| дислалия | ринолалия | дизартрия |
Этиология | · В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений (периферически или центрально обусловленных), говорят о функциональной дислалии. Причины биологические и социальные: общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи; ЗПР (ММД), запоздалое развитие речи, избирательное нарушение фонематического восприятия; неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка · При отклонениях в строении периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения или его периферической иннервации, говорят о механической (органической) дислалии. | · органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбо-глоточного смыкания. · Органическая открытая Р. может быть приобретенной или врожденной. Образуется при перфорации твердого и мягкого нёба, при рубцовых изменениях парезах и параличах мягкого нёба. Причиной могут быть повреждения языкоглоточного и блуждающего нервов, ранения, давление опухоли, врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба. · Закрытая - при уменьшении носоглоточной полости, при непроходимости носовых полостей | · зависят от характера и тяжести поражения нс · У детей частота дизартрии прежде всего связана с частотой перинатальной патологии, (поражением нс плода и новорожденного) · Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. К таким структурам относятся: • периферические двигательные нервы к мышцам речевого аппарата (языка, губ, щек, нёба, нижней челюсти, глотки, гортани, диафрагмы, грудной клетки); • ядра этих периферических двигательных нервов, расположенных в стволе головного мозга; • ядра, расположенные в стволе и в подкорковых отделах мозга и осуществляющие элементарные эмоциональные безусловнорефлекторные речевые реакции типа плача, смеха, вскрикивания, отдельных эмоционально-выразительных восклицаний и др. |
Механизмы | При функциональной: Акустико-фонематическая дислалия -недостаточная сформированность фонематического слуха, назначением которого является узнавание и различение входящих в состав слова фонем. Артикуляторно-фонематическая дислалия -несформированность операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. Артикуляторно-фонетическая дислалия -неправильно сформировавшиеся артикуляторные позиции. При механической - звукопроизносительные нарушения, обусловленные патологическими изменениями языка, губными аномалиями. | механизм нарушения при открытой ринолалии определяется следующим: 1) отсутствием нёбно-глоточного затвора и вследствие этого нарушением противопоставлений звуков по признаку ротовой-носовой; 2) изменением места и способа артикуляции большинства звуков по причине дефектов твердого и мягкого нёба, вялостью кончика языка, губ, отодвиганием языка вглубь ротовой полости, высоким положением корня языка, участием в артикуляции мышц глотки и гортани. при закрытой ринолалиимягкое нёбо при фонации и при произношении назальных звуков сильно поднимается и закрывается доступ звуковым волнам к носоглотке. | Поражение этих структур мозга дает картину периферического паралича (пареза): нервные импульсы к речевым мышцам не поступают, обменные процессы в них нарушаются, мышцы становятся вялыми, дряблыми, наблюдается их атрофия и атония, в результате перерыва спинальной рефлекторной дуги рефлексы с этих мышц исчезнут, наступает арефлексия При дизартрии четкость кинестетических ощущений часто нарушается и ребенок не воспринимает состояние напряженности, или, наоборот, расслабленности мышц речевого аппарата, насильственные непроизвольные движения или неправильные артикуляционные уклады. |
Симптоматика А) нарушения звукопроизношения Б) нарушения голосообразования В) нарушения речевого дыхания | А) При функциональных дислалиях может нарушаться воспроизведение одного или нескольких звуков, при механических обычно страдает группа звуков. Замена звуков, смешения или взаимозамены звуков (фонем), пропуски звуков. три уровня нарушенного произношения: неумение правильно произносить звук или группу звуков; неправильное произношение их в речи при правильном произношении изолированно или в легких словах; недостаточное дифференцирование (смешение) двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно произносить оба звука. Б) В) диафрагмально-речевое дыхание соответствует норме | А) У ребенка с закрытой формой Р. затруднено носовое дыхание, иногда он совсем не может дышать носом. Вследствие этого страдает произношение носовых звуков м и н. Наиболее пострадавшими оказываются свистящие и шипящие звуки, которые заменяются выдохом в нос, иногда с призвуком какого-то кряхтения или храпа, и задненёбные звуки, которые либо отсутствуют, либо заменяются взрывным звуком, возникающем у краев расщепленного маленького язычка или стенки глотки с высоко поднятым корнем языка. Гласные звуки произносятся при помощи выдыхаемой через нос слегка озвонченной струи воздуха и мало отличаются друг от друга. Б) Звучание голоса, помимо гнусавого оттенка, отличается бедностью модуляций. В) Выдох ринолалика во время речи при достаточно хорошем и полном вдохе остается коротким, толчкообразным, дифференцированное ротовое и носовое дыхание не формируется. | А) может нарушаться произношение как согласных, так и гласных звуков У всех больных дизартрией расстройства произношения заключаются в смазанной, невнятной артикуляции звуков с наличием как полных, так и частичных замен (литеральных парафазий, а также в нарушениях плавности, темпа и громкости речи. Б) Наиболее часто они характеризуются недостаточной силой голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи), нарушениями тембра голоса(глухой, назализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т. д.), слабой выраженностью или отсутствием голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона). В) за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к тому, что у ребенка появляется тенденция говорить на вдохе. |