Развитие конкуренции на отдельных рынках
2.1. Реализация мер на рынке лекарственных препаратов:
постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2014 № 871 утверждены Правила формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи;
Федеральным законом от 22.12.2014 № 429-ФЗ введено понятия «взаимозаменяемый лекарственный препарат» и оптимизирована процедура государственной регистрации лекарственных средств, в том числе введение процедур предрегистрационного и пострегистрационного консультирования заявителей;
введено требование выписывания лекарственных препаратов на рецептурных бланках по международным непатентованным наименованиям;
усовершенствована методика установления производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
создана рабочая группа по подготовке правил организации производства и контроля качества лекарственных средств и мониторингу дальнейшего их применения;
утверждены правила организации производства и контроля качества лекарственных средств на основе международных правил производства лекарственных средств.
2.2. Реализация мер на рынке медицинских услуг:
Федеральным законом от 25.11.2013 № 317-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признаны утратившими силу отдельные положения законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации в части совершенствования механизмов осуществления контроля медицинской деятельности, а также установлена административная ответственность должностных лиц органов исполнительной власти за несвоевременное размещение в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации об условиях участия медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования;
2.3. Реализация мер на рынке авиаперевозок:
Федеральным законом от 20.04.2014 № 73-ФЗ внесены изменения в статью 56 Воздушного кодекса Российской Федерации и статью 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», предусматривающие возможность допуска иностранных пилотов к управлению воздушными судами российских авиакомпаний;
Федеральным законом от 20.04.2014 № 79-ФЗ внесены изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации, предусматривающие возможность применения авиаперевозчиком «невозвратных» тарифов;
подписано 52 меморандума о либерализации воздушного сообщения. В целях реализации справедливой конкуренции в течение 2013 года Авиационными властями Российской Федерации достигнуты договоренности по либерализации межправительственных соглашений о воздушном сообщении;
установлены тарифы на хранение топлива и заправку воздушных судов в крыло в целях выравнивания тарифов в аэропортах Российской Федерации;
постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены программы субсидирования в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении, на территории Северо-Западного, Сибирского, Уральского, Приволжского, Дальневосточного федеральных округов, из Калининградской области в европейскую часть страны и в обратном направлении в части снятия ограничений по возрасту пассажиров льготной категории, расширения перечня субсидируемых маршрутов;
упрощена процедура сертификации региональных аэропортов с низкой интенсивностью полетов и обеспечение возможности выполнения аэропортами сертификационных требований с привлечением соответствующих служб, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
2.4. Реализация мер на рынке услуг связи:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.11.2013 № 1017 внесены изменения в Правила установления размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы;
установлена возможность применения узлов связи с территориально-распределенной архитектурой для сетей фиксированной связи, определив для операторов связи право пропуска трафика оптимальным способом;
разработана концепция организации межоператорского взаимодействия, не допускающая искажения конкуренции и дискриминации отдельных технологий;
постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 № 1342 утверждены единые правила оказания услуг телефонной связи с разграничением особенностей оказания услуг по различным сетям связи;
внесены дополнения в Порядок ведения операторами связи раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи;
проведен выборочный детальный анализ рынков услуг телефонной связи на территории отдельных муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, междугородной телефонной связи;
проведены пилотные проекты по отмене тарифного регулирования услуг фиксированной телефонной связи.
2.5. Реализация мер на рынке дошкольного образования:
Федеральным законом от 29.12.2014 № 273-ФЗ внесены изменения в законодательство Российской Федерации, предусматривающие сохранение целевого назначения зданий, используемых для оказания образовательных услуг дошкольными образовательными учреждениями, а также предоставлено право на создание частных детских садов с использованием организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц;
проведен анализ реализуемых в различных субъектах Российской Федерации механизмов налоговой и имущественной поддержки негосударственных (частных детских садов);
установлены равные права педагогических работников государственных и муниципальных учреждений дошкольного образования, с одной стороны, и негосударственных учреждений - с другой, в части обеспечения доступа к современным образовательным, психологическим и иным необходимым методам, включение их в систему повышения профессионального уровня;
распространены лучшие практики по совершенствованию нормативно-правовой базы субъектов Российской Федерации, муниципальных районов и городских округов в части выделения субсидий на содержание детей в детских садах независимо от их форм собственности;
направлены в субъекты Российской Федерации рекомендации по применению механизма муниципального заказа на услуги дошкольного образования у немуниципальных поставщиков (в том числе в частных дошкольных организациях);
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 утверждены СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19.12.2013 № 68 утверждены СанПиН 2.4.1. 3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;
приняты нормативные правовые акты в сфере пожарной безопасности, устанавливающие систему современных требований для детских садов всех форм собственности, различных типов и видов.
2.6. Реализация мер на рынке нефтепродуктов:
совместным приказом ФАС России и Минэнерго России от 30.04.2013 № 313/13/225 утверждены минимальны величины продаваемых на бирже нефтепродуктов и требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтепродуктами хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках;
сформированы объективные индикаторы цен на нефтепродукты на основе внебиржевых и биржевых сделок, а также сопоставимых цен зарубежных рынков;
повышена информационная прозрачность отрасли. Развитие практики разработки нефтяными компаниями ОАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО АНК «Башнефть» «модельных политик»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2014 № 819 внесены изменения в Правила обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации.
Кроме того, вопрос о результатах реализации «дорожных карт» национальной предпринимательской инициативы, в том числе «дорожной карты» «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», рассмотрен 01.12.2015 года на совещании у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева - отмечена успешная реализация основных мероприятий национальной предпринимательской инициативы.
В целом «дорожная карта» признана Правительством Российской Федерации исполненной.
Итоги исполнения «дорожной карты» подведены 12.01.2016 года и на заседании рабочей группы в Агентстве стратегических инициатив по продвижению новых проектов.
3.1. Инициативное мероприятие «дорожной карты»
«Белая и черная книги» проконкурентных и антиконкурентных региональных практик.
В рамках инициативного мероприятия по реализации «дорожной карты» «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» ФАС России сформированы примеры лучшей практики принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления актов и осуществления действий, направленных на развитие конкуренции, и худшей практики принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления актов и осуществления действий, имеющих антиконкурентный характер (далее - «белая и черная книги» проконкурентных и антиконкурентных региональных практик) за 2012, 2013 и 2014 гг.
Указанные материалы размещены на официальном сайте ФАС России в информационно-коммуникационной сети «Интернет».
2 ноября 2015 г. проведена пресс-конференция ФАС России по «белой и черной книгам» проконкурентных и антиконкурентных региональных практик за 2014 год в РИА «Новости».
5 ноября 2015 г. направлены информационные письма по данному вопросу в адрес глав 85 субъектов Российской Федерации и обеспечена «обратная связь» с регионами.
4.1. Второй этап работы по «дорожной карте»
С 2016 года начинается II этап работы по «дорожной карте» в части анализа реализации принятых в рамках «дорожной карты» правовых актов, а также мониторинга их исполнения.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 № 174-р ФАС России является ответственным за координацию мониторинга применения правовых актов, изданных во исполнение «дорожной карты» «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики».
Правительством Российской Федерации определен новый формат работы, предусматривающий проведения оценки применения правовых актов разработанных во исполнение «дорожной карты», в частности, подлежат мониторингу правоприменения 10 нормативных правовых актов.
Предусматривается рассмотрение результатов проведенного мониторинга на заседаниях Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции.