Общая характеристика, проблемы и предложения в части развития конкуренции в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения
В 2015 году ФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по теплоснабжению, в ходе которого проанализирована деятельность 2500 хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по теплоснабжению на территории 83 субъектов Российской Федерации в 2013, 2014 годах.
В результате проведенного анализа состояния конкуренции было установлено, что рынки теплоснабжения во всех субъектах Российской Федерации характеризуются высокой степенью концентрации в условиях неразвитой конкуренции. Это связано с тем, что оказание потребителям услуг по теплоснабжению зависит от расположения тепловых сетей теплоснабжающих или теплосетевых организаций. Конечный потребитель приобретает и потребляет услугу только от того поставщика услуг, к которому присоединены теплопотребляющие установки потребителя.
Как правило, на рынке действует хозяйствующий субъект, оказывающий услуги с использованием централизованной системы потребителям, составляющим 80% - 90% от общего числа потребителей в муниципальном образовании. Остальные участники рынка услуг по теплоснабжению являются, в основном, промышленными предприятиями, основную часть произведённой на собственной котельной тепловой энергии используют на нужды предприятия, а остальную часть - реализуют либо посреднику, либо конечным потребителям, находящимся вблизи предприятия. Вход на рынок услуг по теплоснабжению затруднен необходимостью вложения значительных первоначальных затрат (инвестиций). Участие в обороте тепловой энергии возможно только в случае наличия собственных (арендованных) сетей и (или) генерирующих мощностей.
В 2015 году Федеральная антимонопольная служба принимала активное участие в разработке метода «альтернативной котельной». Такой метод расчета будет возможен в определенных законодательством Российской Федерации случаях в качестве одного из возможных вариантов регулирования рынка тепловой энергии.
В соответствии с положениями Федерального закона от 01.12.2014 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» с 01.01.2015 по 31.12.2017 по соглашению сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя правомерно устанавливать:
- цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;
- цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;
- цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.
При этом указанные цены должны быть не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
Исключение составляют цены (тарифы) на тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей. Такие цены (тарифы) подлежат государственному регулированию.
С 01.01.2018 цены (тарифы), указанные в пунктах 1, 2, 3 не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон, за исключением случаев:
- реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей;
- производства тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее десяти гигакалорий в час, и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее пятидесяти тысяч гигакалорий за 2017 год.
Таким образом, заложен механизм рыночных отношений и регулирования отрасли.
Кроме того в 2015 году ФАС России совместно с территориальными органами проводит мониторинг нерегулируемых цен на пар и тепловую энергию (мощность), теплоноситель для потребителей тепловой энергии, подключенных к коллекторам источников тепловой энергии.
ФАС России разработан проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования тарифов в сфере электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения», предусматривающий отмену на федеральном уровне установления предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более
Таким образом, изменения, предусмотренные в проекте федерального закона, направлены на устранение избыточных регуляторных норм в условиях установленного Правительством Российской Федерации ограничения предельного размера платы граждан за коммунальные услуги.
В 2015 году ФАС России был утвержден Сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии и мощности в рамках ЕЭС России по субъектам Российской Федерации на 2016 год, в том числе в части утверждения объемов отпуска тепловой энергии.
В соответствии с положениями Закона о теплоснабжении утвержден приказ ФАС России от 12.11.2015 № 1086/15 «Об установлении предельных (минимальных и (или) максимальных) уровнях тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, на 2016 год».
Также ФАС России были утверждены приказы от 11.12.2015 № 1247/15 «Об утверждении минимальной нормы доходности для расчета тарифов в сфере теплоснабжения с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала на долгосрочный период регулирования с началом долгосрочного периода регулирования в 2016 году» и от 11.12.2015 № 1250/15 «Об утверждении минимальной нормы доходности для расчета тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением метода доходности инвестированного капитала на долгосрочный период регулирования с началом долгосрочного периода регулирования в 2016 году».
В 2016 году ФАС России продолжит реализацию плана мероприятий («дорожной карты») «Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1949-р, включая доработку и внесение в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проектов постановлений Правительства Российской Федерации, предусматривающих совершенствование механизмов раскрытия информации теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, совершенствование действующих механизмов и правил, обеспечивающих равный доступ участников рынка к услугам в сфере теплоснабжения при подключении к системам теплоснабжения.
Также будет продолжена работа по совершенствованию методологии и тарифного подхода в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, включая внесение изменений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и ведомственные акты.