Состояние развития и поддержки малого и среднего предпринимательства
Развитие малого и среднего предпринимательства и возможность реализации частной предпринимательской инициативы являются необходимыми условиями успешного развития экономики.
Особые надежды возлагаются на малый и средний бизнес в условиях действия кризисных явлений. Малые и средние компании в силу присущей им мобильности и гибкости могут сгладить негативные процессы в сфере занятости населения, обеспечить социальную адаптацию высвобождающихся из крупных предприятий работников, а также сформировать новые рыночные ниши и точки экономического роста.
В настоящее время доля малого и среднего бизнеса в ВВП находится на уровне 20-21%. На малые и средние компании приходится только 5-6% от общего объема основных средств и 6% от объема инвестиций в основной капитал в целом по стране.[7]
Сектор малого и среднего предпринимательства в России представлен в основном индивидуальными предпринимателями (62,8% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства) и микропредприятиями (32,7%).[8]
Согласно официальным данным Федеральной налоговой службы[9] общее количество индивидуальных предпринимателей (далее – ИП) и крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – К(Ф)Х), зарегистрированных на территории Российской Федерации за период с 01.01.2014 по 01.01.2015, составило 602 389, из которых 581 672 – ИП, 20 717 – К(Ф)Х.
Вместе с тем, общее количество указанных субъектов, прекративших деятельность в отчетном периоде, составило 535 516, из которых 517 816 – ИП, 17 700 – К(Ф)Х.
Необходимо отметить, что за предшествующий отчетный период (с 01.01.2013 по 01.01.2014) ФНС России зарегистрировано 472 087 хозяйствующих субъектов, из которых 450 190 – ИП, 21 897 – К(Ф)Х. При этом количество прекративших деятельность в отчетом периоде хозяйствующих субъектов составило 965 089, из которых 932 750 – ИП, 32 339 – К(Ф)Х.[10]
Наконец, за период с 01.01.2015 по 01.01.2016 зарегистрировано 680 821 указанных субъектов, из которых 653 375 – ИП, 27 446 – К(Ф)Х. Количество субъектов, прекративших деятельность в отчетном периоде, составляет 582 151, из которых 564 492 – ИП, 17 659 – К(Ф)Х[11].
Таким образом, «естественная убыль» ИП и К(Ф)Х в 2013 году превышала их «естественный прирост», и лишь в 2014-2015 годах следует говорить о минимальной положительной динамике, то есть превышении количества зарегистрированных хозяйствующих субъектов по отношению к количеству прекративших свою деятельность, что свидетельствует о недостаточности принимаемых мер по стимулированию развития сектора малого и среднего предпринимательства.
Отчетный период (гг.) | Зарегистрировано | Прекратили деятельность | ||||
Всего | ИП | К(Ф)Х | Всего | ИП | К(Ф)Х | |
2013-2014 | 472 087 | 450 190 | 21 897 | 965 089 | 932 750 | 32 339 |
2014-2015 | 602 389 | 581 672 | 20 717 | 535 516 | 517 816 | 17 700 |
2015-2016 | 680 821 | 653 375 | 27 446 | 582 151 | 564 492 | 17 659 |
Появление значительного количества субъектов малого и среднего предпринимательства свидетельствует о развитии конкуренции в конкретных сферах их деятельности. Однако в настоящее время темпы роста количества указанных субъектов следует признать низкими.
В 2015 году число малых предприятий (без учета микропредприятий) составило 242, 7 тыс. единиц. Проведенный анализ представленных данных показал, что наибольшее количество малых предприятий задействовано в сферах:
- оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (80,5 тыс. субъектов, что составляет 33,2 % от общего количества субъектов);
- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (46,2 тыс. субъектов, что составляет 19,1 % от общего количества субъектов);
- обрабатывающие производства (33,9 тыс. субъектов, что составляет 14 % от общего количества субъектов).[12]
Наименее привлекательны для малых предприятиях следующие сферы:
- металлургическое производство (0,4 тыс. субъектов, то есть 0,2 % от общего количества субъектов);
- производство кожи, изделий из кожи и производство обуви (0,4 тыс. субъектов, то есть 0,2 % от общего количества субъектов).
