суженной глоточной трубке, повышенной экспирации и значительных тактильно-вибрационных ощущениях.
Ребенок произносит звук пв слоговых сочетаниях с гласными у, о, а, и(последующий гласный усиливает сонорность предшествующего согласного).
Прямые и обратные слоги: Закрытые слоги:
пу | уп | упа | апу | пуп | ||||
по | оп | опа | опу | поп | ||||
па | ап | ипа | ипу | пап | ||||
пи | ип | ала | упу | пип |
При произнесении смычных согласных т, кязык более активен, увеличивается напряжение спинки языка. Экспираторная струя чуть слабее, чем при произнесении п. Модуляции глоточной трубки незначительны, что усиливает мощность звуков. Тактильно-вибрационные ощущения (взрыв, струя воздуха) помогают поймать звук, зрительные — увидеть его, слуховые — услышать шум взрыва.
Звуки т и к соединяются с гласными в прямых и обратных слогах.
Примерные упражнения
ту | ут | ута | ату | тут | |
то | от | ота | оту | тот | |
та | ат | ита | иту | тат | |
ти | ит | ата | уту | тит | |
ку | ук | ука | аку | кук | |
ко | ок | ока | оку | кок | |
ка | ак | ика | ику | как | |
ки | ик | ака | уку | кик |
Приводимые асемантические слоговые упражнения на данном этапе являются единственно доступным ребенку голосовым материалом. Но их целесообразно включать лишь в кратковременную тренировку.
Щелевые (фрикативные) согласные ф, с, ш, х: по сравнению со смычными такие согласными более трудны по артикуляции. Они стоят на следующей ступени динамической податливости. Артикуляционная сложность щелевых звуков последовательно возрастает внутри этой группы звуков от фдо х (ф, с, ш, х). Соответственно увеличивается и объем глоточного резонатора, а в связи с расширением глоточной трубки падает мощность глухого звука (наибольшая сила у звука ф, наименьшая — у звука х).
Работу с щелевыми согласными лучше начинать со звука фкак наиболее простого из этой группы звуков.
По способу образования звук ф— щелевой (фрикативный длительный), по месту образования — губно-зубной. При его произнесении нижняя губа прижата к краям верхних резцов, между ними остается узкая щель для выдоха. Верхняя губа слегка приподнята. Язык принимает положение следующего гласного. Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки. Напряжение выдыхаемого тока воздуха сильнее. Звук фусиливается за счет шума, возникшего в результате трения воздуха о края щели.
По участию голоса звук фглухой. При его произнесении голосовые складки разомкнуты. Сила звука достигается повышенной экспирацией, прорывом струей воздуха щели между нижней губой и верхними резцами.
При произнесении фмодуляции глоточной трубки незначительны. С началом фонации трубка сужается, к концу фонации — немного расширяется. Суженная глоточная трубка усиливает мощность глухого звука.
При произнесении фребенок фиксирует подтянутую к верхним резцам нижнюю губу, приподнятую верхнюю губу, обнаженные верхние резцы, осязает холодную, довольно сильную струю вдыхаемого воздуха, отсутствие вибрации гортани, слышит шум от прорыва струей воздуха щели, т. е. включается тактильно-вибрационный, зрительный и слуховой контроль:
При произнесении слога фуребенок видит вытянутые вперед губы, осязает холодную струю воздуха.
Примерные упражнения
фу уф уфа афу фуф
фо оф офа офу фоф
фа аф ифа ифу фаф
фи иф афа уфу фиф
После многократного повторения этих слогов можно перейти к слогу су.
По способу образования звук с щелевой, по месту образования — переднеязычный, зубной. При его произнесении губы растянуты, слегка прижаты к зубам, расстояние между верхними и нижними зубами примерно 1 мм. Кончик языка упирается в нижние зубы. Между передней частью языка и твердым нёбом образуется узкая щель в форме желобка, проходя через которую воздушная струя производит резкий шум. Мягкое нёбо поднято. Голосовые складки раскрыты. Напряжение выдыхаемой струи воздуха сильное. Звук с усиливается за счет шума, образуемого в результате прохождения воздуха через желобок.
По участию голоса звук с глухой. Сила звука достигается повышенной экспирацией.
При произнесении с модуляции глоточной трубки незначительны. С началом фонации глоточная трубка сужается, к концу произнесения — несколько расширяется. Суженная глоточная трубка усиливает мощность глухого звука.
