При авариях и катастрофах на промышленных предприятиях и транспорте

При аварии на Чернобыльской АЭС происходило радиоактивное заражение местности, где проживали люди, находился скот. Естественно, возникал вопрос о защите. Как показала практика, основным и наиболее надежным способом защи­ты животных от радиоактив­ного заражения является со­держание их в животноводчес­ких помещениях, но они дол­жны быть соответствующим образом дооборудованы. Подготовка эта заключается главным образом в герметиза­ции и усилении защитной мощности стен, входов, окон, в оборудовании существующей вентиляции фильтрами, а еще лучше в устройстве новой системы принуди­тельной вентиляции.

Для герметизации в кирпичных строениях отверстия и щели в стенах, потол­ках, окнах промазываются глиняным, цементным или известковым раствором, а в деревянных помещениях их проконопачивают мхом, паклей, тряпками и шту­катурят. На перекрытие насыпают слой песка или шлака. Лишние окна закла­дывают кирпичом, мешками с песком или заделывают щитами. Для естествен­ного освещения некоторые окна оставляют незакрытыми. На них делают съем­ные щиты. В окне молочной комнаты вместо одного звена стекла вставляют лист железа с отверстием для шланга, с помощью которого молоко перекачива­ется в молоковоз. По окончании перекачки молока отверстие закрывается зад­вижкой.

Все двери оборудуются с таким расчетом, чтобы достигалась надежная гер­метизация. Для защиты людей, обслуживающих животных, оборудуют одну из внутренних комнат.

В подготовленных таким образом животноводческих помещениях создается запас кормов на 5 — 7 дней. На территории фермы на расстоянии про­тивопожарного разрыва, готовится укрытый запас грубых кормов. .

Минимальные суточные нормы кормов и воды на голову крупного рогатого скота — сена — 5-6 кг или сена 4-5 кг, но плюс 1-2 кг концентратов, воды 20 — 30 л. Для мелкого рогатого скота — сена 0,5 кг, воды 4-5 л. Свиньям — концен­тратов 2-3 кг, воды 6 — 8л.

В условиях радиоактивного заражения (загрязнения) местности животные, находящиеся в герметизированных помещениях, надежно защищены.

Здесь они должны находиться до тех нор, пока не будет ликвидирована опас­ность или проведена эвакуация на новое место.

Эвакуация в безопасные районы осуществляется на автомашинах, тракторных прицепах или путем перегона. Для перегона по загрязненной местности лучше ис­пользовать дороги с твердым покрытием или участки с низкой травой. При этом важно не допустить поедания животными зараженной травы, для чего на морду каждого животного следует надеть защитную маску, торбу, мешок, а за неимением — морду обвязать веревкой. Пока животные находятся в помещении к ним пуска­ют молочных телят. Для обслуживания в помещении оставляют минимальное ко­личество людей (2-3 человека на одно помещение), а при наличии дойных коров — 4-5 человек на 150 — 200 животных. Люди заходят только для кормления, водопоя и доения. Первое кормление и доение производят через 4 — 6ч после укрытия коров, в последующем — раз в сутки. В этот период коров рекомендуется кормить одним сеном и уменьшить суточную норму воды в 2-3 раза. В герметизированных помещениях животные могут находиться в среднем 24 — 36 ч (летом эти сроки сокращаются, а в холодное время и при ветре увеличиваются). По истечении ука­занного времени помещение следует проветривать 2 ч.

Выпас скота на загрязненной местности и скашивание трав на корм раз­решается только после тщательного радиационного контроля. Местные орга­ны, санэпиднадзор, медицинская служба принимают все меры к тому, чтобы не допустить производство загрязненных и непригодных к употреблению продук­тов животноводства.

До сих пор бытует мнение, что аварии в промышленности и на транспорте, разливы и выбросы сильнодействующих ядовитых веществ (АХОВ) не касают­ся работников сельского хозяйства. Однако практика, опыт ликвидации послед­ствий многих аварий говорят о другом. Вспомним трагические события 1989 г. В ночь на 11 января сложилась экстремальная ситуация. Газовый туман «на­крыл» старинное оренбургское село Мужичья Павловка. Было зафиксировано массовое отравление людей. Пришлось незамедлительно эвакуировать жите­лей. Пострадало 76 человек. Симптомы отравления — общее недомогание, сла­бость, головная боль, носовое кровотечение. В чем дело? Авария на газоперерабатывающем заводе — очередной выброс сероводорода. А животные? Они тоже пострадали. Кого пришлось зарезать, а кого лечить. Еще пример.