- производство транспортных средств и оборудования (0,9 тыс. субъектов, то есть 0,4 % от общего количества субъектов).
Оборот средних предприятий по видам экономической деятельности за 2015 год составил 4715,0 млрд руб. При этом наибольшие показатели достигнуты в следующих сферах[13]:
- оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (1971,6 млрд. руб., 41 %).
- обрабатывающие производства (1176, 6 млрд. руб., 24 %),
- строительство (423, 1 млрд. руб., 9 %)
Период | Количество средних предприятий (включая территориально-обособленные подразделения)[14](единица) |
Июнь 2013 | 3 634 |
Сентябрь 2013 | 3 704 |
Декабрь 2013 | 3 767 |
Март 2014 | 3 602 |
Июнь 2014 | 3 748 |
Сентябрь 2014 | 3 830 |
Декабрь 2014 | 3 905 |
Март 2015 | 3 531 |
Июнь 2015 | 3 679 |
Сентябрь 2015 | 3 763 |
Декабрь 2015 | 3 806 |
Как отмечает Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России, финансирование мероприятий в части выделения субсидий на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в 2015 г. заявлено в размере 16,9 млрд. рублей[15]. По результатам проведения АО «Корпорация МСП» оценки соответствия и мониторинга соответствия (по состоянию на 6 мая 2016 г.) планируемый общий объем прямых закупок у субъектов МСП
составляет 465,4 млрд. рублей (в том числе объем закупок 35 конкретных заказчиков федерального уровня – 263,7 млрд. рублей, 56 отдельных заказчиков федерального уровня– 104,687 млрд. рублей, 135 конкретных заказчиков регионального уровня – 97 млрд рублей). По данным ежемесячной отчетности заказчиков о договорах, заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства, общий объем закупок за I квартал 2016 г. уже составил 213,2 млрд рублей, в том числе по результатам закупок 35 крупнейших заказчиков 112,4 млрд рублей.
Также одним из направлений государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является финансирование сельскохозяйственных товаропроизводителей, показатели которого представлены Минсельхозом России. Так, по направлению «Государственная поддержка отраслей животноводства» по состоянию на 30.12.2015 предусмотрено 26 919 998 тыс. руб.[16] На поддержку малых форм хозяйствования (в том числе, начинающих фермеров) выделено 8 833 756 тыс. руб.[17]
Между тем, по данным АО «МСП Банк», анализ оценок предпринимателей в отношении финансовой устойчивости их компаний, а также ее динамики позволяет заключить, что малый и средний бизнес уже полноценно ощущает на себе влияние кризиса в экономике. Положительно охарактеризовали состояние своих предприятий 20,2% руководителей, тогда как негативных оценок набралось 21,5%. Продолжила расти доля экстремальных ответов: как «очень плохое» оценили состояние своих компаний 4,5% опрошенных предпринимателей (годом ранее — 2,9%)[18].
Кроме того, четверть субъектов малого и среднего предпринимательства планирует в ближайшие месяцы сократить расходы на заработную плату, а также сократить персонал. Почти треть предпринимателей (29%) сократили своих сотрудников за последние три месяца. Уровень заработной платы также снизился у трети предпринимателей (28,0 %), против роста у 10,0 %).[19]
В качестве одной из мер имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства учитывается преимущественное право на отчуждение недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 159-ФЗ).
По данным АО «Корпорации «МСП»[20], среди регионов, предоставляющих имущественную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, в настоящее время лидируют: Москва (5264 ед., Санкт-Петербург (1861 единица), Пензенская область (606 ед.).[21] Однако в целом регионы, за исключением приведенных выше, демонстрирует очень низкую активность – например, Белгородская область (3 ед.), Липецкая область (1 ед.), Смоленская область (0 ед.), Краснодарский край (0 ед.).
Более того, приведенные данные в совокупности обнаруживают очень слабую степень готовности субъектов Российской Федерации оказывать существенную имущественную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства.
Следует отметить, что имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства предусмотрена также на федеральном уровне.
Распоряжением Росимущества от 12.11.2015 № 818-р предусмотрен перечень федерального имущества, предназначенного для передачи субъектам малого и среднего предпринимательств, к которому относятся, например:[22]
- Челябинская область (50 ед.);
- Ярославская область (29 ед.);
- Чеченская республика (23 ед.);
Подавляющее количество объектов имущества Российской Федерации, находящегося в иных субъектах Российской Федерации и предоставляемых субъектам малого и среднего предпринимательства, является нулевым или близко к критическим значениям, например:
- Архангельская область, Московская область, Орловская область, Ивановская область, Костромская область, Калужская область, Псковская область, город Санкт-Петербург (0 ед.);
- Новгородская область, Карачаево-Черкесская республика, Ульяновская область (3 ед.);
- Камчатский край, Республика Алтай (2 ед.)[23].
В отличие от показателей государственной поддержки уровень количества объектов муниципального имущества демонстрирует достаточно высокие показатели:
- Волгоградская область (1200 ед.);
- Московская область (1133 ед.);
- Свердловская область (1131 ед.).
В среднем, количество объектов муниципального имущества, находящегося в субъектах Российской Федерации, составляет от 100 до 400 ед.: (Сахалинская область – 191 ед., Приморский край – 206 ед., Хабаровский край – 465 ед., Кировская область – 381 ед., Пермский край – 200 ед.)[24].
Таким образом, меры имущественной поддержки на федеральном и региональном уровне имеют чрезвычайно низкие показатели, что лишь частично компенсируется имущественной поддержкой на уровне муниципальных образований.
По мнению АО «Корпорации «МСП», в целях расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам и достижения указанных показателей целесообразно проведение следующих мероприятий:
– совершенствование практики реализации программ партнерства крупнейших заказчиков с субъектами малого и среднего предпринимательства, в целях формирования пула добросовестных поставщиков;
– расширение перечня товаров, работ, услуг, закупаемых у субъектов малого и среднего предпринимательства, с обязательным выделением перечня высокотехнологичной продукции, инновационной продукции, закупаемой у субъектов субъектами малого и среднего предпринимательства;
– расширение правовой и информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе через реализацию принципа «одного окна», используя возможности МФЦ;
– совершенствование нормативного правового регулирования участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг, в том числе путем определения механизмов участия крупнейших заказчиков в проведении мероприятий, направленных на «довыращивание» субъектов малого и среднего предпринимательства в целях их потенциального участия в закупке.
По данным ВЦИОМ, количество респондентов, указывающих на улучшение ситуации с развитием бизнеса в г. Москве за последние 5 лет, составило 39,0 % от общего числа опрошенных[25], в то время как на ухудшение ситуации обратили внимание 19,0 % участников опроса.
Также в источнике отмечается, что количество опрошенных, которые начали искать более высокооплачиваемую работу, приработок, заниматься бизнесом в течение последнего полугодия составило 10,0 % против 17,0% респондентов, которые делают это более полугода. Однако подавляющее количество опрошенных, которые не осуществляют указанные действия, составило 63,0 %.[26]
Таким образом, основными проблемами, препятствующими развитию конкуренции в секторе малого бизнеса в России в целом, являются низкое количество хозяйствующих субъектов, задействованных в указанной сфере, а также весьма неравномерное распределение таких субъектов по конкретным сферам экономической деятельности, что предопределяет усиление конкуренции в наиболее привлекательных рыночных сегментах и ее ослабление (отсутствие) в наименее востребованных с точки зрения предпринимательства направлениях хозяйственной деятельности.
В целом, исходя из представленных данных, приходится констатировать недостаточность мер государственной поддержки, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства. Необходимо отметить, что в развитии малого и среднего предпринимательства особую роль следует отвести созданию стимулирующих условий для занятия предпринимательской деятельностью, а также повышению престижа такой деятельности в обществе.
Представляется необходимым принятие единой, комплексной программы, предусматривающей перечень мер по развитию малого и среднего предпринимательства в различных отраслях экономической деятельности, для последующего сопоставления полученных результатов и выявления тенденций применительно к конкретным направлениям экономической деятельности.