При произнесении с ребенок видит сжатые или сближенные зубы, растянутые углы рта, осязает сильную холодную струю воздуха, слышит шум при прохождении выдыхаемой струи воздуха, т. е. участвуют тактильно-вибрационные, зрительные и слуховые ощущения.
При произнесении слога суребенок видит вытянутые вперед губы, осязает холодную струю воздуха.
Примерные упражнения
су ус уса асу сус
со ос оса осу сос
са ас иса ису сас
си ис аса усу сис
После неоднократного повторения этих слогов можно перейти к слогу шу.
По способу образования звук ш щелевой, по месту образования — переднеязычный. При его произнесении губы выдвинуты вперед, расстояние между верхними и нижними зубами примерно 1 мм, язык имеет форму чашечки. Между передним краем языка и нёбом образуется щель, проходя через которую воздушная струя производит шум. Мягкое нёбо поднято. Голосовые складки разомкнуты. Выдыхаемый ток воздуха сильный, теплый. Звук шусиливается за счет шума, образуемого в результате прохождения воздуха через щель.
По участию голоса звук шглухой.
При произнесении шмодуляции глоточной трубки невелики (но несколько больше, чем при произнесении с).
Тактильно-вибрационный, зрительный и слуховой контроль играют роль при произнесении ш: ребенок видит выдвинутые губы, обнаженные сжатые зубы, осязает теплый воздух, слышит шум при прохождении воздуха. Звук шсоединяется с гласными в слогах.
Примерные упражнения
шу | уш | уша | ашу | шуш | |
шо | ош | оша | ошу | шош | |
ша | аш | шла | ишу | шаш | |
ши | иш | аша | ушу | шиш |
Далее следует перейти к работе над звуком х.
По способу образования звук хщелевой, по месту образования — задненебный. При его произнесении губы в положении следующего гласного, кончик языка опущен. Мягкое нёбо поднято. Голосовые складки разомкнуты. По участию голоса звук х глухой. Напряжение выдыхаемого тока воздуха более сильное, чем при к. Звук хусиливается за счет шума, возникающего в результате прохождения воздуха через щель, образуемую задней частью спинки языка и нёбом.
При произнесении хмодуляции глоточной трубки невелики, ребенок видит форму рта, отвечающую следующему гласному, осязает теплую струю воздуха, слышит шум при прохождении воздуха.
Примерные упражнения
ху | ух | уха | аху | хух | |
хо | ох | оха | оху | хох | |
ха | ах | иха | иху | хах | |
хи | их | аха | уху | хих |
Затем можно перейти к произнесению слогов со всеми гласными и глухими согласными (пока это главным образом бессмысленные сочетания).
Например:
пут | пом | пам |
тут | поп | пат |
кум | пок | пас |
туп | тот | паф |
тум | том | там |
тук | пос | таф |
туф | пош | тас |
куп | кош | фас |
кут | кос | фат и т. д. |
Слоги произносятся в «позиции резонатора», что снимает излишнее напряжение с голосового аппарата, усиливает звук, увеличивает его сонорность и полетность путем контроля за деятельностью артикуляционного, дыхательного и голосового аппаратов.
При переходе к произнесению слов в упражнение сначала включаются односложные слова, затем — двухсложные (с открытыми и закрытыми слогами), после этого — трехсложные и т. д.
Например:
мус | поп | там | тип |
пук | пот | так | тик |
путь | тот | пас | тиф |
пуф | том | пан | тит |
пух | ток | мак | пиф |
туп | ком | фас | кит |
тут | кот | сам | ким |
туф | кон | Тата | кино |
тушь | кок | такса | киска |
кум | сок | Паша | киоск |
куш | сом | фасад | пика |
фут | сон | шапка | пилка |
сук | сос | хата | финик |
шум | шок | сапог | фикус |
муха | Поля | шахта | кипарис |
туша | почка | каска | Мишка |
утка | точка | каша | |
пуля | Сочи | капуста |
При подборе слов соблюдается переход от гласного у ки, от согласного м к х.
Для тренировки удлиненного выдоха, укрепления силы голоса предлагается прием наращивания слогов. Слог и полученное от него слово произносятся на одном выдохе, с одинаковой интенсивностью голоса.
Например:
му — муха
ту — туф — туфли
ко — ком — компас
та — танк — танкист
ки — кипа — кипарис
Закончив работу с глухими согласными, полагаем, что ребенок уже достаточно хорошо контролирует звучание голоса в ротовой позиции, умеет регулировать силу экспираторной струи воздуха и координировать движения артикуляционного аппарата.