На астраханском газоконденсатном комплексе загорелась сера. Сероводород стелился по земле. Через час ветер донес его до Сентовки, там норма была пре­вышена в 7 раз, а в поселке Бузан-Пристань концентрация газа достигла 30 ПДК (предельно допустимых концентраций).

Людям стало трудно дышать, кружилась голова. Руководители местного кол­хоза сообщили о странном ожоге посевов. Пожух в огородах лук, пожелтел ук­роп, свернулись листья многих деревьев. В сельской школе появился запах гари, дети ощущали металлический привкус во рту, першение в горле, жжение глаз, тошноту, головную боль.

Нет никакой гарантии, что подобное не повторится. Вывод напрашивается сам: каждому жителю сельской местности надо знать, какие поблизости есть предприятия, какие АХОВ или производят или используют в производстве. Ко­нечно, такую работу, а также практические занятия с населением, должны про­водить местная администрация, территориальные органы МЧС.

Если в городе или на его окраине водопроводная станция, хлопчатобумажный или целлюлозно-бумажный комбинат—знайте там имеется хлор. Если недалеко расположен хладо- или мясокомбинат, нефтеперерабатывающий завод, пред­приятие по производству азотной кислоты, соды, мочевины, удобрений, там должен быть аммиак.

На химических предприятиях и заводах по производству пластмасс широко распространена синильная кислота.

Сероводород — в промышленности его получают на нефте- и газоперерабатывающих заводах, при производстве серной кислоты, серы, сероорганических соединений.

Какую же клиническую картину поражения этими АХОВ можно наблюдать у животных? Во всех случаях у них в первую очередь поражаются органы дыха­ния и зрение. Вначале — частое мигание век, слезотечение, беспокойство. За­тем, в период от 2 до 12 ч, клинические симптомы отравления пропадают. Если развивается отек легких, общее состояние животного резко ухудшается, появ­ляются удушье, влажный кашель, одышка. Из носовых отверстий выделяется пенистая жидкость. В легких прослушиваются свистящие хрипы. Слизистые оболочки становятся синюшными. Животное стоит с широко расставленными передними ногами и вытянутой шеей, дыхание затрудненное, поверхностное.

Что надо сделать, чтобы защитить животных?

После получения информации об аварии, учитывая направление ветра, зная примерные районы распространения АХОВ, надо немедленно загнать живот­ных в животноводческие помещения. Если это сделать невозможно, отогнать их в одну из сторон, перпендикулярную направлению движения ядовитого об­лака.

Помещение по возможности быстро загерметизировать: плотно закрыть окна и двери, вентиляционные отверстия. Если не удается срочно завезти корма, то первое время придется обходиться теми, которые окажутся к этому времени внутри помещений. Для водопоя лучше использовать закрытые источники — артезианские скважины. Водопойные корыта, находящиеся на улице, закрыть плотными крышками, полиэтиленовой пленкой или перевернуть вверх дном.

В помещениях, чтобы улучшить микроклимат, следует применить подстилку с повышенной влагоемкостью. В таком состоянии животные могут находиться от одних до полутора суток. Далее, в зависимости от обстановки, помещения надо проветривать. К тревожным сигналам, требующим проветривания, отно­сятся повышение температуры тела коров на 1-1,5 град. и увеличение содержа­ния углекислого газа более чем на 5 % (зажженная спичка немедленно гас­нет).

Следует учитывать, что в закрытом помещении, где находятся животные, создается температурно-влажностный подпор, препятствующий проникновению внутрь газообразных ядовитых веществ. Более того, накапливающиеся внутри помещения аммиак, влага, а также повышение температуры воздуха способ­ствуют разрушению вредных веществ.

После прохождения волны ядовитых газов проводится ветеринарное обследование животных. Пораженным оказывают лечебную помощь. В отдельных случаях про­изводится вынужденный убой животных. После ветеринарного обследования при­нимается решение об использовании мяса, шкур и внутренних органов.

Наши рекомендации