Снижение ставок ввозных таможенных пошлин на продовольственные товары, в отношении которых наблюдается существенный рост цен.

Предложения ФАС России, направленные на принятие экстренных мер на фоне роста цен, в том числе на социально значимые товары, были рассмотрены на заседании подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции 20 апреля 2015 г. (протокол № 3) (далее - Подкомиссия), где было принято решение о нецелесообразности применения мер таможенно-тарифного регулирования в отношении ржи, ячменя, кукурузы, сахара-сырца, отдельных видов овощей и фруктов, с учетом стабилизации положения на внутреннем рынке.

В настоящее время Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации поставлены задачи по обеспечению импортозамещения сельскохозяйственной продукции потребностей внутреннего рынка. Таким образом, в настоящее время отмена ставок ввозных таможенных пошлин в отношении сельскохозяйственных товаров может оказать дестимулирующее воздействие на инвестиционную привлекательность в данном секторе экономики и, как следствие, реализации данной задачи.

Вместе с тем, в случае наблюдения критического недостатка по отдельным товарным линиям, не произрастающим или произрастающим в недостаточном количестве, а также включенным в Перечень товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2007 № 877, полагаем целесообразным инициировать соответствующее предложение в Подкомиссию.

7. Контроль процессов ценообразования на рынке серы твердой.

В 2013 году ООО «Газпром сера» оставило без рассмотрения оферты производителей минеральных удобрений о заключении долгосрочных договоров поставки серы жидкой.

С целью пресечения нарушения антимонопольного законодательства ФАС России в 2014 году выдала предупреждения ООО «Газпром сера», в которых указала о необходимости рассмотрения полученных оферт.

Кроме того, ФАС России рекомендовала при заключении договоров использовать формульное ценообразование основе минимальных экспортных цен на серу.

Предупреждения были исполнены, однако стороны не договорились о существенных условиях поставки и преддоговорные споры разрешались в судах при участии ФАС России.

Арбитражные суды применили рекомендации ФАС России о ценообразовании (соответствующие формулы цены содержались в офертах потребителей), отметив, что данный подход позволяет максимально сохранить равную доходность от экспортных и внутренних поставок серы и компенсировать монопольному поставщику затраты на ее доставку покупателям.

Последнее рассмотрение данного вопроса состоялось в Верховном Суде Российской Федерации в декабре 2015 года.

Сера является одним из компонентов при производстве минеральных удобрений и, соответственно, влияет на ценообразование на конечный продукт.

Во исполнение поручений Правительства Российской Федерации ФАС России разработаны рекомендации по ценообразованию на апатитовый концентрат и хлористый калий, также являющихся сырьем для производства минеральных удобрений.

Отдельно Правительством Российской Федерации было дано поручение проработать вопрос о возможных механизмах антимонопольного регулирования на рынке серы, в том числе, о целесообразности разработки соответствующих правил, направленных на обеспечение «прозрачных» и долгосрочных условий при поставках серы производителям минеральных удобрений.

Экономически обоснованные принципы функционирования рынков указанного сырья способствует стабильности в обеспечении минеральными удобрениями и является сдерживающим фактором роста цен на продовольствие.

Необходимо отметить, что вопросы ценообразования на серу рассматривались ФАС России на протяжении последних восьми лет.

Впервые предложенная ФАС России формула цены на серу была рассмотрена арбитражными судами всех уровней и была признана соответствующей закону и экономическим интересам сторон.

Наши рекомендации