Фотографии, найденные или созданные клиентом

Помимо фотографий, которые клиенты делают с помощью своих камер или приносят из личного архива «найденных» изображений, данная методика также работает с копированными, коллажированными, сканированными или цифровыми фотографиями. Психотерапевты не просто изучают факты по снимкам клиента, но выявляют более общие закономерности в повторении тем, личных символов и метафор, а также прочей информации, о которой клиент мог не догадываться.

Фотоснимки, которые приносят клиенты (по своей инициативе или по просьбе психотерапевта), могут использоваться для проведения фокусированных дискуссий. Помимо изучения готовых снимков, принесенных клиентом на сеанс, психотерапевт также может разработать для него «домашнее задание», связанное с активным поиском и сбором снимков или фотографированием с определенной целью, например, для того, чтобы затронуть конкретные темы, требующие более глубокого изучения. Задания по поиску или созданию фотографий не должны быть слишком конкретными. Можно найти или снять то, что впечатляет клиента. При этом выбор «чужих» фотографий дает клиенту повышает безопасность проводимого исследования.

Опыт одной клиентки демонстрирует, как снятые ею фотографии неожиданно предстали в новом свете, превратились в источник информации о ней самой. Она сказала мне, что после просмотра балетной репетиции племянницы, она решила взять камеру и сделать как можно больше снимков, потому что «за детьми всегда так интересно наблюдать». Являясь как любящей тетей, так и фотографом-любителем, женщина сняла не только племянницу, но и других детей, которые изо всех сил старались хорошо танцевать. Она упомянула, что ее племянница хорошо выступала.

Когда я спросила, почему она это сказала, и так ли важно успешное выступление в пятилетнем возрасте, женщина на мгновение задумалась и ответила: «Знаете, я отсняла три катушки фотопленки и на большинстве снимков запечатлены неловкие, неуклюжие движения маленьких девочек. В моей семье девочки автоматически должны были идти в балетную школу. Я была высокой, крепкой девочкой-сорванцом, и упражнения в пачке раз в неделю не приносили мне удовольствия. По сути, опыт был крайне травматичный…Я полностью подавила в себе эти детские воспоминания…Я никогда не думала, что я – часть всего этого…Я так походила на этих девчушек, когда мои родители отдали меня в ту дурацкую школу для девочек. Все стало на свои места, как только я увидела, почувствовала связь с этими снимками».

Мы продолжили разговор о том, как они ощущала в детстве ожидания своей семьи и общества в отношении своего поведения. Мы попытались найти связь между ее детскими уроками танцевального мастерства и настоящей жизненной ситуацией – одинокая женщина-специалист, на которую возложен целый ряд ожиданий. Ее наивные снимки, изначально сделанные лишь ради забавы, после их исследования и деконструкции выявили несколько ранее неосознанных связей с прошлым.

Примером работы со снимками, снятыми по заданию психотерапевт, может быть следующий случай. Рут было 9 лет, последние пять из них она жила в приемной семье (в которую попала из-за физического и сексуального насилия со стороны отца и недостаточной заботы со стороны родителей). Консультируя Рут в течение нескольких месяцев, я считала ее отзывчивой и довольно общительной, однако ее эмоциональная экспрессия казалась мне весьма ограниченной.

Ее приемная мать была весьма обеспокоена. Ей казалось, что Рут все более отдаляется от нее. О чем бы я ни спрашивала Рут, она отделывалась формальными ответами. Я не могла понять, что является причиной эмоциональных всплесков и подавленности, проявлявшихся дома, ее нарастающей отчужденности от приемных родителей.

Выяснив, что она любит снимать на свою простую автоматическую камеру, я дала ей несколько фото-заданий. Полагая, что следует исследовать отношения девочки и приемной матери, я предложила ей пойти в парк и сфотографировать людей разного возраста, в особенности – матерей. Мне хотелось выяснить, как Рут видит «хороших» и «плохих» матерей, отношения, которые она принимает или не принимает, а также иную информацию, которая могла «всплыть» случайно при выполнении задания.

На фотографиях, которые Рут принесла на следующую консультацию, были изображены разные люди, в основном, женского пола. На большинстве снимков – играющие дети и мамы, матери с детьми в колясках или одеялах, матери, качающие качели, матери, разговаривающие с маленькими девочками. Однако, Рут не принесла ни одной фотографии, на которой был бы изображен ребенок (или группа детей) без взрослой женщины рядом.

Я просмотрела все фотографии и отметила несколько из них, на которых были изображены женщины, и спросила Рут, являются ли они матерями. В кратком ответе Рут раскрыла мне все то, что происходило в ее сознании, то, что, скорее всего, она сама не осознавала: «Они – не матери вообще или плохие матери, потому что рядом с ними нет детей!»

Глядя на прошлое Рут, можно понять, что эта девочка, испытавшая жестокое обращение в раннем детстве, чувствовала себя незащищенной, когда рядом с ней не было мамы. Возможно, она перенесла эти переживания на ситуацию с приемной матерью, которая вышла на работу, «бросив» своего ребенка, вместо того, чтобы всегда быть с ним рядом. Ситуация также отразилась и на Рут, поскольку приемная мать теперь не могла постоянно находиться рядом ней Фотографии способствовали началу диалога и достижению взаимопонимания между всеми сторонами.

Наши рекомендации